Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли




Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как голландский философ Спиноза и английские 'философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и другие.

Так, Конфуций (551—479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и по­лезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469—339 до н.э.) обосно­вал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассмат­ривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Ученик Сократа Платон (427—347 до н.э.) считал, что обще­ние между людьми должно строиться на основе таких добродете­лей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблю­дение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собе­седников, показал зависимость направленности мышления лю­дей от характера и содержания их общения ' .

 

 


' См.: Платон. Соб. соч. в 4 т. Т. 1. – М., 1990. Диалоги «Алкивиад 1», «Протагор»

 

 

Говоря о том, что душа размышляет и разговаривает сама с собой, Платон по сути дела ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе психологии де­лового общения. Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанные и неосознанные мотивы поведения людей анализ которых весьма актуален в настоящее время.

На многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384—322 до н.э.). Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях о целесообразном характере его поведения и деятельности.

Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) в своей "Этике" подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологиче­ских состояниях — аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуж­дение к чему-либо и т.д. Вместе с тем Спиноза указывал на при­чинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Все это также весьма актуально и в наши дни.

Английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, — писали они.

Эти идеи получили подробное обоснование в работах фран­цузских просветителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723—1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом, указывал Вольтер (1694—1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.

Весьма актуальны сегодня высказывания Жан Жака Руссо (1712—1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804) о долге как основании нравственности и о нравственном законе.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое от­ношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их делового общения.Так, одно из фундаментальных по­ложений теории межличностного общения указывает, что раз­ного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение дисциплины психологии и этики дело­вого общения предполагает осмысление с позиций сегодняш­него дня того теоретического наследия из области психологии и этики, которое может способствовать более глубокому понима­нию относящихся к ней проблем и их более содержательному анализу.

Продуктивной разработке данного курса может способство­вать прежде всего учет ряда идей и теорий из области социаль­ной психологии, высказанных и обоснованных мыслителями прошлых эпох, а также научное осмысление содержания основ­ных направлений современной общей и социальной психологии.

Представляют несомненный интерес некоторые идеи и тео­рии, которые обосновали представители так называемогопсихо­логического направления в социологии, видевшие изначальные причины общественных явлений в побудительных силах дея­тельности людей. Сами же эти побудительные силы истолковы­вались как проявления человеческой психики.

Один из основоположников этого направления французский мыслитель Габриель Тард (1843—1904) называл социологию как науку о функционировании общества "простой социальной пси­хологией" 1 .

 

 

 


1  Тард Г Социальная логика. —СПб., 1901. — С. 103.


 

 

 Почти все его социологические труды, в том числе "Законы подражания", "Социальная логика", "Социальные за­коны", "Этюды по социальной психологии", "Общественное мнение и толпа" и др., были посвящены проблемам социальной психологии.

Г. Тард исходил из того, что в основе социальной деятельно­сти лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Тард видит "изначальный элемент социальности", основной способ сущест­вования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание выступает как основная функция человеческой пси­хики.

Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение

людьми того нового, что появляется в той или иной сфере об­щественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, обо­гащающие отношения между людьми. "Изобретение и подража­ние таков основной элементарный общественный процесс", — делает вывод Тард*.

 

 

 

 


1 Тард Г. Законы подражания. – СПб., 1892. – С. 149.

 

 

И далее: "То, что изобретается, то, чему подражают, представляет собою не что иное, как идею или же­лание, суждение или намерение". Подражание представлено как непосредственное проявление межличностного общения. В итоге имеет место "коллективное мышление без коллективного мозга". Тард пишет о подражании осознанном и неосознанном. По­следнее проявляется, например, в "подражательном внушении" и в "инстинктивной подражательности социального человека". Он постоянно подчеркивает, что "подражание есть явление со­циальное". Вряд ли надо отбрасывать эти рассуждения Г. Тарда. Скорее следует признать наличие элементов подражания как немалозначимого фактора психологической стороны общения и взаимодействия людей. Работы Тарда дают богатый материал для глубокого осмысления роли этого феномена именно в межлич­ностном общении.

Столь же значимыми для понимания психологической сто­роны межличностного общения представляются работы амери­канских представителей психологического направления в социо­логии Л. Уорда и Ф.Г. Гиддингса.

