Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процессный подход к учету затрат основного производства




Бизнес-модель коммерческой организации

Любая предпринимательская структура, любая компания действует на основе определенной бизнес-модели. Термин «бизнес- модель» используется для характеристики уникальной коммерческой идеи той или иной компании (ее концепции бизнеса), того, каким образом данная компании использует свое устойчивое конкурентное преимущество для достижения более высокой эффективности по сравнению с конкурентами (стратегии компании), а также способности данной фирмы зарабатывать прибыль в настоящее время и в перспективе (модели получения доходов). Гарвардская школа бизнеса дает следующие определение бизнес-модели. Бизнес-модель – это совокупность определяющих бизнес-решений, а также уступок и компромиссов, задействованных компанией для извлечения прибыли. Бизнес-модель отражает специфику бизнеса, а именно специфику ведения бизнеса данной конкретной компании. Поэтому не существует универсальной бизнес-модели, которую каждая компания могла бы с успехом реализовать на практике. Безусловно, можно говорить о бизнес-моделях, типичных для конкретной отрасли.

 Стратегические определения бизнес-модели подчеркивают общее направление в плане позиционирования фирмы на рынке. Здесь важное значение приобретает обеспечение прибыли для многих заинтересованных сторон, в том числе для поставщиков, клиентов и партнеров фирмы. Основное внимание уделяется контактам и взаимодействию с другими организациями, при этом особое значение придается возможностям расширения деятельности. Определяются главные факторы и показатели, от которых зависит эффективность деятельности, осуществляется контроль за их динамикой.

↑Для чего необходима бизнес-модель?

Иногда компании разоряются, несмотря на наличие четко проработанной модели, бывает и наоборот: компания процветает, хотя бизнес-модель у нее довольно «рыхлая», а то и просто плохая. Тем не менее бизнес-модель может обеспечить значительные выгоды и самому предпринимателю, и другим заинтересованным сторонами (его работникам, банкам, деловым партнерам, консультантам и т. п.). Бизнес-модель выполняет, по крайней мере, пять важнейших задач.

Во-первых, модель позволяет предпринимателю сформулировать довольно логичную и внутренне согласованную концепцию организации компании и ее деятельности и довести эту концепцию до своих работников.

Во-вторых, модель представляет собой схему для определения важнейших переменных, которые могут использоваться в уникальных сочетаниях, таким образом, модель может стать основой для новаторских подходов и идей.

В-третьих, модель может служить средством для демонстрации экономической привлекательности предприятия, а значит, для привлечения инвесторов и других источников средств и ресурсов.

В-четвертых, бизнес-модель направляет текущую деятельность компании, устанавливая критерии для оценки целесообразности тех или иных стратегических и тактических решений, рассматриваемых руководством. Бизнес-модель — это система основополагающих светофильтров, через которые компания смотрит на внешний мир[3].

Наконец, наличие бизнес-модели позволяет компании определять изменения и преобразования, которые необходимо осуществлять с учетом изменения внешних условий деятельности с течением времени.

Значение бизнес-модели может зависеть от целей деятельности предпринимателя. У предприятия могут быть разные цели — обеспечение выживания или поддержание определенного стиля жизни владельца, динамичное развитие, осуществление спекулятивных сделок, — и для каждой цели требуется своя бизнес-модель. При этом модели могут быть более или менее четко оформленными, а также более или менее сложными по структуре.

У предприятия, призванного обеспечить выживание или поддержание определенного стиля жизни владельца, может и не быть формальной модели, но сам владелец держит в уме важнейшие принципы и составляющие такой модели, позволяющие максимально увеличить объемы реализации товаров на различных сегментах рынка и добиться наиболее выгодных для себя цен.

Если же предприятие обладает большим потенциалом роста, оно должно иметь более проработанную комплексную и эффективную модель для определения направлений роста и развития и для привлечения ресурсов.

Для предприятия, занимающегося спекулятивными сделками, модель имеет большое значение как средство доведения до инвесторов информации о перспективах роста и возможных прибылях.

