Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2 (1)Раздался звонок в дверь, и в коридор к нам зашёл дядя Миша. (2)Прямо с порога он бросился обнимать меня. (3)А я вспомнила, как дядя Миша укладывал меня спать. (4)Когда я была маленькая, я часто не могла уснуть. (5)Дядя Миша брал меня на руки и носил по комнате. (6)Он рассказывал мне сказки, а я слушала. (7)Самой любимой моей сказкой была «Сказка о рыбаке и рыбке». (8)На слова Пушкина дядя Миша сам сочинил мотив. (9)И вот он пел мне о том, как старик в первый раз закинул невод, как «в другой раз закинул он невод» (10)Я знала, что сейчас старик в третий раз закинет невод и поймает золотую рыбку. (11)И всё равно я слушала сказку Пушкина с замиранием сердца. (12)Я боялась: а вдруг сегодня старик не поймает рыбку? (13)Ведь тогда старик и старуха будут и дальше жить «в землянке», как жили до этого «тридцать лет и три года...» (14)Теперь я знаю, в чём секрет таланта. (15)Это когда ты читаешь книгу в тысячный раз и думаешь: «А вдруг сегодня конец будет новый?» (16)Талантлив тот автор, который заставляет читателя переживать над книгой, будто в первый раз.
(По А.Я. Бруштейн) Пояснение. Основная мысль текста: Талантливый автор заставит читателя переживать над книгой, будто в первый раз.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. Задание 8 № 191 Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2 (1)У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. (2)Нина самая маленькая: ей девять лет. (3)Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. (4)Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. (5)Все к этому привыкли и стараются не замечать. (6)Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? — рука её дрожит ещё сильнее. (7)Несёт ложку бабушка — ложка дрожит, капельки на стол капают. (8)Скоро день рождения Нины. (9)Мать сказала, что на её именины будет обед. (10)Она с бабушкой испечёт большой сладкий пирог. (11)Пусть Нина пригласит своих подруг. (12)Пришли гости. (13)Мама накрывает стол белой скатертью и ставит на скатерть пирог. (14)Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у неё рука дрожит. (15)Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе. (16)Нина сказала тихонько маме: — (17)Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится... — (18)Почему? — Удивилась мама. — (19)У неё рука дрожит... (20)Подружки смеяться будут... (21)Мама побледнела. (22)Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф. (23)Потом мама долго сидела молча и наконец сказала: — (24)У нас сегодня бабушка больна. (25)Именинного обеда не будет. (26)Поздравляю тебя, Нина, с днём рождения. (27)Моё тебе пожелание: научись уважать старость! (28)Стыдно её не уважать.
(По В.А. Сухомлинскому) Пояснение. Основная мысль текста: Нельзя стыдиться старости. (ИЛИ: Старость нужно уважать).
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. Задание 8 № 203 Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2 (1)Мама уехала в город, и пятилетний Ваня с папой остались одни. (2)«Завтра утром пойдём на рыбалку — окуней наловим!» —пообещал папа. (3)И подумал про себя: «Сын у меня уже большой, понятливый, крючок за палец не зацепит, удочку не сломает» (4)На другой день папа поднялся рано-рано. (5)Он приготовил любимую свою и Ванину еду — яичницу-глазунью — и разбудил сына. (6)Сказал: «Ванюшка, вставай, умывайся скорее, яичница стынет. (7)Быстренько поедим и на речку, за окунями!» (8)Тут Ваню долго уговаривать не надо: «окуни» — слово волшебное. (9)Вскочил в одно мгновение, всё сделал быстро, сел за стол. (10)А мухи разлетались вокруг, есть мешают, на глазунью садятся. (11)«Задай-ка им перцу!» — говорит папа. (12)Ваня берёт перечницу и сыплет перец на яичницу. (13)«Да ты меня не понял: мухобойкой их, мухобойкой!» — кричит папа. (14)Ваня хватает мухобойку. (15)Раз! — папе по спине, где муха сидела. (16)Два! — по столу. (17)Три! — замахнулся и смотрит, куда муха сядет. (18)А она села на глазунью. (19)Бабах! — и вся яичница улетела папе на рубашку. (20)И папа сказал: «Всё, рыбалка отменяется. (21)Будет гречневая каша на завтрак и большая стирка. (22)А окуни пусть пока подрастут, да и ты, сынок, тоже».
(По Ю. И. Чичёву) Пояснение. Основная мысль текста: Папа ошибся, думая, что его сын уже достаточно взрослый, чтобы пойти на рыбалку, но вовремя понял ошибку и исправил её.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. Задание 8 № 215 Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2 (1)Вышел Юрик во двор, а там мороз сразу за щёки куснул. (2)А вокруг всё в снегу: и на деревьях он лежит, и на кустах, и на заборе, и даже на проволоке, которую ещё летом натянули для гороха. (3)И такой снег аппетитный! (4)Захотелось Юрику снежку попробовать. (5)Снял осторожно губами комочек — прохладно, как мороженое. (6)Съел первую порцию, за второй потянулся и вдруг нечаянно языком коснулся голой проволоки. (7)Язык тут же к проволоке и прилип. (8)А обожгло, как горячим чаем. (9)Не по себе стало Юрику. (10)Хотел крикнуть: «Мама!», но чтобы букву «эм» произнести, надо губы-то сомкнуть. (11)Вот они и сомкнулись... на проволоке. (12)И показалось Юрику, что он прирос к железу насовсем. (13)И от этого аж похолодело всё внутри. (14)Юрик дёрнулся, оторвался от проволоки, выплюнул снег. (15)А тот уже совсем не вкусный. (16)А во рту солёно, и щиплет, жжёт и губы, и кончик языка. (17)Заревел наш герой и бегом в дом, к маме утешаться. (18)Мама только руками всплеснула: «Говорила же тебе столько раз: на морозе железо жжётся! (19)О чём думал-то, ворона?» (20)То же самое Юрику и доктор объяснил, которого пригласили малыша лечить. (21)Железо не конфетка. (22)На морозе жжёт и прихватывает. (23)И маму слушать надо.
(По Ю. И. Чичёву) Пояснение. Основная мысль текста: Необходимо прислушиваться к предупреждениям взрослых (и знать, что железо на морозе жжётся).
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. Задание 8 № 227 Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2 (1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог. (3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка. (4)— Добуду... — обещает старик. (5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в просьбе дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть. (8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком. (9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице. (10)Тот, как тень, полз за хозяином... (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился... (16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. (20)— Гляди, как драпанул... — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку) Пояснение. Основная мысль текста: Нельзя причинять горе другим, чтобы спасти от беды своих близких (И/ИЛИ Емеля не смог загубить молодую жизнь, поняв, что оленёнок — такое же дитя, как и его внук).
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. Задание 8 № 239 Определите и запишите основную мысль текста.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 4730. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |