Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уб -- Сб . Жрт . (ФД . ПС . ФПсл) . М . В – Обстановка




· Что известно – обоснование версий;

· Что необходимо установить (проверить версии);

· Какие процессуальные действия и ОРМ необходимо произвести;

· Что установили.

Итак, убийство включает в себя жертву, потому что какправило,в 99% случаем мы с вами получаем информацию о жертве и начинаем осмотр места обнаружения жертвы, начинается сбор криминалистически значимой информации, которую мы, получив дополнительную информацию, превращаем в доказательства по уголовному делу. Иногда, рассматривая жертву мы уже можем смоделировать ситуацию, которая произошла на месте совершения убийства и относительно использованного орудия и относительно взаиморасположения убийцы и жертвы в момент нанесения ударов (об этом надо помнить при постановке вопросов экспертам в рамках судебно-медицинской экспертизы). Эти данные (взаиморасположение преступника и жертвы) позволят получить информацию о росте преступника, о силе удара, о наличии у него профессиональных навыков и т.д. и т.п.

Пример: на автобусной остановке за кустиками найден расчлененный труп. Мужчина нашел объект, завернутый в ткань, пропитанную кровью. Он решил, что это кусок мяса и принес его домой. Это оказалась голова молодого мужчины. Через 2 дня на Варшавском вокзале в сумке в камере хранения нашли части трупа. Собрали части трупа, установили личность этого молодого человека. Пришлось много поработать, одна из версий была, что он приезжий, пришлось отрабатывать большой контингент на вокзалах, особенно на Московском вокзале, для этого были использованы определенные данные, полученные после судебно-медицинского исследования. Когда изучали части этого расчлененного трупа обратили внимание на то, что труп был расчленен очень профессионально. Первая версия по субъекту, что это медик или мясник. Больше склонялись к медику, стали отрабатывать эту версию, потратили очень много времени, пока не получили дополнительную информацию об этом молодом человеке: он был с Ленобласти, имел не совсем правильную социальную и сексуальную ориентацию. Стали отрабатывать этот круг связей, с учетом того, что это могло быть на Московском вокзале. Отрабатывая контакты, вышли на одного интересного субъекта, который довольно часто появлялся в районе Московского вокзала, знакомился с приезжими, особенно с подростками, с молодыми людьми и приводил к себе домой. Он заинтересовал, потому что до поступления в Институт театра и кино на Моховой он отучился 2 года в Первом медицинском институте. Он уже получил навыки расчленения, изучил устройство человеческого организма, знал, как надо резать. После этого у него был проведен обыск, ничего не нашли. Решили провести повторный обыск, он жил на первом этаже, подрабатывал дворником, чтобы иметь возможность проживать где-то, дворникам раньше давали жилье. На первом этаже, это раньше была барская кухня, был хороший, крепкий дубовый пол. Пол сломали, между половицами и за половицами нашли следы крови. Исследовали, и получили объективные доказательства по группе крови, что молодой человек, расчлененный труп которого нашли, был здесь убит и расчленен. Далее дело тактики допроса. Убийца оказался крепким орешком. Все творческие люди крепкие в плане отстаивания своей позиции, они придумывают железные версии, сами в них верят, вживаются в роли, придумывают целые сценарии версии защиты и расколоть их очень трудно. В конце концов, его удалось разговорить. Оказалось, убийца снял этого парня, парень утром порылся в вещахубийцы, нашел партбилет, забрал его и стал его шантажировать, что он расскажет, кто он и чем занимается, и его исключат из партийной организации и института. Именно за это убийца и расправился со своей жертвой, расчленил труп и разбросал по разным концам города.

Субъект.О субъекте мы можем судить по тому, как он совершил преступление, каков механизм причинения смерти, издевался ли над жертвой, были ли специфические особенности в механизме причинения жертве повреждений. В качестве примера приводится история о Ростовском маньяке (стр. 121 текущего документа). У него была особенность, что кровь у него была второй группы, а по сперме – четвертой. Это редкое исключение. Изобличен он был благодаря тому, что одна из жертв смогла дать его портрет.

Физическая деятельность. Решая задачу, необходимо установить, какая информация относится к действиям до посягательства, а какая – к действиям после.

Мотивация.Если заказное убийство, значит есть заказчик, и нужно на него выйти. Есть исполнитель, организатор и т. д.

Факты-последствия –это то, что мы имеем после совершения преступления, к каким последствиям это привело. Помимо того, чтоу нас есть жертва, труп, есть еще какие-то материальные последствия, исследуя которые можно раскручивать эту цепь в обратную сторону.

Место.Место действия так же делится на место совершения действий до посягательства, место совершения посягательства и после. Может быть место совершения преступления, место обнаружения трупа (частей трупа), место обнаружения орудия преступления.

Обстановка.Могут быть какие-то данные о том, какие события происходили. Например, если молодой человек познакомился с девушкой в баре, то была обстановка до, момент знакомства. Там есть официанты, у которых хорошо развита память, бармены, и часто они являются очень ценными источниками информации. Они могут дать установочную информацию по поводу внешности, стиля, манеры поведения, когда ушли и т. д. На месте совершения преступления могли слышать что-то соседи, могли видеть случайные прохожие. Если парень и девушка после знакомства пошли в парк, их могли там видеть люди, гуляющие с собаками. И если потом в этом районе происходит убийство, начинают искать очевидцев. Был тоже Ростовский маньяк, который знакомился с девушками, немного ухаживал, затем убивал в парке. Были приложены колоссальные усилия, чтобы объединить все эти преступления в одно и выйти на этого жениха. Ориентировку дал человек, случайно гуляющий в парке с собачкой, что видел пару молодых людей в парке и запомнил характерные признаки парня. Иногда удается раскрыть преступление, когда убийца пытается скрыть труп, вывести, захоронить, и кто-то видит, что везет большую сумку. Одно из преступлений было раскрыто, когда вез части трупа, они уже были не свежие, с запахом, это запомнила кондуктор и смогла описать парня, который вез такую сумку. В другом случае труп был свежий и остались следы крови, это так же запомнила кондуктор. Когда есть описание, исследуем маршруты этого общественного транспорта, много приходится провести оперативной работы, чтобы раскрыть такое убийство.