Бизнес-модель не является чем-то жестким и неизменным до конца жизни компании - вместе с компанией она живет, развивается, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды. Часто в условиях о бостряющейся конкуренции или, наоборот, захвата явного лидерства, компании пытаются осуществить переход на более эффективные или выгодные бизнес-модели.

↑Структура бизнес-модели предпринимательской деятельности

Основными компонентами бизнес-модели являются структура доходов и структура расходов компании. Эти структуры выявляются в результате всестороннего анализа доходов и расходов компании.

Анализируя доходную часть, предприниматель задается вопросами следующего характера:

Является ли источником дохода продукт или услуга, сколько этих продуктов или услуг?

Какие источники наиболее значимы, продажи по каким из источников будут расти быстрее, чем по другим?

Какие сегменты рынка будут завоеваны и как быстро?

Для выявления структуры затрат компании предприниматель обращает внимание на следующие моменты:

Как меняется себестоимость при увеличении объема партии?

Сколько стоит привлечь одного клиента?

Сколько клиентов за один день может обеспечить специалист по продажам и сколько этот специалист стоит?

Что выгоднее: производить продукт на собственных мощностях или отдать его производство на аутсорсинг?

Какова величина необходимого рабочего капитала?

В результате такого анализа предприниматель получает представление о структуре доходов и расходов. Заметим, что в зависимости от вида деятельности, степени диверсифицированности бизнеса, маркетинговой политики компании и т.п. структуры доходов и затрат в различных отраслях и компаниях различаются – давайте посмотрим, каким образом.

Очевидно, модели бизнеса для различных компаний будут разными в зависимости от темпов роста, а также от длительности периодов планирования, но тем не менее модель бизнеса любой компании включает шесть важнейших разделов:

1. Как мы создаем стоимость?

2. Для кого мы создаем стоимость?

 

3. В чем источник нашего конкурентного преимущества?

4. В чем мы отличаемся от других?

5. Как мы зарабатываем деньги?

6. Какие цели мы ставим перед собой с точки зрения времени, масштаба и размер?

Процессный подход к учету затрат основного производства

Попроцессный метод учета затрат применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию и не имеющих незавершенного производства, полуфабрикатов и запасов готовой продукции. Производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выпущенной продукции (работ, услуг). Данный метод применяется на производствах с простым технологическим циклом (в угольной, горнорудной, газовой, нефтяной промьшшенности).

При отсутствии запасов готовой продукции (энергетические, транспортные организации) применяется метод простой одноступенчатой калькуляции.

Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных затрат за отчетный месяц на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле: С=З/Х'

где С - себестоимость единицы продукции, руб.;

3 - совокупные затраты за отчетный период, руб.;

X - количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.).

Однако на предприятиях, производящих один вид продукции, при отсутствии полуфабрикатов собственного производства, но имеющих некоторое количество не проданной покупателю готовой продукции, применяется метод простой двухступенчатой калькуляции.

Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:

Рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции.

Сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный месяц продукции.

Суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.

Себестоимость продукции методом двухступенчатой простой калькуляции рассчитывается по следующей формуле:

 С=(Зпр/Хпр)+(Зупр/Хупр)

где С - полная себестоимость продукции;

Зпр - совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;

Зупр - управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

Хпр - количество единиц продукции, произведенной в отчетном периоде;

Хупр - количество единиц продукции, проданной в отчетном периоде.

Практическое использование предыдущего метода предполагает наличие у предприятия простейшей системы учета затрат по местам их возникновения. Это позволяет выделить издержки производственной сферы, коммерческие и управленческие расходы.

Если же производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом многоступенчатой простой калькуляции. В этом случае необходимо организовать учет затрат и количества полуфабрикатов по каждому переделу. Расчет себестоимости единицы продукции ведется по следующей формуле:

 С=(Зпр1/Х1)+(Зпр2/Х2)+...+(Зупр/Хупр)

где С - полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Зпр1, Зпр2 - совокупные производственные издержки каждого передела, руб.;

Зупр - управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

XI, Х2 - количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, штук;

Хупр - количество проданные единиц продукции в отчетном периоде, штук.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 115.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...