Лестер Уорд (1841—1913) в своих трудах "Краткий обзор по­зитивной философии Огюста Конта", "Динамическая социология", "Психические факторы цивилизации", "Очерки социоло­гии" пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей. Он исходил из того, что "социальные силы - суть силы психологические и заключаются в умственной при­роде индивидуальных членов общества" . 1

 

 


1 Уорд Л. Очерки социологии. — М., 1901. — С. 135

 

 

По его мнению, изна­чальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как "всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности" 2 .

 

 


2 Там же. С. 90.

 

 

Обосновывая "философию желаний"3 ,

 

 

 


3 Уорд Л. Психические факторы цивилизации. — СПб, 1897. — Гл. IX "Философия желаний"

 

 

Уорд выделяет пер­вичные желания, связанные с удовлетворением потребностей лю­дей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе форми­руются более сложные желания людей, в том числе их желания творческой деятельности, гражданской свободы, а также мораль­ные, эстетические и религиозные. Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет "динамическим двигателем общест­ва" 4.

 

 


4 Уорд Л. Очерки социологии. — М., 1901. — С. 13.

 

Желания и воля выступают, по Уорду, как основные при­родные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества, и тем самым как основные психические факторы цивилизации.

Как пишет Уорд, желания и воля людей не всегда осознают­ся ими. Нередко они проявляются стихийно, непроизвольно как слепо действующие иррациональные силы. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки.

Представляется, что предпринятый Уордом анализ таких психических феноменов, как желание и воля людей, тесно свя­занных с их потребностями и интересами и выступающих в ка­честве важных побудительных сил их деятельности и социаль­ного общения, не потерял своего значения и в настоящее время. Остается добавить, что Уорд пытался решать и такие проблемы психологии деятельности и поведения людей, как "социальное сознание" и "социальная воля", "интуитивное восприятие" и "интуитивный разум", "экономия природы и экономия духа" и т.д 5.

 

 

 

 


5 См.: Уорд Л. Психические факторы цивилизации. — СПб., 1897.

 

 

 Все это имеет значение для анализа психологических эле­ментов деятельности и общения людей.

Другой американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855—1931) также обосновывает решающее значение психиче­ских факторов во взаимодействии людей и в развитии общества. Этому посвящены его работы "Основания социологии", "Эле­менты устройства общества" и др. Одну из этих работ он начи­нает с утверждения о том, что "все истинно общественные явле­ния - психические по своей природе". 1

 

 


1 Гиддингс Ф Г Основания социологии. — Киев-Харьков, 1898. — C.1.

 

 Он характеризует об­щество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода. "Умственные и нравственные элементы общества, соединяясь в различных соче­таниях, образуют так называемое общее чувство, общее желание, нравственное чувство, общественное мнение и общую волю об­щества" 2 .

 

 

 


2 Там же. С. 158.

 

Все это Гиддингс называет "социальным разумом", формирующимся в результате взаимодействия "индивидуальных разумов". Это, по словам Гиддингса, "продукт того, что Тард называет социальной логикой, связывающей продукты индиви­дуальной логики в более сложные целые" 3 .

 

 

 


3 Там же. С. 160-161

 

Представляет теоретический и практический интерес реше­ние Гиддингсом проблемы взаимодействия личного и форми­рующегося в рамках ассоциаций группового сознания, в том числе влияния группового сознания — коллективных эмоций, воли и т.д. — на сознание личности 4.

4 Там же. С. 445-447.

 

 Все это, — пишет Гид­дингс, — происходит на сознательном и подсознательном уров­нях, В связи с этим он указывает на "инстинкт ассоциации" 5.

 


5 Там же. С. 447.

 

 

Обращает на себя внимание и его анализ "психических отно­шений" людей, основанных на их взаимопонимании, симпатии, интересах, желаниях и воле. Проблематика работ Гиддингса актуальна по сей день. Многие из высказанных им положений могут способствовать осмыслению сегодняшних проблем психо­логии социального общения и взаимодействия людей.

Психические факторы деятельности и общения людей по-своему анализировал итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848—1923). Социальные действия людей он делил на логиче­ские и нелогические. Первые в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые — неосознанны, ин­стинктивны, спонтанны. По мнению Парето, неосознанные действия более естественны и органически присущи людям. Все их действия обусловлены их психическими состояниями, кото­рые в немалой степени определяют характер их общения между собой. В психических импульсах, склонностях и предрасполо­жениях людей Парето видит "источник социальной жизни".