Раскрытие убийств в условиях большого города – это большая проблема, потому что много людей. С другой стороны, в большом городе практически всегда можно найти свидетелей каких-то действий преступника.

Время.Время нас интересует так же, потому что, зная время совершения действий до или после, мы можем так же дать задание оперативным сотрудникам поискать возможных свидетелей, которые могли в то время находиться в предполагаемых нами местах.

Обстоятельства, подлежащие установлению и исследованию:

Это краткая программа, которую разработал Генрих Арсеньевич Густов. Он долгие годы преподавал следователям методику расследования преступлений, включая и убийства, совершенные в условиях неочевидности. Он создал много интересных методик, включая методику расследования присвоения и растраты, должностных хищений и убийств, совершенных в условиях неочевидности. Одно время он сам был следователем, руководителем следственного подразделения в одной из региональных прокуратур на юге страны. Он, обобщая эмпирический материал, создал не только методики, но и разработал интересные методы по раскрытию преступлений, так называемых «глухарей», совершенных в условиях неочевидности. Благодаря ему было раскрыто Невинномысское дело, где воспитатель подросткового клуба, заслуженный педагог РСФСР совершал убийство 10-20-ти летних мальчишек. Совершал он эти убийства в течение 10 лет. Трупы не были найдены, поэтому это были, в основном, дела о пропавших без вести. Тогда за год обучения в институте молодой следователь освоил методику раскрытия убийств, совершенных в условиях неочевидности, используя специальные методы, один из которых – комплексный подход, но помимо этого программно-целевой метод, метод криминалистического факторного анализа, метод криминалистического моделирования. Освоив эти методы, он вернулся в город Невинномысск, а так как он расследовал последнее дело по факту пропажи мальчика, он применил эти методы и раскрыл это преступление, которое продолжалось в течение 10 лет, в течение года совершалось, как правило, одно убийство. Преступник снимал это все на видеокамеру. Не все жертвы его посягательства погибали. Некоторые оставались живые, рассказывали родителям, какие они проходили испытания, чтобы попасть в подростковый клуб «Орленок» («Дзержинец»). Приему в этот клуб предшествовало испытание. Преступник приводил мальчишку в лес и говорил: «Если ты выдержишь испытание, будешь принят в клуб». Подвешивал его на дерево и смотрел по судорогам, когда ребенок начинал дергаться, он срезал веревку, ребенок (или тело ребенка) падало. Если ребенок оживал, он вскакивал и начинал бегать против часовой стрелки вокруг дерева. Этот феномен так и не смогли объяснить ни психологи, ни психиатры, никто. Было несколько видеозаписей и на всех выжившие дети вели себя таким образом. Если преступник перерезал веревку поздно, тело падало на подстеленный брезент, он подкладывал под колени бревнышко, отрубал голень одну и вторую, потом голову, и, держа отрубленную голову за волосы он кровью поливал белую рубашку (было требование, чтобы ребенок приходил в белой рубашке с красным галстуком в начищенных ботинках в школьной форме). Когда следователь стал интересоваться воспитателем клуба, почему именно все мальчишки,которые пропали, имели притяжение к этому клубу. В ходе анализа действий детей до пропажи выяснялось, что они все готовились к вступлению в члены этого клуба. Потом, беседуя с некоторыми родителями, выяснилось, что проводилось такое испытание. Следователь решил провести обыск, но прокурор не разрешил. Следователь решил провести его на свой риск и вовремя успел, так как преступник стал уничтожать эти видеозаписи. До этого он их регулярно просматривал, и у него возникало желание совершить очередное убийство. Несколько видеоматериалов были изъяты. Не каждый выдержит все это просмотреть. Преступник был задержан, он был признан вменяемым и расстрелян, на допросе просил, чтобы быстрее назначили суди его расстреляли.

Итак, вернемся к программе:

· Кто погибший (пол, возраст, ФИО, характеристики – социальная, психологическая, иные). Иногда осматривая труп, мы можем определить род работы, вид работы. Кто занимается физическим трудом, у того на руках есть мозоли.

По одному из дел, оно было раскрыто достаточно быстро, было обнаружено, что у жертвы были уплотнены подушечки пальцев, были мозолистые образования. Встал вопрос: или это машинистка, тогда были огромные печатные пишущие машинки, и требовалось определенное напряжение, силы, чтобы нажимать на эти клавиши, и у тех, кто работал на таких машинках, образовывались такие мозоли. Стали искать, кто пропал без вести, по поводу кого были поданы заявления, и очень быстро вышли на эту даму, которая пропала, стали выяснять ее связи, контакты, притяжение. Выяснилось, что у нее был дружок-пьянчужка, агентурно стали отрабатывать места, где собираются такие типы, потому что выпьют, язык развязывается и т.д. Один из агентов установил, что некий Иван Иваныч обращался к своим дружкам с просьбой вывести из квартиры труп убитой им сожительницы. Когда они пришли в квартиру, увидели, что в диване лежит этот труп, отказались и ушли. Он труп вывез сам. Это та самая история со швеей, бывшей фронтовичкой, упаковками, волосом рыжего кота.

· Причина смерти, характер, локализация, степень тяжести, механизм образования телесных повреждений. Это серьезная картинка, она может сказать о многом о преступнике, собрать какие-то сведения о нем, включая его физические, психологические данные. Психологи иногда подсказывают, какие могут быть особенности поведения такого лица в быту. Надо сказать, что серийные маньяки таким свойством обладать не будут, так как они подстраиваются под правила поведения, и никаких особых, индивидуальных характеристик у них нет, ведут себя ровно. Единственная черта – это стремление закрепить свое положение в социуме с помощью какого-либо статуса. Довольно часто они становились секретарями профсоюзных организаций и т.д., они всегда стремятся к социальному статусу и хорошо себя ведут.

