Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гость в двери- счастье в доме.




    Где истоки знаменитого казахского гостеприимства? Рассказывают, что давным-давно жил старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом деле.

    Когда пришло время ему умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:

- Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите скот на четыре равные части, возьмите каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство.

    Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились с вопросом:

- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?

Отец ответил:

- четвертую часть я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и от питья, скажите ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем состоянии есть и его доля.

    Миновали века, и многое переменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай гостеприимства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждут привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство –и «конак асы»(пища гостя).

 

Жамбыл Жабаев.

Жамбыл родился 16 февраля 1846 год в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты, входившего в состав Старшего жуза. Согласно семейному преданию, мать Жамбыла, Улдан, родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле горы Жамбыл в верховьях реки Чу. Жабай, отец Жамбыла, дал своему сыну имя горы. Ещё мальчиком Жамбыл научился играть на домбре. В четырнадцать лет он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау (речитатив). Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Жамбыл пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах видных акынов. Славился как мастер обличительных песен.

Ко времени Октябрьской революции 1917 года Жамбыл был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. После Октябрьской революции в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы. Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. Поэзия Жамбыла связана с жизнью простого народа.

Жамбыл Жабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского района Алматинской области. В этом ауле организовали музей Жамбыла, около дома прекрасный сад, который он вырастил сам.

(По материалам энциклопедии.)

 

   Владимир Иванович Даль — автор всем известного «Толкового словаря живого великорусского языка», ценнейшего пособия прежде всего для всех, кто занимается русским языком и русской литературой. Об этой сокровищнице русского языка написано огромное количество статей и даже стихов, одно из них принадлежит В.Набокову, и было оно навеяно тем, что вдали от своей Родины он вдруг увидел в книжной лавке дорогие его сердцу книги.  

В.И.Даль был превосходным знатоком русского языка и его говоров, классификацию которых он составил первым. Современники рассказывали, что иногда он только по двум-трём произнесённым словам мог определить, откуда родом человек, носителем какого наречия является. Он также собирал пословицы, поговорки, загадки, самый разнообразный этнографический материал (объяснение обрядов, поверий, предметов культуры и т.д.), который он всегда использовал в своих литературных произведениях. Но мало кто знает из наших современников, что В.И.Даль — блестящий морской офицер, врач, хирург, гомеопат, писатель (псевдоним Казак Луганский), учёный в области этнографии, статистики, в области зоологии и ботаники. Он был талантливым инженером-конструктором, изобретателем. Он был одним из учредителей Русского географического общества.  

Март 1819 года становится началом работы Даля над сбором материала, а потом и работы над составлением Толкового словаря живого великорусского языка. Именно в это время было записано Далем самое первое слово, а впереди были ещё сотни тысяч русских слов, которые ждали своей очереди… (212 слов.)

         (По З.С. Дерягиной.)

       

Поездка домой

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.

Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Так размышлял Аркадий... А пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все: деревья, кусты и травы.

(И. Тургенев) (222 сл.)

Песня Данияра

Весь этот мир земной красоты и тревог раскрывал передо мной Данияр в своей песне. Где он этому научился, от кого он все это слышал? Я понимал,

что так мог любить свою землю только тот, кто всем сердцем тосковал по ней долгие годы, кто выстрадал эту любовь. Когда он пел, я видел и его самого, маленького мальчика, скитающегося по степным дорогам. Может, тогда и родились у него в душе песни о родине? А может, тогда, когда он шагал по огненным верстам войны?

Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи обнять его только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда,  как проснулось во мне что-то новое, чего я еще не умел назвать, но это было что-то неодолимое, это была потребность выразить себя, да, выразить, не только самому видеть и ощущать мир, но и донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как умел это делать Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но я тогда еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть. Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников и ребята говорили, что у меня получается «точь-в-точь». Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. Но потом началась война, братья ушли в армию, а я бросил школу и пошел работать в колхоз, как и все мои сверстники. Я забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил, точно во сне, и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.

(Ч. Айтматов) (196 сл.)

 

Слово о МухтареАуэзове

Мухтар Ауэзов пережил всё, что могла дать человеку действительность. Он испытал счастье быть понятым и признанным народом своим.

Мягкий голос, добрая улыбка, скрывающая постоянную озабоченность, медлительная густая речь – таким помнят его бывшие студенты, его ученики – молодые литераторы.

Мухтар-ага – педагог, воспитатель, наставник наш. Для нас он остался таким же, каким был при жизни.

Ещё многое из его творчества ждёт своего разноязыкого читателя. Эпопея об Абае – это часть его замечательных творений.

Листая страницы книг любимого писателя, пристальней вглядываясь в его строки, мы все ярче и ярче различаем изумительные, неповторимые краски мухтаровской палитры, удивляемся его неиссякаемому таланту.

Мы слушали его лекции о богатом поэтическом наследии народа, об истории родной литературы, о литературе стран Востока при переполненных аудиториях. Он был для нас мудрым собеседником. Красочная, поэтическая речь, удивительное знание истории и культуры народов Востока и, самое главное, глубокое человеческое обаяние и глубокий ум покоряли нас.

МухтарАуэзов был смел, упрям и честен. Его сердце было отдано народу, и народ полюбил своего сына. Он стал гордостью своей нации.

 

(По А. Алимжанову) (167 сл.)

 

 

Два портрета Пушкина

 

  Весною тысяча восемьсот двадцать седьмого года поэт и искусствовед Дельвиг, занятый устройством передвижной выставки русских художников для Франции, Англии и Италии, заказал Оресту Кипренскому портрет своего лучшего друга. В мае – июне в Петербурге Пушкин позировал знаменитому художнику. Вдохновенный мастер кисти создал один из шедевров русской портретной живописи. Он дал глубокую и проникновенную характеристику гениального поэта, изобразив его в спокойной и благородной позе, с небрежно накинутым пледом на одно плечо, с ясновидящим и мудрым взглядом, у бронзовой статуэтки музы, играющей на лире. Чистота и возвышенность мысли, озаряющей лицо мыслителя-творца, неподражаемы по воздушности, изяществу и лиризму трактовки. Несмотря на некоторую идеализацию, художник сумел сохранить всю живую подлинность натуры.

   По возвращении Пушкина из ссылки его друг Соболевский обратился к лучшему портретисту Москвы Тропинину с просьбой написать поэта не в парадной позе знаменитого деятеля, а частным человеком, в домашнем халате, растрепанным, с заветным перстнем на большом пальце правой руки. Заказ был выполнен в январе – феврале тысяча восемьсот двадцать седьмого года в мастерской живописца. Вскоре «Московский телеграф» признал поразительное сходство портрета с подлинником.

   Оба знаменитых портрета изображают Пушкина в расцвете его жизненных и творческих сил.

 

(По В. Гроссману) (185 сл.)

 

 

Любовь

Странное чувство владело Абаем этой весной. Оно делало его равнодушным к окружающей суете и шуму, радостям и печалям близких людей. Он весь погрузился в новый, одному ему доступный мир. Домбра и бумага послушно повторяли горячие, прочувствованные слова его песен и стихов. Это были откровенные признания молодого взволнованного сердца. Но как много ещё осталось невысказанным, как много песен было ещё не спето! Тайны сердца рассказаны не все. А сказанное – так бедно и скудно. О, если бы нашёлся друг, который захотел бы заглянуть в его смятенное сердце и прислушаться к его голосу, то он излил бы ему в напевах не передаваемую словами тоску!

   Все стихи, сочиненные, записанные им, до сих пор жили только в нём самом. Ни одна песня не дошла до той, для кого он слагал их. Надежда? Надежды тоже не было. Ему оставалась лишь одинокая, грустная мечта.

   По временам где-то далеко-далеко ему слышался серебряный звон шолпы… Звон то приближался, то отдалялся. Слабый отзвук надежды трепетал в этом звоне и томил душу…Мечта? Нежные золотистые лучи её горели там, далеко, куда не достигал его взгляд…

 

(По М. Ауэзову) (175 сл.)

 

 

Молодость – это вся жизнь

Когда я учился в школе, мне казалось: вот вырасту, и всё будет иначе. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и всё вообще будет иначе… А в действительности вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оно оставалось тем же…

   В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, всё его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Радость, не разделенная с душевными друзьями, не радость.

  Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности.

   И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить её можно, но очень трудно.

   Наша молодость – это и наша старость.

(По Д. Лихачеву) (194 сл.)

 

Национальные особенности

    Национальные особенности – достоверный факт. Не существует каких-то единственных в своём роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Всё дело только в некоторой их совокупности и кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым.