Так же, как Тард и Уорд, он решал проблему законов разви­тия общества, коренящихся в психологическом содержании дей­ствий людей. "Человеческие действия, — утверждает Парето, — имеют закономерный характер и потому мы можем делать их предметом научного исследования" 1.

 

 

 


1 Парето В. Чистая экономия. – Воронеж, 1912. С. 1.

 

 Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер разви­тия всех сфер общественной жизни. Исходя из этого, Парето делает вывод, что "чистая экономия должна найти законы явле­ний, которые могли бы применяться к обществу, где господству­ет частная собственность, так и к обществу с коллективной соб­ственностью... она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме обществен­ного устройства" 2.

 

 

 

 


2 Там же. С. 3.

 

Представители психологического направления в социологии обосновали многие фундаментальные положения, касающиеся психической стороны деятельности людей, их межличностных отношений и развития общества.

Своеобразный вклад в решение этих проблем внесли также немецкие мыслители Г. Штейнталь, М. Лацарус и Вундт. Они по-праву считаются основоположниками такого направления в социальной психологии какпсихология народов.

Хейман Штейнталь (1823-1899) и Мориц Лацарус (1824-1903) опубликовали ряд своих работ в основанном ими журнале "Психология народов и языкознание". В этих работах, в частно­сти, в статьях "Вводные рассуждения о психологии народов", "Мысли о народной психологии" они указывали на существова­ние "духа народа" как некоего духовного целого. В статье "Мысли о народной психологии", переведенной на русский язык П.А. Гильтебрандтом и вышедшей отдельным изданием, они пишут, что у каждого народа имеется "свой особый склад мыслей и чувств, своя духовная физиономия, называемая "народностью". 3

 

 

 


3 М. Лацарус и Г. Штейнталь. Мысли о народной психологии. – Воронеж, 1905. –   С. 1.

 

В связи с этим "задача народной психологии" заключается в том, чтобы "познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуума , а также открыть законы человеческого духа" 1.

 

 

 


1 М. Лацарус и Г. Штейнталь. Мысли о народной психологии. 1905. - С.2.

 

 

Любой человек, отмечали они, испытывает влияние общества, в котором он живет и в связи с этим влияние "опыта протекших столетий и тысячелетий" и "вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле" 2.

 

 

 


2 Там же. С. 5.

 

 

 При этом важно уяснить, "как соединяются простейшие первона­чальные силы человеческого сознания со сложными силами и образами народного духа" 3.

 

 


3 Там же. С. 22.

 

 Они обращали внимание на то, что "наравне с языком, мифом и религией элементы народного духа заключаются также в культе, народном творчестве, письме и искусствах" 4.

 

 


4 Там же. С. 38.

 

 Особо отмечали, что "дух народа живет только в индивидуумах и не имеет особого от духа индивидуума бытия" 5.

 

 


5 Там же. С. 9

 Проявляясь в духовном мире отдельных индивидов, дух народа определяющим образом формирует их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю, — таков вывод, вытекающий из концепции психологии народов, развиваемой Штейнталем и Лацарусом.

Сама проблема влияния исторически сформировавшейся ду­ховности народа на духовный мир составляющих его людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, весьма актуальна в настоящее время. Ведь любой че­ловек в своей деятельности и общении с другими людьми вы­ступает как носитель духовности своего народа, выражает в сво­ем эмоциональном и интеллектуальном настрое его психический склад и национальное самосознание. Необходимость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуальность работ этих мыслителей.

Свое обоснование психологии народов предложил Вильгельм Вундт (1832—1920). Он критически подошел к концепции Лацаруса и Штейнталя, которые, по его мнению, противопоставляли психологию народов как надиндивидуальную духовную субстан­цию индивидуальной психологии. По Вундту, "душа народа всегда состоит из единичных душ" 6


6 Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912. — С.14.

 и представляет собой "совокупное содержание душевных переживаний" людей, при­надлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным "взаимодействием и взаимоотношением" . 1

 

 


1  Там же. С. 21.