Воспитатель из предыдущей истории имел двух мальчишек сыновей, с уважением относился к жене, никогда не было никаких скандалов, претензий, хорошо характеризовался в быту, а в социуме был Заслуженным педагогом.

· Кто преступник (пол, возраст, ФИО, характеристики личности – социальная, психологическая, иные, взаимоотношения с жертвой). Устанавливаем эти признаки, в основном, по идеальным следам. Если бытовое преступление, то не требуется особых усилий по раскрытию преступления, доказыванию вины. Иногда выстраиваются такие версии защиты, которые трудно разбить, иногда даже есть алиби. Алиби – это всегда большая головоломка для следователя: сложно доказать, что оно фиктивное. Нужно устанавливать, какие у преступника были взаимоотношения с жертвами. В истории, где парень знакомился с девушками, а потом убивал их, преступник был интересен для психологов и сексопатологов. Дело в том, что он не совершал с ними никаких действий сексуального характера, кроме того, что снимал с них трусики и вдыхал аромат этой вещи, получал несколько оргазмов. Трудно было понять мотивацию совершения убийств этих девушек.

· Цели, мотивы, умысел субъекта. В обязательном порядке устанавливаем. Устанавливая умысел совершения, механизм совершения преступления можно раскрыть и аналогичные преступления, которые произошли в других регионах, в других районах, потому что некоторые, преступники, совершающие такие преступления являются «гастролерами»: совершают преступления в разных районах, чтобы не попасться, или выезжают в другие районы. Сейчас среди таких преступников попадаются лица, которые ездят в командировки, совершают аналогичные убийства, используя одинаковую схему совершения убийства. И уже по механизму совершения преступления, по мотивации совершения убийства, эти преступления объединяем и расследуем как единое уголовное дело по механизму и мотивации совершения убийств.

В Саратове в нескольких районах, в том числе и районах саратовской области совершались преступления, убивали блондинок надфилем (стр. 36-37 текущего документа). Эти дела так же были объединены.

· Конкретные действия. Прежде всего интересует способ совершения преступления, каким образом было совершено преступление, с применением какого орудия, каков механизм причинения смерти, какие действия предшествовали событию преступления.

В районе Октябрьского зала в течение 3-х месяцев было обнаружено несколько трупов молодых женщин. Обратили внимание на то, что у всех у них были обожжены груди, большие половые губы. Преступник, перед тем как убить, издевался над жертвой и гасил окурки об эти части тела. Это была характерная особенность, визитная карточка этого преступника. Потом выяснили, что эти девушки были из рабочего общежития, имели притяжение к оному из ресторанов на Невском проспекте. Таким образом они подрабатывали, встречаясь с мужчинами. И этот преступник снимал их там и далее появлялись трупы. Были отработаны все возможные субъекты, которые имели притяжение к Московскому вокзалу, было раскрыто несколько десятков преступлений, в том числе и связанных с причинением вреда жертвам, были разные казусные ситуации выявлены, но никак не могли найти какую-то зацепочку, кто мог этих девушек снимать в ресторане. Потом пришлось провести много работы с обслуживающим персоналом, среди которых был мужчина, бывший сотрудник правоохранительных органов и он описал несколько субъектов, которые часто появлялись здесь. Среди них был завуч средней школы, так бывает. Тип, который часто появлялся в то время, когда появились эти трупы, заинтересовал всех, но на него долго не могли выйти. Потом установили его личность. Он оказался художником, который снимал девушек в ресторане на Невском проспекте, увозил в свою мастерскую в Невском районе, несколько дней там удерживал, потом убивал, когда она надоедала ему и отвозил труп в тот район, где он с ней познакомился. Трупы обнаруживались на чердаках или в подвальных помещениях. После работы с ним, особенно оперативных сотрудников, удалось получить явку с повинной, признательные показания, к этому времени следствие уже располагало достаточными материальными следами, которые позволили доказать его причастность к совершению этих преступлений.

· Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

· Обстоятельства, исключающие уголовное преследование;

· И др. в соответствии со ст.73 УПК РФ;

· Место совершения убийства (место нападения, место лишения жизни, место сокрытия следов, перемещался ли труп). Не всегда преступник совершает убийство на месте нападения на жертву, иногда он ее приводит в состояние беспомощности и как зверь уволакивает в укромное местечко, чтобы никто не видел, не слышал, и появляется несколько мест. Здесь еще можно добавить место ожидания жертвы, потому что, если это серийный убийца, он может ожидать жертву, может за ней следовать. Если у жертвы должен быть какой-то особый признак, он с жертвой может знакомиться, входить в доверие. Затем преследует ее. Мы должны изучить еще и эти маршруты, если появляется информация, что видели, как шла женщина (если ее описание совпадает с описанием трупа) и следовал за ней мужчина рядом, пытался познакомиться.

Когда Московского маньяка пытались вычислить, вычислили вначале, что он неоднократно подходил на автобусных остановках к молодым девушкам, пытался познакомиться, если не удавалось, ехал на вокзал железнодорожный, там пытался познакомиться, и даже на момент задержания аналогично его вели оперативные сотрудники и он был задержан.

Место сокрытия следов. Осмотр места обнаружения этих следов преступления или орудия преступления, частей трупа, одежды трупа. Когда два дебила в Пушкине убили 4-х летнюю девочку (стр. 69 текущего документа), труп спрятали в одном месте, а одежду в другом. Иногда преступник перемещает труп до того, как уничтожить. Тут не должны учитываться незначительные перемещения (например, перемещение из квартиры убийцы в квартиру соседки, как в истории с упаковками, рыжим волосом).

