Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы создания и ликвидации коммерческих структур




В соответствии с правилами статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Но некоторые виды деятельности могут осуществляться только с момента получения соответствующей лицензии. В этой связи можно выделить три способа создания юридических лиц.

Центральное место принадлежит нормативно-явочному способу создания организаций, который для малого бизнеса предполагается преобразовать вуведомительный. Суть его состоит в том, что организация создается по инициативе частных лиц, добровольно, в их интересах. Они сами определяют цели и задачи организации. Но они должны зарегистрировать ее создание. При этом регистрация носит учетный характер, а не разрешительный. Никто не вправе препятствовать созданию и регистрации юридических лиц, если их уставные положения не противоречат требованиям закона.

Второй способ - распорядительный. Он характерен для юридических лиц, создаваемых по распоряжению государства или органов местного самоуправления. При создании учреждений частными лицами также применяется распорядительный метод. В этом случае основанием для регистрации является не решение учредителей организации, а распоряжение собственника имущества. Но организация считается созданной только с момента регистрации.

Третий способ – разрешительный. Он применяется в тех случаях, когда в учредительных документах организации ставится задача осуществления видов деятельности, требующих получения лицензии. В данном случае организация обычно приобретает статус юридические лица путем регистрации, но право заниматься указанными видами деятельности приобретает только с момента получения лицензии. До получения лицензии организация может приобретать любые права и обязанности, не связанные с осуществлением лицензируемых видов деятельности. Она может участвовать в судебных процессах в качестве истца, если ей неправомерно отказывают в выдаче лицензии, осуществлять те виды деятельности, которые не требуют получения лицензии и совместимы с лицензионными требованиями по избранному виду деятельности. В установленных случаях порядок государственной регистрации и лицензирования может быть изменен. Примером может служить государственная регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций.

С момента регистрации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Это означает, что организация становится правоспособной.

Правоспособность может быть общей и специальной. По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом с момента государственной регистрации. Следовательно, государственная регистрация гарантирует приобретение общей правоспособности коммерческой организации. Исключение составляют несколько случаев.

Во-1-х, государственные и муниципальные предприятия всегда ограничены в правах по распоряжению имуществом. Поэтому с момента государственной регистрации приобретают специальную правоспособность.

Во-2-х, некоммерческие организации всегда обладают специальной правоспособностью, т. к. ограничивают свое право осуществления коммерческой деятельности уставными документами.

В-3-х, коммерческие организации могут предусмотреть в учредительных документах определенные ограничения своих прав и обязанностей. В этом случае они приобретают с момента регистрации не общую, а специальную правоспособность.

В случае, если учредительные документы организации не исключают для нее возможности заниматься лицензируемыми видами деятельности или прямо предусматривают это, юридическое лицо должно получить лицензию на соответствующую деятельность. До получения лицензии организация обладает общей правоспособностью и вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме лицензируемых. С момента получения лицензии организация обладает специальной правоспособностью, т. к. должна выполнять лицензионные требования.

Организация может приобрести специальную правоспособность после регистрации, если заключит договор с другими лицами, в котором добровольно примет на себя определенные ограничения на осуществление коммерческой деятельности. Например, заключение соглашения об эксклюзивных поставках лишает права поставщика поставлять товар другим покупателям.

Во всех случаях кроме создания унитарного предприятия вопрос о приобретении специальной правоспособности, т. е. о принятии на себя ограничений, решается предпринимателем в добровольном порядке. Если он не хочет ограничений, он может заниматься другими видами деятельности. Однако, государство может злоупотреблять своим правом определения лицензируемых видов деятельности, не оставляя предпринимателям возможности для свободной реализации гражданских прав и обязанностей. Такое положение свидетельствует о бюрократизации экономики.

Особенностью реализации правоспособности юридических лиц является то, что права и обязанности для них приобретают физического лица, которые в соответствии с учредительными документами возглавляют органы управления организации.

Прекращение правоспособности связывается с прекращением государственной регистрации юридические лица. Прекращение государственной регистрации может осуществляться добровольно. Основанием для этого может быть: решение учредителей или общего собрания, окончание срока договора, достижение уставных целей или целей договора. Принудительное прекращение государственной регистрации осуществляется в основном по решению суда. Например, свидетельство о государственной регистрации кредитной организации аннулируется, если она в течение месяца после регистрации не внесет на указанный Центральным банком счет 100% уставного каптала, заявленного в учредительных документах. К способам принудительного прекращения регистрации следует отнести также решения антимонопольных органов о разделении или выделении хозяйствующих субъектов, которые могут быть ими приняты в соответствии с ФЗ о конкуренции. Но в случае несогласия организации такое решение может быть оспорено в суде или АМО должны обратиться в суд для того, чтобы добиться исполнения своего решения. Поэтому основанием для прекращения регистрации будет все же судебное решение. Если же хозяйствующий субъект согласен с решением АМО, он осуществляет процедуру реорганизации добровольно.

С точки зрения способов прекращения деятельности организации, выделяют полную ликвидацию и реорганизацию. Полная ликвидация означает разрушение, уничтожение или распродажу имущества. Реорганизация осуществляется в форме разделения, выделения, слияния, присоединения или преобразования (изменения организационно-правовой формы).

Прекращение государственной регистрации не всегда совпадает с прекращением деятельности организации во времени. Организация может быть полностью ликвидирована как имущественный объект в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации. Оно может быть ликвидировано в плановом порядке (вредные производства). В этом случае прекращение регистрации лишь констатирует факт ликвидации. В случае банкротства прекращение регистрации фактически отражает неспособность организации осуществлять деятельность прибыльно. При этом предприятие как имущественный комплекс может продолжать существовать до полной распродажи имущества ликвидационной комиссией. В процессе реорганизации имущественный комплекс предприятий не ликвидируется, происходит лишь перерегистрация. Одни лица исчезают, появляются другие. Следовательно, момент прекращения регистрации ликвидируемого лица и момент его ликвидации совпадают во времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...