 

 При этом формирующийся "общий дух" народа есть "нечто неизме­римо большее, чем сумма индивидов", через сознание которых он проявляется2 .

 

 


2 См Вундт В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896. — С. 21

 

 

К основным проблемам психологии народов Вундт относит исследования их языка, мифов и обычаев. Он пишет, что эти три области духовной жизни отличаются общезначимым характером выраженных в них духовных процессов 3

3 См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. — С. 26.

 и более полно пред­ставляют "общий дух" и психический склад тех или иных наро­дов. Вундт считал, что "язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творческого народного духа, но самый этот дух народа" 4.

 


4 Там же. С- 35.

 

 При этом он указывал, что общий народный дух проявляется прежде всего в национальном само­сознании, ибо "нация является важнейшим из тех концентриче­ских кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь" 5 .

 

 

 


Там же. С. 27.

 

В. Вундт постоянно обращал внимание на взаимодействие "народного духа" и сознания отдельных людей. Он всячески подчеркивал, что те или иные личности, выражая народное, в том числе национальное самосознание, сами в разной степени воздействуют на него, проявляя свое творчество в различных областях общественной жизни.

Взгляды Вундта на сущность и проявления "народного духа" и его роль в жизни общества, изложенные в его многочислен­ных трудах, итогом которых была его десятитомная "Психология народов", способствуют пониманию многих сегодняшних про­блем, в том числе касающихся сути и роли национального само­сознания в деятельности людей, их поведении и общении между собой.

Не меньшее значение имеют сегодня и его взгляды на сущность и значение морали в решении проблем взаимоотношений личности и общества и межличностных отношений. Решение моральных проблем Вундт органически связывает с решением проблем индивидуальной и общественной психологии, в том числе психологии народов. Он рассматривает этику как науку о нормах поведения людей. При этом он исходит из того, что появлению той или иной социальной нормы, в том числе нравст­венной, предшествует психологическое восприятие того или иного социального факта, его оценка с точки зрения полезности для человека, для жизни общества. Поскольку данный процесс со­циально обусловлен, постольку он, по мнению Вундта, выступа­ет как социально-психологический, порождающий общие пережи­вания, восприятия и представления взаимодействующих между собой людей. Их социально-психологические отношения к тем или иным явлениям их общественной жизни могут конституи­роваться в виде определенных социальных норм, в том числе нравственных.

В основе оценки социальных фактов лежит, по Вундту, чело­веческая воля, которой уделяется важное место в его этической концепции. Он исходил из того, что направленность воли людей определяется субъективными и объективными обстоятельствами их жизни. Под субъективными обстоятельствами он понимал внутренний мир людей, их переживания и представления о тех или иных явлениях, а под объективными — те обстоятельства, которые "исходят из явлений, данных в обществе и истории". *

 


1 Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб., 1887 - С. 19.

 

В своей работе "Принципы нравственности" Вундт характе­ризует нравственную волю как "субстанциональную силу", со­храняющую себя как некую целостность и проявляющуюся как желание, хотение, направленность сознания на достижение же­лаемого результата. Воля выступает как интегрирующее свойство сознания и выражает его деятельную сущность. Она индивиду­альна, однако, может "принадлежать общей воле", поскольку существует общая направленность воли многих людей. В этом смысле общая воля обладает реальностью не в меньшей степени, чем воля отдельных людей. По Вундту, нравственная воля лю­дей должна быть направлена на "общественное благосостояние и прогресс". Следует по достоинству оценить труды этого мыслителя, способствующие глубокому пониманию многих современных проблем, касающихся психического склада больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействия обществен­ного и индивидуального сознания, психологии и этики меж­личностного общения.

Этому в определенной степени способствуют и работы тео­ретиков, исследовавших так называемую психологию масс. Этой проблемы касался Г. Тард в ряде своих работ, в том числе и на­званных выше. В них он дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происхо­дит на сознательном и подсознательном уровнях.

Существенный вклад в анализ"психологии масс" внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле.

Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная тол­па", С. Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разработки "коллективной психологии" как психологии различ­ных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего "такими совокупностями индивидов, как, например, суд при­сяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчи­няются ни законам индивидуальной психологии, ни социологи­ческим законам". 1

1 Сигеле С. Преступная толпа. — СПб., 1896. — С. 13.