В поле после первого снега обнаружили обнаженный труп женщины, все, что было не ней - это серьга в правом ухе. Труп осмотрели, увидели, что его волочили, потому что были следы волочения на теле. Нашли дорожку волочения от проезжей части, но никакой информации дальше получено не было. Потом случайно выяснилось, что человек убил свою любовницу, спрятал на даче, потом переместил в лесополосу, потом решил вывести еще дальше и когда пошел снег, решил переместить в поле, надеясь, что снег скроет следы. Когда дали оперативные сводки, примерно описав портрет женщины, составили фоторобот, мужчина из города Выборга приехал к теще в Санкт-Петербург, и она ему в разговоре сказала, что к ее соседу ходила Марина, и эта Марина куда-то исчезла, описала ему портрет этой Марины. Мужчина посмотрел оперативные сводки и увидел, что совпадает описание убитой женщины и этой Марины, сообщил об этом в ГУВД, стали раскручивать соседа, ничего не нашли. У него было алиби, он говорил, что она ушла, он перестал с ней контактировать. Но когда провели осмотр его машины, в багажнике нашли одну серьгу. Это была как раз такая-же серьга, которая была на трупе. Несмотря на то, что он машину хорошо помыл, вычистил, серьга куда-то закатилась, и была найдена оперативными сотрудниками. Дальше расследование было направлено на то, чтобы заставить этого соседа говорить правду.

· Время совершения убийства (время контакта - нападения, время лишения жизни, время сокрытия следов). Можно еще добавить время удержания жертвы.

Несостоявшийся медик из истории, рассказанной ранее, не сразу вывез части трупа в разные места города, вначале он вывез голову, потом потребовалось время, чтобы расчленить труп, уложить компактно в сумку, и только через 3 дня он вывез труп на Варшавский вокзал и поместил его в камеру хранения.

· Способ совершения преступления (осуществлялась ли подготовка и сокрытие, каким орудием причинены повреждения, каков механизм причинения смерти, каково взаиморасположение преступника и жертвы и др.);

Следственные ситуации:

· Убийство совершено в условиях очевидности, преступник известен. Как правило, это бытовые преступления, они не представляют большой сложности, легко сформировать доказательственную базу для их раскрытия. Особенно, когда преступник известен или есть установочные данные на этого преступника, свидетельские показания, и мы можем это лицо подозревать в совершении убийства – это наиболее благоприятная ситуация для раскрытия убийства.

· Обнаружен труп с признаками насильственной смерти, жертва известна. Это наиболее сложные преступления, они так же называются убийствами, совершенными в условиях неочевидности, когда вначале надо установить жертву, потом уже, через круг ее знакомых или через маршруты следования выдвигаем определенные версии по местам (среды) поиска преступника.

· Обнаружен неопознанный труп (или части трупа). Следственная ситуация тоже мудрёная.

В лесу обнаружен труп молодой женщины, руки сложены как у покойницы, туфли, которые она потеряла, когда убегала или когда ее тащили, аккуратно поставлены у ног трупа. Преступник срезал несколько веток и закрыл лицо. Убийство было совершено посредством удара в затылок камнем. Камень был так обнаружен недалеко. Но вот эти три признака: лицо закрыл ветками, руки сложил как у покойника, туфли поставил рядом, что это может означать? Догадки из зала:

1) Убийца - религиозный фанатик;

2) Убийца - знакомый, родственник, потому что бережно обошелся с трупом;

Происходило это в лесопарке. Через лесопарк от железнодорожной станции проходила тропа до двух поселков. Южный регион, средняя полоса.

3) Убийца принадлежит к какой-либо этнической группе, в той местности, где он проживает, распространены определенные верования, традиции. И он исполнил этот ритуал;

Лицо у жертвы не изуродовано. Преступник не боится того, что жертву опознают.

4) Убийство чести (в мусульманских странах есть такое понятие);

Если преступник не боится, что жертву опознают, значит женщина приезжая. Это была одна из версий. Дальше начинаем моделировать: откуда, когда приехала. Цель – опознать труп. Убийство произошло в 13 часов. Смотри расписание поездов, электричек. В это время проходило два пассажирских поезда. Смотрим, какой из поездов имеет остановку на этой станции. Один поезд скорый, не останавливался, второй останавливался. Опрашиваем начальника станции (он выходит, когда поезд подходит к станции). Спрашиваем, кто выходил из поезда. Начальник станции в тот раз не выходил, нарушил обязанности и оказался пустой как источник информации. Опрашиваем проводников. Послали оперативников. У женщины не было ни сережек, ни колец, но был слабенький след от обручального кольца. Далее пошли в населенные пункты, спрашивали, кто в этот период приехал. Установили, что отслужил и приехал домой моряк, служил 3 года. Допросим его как свидетеля. Но до этого узнаем, была ли у него жена, девушка. Послали оперативников туда, где он служил. Узнали, что незадолго до дембеля он женился на девушке, старше его, уехал в деревню, где у него проживает мама. Боялся маму. Опять встречаемся с Эдиповым комплексом. Он боялся, что невеста маме не понравится, что невеста старше, в деревне это всегда осуждается. Так как мама у него верующая, он сам вырос в этой обстановке, моряк, избавившись таким образом от своей невесты решил,что нужно соблюсти религиозный обряд и он это сделал. Лицо не изуродовал, так как у него не было мысли, что ее кто-то сможет опознать. Он долго находился на корабле, в ограниченном пространстве и произошло такое расстройство личности.

Гораздо хуже, когда труп был в земле или в воде и невозможно увидеть его внешние данные, но сейчас есть методики, когда по черепу можно восстановить внешность человека. Части трупа мало что дают, но по характеру расчленения можно выйти на преступника.

· Имеется заявление об исчезновении человека;

· Обнаружен труп в обстановке, дающей основание полагать об инсценировке самоубийства или несчастного случая;

Самое главное – мы должны получить информацию. Прежде всего, информацию о субъекте, которого подозревают в совершении преступления. Показания очевидцев, свидетелей могут нам решить главную задачу предварительного расследования – доказать причастность подозреваемого лица к совершению этого преступления.

Большой объем по делам, особенно по убийствам, совершенным в условиях неочевидности – это судебные экспертизы. Здесь может быть самый различный набор судебных экспертиз. Прежде всего, это судебно-медицинская экспертиза, которая должна ответить на три главных вопроса:

1, 2 - причина смерти и время наступления смерти. Это очень важно: причина смерти нам дает основание для возбуждения уголовного дела, если мы видим, что причина смерти обусловлена насильственными действиями преступника.

Я вам рассказывал пример, когда возбудили дело и пьяного мужа убедили, что он убил свою жену, а позже судмедэксперты дали заключение, что она умерла от инфаркта миокарды. Следователь поспешил возбудить уголовное дело, не установив причины смерти, тем самым испортил статистику в районе. Всегда надо вначале установить причину смерти.

3 – механизм и характер причиненных повреждений. Здесь мы можем получить информацию о мотивации, о личности преступника, информацию о его физических данных (если речь идет о колото-резанных ранах, то можем установить рост преступника по взаиморасположению преступника и жертвы). Важно получить объективную информацию об использованном оружии. Если выходим на лицо подозреваемое, мы ищем у него это оружие, и если мы его находим, получаем объективные данные о причастности этого лица к этому происшествию, хотя может быть, что оружие у лица украли, а потом обратно подкинули. По крайней мере в этой ситуации сможем выяснить, кто мог иметь доступ к оружию и т. д. на эту тему много сняли художественных фильмов.

В рамках экзаменационного задания можете говорить о судебно-медицинской экспертизе, трасологической (если колото-резанное ранение), баллистической (если огнестрел).

Далее биологическая экспертиза. Какие вопросы может решать биологическая экспертиза?

Установление характеристик личности по слюне, семенной жидкости, крови.

Вопросы биологам ставим из группы диагностических вопросов. Если преступник найден, то можем получить образцы крови, слюны, и уже решать идентификационные вопросы.

Если происшествие произошло на открытой местности: в лесу, в поле, то на месте обнаружения трупа собираем образцы почвы, пыльцы, семян растений (особенно лопуха, репейника, и иных растений, которые имеют семена, которые могут прикрепиться к одежде).

Далее даем задание оперативным сотрудникам по установлению обстоятельств события. Помимо осмотра места происшествия, или места преступления, где главной фигурой является следователь (он проводит осмотр, фиксирует, беседует с экспертами, дает им задание), но он всегда помнит, что место само по себе не является единственным, к этому месту нужно было прийти, от этого места нужно было уйти – это пути отхода и подхода к месту совершения преступления. Так как следователь не может расчлениться на несколько субъектов, дается задание оперативным сотрудникам

Преступник редко уносит с собой оружие, если это кинжал и т.д., и даже огнестрельное оружие, все равно пытается от него избавиться, потому что это важная привязка к совершению преступления. Пути отхода интересуют. В задании оперативным сотрудникам указываем, что искать. Если это в условиях большого города, даем им задание проверить пути отхода, подхода. Надо поискать места, куда преступник мог выбросить оружие. Это требует определенного моделирования. Мы всегда, когда моделируем, ставим себя на место преступника: «Вот я убегаю, куда я спрячу?». Так же как преступник, который совершает квартирную кражу, он приходит, садится и моделирует: куда они могла спрятать свои брюлики? Если на пути отхода встречается водоем, то отдельные процессуальные действия: нужны водолазы, чтобы они поискали. Если естьтечение,то по ходу течения нужно искать оружие. Если есть мусорные бачки, то там ищем.Если это колото-резанные и кровь брызгала, ищем на маршруте отхода салфетку с кровью, платок носовой. Иногда снимает рубашку и остается в майке, потому что кровь брызгала. А салфетка, носовой платок нужны, чтобыруки вытереть. Тогда уже получаем некую информацию, имея эту вещь.

Что дальше указываем в задании? Даем задание искать не только материальные следы, но и идеальные. Преступник торопился,у него на лице, на одежде могли остаться какие-то мазки крови, это могли заметить очевидцы. Очевидцы нужны для того, чтобы потом описали одежду преступника и так далее. На путях отхода ищем также, каким транспортом могли добираться преступники, кто мог видеть. Кром того, перед тем как прийти к месту преступления, преступники могли выпивать, закусывать, в том числе вместе с жертвой, происходят убийства на бытовой почве, в условиях неочевидности.

Около станции метро Волковская есть скверик по направлению к Петропавловской крепости, там обнаружен труп бомжа: мужчина не очень приглядного вида, не очень хорошо пахнет. Его зарезали: перерезали горло и несколько колото-резанных ран в область сердца. Условия неочевидности. Видимо, были какие-то неприязненные отношения, которые могли возникнуть внезапно. Рассмотрели, все, что нужно изъяли, остались остатки вареной колбасы и выпитая бутылка. Можем опознать труп, опросив бомжей, которые собираются в этом месте. Это очень важный момент, потому что потом эти бомжи помогу установить мотив совершения убийства. Необходимо выяснить, кто же убил этого бомжа. Так как перед происшествием выпивали, закусывали, они это где-то приобрели. Ищем торговые точки, где продаются дешевые продукты питания, в которых часто продается просроченная продукция с перенаклеенными этикетками. Когда у нас нет данных о том, что они ели, что они пили, ставим вопрос перед экспертами: «Что у жертвы содержится в желудке? Какие продукты питания он перед этим употреблял». По бытовым преступлениям это часто помогает, выходим на точки, у нас есть портрет погибшего и выясняем, с кем он был. Что нам еще диаспора может дать? Выясняем, с кем дружил, с кем не дружил, на почве чего мог возникнуть конфликт. Когда установили обстоятельства дела, выяснилось, что конфликт возник на почве дележа сбора стеклотары.

