Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хорошо организованные системы




Лекция №5

Тема: Классификация систем

5.1. Закономерности целеобразования

5.2. Классификация систем

- по характеру взаимодействия со средой

- по сложности

- по степени организованности


 


Тема: Классификация систем

Закономерности целеобразования

Классификация систем

- по характеру взаимодействия со средой

- по сложности

- по степени организованности

 

Закономерности целеобразования.

Изучение процессов обоснования и структуризации целей в конкретных условиях позволяет сформулировать некоторые общие закономерности целеобразования, которые полезно использовать при исследовании и совершенствовании сложных систем.

1.Зависимость представления о цели и самой формулировки цели от степени познания объекта (или процесса). Анализ определений понятия цель позволяет сделать вывод, что, формулируя цель, нужно стремиться отразить в формулировке или в способе представления цели ее активную роль в познании, управлении и в то же время сделать ее реалистичной, направить с её помощью деятельность на получение определенного полезного результата. При этом формулировка цели и представление о цели зависит от стадии познания объекта, и в процессе развития представлений об объекте формулировку цели можно и нужно уточнять.

Коллектив, формирующий цель, должен определить, в каком смысле на данном этапе рассмотрения объекта употребляется понятие цель, к какой точке "условной шкалы" ("идеальное устремление в будущее" - "конкретный результат деятельности") ближе принимаемая формулировка цели.

2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При анализе причин возникновения цели нужно учитывать, как внешние по отношению к системе, так и внутренние факторы (внешние и внутренние потребности, мотивы, программы).

Это – очень важное отличие открытых, развивающихся систем с активными элементами от технических, отображаемых закрытыми моделями. Теория управления техническими системами оперирует понятием цель как внешним по отношению к системе, а в открытых, развивающихся системах цель формируется внутри системы, и внутренние факторы, влияющие на формирование целей, являются такими же объективными, как и внешние.

3. Возможность (и необходимость) сведения задачи формулирования общей (главной, глобальной) цели к задаче ее структуризации. Анализ процесса формулирования глобальной цели в сложной системе показывает, что эта цель возникает в сознании руководителя или коллектива не как чёткое единичное понятие, а как некоторая, достаточно "размытая" область. Исследования психологов показывают, что на любом уровне цель возникает вначале в виде "образа" цели. Особенно ярко это проявляется на уровне глобальной цели. При этом достичь одинакового понимания общей цели всеми ЛПР, по-видимому, принципиально невозможно без ее детализации в виде упорядоченного набора взаимосвязанных подцелей, которые делают ее понятной и более конкретной для всех участников процесса целеобразования

4.Проявление в структуре целей закономерности целостности. В иерархической структуре целей, как и в любой иерархической структуре, закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии. Применительно к структуре целей это означает, что достижение целей вышележащего уровня не может быть полностью обеспечено достижением подцелей, хотя и зависит от них, и что потребности, мотивы, программы, влияющие на формирование целей, нужно исследовать на каждом уровне иерархии.


 


Классификация систем(по характеру взаимодействия со средой, по сложности, по степени организованности)

 

Системы разделяют по различным признакам. Например:

§ по виду отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т.п. системы);

§ виду научного направления, используемого для их моделирования (математические, физические, химические и др.);

§ взаимодействию со средой (открытые и закрытые);

§ величине и сложности;

§ детерминированные и стохастические;

§ абстрактные и материальные и т.д.

Классификации всегда относительны. Так, принимая во внимание диалектику субъективного и объективного в системе, то станет понятной относительность разделения систем на абстрактные и объективно существующие: это могут быть стадии развития одной и той же системы. Действительно, объекты, отражаясь в сознании человека, выступают в роли абстракций, понятий, а абстрактные проекты создаваемых систем воплощаются в реально существующие объекты, которые можно ощутить, а при изучении снова отразить в виде абстрактной системы.

Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов моделирования для соответствующего класса систем. При этом система может быть охарактеризована несколькими признаками.

Рассмотрим некоторые из наиболее важных классификаций систем.

Классификация по характеру взаимодействия системы с окружающей средой:

Закрытые Обмен с внешней средой отсутствует
Открытые Способны обмениваться со средой массой, энергией и информацией.
Системы (взаимодействие со средой)

Закрытые системы – какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Для закрытых систем характерно увеличение энтропии (второй закон термодинамики).

Открытые системы – свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.

При изучении экономических, организационных объектов важно выделять класс целенаправленных или целеустремленных систем. В этом классе, в свою очередь, можно выделить системы, в которых цели задаются извне (обычно это имеет место в закрытых системах), и системы, в которых цели формируются внутри (что характерно для открытых, самоорганизующихся систем).

Классификация систем по сложности: большие (и малые), сложные (и простые).

Системы (сложность)
Сложные § Сложные взаимоотношения между элементами, разнородная информация. § Для понимания системы необходимо несколько «наблюдателей» разной квалификации (например, инженер-строитель, программист, юрист, психолог и т.п.)
Большие § Много элементов, большая размерность системы. § Для изучения системы необходим один «наблюдатель» (имеется в виду не количество людей, а однородность их квалификации, например, инженер или экономист).


 

 

Классификация систем по степени организованности:

Системы (степень организованности)    
Самоорганизующиеся или развивающиеся
Хорошо организованные
Плохо организованные, или диффузные


Хорошо организованные системы

Если исследователю удается определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы и вид детерминированных (аналитических или графических) зависимостей, то возможно представление объекта в виде хорошо организованной системы. То есть представление объекта в виде хорошо организованной системы применяется в тех случаях, когда может быть предложено детерминированное описание и экспериментально показана правомерность его применения (доказана адекватность модели реальному объекту). Такое представление успешно применяется при моделировании технических и технологических систем.

Хотя, строго говоря, даже простейшие математические соотношения, отображающие реальные ситуации, также не являются абсолютно адекватными, поскольку, например, при суммировании яблок не учитывается, что они не бывают абсолютно одинаковыми, а вес можно измерить только с некоторой точностью. Трудности возникают при работе со сложными объектами (биологическими, экономическими, социальными и др.). Без существенного упрощения их нельзя представить в виде хорошо организованных систем. Поэтому для отображения сложного объекта в виде хорошо организованной системы приходится выделять только факторы, существенные для конкретной цели исследования. Попытки применить модели хорошо организованных систем для представления сложных объектов практически часто нереализуемы, так как, в частности, не удается поставить эксперимент, доказывающий адекватность модели. Поэтому в большинстве случаев при представлении сложных объектов и проблем на начальных этапах исследования их отображают классами, рассмотренными ниже.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...