Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XII. Ирландия 20—50-х годов. Попытки обрести независимость на капиталистическом пути Ирландия под властью Кумман на Гэл 1923—1931гг.
Последующее развитие Ирландии можно подразделить на два хронологически неравных периода: 1923— 1931 и 1932—1957 гг. На первом этапе власть в стране осуществляли победители в Гражданской войне — представители правого крыла ирландской национальной буржуазии, организовавшиеся в политическую партию Кумман на Гэл (Гэльская лига — название, сходное с именем возникшей в 90-х годах XIX в. культурно-просветительской организации), которую возглавил У.Косгрейв. Ее ядро составляли крупные и отчасти средние собственники в городе — бывшие правые шинфейнеры и примкнувшие к ним юнионисты, в деревне — крупные капиталистические фермеры-кулаки и рэнчеры-скотоводы. Вокруг новой партии сплотилось католическое духовенство, чиновники, армейское, а также полицейское офицерство. Основной целью социально-экономического и политического курса Ирландского свободного государства (далее ИСГ) являлось упрочение позиций наиболее умеренных группировок ирландской национальной буржуазии, заинтересованных в сохранении тесных связей с британским империализмом, обеспечение ограниченного, «участкового» развития национального капитализма с упором на близкую к монокультурной экономическую специализацию (преимущественное производство скота и молочных продуктов для нужд Англии). Опираясь на новый, консервативный, объективно проимпериалистический блок внутри страны и на поддержку британских правящих кругов, «новые хозяева» Ирландии надеялись надолго задержаться у власти. Они стремились превратить созданную с английской помощью государственную машину ИСГ в важнейшее орудие для подобной «страховки». Эта машина отличалась четко выраженной гипертрофией судебно-полицейских функций. Она сплошь и рядом проявляла свой репрессивный характер, направленный против республиканской оппозиции и прогрессивных организаций ирландских трудящихся. Наиболее радикально, антиимпериалистически настроенные элементы, в том числе и в экономической сфере, принадлежали, как правило, к побежденному в недавней войне республиканскому лагерю и практически находились вне закона. Они подвергались слежке, частым репрессиям, их инициатива грубо подавлялась во всех областях национальной жизни. В условиях отсталой, да к тому же еще разоренной войной Ирландии, страны, где не было ликвидировано засилье империализма, положение могло изменить лишь активное и целенаправленное вмешательство государства в экономическую жизнь. Более чем насущной являлась задача возведения таможенной стены для защиты ирландской промышленности от британской конкуренции, успешного развития существующих отраслей и создания новых. Перспективы роста здесь во многом зависели от государственной политики в области финансов, и в частности от промышленного кредитования. Ирландские банки продолжали занимать антинациональную позицию, служили насосом для перекачки ирландских денежных средств в Англию и ее колонии. От этого ирландская буржуазия получала немалую прибыль (лишь в Дублин ежегодно из-за моря шли дивиденды в размере 10 млн.ф.ст.). Всего же, по некоторым данным, в середине 20-х годов в метрополии и ее владениях было вложено 90 млн.ф.ст. ирландских денег — сумма, вдвое превышавшая английские капиталовложения в Ирландии. Отсталая, зависимая Ирландия активно участвовала своими капиталами в послевоенном возрождении британского империализма. В этих условиях лишь курс государства на мобилизацию необходимых средств и предоставление их во имя развития промышленной инициативы, создание элементов госсектора в «неприбыльных» областях, которые традиционно игнорировал частный капитал, был способен сдвинуть с мертвой точки дело строительства национальной промышленности. Кое-какие шаги предпринимались в этом направлении, однако по своим масштабам, характеру и последствиям это были скорее декларативные меры. Так, в 1923 г. после оживленных прений Дойл большинством голосов принял так называемый закон о защите промышленности, вводивший небольшие пошлины на ввоз в страну автомобилей, сигарет, музыкальных инструментов, часов. В следующем году была создана государственная корпорация промышленного кредита с более чем скромным денежным фондом — 750 тыс. ф. ст. Однако и распределяемые ею ссуды выдавались с таким разбором и так неохотно, что к 1927 г. с момента принятия упомянутого закона было удовлетворено лишь 15 просьб. В целом «промышленное строительство» в ИСГ свелось к сооружению нескольких мелких фабрик: мебельной, кондитерской, обувной, а также бойни в Дрогеде. Практически единственным крупным мероприятием, оставившим след в сфере промышленного развития, явилось начало строительства в 1925 г. на р.