Бывает, такой анализ помогает: кто из лиц бомжатского вида крутился в этом районе, описание их. В районе автовокзала на Обводном канале находят такого человека, на него падает подозрение, устанавливаем его личность, узнаем, что он ранее судим. Получаем определенную информацию о тех или иных притяжениях к автовокзалу, отрабатываем круг лиц, находим лицо заподозренное, которое с убитым видели.

Далее возникают вопросы: каков мотив? Заподозренный молчит. Далее оперативная работа. Выясняем, что они оба (убитый и заподозренный) ранее судимы. Какую еще информацию необходимо установить? Кем они были на зоне («авторитетами» или «опущенными»). Когда выяснили эти данные, увидели, что убитый был «опущенным». А убийца и убитый вместе ели и пили, убитый обманул убийцу относительно своего «статуса», а «нормальному мужику» нельзя с «опущенным» выпивать, поглощать пищу в одной компании. Раз он его обманул, убийца испытал позор, поэтому его убил. Оперативным сотрудникам еще дают установки по установлению лиц, которые имеют отношение к этому месту, для того, чтобы установить, кто мог видеть жертву и преступника. Иногда мы еще исследуем маршрут с работы домой, из дома на работу, который пролегает мимо места происшествия. Там тоже могут быть важные свидетели, которые что-то могли видеть, передать какую-то информацию, в первую очередь относительно внешних данных преступника.

Кроме того, изучаем обстоятельства, которые параллельно развивались с событием преступления. Если нас интересует круг лиц, и мы знаем, что рядом с местом происшествия пролегает путь от жилых домов к остановке трамвая, опрашиваем жильцов этих домов. Нас интересует время, когда массовый поток идет: начало и конец рабочего дня. Узнаем примерное время наступления смерти, и, если оно примерно совпадает со временем начала или конца рабочего дня, начинаем отрабатывать: ищем лиц, которые проходили в это время в этом месте. Это и есть системный подход, когда надо все увидеть, смоделировать ситуацию, не только на момент совершения убийства, но и на момент, предшествующий убийству и после совершения убийства.

Работа с криминалистическими учетами: речь идет о том, что субъект, совершивший преступление и до этого совершал преступления, и у нас есть на него данные. Прежде всего, это относится к лицам, которые склонны к совершению насильственных преступлений, имеющих сексуальную окраску. Они все стоят на учете. Иногда бывает, что преступник совершает действия, не связанные с убийством, но они его характеризуют как сексуального насильника или развратника. Надо сказать, что по мере взросления этого преступника, часто они совершают более тяжкие преступления, идет причинение более тяжкого вреда или убийство жертвы. Они становятся более жесткими. Преступник, который совершает развратные действия, рано или поздно совершает убийство своей жертвы для того, чтобы скрыть совершение преступления и не получить новый срок.

Иные ситуации совершения убийства могут быть разные. Здесь можно говорить о заказных убийствах.

Следственная ситуация связана с тем объемом информации о происшествии, которая получена в результате проведения неотложных следственных действий, оценивания ее. На основании этого происходит выдвижение версий.

Правила выдвижения версий:

1) Выстраивание версий от наиболее вероятной до наименее вероятной. Наиболее вероятная версия – наиболее обоснованная той информацией, которая получена в результате проведения следственных версий.

2) Использование типовых версий. Типовые версии – это версии, которые выдвигаются после того, как осмотрен труп, место происшествия, получили информацию о механизме причинения повреждений, которые привели к смерти. Тогда выдвигаем типовые версии.

Если на теле жертвы есть множественные, хаотично разбросанные колото-резанные повреждения, то имеют место три типовые версии:

1) Женщины (они не уверены в себе);

2) Пассивные гомосексуалисты;

3) Подростки (им свойственна особая жестокость, которая обусловлена групповой психологией).

В зависимости от характера повреждений, имеющейся на теле трупа всегда прибегаем к определенной типовой версии, прежде всего, относительно субъекта.

Есть у нас труп и первая информация, что он мог сорваться с крыши. У него есть множественные переломы, у нас есть две версии: что он упал с крыши или что его сбили машиной, потом подняли наверх и сбросили и тогда ставим вопрос перед судмедэкспертами: какие повреждения повлекли смерть? При ДТП есть характерные повреждения: повреждения костей на уровне бампера. Если судмедэксперт отвечает, что есть такие характерные повреждения, которые обычно возникают при ударе бампером машины, мы начинаем отрабатывать типовую версию, что где-то поблизости человек был сбит, потом его доставили на крышу.

4) Использование программно-целевого методаорганизации расследования преступления: одну программу мы с вами сегодня рассмотрели, это краткая программа, используется при расследовании убийства в условиях неочевидности: получаем определенную информацию по интересующим нас вопросам, и, получив ее, выдвигаем новые версии или получаем подтверждение тех версий, которые мы выдвинули.

Программно-целевой метод – это наличие программ, это инструмент для следователя. Эти программы разработаны учеными криминалистами, зависят от версий (есть программы по версиям, которые ориентированы на типовые версии: если есть такой характер повреждений, то что искать, кого искать и т. д). Есть краткиепрограммы, они дают только установку: определен круг вопросов, которые представлены как криминалистические задачи, которые необходимо решить путем проведения определенных процессуальных мероприятий, чтобы получить определенную информацию об обстоятельствах события преступления. Есть развернутые (диагностические) программы: указаны задачи, какая информация может быть получена и какие на основе этой информации выдвигать в дальнейшем следственные версии и как их проверять. Эти программы хорошо используются в следственных органах, этим программам обучают следователей.

5) Использование специальных знаний – это консультации специалистов. Специалисты могут быть разные, но прежде всего нас интересуют специалисты по психологии преступника. Если мы отталкиваемся от характера повреждений, механизма причиненных повреждений, это говорит об определенном психотипе, позволяет сориентироваться в плане поисков среди лиц, которые входят в круг связей жертвы.

Участие специалистов в производстве следственных действий: обязательно участие специалистов при поиске материальных следов. Специалисты-психологи участвуют при допросе, иногда и психиатры, если у нас есть основания предполагать, что допрашиваемое лицо не совсем адекватно, страдает психическими заболеваниями, но чаще всего это психологи.

6) Назначение и производство экспертиз, оценка выводов экспертов – здесь вы уже в курсе и знаете, как оценивать выводы экспертов.

На будущее: консультации по средам. У когопоявится желание, беритезадачки, решайте, приходите, и будем с вами их рассматривать.

Далее задачки.

Осмотром МП и ОРМ установлено: В 700 м. от ж/станции, на железнодорожных путях, обнаружен труп женщины ФИО с обширными повреждениями в различных частях тела. При ней не оказалось бумажника с деньгами (15000 руб.) и золотых украшений (которые были по словам свидетелей, незадолго до смерти). Известно, что у погибшей были сложные отношения с мужем, собиравшимся оформить развод.

Задание:

· Оцените следственную ситуацию.

· Ваши следственные версии.

· Наметьте план неотложных следственных действий.

· Какие судебные экспертизы необходимо назначить (не менее двух). Сформулируйте для каждой не менее 3-х вопросов.

Предлагаю вам устно раскидать эту информацию по элементам события происшествия.

1) Субъект: конкретной информации нет, но у нас есть версия: может быть муж.

2) Жертва: мы знаем, кто эта женщина, как зовут, год рождения. Видим, что различные повреждения в различных частях тела, что при ней не оказалось бумажника и украшений. Значит, кто-то видел, что у нее есть деньги (может заходила в магазин или общалась с подругой).Мы должны уточнить характер повреждений, задаем вопрос суд. мед. эксперту. Надо уточнить, куда и откуда она ехала.

У нас труп с множественными, обширными повреждениями. Ключевой момент – обширные повреждения. Рабочая версия – ее сбил поезд, затем ее откинуло, проходящий мимо человек снял драгоценности и забрал кошелек.

Надо расширить предварительную проверку: надо расширить круг лиц, которых необходимо опросить, который мы установим, ориентируясь на время наступления смерти. Установив время наступления смерти, начинаем отрабатывать, какие поезда проходили в этот период (40-60 минут), начинаем отрабатывать, и получаем версию, что она могла заглядеться, торопилась, поскользнулась, ее зацепила электричка, ее откинуло, отсюда такие обширные повреждения. Прокурор будет говорить: деньги забрали, золото сняли, потом под поезд положили.

Задание по этой задаче: оценить ситуацию на стадии предварительной проверки.

Неотложные следственные ситуации в данном случае: осмотр трупа, осмотр места происшествия.

Экспертизы: судебно-медицинская. Нужно установить время наступления смерти, причины смерти, характер телесных повреждений, каким орудием (объектом) они причинены.

На женщине была одежда, по повреждениям на которой можно понять, женщину проволокло или ее ударило. Можем провести товароведческуюэкспертизу. Поставим два вопроса: каков характер повреждений на одежде и по поводу стоимости украденных сережек (какие были сережки мы устанавливаем по свидетельским показаниям). Прежде всего, нам необходимо доказать, что ее сбило, поэтому нас интересует характер повреждений на одежде и на теле. По поводу стоимости сережек – это сопутствующий вопрос, главный вопрос – каков характер разрывов на одежде.

Когда указываем осмотр места происшествия как необходимое следственное действие, необходимо определить границы осмотра и последовательность осмотра. Среди следственных действий может быть еще назначение судебной экспертизы, проведение судебно-медицинского исследования. Здесь неотложное следственное действие - это осмотр, ряд опросов сотрудников железнодорожной станции.

Около станции был «лагерь» бомжей, можно выдвинуть следственную версию, что они столкнули ее под поезд.

В оценке ситуации мы должны отметить самые важные обстоятельства. Здесь это обширные повреждения. С учетом этого строятся и отрабатываются следственные версии.

Пропавшие вещи могли продать на вокзале (в магазинах, охранникам). Можно поспрашивать на вокзале.

ОРМ в данном случае – опросы.

Краткая программа раскрытия убийства, связанного с обнаружением трупа:

1. Кто погибший, его характеристика?

2. Какова причина смерти?

3. Что произошло: убийство, самоубийство, несчастный случай?

4. Где совершено преступление?

5. Когда совершено преступление?

6. Какие орудия, инструменты использовал виновный?

7. Каким способом совершено преступление?

8. В каких положениях находились погибший и виновный в моментнападения?

9.Как вели себя виновный и погибший на месте происшествия?

10. Что исчезло, появилось на месте происшествия после преступления?

11. Не пытался ли виновный скрыть преступление или его следы?                                                                                                             12. Сколько человек участвовало в преступлении?

13. Как долго виновный (виновные) находились на месте происшествия?

14. Когда виновный (виновные) удалились с места происшествия?

15. Каким путем виновный (виновные) удалились с места происшествия?

16. Умышленно или по неосторожности совершено преступление? Не было ли оно предумышленным?

17. Каковы мотив, цель преступления?

18. Кто находился в районе совершения преступления?

19. Кто совершил преступление (криминалистическая характеристика, личность виновного)?

Сформулированные в программе задачи:

· тесно связаны между собой:

· решение одних помогает разрешению других, позволяет высказать суждения о виновном,

· в конечном счете обнаружить его и перейти к решению другой не менее сложной проблемы - изобличению преступника.

Неотложные следственные и иные действия:

· Осмотр места происшествия;

· Выявление и допрос очевидцев;

· Назначение экспертиз (СМЭ, биологической, трасологической, баллистической и др.);

· Поручение оперативным сотрудникам по установлению обстоятельств события

· Работа с криминалистическими учетами;

·  Иные - по ситуации.

Осмотр трупа: на что необходимо обращать внимание и что изымается.

С помощью судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа изымаются:

· микрочастицы с рук и открытых участков тела (именно тех участков, которые могли соприкасаться с телом преступника или с его одеждой).

Если мы видим, что это место обнаружения трупа, а не место совершения преступления, нас интересует след от того места, где было совершено убийство. Возможно хранение трупа.

Пример: труп лежал в диване, потом его упаковали во много упаковок и выбросили в воду около Авроры (неоднократно рассматривали этот пример на лекциях). На трупе нашли микрочастицы фанеры и при осмотре квартиры преступника было установлено, что это фанера из дивана, в котором труп какое-то время хранился. Там еще был рыжий кошачий волос, о чем мы неоднократно говорили.

· Содержимое внутренней поверхности носа, рта, ушных раковин, половых органов. Это все исследуется. Судмедэксперты обязательно берут эти образцы.

· Загрязнения с волос. Если труп где-то хранился, потом его везли сюда на транспорте, то на волосах может остаться загрязнение с этих мест.

· Счес с волос. Возможно, в волосах жертвы могут быть волосы преступника

· Берутся образцы волос с головы (с пяти мест), при необходимости с рук, груди. Если видим, что возможно жертва была подвергнута изнасилованию, берутся образцы волос с лобка, промежности, ног. Если преступника задерживают по горячим следам, у него на лобке могут быть волосы с лобка жертвы.

Рассмотрим еще одну задачу. Если кто-то ее решает, приносим и показываем.

1) В лифте совершено убийство женщины в 8. 30 ч. Обычно в это время женщина направлялась на работу. Умерла от открытой черепно-мозговой травмы, удары нанесены гвоздодером, обнаруженным на месте убийства. Женщина проживала в трехкомнатной квартире на третьем этаже вместе с мужем. Муж имеет свою фирму, ведущую успешный бизнес. Последние три месяца жил отдельно от жены, снимал двухкомнатную квартиру. Установлено, что потерпевшая обращалась две недели назад к адвокату по поводу подготовки документов для оформления развода. Детей нет.

Соседка с первого этажа неоднократно видела около подъезда двух не проживающих в их доме молодых мужчин, которые имели «невзрачный, не совсем опрятный вид», «были небрежно одеты», появились примерно дней десять назад. На лестничной площадке второго этажа обнаружены окурки, плевки, следы от подошвы обуви на стене.

 

Первый абзац говорит о том, что муж живет отдельно, имеет свою фирму, детей нет. Это все для нас криминалистические признаки ситуации.

2) 2 мая утром около 9 часов Светлова, выйдя на лестничную площадку, увидела, что дверь в квартиру Селиванова Е.Ю. приоткрыта. Накануне 1 мая в период времени с 21 часа до 23 часов из квартиры были слышны громкие мужские голоса. Она, войдя в квартиру, позвала Селиванова. Он не отозвался. Пройдя на кухню, увидела на полу кухни труп Селиванова. Позвала соседку Белову Ю.П., которая вызвала полицию. Селиванов последние два года после развода с женой проживал один. Злоупотреблял алкоголем. На столе кухни обнаружены два стакана, остатки еды и пустые две бутылки из-под вермута.

Согласно заключению СМЭ Селиванову Е.Ю. было причинено 1 колото-резаное проникающее ранение живота слева с повреждением желудка, корня брызжейки и брюшного отдела аорты; резаная рана левой кисти, ссадина лица, ссадина груди слева, ссадина в проекции остистых отростков 9-11 грудных позвонков (3), ссадина левой ягодицы, ссадина в проекции правого локтевого сустава. Смерть Селиванова Е.Ю. последовала на месте преступления около 23 часов 01.05.2007 г. от колото-резаного ранения живота, проникающего в брюшную полость, с повреждением желудка, брызжейки тонкой кишки, брюшного отдела аорты, сопровождавшегося острой массивной кровопотерей, что подтверждается признаками обильного внутреннего кровотечения. Данное повреждение, послужившее причиной смерти, по признаку опасности для жизни оценивается как тяжкий вред здоровью.

Вопросы к задачам:

1. Осуществите системный анализ полученной первичной информации по элементам структуры убийства. По каждому элементу преступной деятельности укажите: 1) Что известно, 2) Что необходимо установить.

2. Дайте определение понятию «следственная ситуация», приведите их классификацию. Охарактеризуйте следственную ситуацию по указанной задаче.  

3. Дайте определение понятия «следственная версия». Приведите их классификацию. Постройте следственные версии по указанной задаче. Составьте план расследования.

4. Составьте план допроса свидетелей на основе типового плана допроса. Приведите не менее двух тактических приемов, которые можно применить при допросе указанных лиц.

5. Какие судебные экспертизы необходимо назначить по делу (не менее двух). Определите цели и задачи не менее двух указанных вами экспертиз применительно к условиям задачи.

Сформулируйте не менее трех вопросов для указанных вами судебных экспертиз.

План расследования:

· Следственные версии;

· Обстоятельства (вопросы), подлежащие выяснению;

· Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия;

· Срок и очередность исполнения;

· Кто исполняет;

· Отметка о выполнении;

· Информация, полученная в результате проведенного следственного действия или мероприятия.

План допроса:

· № …

· Обстоятельства, подлежащие выяснению (что конкретно у конкретного лица хотите выяснить);

·  Имеющиеся в деле данные по этим обстоятельствам;

· Вопросы допрашиваемому;

· Заметки по тактике допроса (какой прием применили).

Далее зачитываются фрагменты книги про маньяков. Плохо слышно, не печатаю.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...