 

 

 Коллективная психология, по Сигеле, — это также психология толпы 2,

 

 


2 Там же. С. 17.

 

 "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу 3.

 

 

 


3 Там же. С. 23

 

Сигеле указывает на роль зарази­тельности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения 4.

 

 

 


4 Там же. С. 27-30

 

 

Он говорит о "неоспоримом психологическом зако­не", по которому "интенсивность душевного движения возраста­ет прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движе­ние в одно и то же время, з одном и том же месте". В этом за­ключается "причина того неистовства", до которого доходят энтузиазм или порицания в разного рода собраниях людей 5.

 

 


5 Там же. С. 53.

 

 

Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона (1841—1931). В своем фундаментальном труде " Психология народов и масс" он обстоятельно характери­зует сознание "толпы", ее многочисленные психологические свойства. Он пишет, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, ко­гда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утвер­ждаются элементы другой" 6

 

 


6  Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896. — С. 153.


По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли лю­дей "принимают одно и то же направление", "Образуется кол­лективная душа, имеющая временный характер, но представ­ляющая очень определенные черты". 1


1 Там же. С. 162-163.

 

 Далее Лебон характеризу­ет эти черты, указывает на импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждении и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитар­ность и консервативность толпы и т.д2 .

 


2 Там же. С. 173-191.

 

Лебон пытается осмыслить причины появления новых пси­хических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи тол­пы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на по­верхностных впечатлениях. Он дает свою классификацию и опи­сание толпы "различных категорий", выделяет разнообразную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), пре­ступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания3 .

 

 

3 Там же. Отд. третий: "Классификация и описание толпы различных категории".

 

 

Исследования психологии масс, в том числе указанных выше собраний людей, дают немало для пониманияпсихологии меж­личностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их уча­стником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обосно­ванная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла (1871—1938). Он исходил из того, что "психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов". Она должна быть "положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления 1 .

 

 


1 Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. С.11. – М., 1916. – С. 11

 

 Изначальной причиной и по­будительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты. Размышляя о их природе и роли, он ссылается на работы В. Вундта, который применял термин "инстинкт" к "прочно сложившимся приобретенным навыкам" и к "врожденным специфическим склонностям", а также на работы У. Джеймса, который отводил инстинктам " руководя­щую роль в определении человеческого поведения и душевных процессов" 2 .

 

 

 


2 Там же. С. 17.

 

Мак-Даугалл определял инстинкт как "наследственное или врожденное психо-физическое предрасположение, которое на­деляет того, кто им обладает, способностью воспринимать из­вестные объекты, обращать на них внимание, испытывать осо­бое чувственное возбуждение при восприятии таких объектов и производить соответственные особые акты или, по крайней ме­ре, испытывать импульс к ним" 3 .

 

 

 


3 Там же. С. 21.

 

 

Указывается на познаватель­ную, аффективную и волевую стороны инстинкта. Поясняется это так: "Каждый инстинктивный акт заключает в себе сознание существования какого-нибудь объекта, эмоциональное отноше­ние к последнему и стремление к нему или уклонение от этого объекта" 4 .

 

 

 


4 Там же. С. 19

 

Утверждается, что "инстинкты являются первыми двигателя­ми человеческой деятельности" и что "инстинктивные импуль­сы определяют цель всякой деятельности" 5.

 

 


5 Там же. С. 31, 32

 

 

 Подробно характе­ризуется взаимосвязь некоторых "основных инстинктов" и "первичных эмоций человека", в том числе: инстинкта бегства от опасности и эмоции страха; инстинкта любопытства и эмо­ции удивления; инстинкта драчливости и эмоции гнева; ин­стинкта самоуничижения и эмоции покорности; родительского инстинкта и эмоции нежности и т.д 6.

 

 

 


6 Там же. С. 36-60.

 

 Целые главы посвящены анализу отдельных инстинктов, таких, как инстинкт размножения и родительский инстинкт, инстинкт воинственности, стад­ный инстинкт, инстинкт стяжательства, строительства и т.д 7.

 

 


7 Там же. гл. X-XIV

 

Подробный анализ роли инстинктов (названных им впослед­ствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серь­езное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их пове­дении и межличностном общении. Речь идет главным образом о психоанализе Зигмунда Фрейда и его последователей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...