Шаннон крупной гидроэлектростанции, положившей начало созданию государственной энергосистемы. Пользуясь инертностью ирландских властей, британские фирмы в ряде случаев легко обходили таможенные кордоны. Помогало и то, что многочисленные ирландские филиалы британских компаний продолжали функционировать и расширяться, а ограничений на деятельность иностранного капитала не было введено. Британские монополии чувствовали себя в Ирландии почти так же вольготно, как и до революции, а число мелких и средних промышленных предприятий продолжало сокращаться с угрожающей быстротой. Так, если, по данным обследовавшей ирландскую экономику американской комиссии, в 1922 г. их было около 2 тыс., то через четыре года министерство промышленности Ирландии показало цифру 1516. Вместе с тем правительство ИСГ, пытаясь сдвинуть с мертвой точки проблему промышленного роста, стремилось «интернационализировать» эксплуатацию страны и ее недр иностранным капиталом путем привлечения в Ирландию фирм других, кроме Англии, капиталистических стран. Приманкой тогда служили обильная и дешевая рабочая сила, один из самых низких в Европе подоходный налог, а также специальные правительственные льготы. В области сельского хозяйства правящие круги ИСГ с самого начала взяли курс на фермера-кулака, поддержка которого во многом была решающей в годы Гражданской войны. Фермеры и рэнчеры всегда располагали щедрыми кредитами сдержанных во всех других случаях ирландских банков, безоговорочной и всесторонней поддержкой министерства сельского хозяйства. Государство активно способствовало капиталистической концентрации в сельском хозяйстве, а также максимальной его рационализации, с тем чтобы удешевить издержки производства, поднять качество ирландского сельскохозяйственного экспорта, сделать его более конкурентоспособным на британских рынках. В том же русле развивалась правительственная политика в отношении сельскохозяйственной кооперации. ИСГ делало откровенную ставку на крупные, мощные кулацкие кооперативы, по существа значительные капиталистические предприятия. Им оказывалась техническая помощь, предоставлялись кредиты. Государство поворачивалось спиной к мелким и отчасти к средним кооперативам, способствовало их поглощению более крупными, консолидации обществ в национальные кооперативные альянсы типа Организации по реализации масла, способные успешно выступать на внешнем рынке. В 1927 г. государство учредило Сельскохозяйственное кредитное общество с капиталом в 0,5 млн.ф.ст. Однако условия предоставления займов (относительно высокий ссудный процент и требование гарантировать займ закладной на участок и скот) обычно лишали доступа к ним мелких и отчасти средних фермеров. Резко усилился процесс капиталистического расслоения в ирландской деревне. В этот период 60% от общего числа ферм, на которых было сконцентрировано 70% всего сельскохозяйственного населения, располагали всего 23% полезной площади страны. Значительная часть мелких ферм не достигала размера 30 га, т.е. они были нерентабельными. За кредитом мелкий фермер мог обращаться чаще всего лишь к обдирале-ростовщику. Медленными темпами шла намеченная законом 1923 г. ликвидация остатков помещичьего землевладения. В стране оставались десятки тысяч арендаторских участков, рента лендлордам составляла 1,5 млн. ф.ст. в год. Вдвое большую сумму отнимали у ирландских крестьян ежегодные земельные платежи британской короне. Последние, так же как и разорение все увеличивающегося числа мелкофермерских хозяев, были причиной возобновившихся с половины 20-х годов среди мелких фермеров и батраков аграрных волнений, направленных против рэнчеров, банков, государственных налоговых учреждений. В области внешней политики правительство ИСГ покорно следовало в фарватере Великобритании. Вступив в 1923 г. в Лигу наций, ИСГ практически ни разу не проявило себя как страна, обладающая своими собственными, отличными от Англии интересами. В 1924 г., уступив давлению английских правящих кругов и военного шантажа ольстерских оранжистов, У.Косгрейв подписал в Лондоне официальный документ об отказе Ирландии от всяких претензий на спорную часть североирландской территории, в том числе на два из шести ольстерских графства — Тирон и Фермана, на 70% населенных католиками. Этот акт национального предательства был с негодованием встречен значительной частью ирландского народа. Таким образом, политика правящей верхушки ИСГ была в основных чертах проимпериалистической, антинациональной. Острие этой политики было направлено против ирландских трудящихся, значительной части мелких собственников, мелких и отчасти средних национальных предпринимателей. Основная часть городского и сельского рабочего класса ИСГ находилась в чрезвычайно тяжелом положении. Крупнособственническая Ирландия, вынужденная в период революции пойти на значительные уступки рабочему классу (главным образом в виде повышения оплаты труда), не преминула использовать консолидацию своего господства для яростного наступления на жизненный уровень пролетариата. Недельный прожиточный минимум (4,5 ф.ст.) имела ограниченная часть рабочих: каменщики, судостроители, железнодорожные машинисты и кочегары. Остальные же, включая батраков и часть конторских служащих, зарабатывали меньше. От 15 до 25% семейного бюджета уходило на оплату жилья, очень часто лишенного всяких удобств. От 20 до 25% трудящихся постоянно не имело работы. Масштабы эмиграции были пугающими: ежегодно страну покидало 40—50 тыс. человек. Самым нищим, обездоленным отрядом ирландских трудящихся являлись 160 тыс. сельскохозяйственных рабочих. Против ирландских трудящихся был направлен выброшенный правительством Косгрейва лозунг: «ИСГ— ирландское дешевое государство». В ходе «борьбы за экономию» резко сокращалась сфера применения закона о пособиях безработным, снижались пенсии по старости, зарплата низшим государственным служащим, учителям. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |