Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение физической культуры




Лекция 1

Введение. Источники возникновения

Физической культуры

 

1.1. История физической культуры - как наука и учебный предмет.

1.2.Зарождение физической культуры.

 

История физической культуры

Как наука и учебный предмет

 

История – наука многогранная и увлекательная. Она исследует развитие и становление народов, государств, политических и социальных явлений. Специфическим объектом исторического исследования является также физическая культура.

Возникшее на базе великолепного альянса истории и физической культуры новое научное направление получило название история физической культуры, т.е. наука об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры на разных этапах существования человеческого общества. Следует отметить, что это одна из древнейших наук в области жизнедеятельности людей, возникшая в IV веке до н.э. в Древней Греции.

Истории физической культуры как специальной области исторического познания, присуща своя структура изучения. Основу ее составляет научная периодизация, методологическое значение которой заключается в правильном понимании этапов становления и развития физической культуры от простейших элементов далекого прошлого до сложных систем организации физического воспитания современности. В соответствии с этим, история физической культуры может быть разделена на следующие периоды:

q с IV тыс. до н.э. по 476 г. н.э. – первый период, освещающий особенности первобытнообщинного и рабовладельческого типов физической культуры, т.е. история физической культуры Древнего мира;

q с V по XVII вв. – второй период, включающий историю физической культуры Средних веков. Ее расцвет и упадок;

q с XVII по XVIII вв. – третий период, так называемый переходный от средневековья к новому времени;

q с конца XVIII в. до начала XX в. – четвертый период истории физической культуры, истории нового времени;

q с начала XX в. начинается пятый период в истории развития и совершенствования физической культуры новейшего времени.

Предложенная периодизация не является догмой. Современные истографы, как, например, профессор Суник А.В., выдвигают версии по пересмотру периодов истории физической культуры на основе уточнения ее критериев (признаков), характеризующих более точно эпоху.

Основная цель рассматриваемой науки – изучение и сохранение истоков мировой и национальной культур, органической частью которой является физическая культура. Достижение этой цели осуществляется посредством методов научного исследования, среди которых следует отметить такие как:

- метод историко-теоретического анализа и обобщения материалов;

- метод статистического анализа;

- метод опроса, беседы;

- метод обобщения практики и изучения опыта развития физической культуры;

- метод исторической аналогии и сопоставления и т.п.

Источники истории физической культуры многообразны – архивные материалы, летописи, археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино- и фотоматериалы, документы правительственных и неправительственных организаций.

История физической культуры – наука интересная и познавательная. Многоплановы ее направления: от эволюции ее возникновения и развития, происхождения и распространения средств, форм и систем физического воспитания до спортивной и оздоровительной деятельности людей, международных движений и Олимпийских игр.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых на специализированных факультетах, этой науке в рамках учебного предмета «История физической культуры и спорта» отводится значительное место. Указанная дисциплина относится к профилирующим, т.к. является основой других предметов.

Цель изучаемого предмета – профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов. Основные задачи – расширение кругозора специалиста; повышение эрудиции; активизация творческого мышления; повышение теоретического уровня и обогащение опытом прошлого; создание основы изучения теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических положений и позиций; предвидение тенденций развития и прогнозирования физкультурного движения современности.

По своей структуре предмет "История физической культуры и спорта" представлен двумя частями – всеобщей историей и отечественной историей физической культуры.

 

Зарождение физической культуры

 

Физическая культура – это процесс и результат готовности людей к жизни, т.е. рациональное использование двигательной деятельности для улучшения физического состояния и развития человека.

Появление ее в первобытнообщинном периоде связано со специфической деятельностью человека по добыванию средств к существованию и датируется 80000 лет до н.э. Возникновение физической культуры было обусловлено появлением метательного орудия с костяным наконечником и зубчатых острог. Главным источником существования первобытных людей того периода была охота на крупных животных. Удачную охоту можно было обеспечить только за счет изготовленных и опробованных средств и организованных совместных действий. В процессе совершенствования этого действия древний человек научился рационально использовать в качестве метательного орудия разнообразные предметы, открыл способ метания, увеличивающий дальность полета. В процессе упражнений научился владеть своими мышцами, координировать собственные движения. Физическая культура первобытного общества прошла очень сложный тысячелетний путь от инстинктивных атакующих и оборонительных движений до скоординированных акций. Овладение этими умениями и навыками происходило путем наблюдения и копирования. Все большее значение в развитии физической культуры стали приобретать действия магической направленности. Не религиозной, а именно магической, т.к. магию древних веков еще нельзя считать религией в современном понимании этого слова. В ней не было молитвы, она не выражала поклонения святому престолу или веру в потусторонних духов. Магическая направленность физических упражнений выполняла исключительно самозащитную, экономическую и социальную функции. В связи с магическими ритуалами, используемые бег, прыжки, танцевальные и метательные действия, получили самостоятельное развитие и стали приобретать синтезированные формы.

Первый скачок в развитии физической культуры первобытнообщинного строя произошел с появлением лука 12 тыс. лет до н.э. Новое "стрелковое оружие" давало возможность добывать много мелкой дичи, птицы, рыбы. Племена, владеющие луком, стали селиться на постоянные поселения, появилось больше свободного времени, используемого на физические упражнения. Это подверждают наскальные рисунки в пещерах Пеш-Мерль, Марцелла-Валле и других. Древние люди стали изображать не только рисунки охоты на животных, но и фигуры борющихся людей. В первобытнообщинном обществе стали формироваться и первые системы физического воспитания. Для подготовки будущих поколений и перехода от отрочества к зрелости была использована форма – обряд посвященных. При подготовке к состязаниям упражнения уже не имитировались, а выполнялись, говоря профессиональным языком спорта, как соревновательное упражнение. Это подтверждают находки в альтамирской, тюкдодуберской и монтеспанской пещерах.

Второй скачок в развитии физической культуры связан с эпохой мезолита и неолита, когда главными источниками существования стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимающихся пастушеством и земледелием, потеряли жизненную важность упражнения в беге на длинные расстояния, прыжках, метаниях и преследовании дичи. На передний план выдвинулись верховая езда, поднятие тяжестей, танцевальные упражнения, посвященные плодородию и медитация. Переход к оседлости обострил борьбу за лучшие земли и территории. Церемонии в обрядах посвящения стали все более распространенной формой физического воспитания, включающей элементы боевой подготовки. Требования такой подготовки становятся все более внушительными. Церемония посвящения в воины становится у многих племен общепринятой. В рамках самого акта посвящения на передний план выдвигается соперничество типа состязаний. Появились ритуальные центры Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Вас, Куфферн. Обособились группы лиц, ответственных за проведение церемоний. Возникли первые эстетические идеалы героев, наделенных сверхъестественными телесными и духовными способностями – Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Великий Ю у китайцев, Геракл, Прометей, Ахиллес у греков, Зигфрид у германцев, Рустем у персов, Кешар у тибетцев. Как правило, эти герои были непобедимыми мастерами борьбы.

В современном мире первобытную физическую культуру мы можем встретить среди самобытных народов с низкой цивилизацией и суровыми условиями проживания. Пример – тарахумары, индейцы, живущие на склонах горной цепи Сьерра Мадре на севере Мексики; восточноафриканские вахумы; жители некоторых племен на Канарах, в Гвинее, островах Индонезийского архипелага. Тарахумары до сих пор в обрядах посвящения используют состязания по бегу на несколько сот километров; вахумы – ритуальные прыжки с места в высоту; племена, живущие на островах, используют в обрядах посвящения водные поединки, «прыжки с вышки» (высота не менее 30 м) и т.п.

 Для физической культуры первобытнообщинного строя были характерны бесклассовый характер, элементарные системы физического воспитания и прикладной характер подготовки. Важно отметить, что основные формы физических движений, сложившиеся в рамках первобытной магии, легли в основу культуры движений нашего времени. Элементы, отражающие стремление человека к покорению природы таятся в наиболее развитых видах современной физкультурной и спортивной деятельности (спортивные игры, виды легкой атлетики, плавание, конный вид спорта, гимнастика, акробатика и т.д.). Накопленный тысячелетиями опыт первобытных жрецов лег в основу лечебной физической культуры, массажа, гигиены, спортивной медицины, врачевания, психологии.

 

 

Лекция 2

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...