   В самом деле, представьте себе, что вы путешествуете в вагоне и видите из окна один и тот же пейзаж. Скучно! Пропадает интерес к путешествию, и исчезает любовь к стране, по которой вы проезжаете. Ребёнок не полюбит куклу, если он будет знать, что все куклы совершенно одинаковы и их множество. Найти в своей кукле индивидуальные особенности, отличающие её от других кукол, и надо назвать её своим именем. Имя как признак индивидуальности и неповторимости играет огромную роль в привязанности к чему бы то ни было и к кому бы то ни было.

    Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних, - вся страна превращается в пустыню, скучную, неинтересную, а люди в ней – в людей, лишенных любви к родным местам.

   Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не относимся, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышление над историческими обстоятельствами имеет общественное значение.

 

(Д. Лихачев) (204 сл.)

 

Жизнь аула

 

   Люди нашего аула очень любят веселье. Празднуют по любому поводу: купил ли кто обновку, появился ли в доме с криком и плачем новорождённый, или семилетний малыш впервые переступил порог школы. Да мало ли случается в каждом аульном доме такого, что, по мнению взрослых, должно быть обязательно отмечено не только членами семьи и родственниками, но и всеми, кто живет по соседству. Ведь о случившемся радостном событии должны знать все жители аула.

    Вот почему в маленьких саманных домиках набирается столько гостей, что в другой раз и порог переступить трудно. Почетные гости занимают самую почётную комнату, молодёжь – помещение поменьше, а детвора набивается в прихожей, так что и повернуться негде.

   Но в первые годы войны люди, на которых обрушилось сразу столько бед, забыли, что такое развлечение. Каждый новый день порог переступала беда. Из всех домов уже давно проводили на фронт мужей, отцов, братьев и сыновей. Но подрастали новые парни и тоже уходили туда, откуда ещё никто не вернулся, откуда только приходили треугольные солдатские письма, да эти страшные, наводящие ужас на весь аул, похоронки.

  Но потом, когда люди, уставшие от всех военных бед, свалившихся непосильным грузом на их плечи, пережили растерянность, собрались с мыслями и занялись своими привычными делами, ситуация изменилась. Жизнь аула, хоть и трудная, хоть и бедная, вновь входила в прежнее русло.

 

(С. Жунусов)(209 сл.)

 

 

Берёзовый звон

 

   Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими серёжками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет.

   Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительная стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникали лучи солнца, - она вся сверкала рубинами и алмазами.

   И, словно соблазненные зимней красотой берёзовой рощи, сюда заспешили стайки чернышей. Тяжёлые птицы лазили по ветвям, встряхивали их и рушили с них хрустальную осыпь инея. Раскрываясь, берёза будто тощала, худала, и птицы под лучами сами становились её украшением.

   Зима ещё только соткала свои наряды, она постарается в первую же порошу все подновить, чтобы открыться людям в новой красоте, создать сказочные хоромы.

   Наступит, скажем, оттепель – с деревьев, медленно стекая, к концам побегов и веточек потянется влага. Она станет намерзать, стынуть, обледеневать. Вытянутся сосульки. А к вечеру или утру, когда усилится мороз, налетит ветер, качнёт деревья, хрупкие сосульки и леденцы придут в движение и тогда по роще или по лесу зазвенят, будто малюсенькие колокольчики, раздастся мелодичный звон на разные голоса. И покажется человеку, что он участвует в сказке.

   Сходите в берёзовую рощу в гололёд, и вы обязательно услышите этот хрустальный перезвон.

 

(П. Панфилов) (204 сл.)

 

 

Утро на море

Приближалось утро. Еще одна ночь уходила, еще один день нарождался. В светлеющем, сероватом сумраке постепенно вырисовывалось, как губа оленя в сизом облаке дыхания, бушующее соприкосновение моря с берегом. Море дышало. На всем вскипающем соприкосновении суши и моря клубился холодный пар летучей мороси, и на всем побережье, на всем его протяжении стоял упорный рокот прибоя. Волны упорствовали на своем: волна за волной могуче взбегали на штурм суши вверх по холодному и жесткому насту намытого песка, вверх через бурые, ослизлые завалы камней, вверх — сколько сил и размаха хватало, и волна за волной угасали, как выдох, на последней черте выплеска, оставляя по себе мгновенную пену да прелый запах взболтанных водорослей.

Временами вместе с прибоем выметывались на берег обломки льдин, невесть откуда занесенных весенним движением океана. Шалые льдины, вышвырнутые на песок, сразу превращались в нелепые беспомощные куски смерзшегося моря. Последующие волны быстро возвращались и уносили их обратно, в свою стихию.

Исчезла мгла. Утро все больше наливалось светом. Постепенно вырисовывались очертания земли, постепенно прояснялось море.

Волны, растревоженные ночным ветром, еще бурунились у берегов беловерхими набегающими грядами, но в глубине, в теряющейся дали, море уже усмирялось, успокаивалось, свинцово поблескивая в той стороне тяжкой зыбью.

(Ч. Айтматов) (191 сл.)

 

Об Абае

         Говоря об Абае, трудно быть оригинальным. Я сразу скажу то, что может сказать любой казах, любой казахстанец, знающий и понимающий дух Абая. Мы знаем Абая с детства, со школьной семьи. В молодости всегда привлекала его лирика, но Абай живет не только в поэзии. Он и замечательный композитор. Нет казаха, который не любил бы  его песен. В нашей степи их знают и поют.

    В школьные годы я запомнил поэму «Искандер», в которой Александр Македонский описывается поэтом как человек, как полководец. Абай говорит о жестокости завоевателя, о его алчности, неуемности в своих устремлениях. Симпатия поэта остается на стороне мыслителя Аристотеля.

    С возрастом начинаешь мудреть, набираешься жизненного опыта, возникает внутренняя потребность возвращаться к стихам Абая, в которых находишь созвучие с сегодняшним днем. Океан его мыслей настолько глубок, что каждый человек всю жизнь вновь и вновь как бы открывает Абая и всю жизнь его познает.

    Слова Абая будто бы обращены к нам сегодняшним, к молодежи. Такие понятия, как честь, совесть, доброта, целеустремленность, всегда должны оставаться главной субстанцией человека.

 

                                                                            (По Н.Назарбаеву)

 

        

   

Ильяс Есенберлин

Ильяс Есенберлин не только крупнейший представитель казахской литературы, но и яркая личность, занимающая достойное место в истории казахского народа. Среди казахских писателей он, пожалуй, первым посвятил свое перо сложной и острой теме борьбы казахского народа за национальную независимость и обретение государственности.

И сам Ильяс Есенберлин, и его произведения не вписывались в идеологические стандарты тоталитарной системы. Это сказалось и на его личной судьбе, и на судьбе его творений. С болью и горечью вспоминаешь сегодня, как тернист и долог был путь к читателю каждой из его книг. Цензурные мытарства, заговор молчания или яростная травля со стороны официальной критики – это лишь часть того, что пришлось испытать мужественному писателю.

    Несмотря на все трудности, Ильяс Есенберлин оставил после себя собрание прекрасных произведений. Центральное место в его творчестве занимает знаменитая трилогия «Кочевники», которую отличают эпический размах, динамизм действия, живые и неповторимые образы выдающихся деятелей казахской истории, точный и выразительный язык. Переведенная на многие языки мира, эта трилогия по охвату многообразных сторон национального бытия может быть названа энциклопедией жизни казахского народа.

       (Из сборника «Писатель, личность, человек») 166 слов

 

Правнук хана Аблая

 Ничто так не способствует раннему и стремительному развитию ума и характера, как необычность положения, в которое судьба сводит одаренного человека с малых лет. Детские впечатления Шокана, правнука хана Аблая, связаны с пребыванием семьи казахского султана в русской крепости.

Маленький торе выучился читать года в четыре. Он очень рано стал ходить в школу, построенную его отцом, овладел арабским языком. Через арабский ему открылась восточная литература.

Так уж вышло, что в числе его первых впечатлений детства оказались степные междоусобицы, политические разногласия. В те годы традиционные айтысы неизбежно превращались в политические споры. Поэзия этого времени запечатлелась в памяти мальчика с поразительной яркостью. Шокан рано научился отличать истинный патриотизм от показного, также усвоил тончайшие приемы восточной беседы, когда сказано все, но не выдано ничего.

Подрастая, Шокан переходил от детских забав к отроческим. Юноша полюбил до самозабвения соколиную охоту. Однако, заслышав, что к отцу приехал знаменитый Орынбай, он бросал все и бежал к юрте, откуда доносился звон струн.

 

                                        (По И.Стрелковой) 164 слова

    Очень богат русский язык словами, относящимися ко временам года и природным явлениям, с ними связанными.

    Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки – весны, есть в котомке много хороших слов.

    Начинаются оттепели, капает с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины.

    Потом на реках происходит первая подвижка льда, когда лед начинает косо надкалываться, а из лунок и прорубей выступает наружу вода.

    Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням.

    Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его ярким, но уже холодным сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом, с летней паутиной. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках.

    Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземкой, снегопадом, седыми морозами.

                                                              (По К. Паустовскому

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...