Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опросник для определения типа ВНД у человека.




ЗАНЯТИЕ 4.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вопросы для самоподготовки:1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в учении о высшей нервной деятельности 2. Безусловный и условный рефлекс. Правила выработки условных рефлексов. 3. Физиологический механизм условного рефлекса. 4. Внешнее и внутреннее торможение. Происхождение и определение понятий. 5. Явление безусловного торможения условных рефлексов. 6. Динамический стереотип. 7. Классификация условных рефлексов. 8. Разница ВНД человека и животных. 9. Типы ВНД. 10. Сон как необходимый компонент функционирования мозга.

Цель занятия:

1. Ознакомить студентов с методикой определения типов ВНД у человека и животных.

2. Ознакомить студентов с методикойопределения условного и безусловного торможения в коре больших полушарий у человека с помощью таблиц Анфимова.

Работа 1.Определение типа ВНД у человека.

Приборы и материалы:опросник для определения типов ВНД по методике Первомайського.

Ход работы:

Методика ориентировочного определения типа ВНД у человека (Б.Я.Первомайского (1964г.)) позволяет получить лишь ориентировочное представление о типе ВНД человека, для более точного суждения и типологических особенностях необходимо объективное исследование условнорефлекторной деятельности человека.

Сущность методики Б.Я. Первомайскогo заключается в том, что испытуемому называются различные качества человека, характеризующие силу, подвижность нервных процессов, состояние первой и второй сигнальных систем действительности, а он оценивает у себя эти качества по пятибалльной системе и результаты заносит в протокол. В каждой графе вычисляется средний балл. Сильным считается тип при оценке не ниже 3,5 балла. При оценке уравновешенности нервных процессов сравниваются величины средних баллов силы возбудительного и тормозного процессов. Если разница составляет не больше 0,5 балла, то процессы считаются уравновешенными. При оценке состояния сигнальных систем определяется разность в средних баллах первой и второй сигнальных систем. Если разница равна 0,5 балла или меньше 0,5 баллов, то первая и вторая сигнальные системы выражены одинаково и специфический тип ВНД средний. При разнице больше 0,5 балла в сторону преобладания первой сигнальной системы - тип художественный, а при преобладании второй сигнальной системы - мыслительный.

Опросник для определения типа ВНД у человека.

I. Сила основных нервных и процессов.

1. Работоспособность. 2. Выносливость. 3. Храбрость. 4. Смелость. 5. Способность преодолевать трудности. 6. Степень проявления самостоятельности. 7. Решительность. 8. Активность общественной деятельности. 9. Активность деятельности вообще. 10. Размах деятельности. 11. Широта деятельности. 12. Объем деятельности. 13. Глубина cна. 14. Выраженность аппетита. 15. Выносливость к алкоголю, инфекциям, интоксикациям. 16. Глубина положительных и отрицательных переживаний (чем глубже переживания, тем выше оценка). 17. Сила выражения настойчивости (не смешивать с упорством). 18. Сила проявления энергичности. 19. Глубина и степень выраженности увлечений. 20. Сила выраженности желаний. 21. Оценка самочувствия. 22. Инициативность. 23. Степень проявления осторожности. 24. Степень выдержки. 25. Способность ожидать (выжидать). 26. Способность терпеть. 27. Степень выражения сдержанности. 28. Спокойствие. 29. Способность отказаться от желаемого. 30. Самообладание.

II. Сила возбудительного процесса.

1. Степень смелости. 2. Высота подъема настроения. 3. Оценка инициативности. 4. Сила настойчивости. 5. Оценка интенсивности деятельности. 6. Степень расточительности сил. 7. Излишек сил. 8. Степень склонности к риску. 9. Выраженность непокорности. 10. Доходят ли деятельность и выражение чувств до азартности и степень ее выраженности. 11. Степень выраженности решительности. 12. Оценка силы энергичности. 13 Степень выражения независимости. 14. Выраженность самостоятельности. 15. Степень выражения горячности. 16. Степень активности. 17. Степень выражения уверенности в себе. 18. Выраженность аппетита. 19. Степень выраженности положительного настроения (внутренней мобилизованности) при преодолении трудностей. 20. Сила выраженности желаний вообще. 21. Степень выраженности удовлетворения от труда (физического, умственного). 22. Сила выраженности стремлений. 23. Степень выраженности желания идти навстречу трудностям.

III. Сила тормозного процесса

1. Степень выражения осторожности. 2. Сила выраженности плохого настроения. З. Степень выражения осмотрительности (предусмотрительности). 4. Сила выраженности самообладания. 5. Сила выдержки. 6. Оценка способности терпеть. 7. Оценка способности задержать проявление чувств. 8. Оценка способности сдержать (не показывать) волнение. 9. Как спокойно вы можете выслушать несправедливые обвинения. 10. Степень внутренней собранности в ожидании опасности. 11. Оценка склонности к недоверию (недоверчивость). 12. Способность задержать реакцию на продолжительное время. 13. Степень выражения скрытности. 14. Оценка способности длительно хранить тайну. 15. Оценка способности переносить невозможность осуществления желаемого. 16. Оценка способности к воздержанию. 17. Степень склонности постоянно соблюдать принятое, установленное.

IV. Подвижность основных нервных процессов

1. Как быстро вы переходите от действия к покою? 2. Как быстро вы можете прервать начатое действие. З. Каклегко прервать вас в беседе. 4. Как быстро вы засыпаете. 5. Как быстро вы успокаиваетесь. 6. Как быстро вы можете замолчать. 7. Как быстро проходит у вас отрицательное чувство к человеку, который обидел вас. 8. Как быстро вы можете остановится. 9. Степень склонности разнообразить выполнение одного и того же действия. 10. Оценка быстроты двигательных реакций. 11. Оценка быстроты речевых реакций. 12. Оценка живости мимики и пантомимики. 13. Как быстро вы возбуждаетесь. 14. Степень постоянной готовности к действиям. 15. Степень постоянной готовности реагировать. 16. Насколько считают Вас окружающие люди деятельным? 17. Склонность к переездам, посадкам, экскурсиям. путешествиям. 18. Как быстро вы знакомитесь с новыми людьми, новой обстановкой. 19. Оценка склонности переставлять вещи, мебель в квартире, менять обстановку. 20. Степень быстроты реакций вообще. 21. Как быстро вы сердитесь. 22. Оценка положительного настроения при смене обстановки, окружающих вые людей? 23. В какой степени вы можете «оправдываться». 24. Насколько вы общительны.

V. Критерий для определения преобладания I сигнальной системы

1. Степень практичности в конкретных делах. 2. Степень яркости восприятия природы. З. Степень яркости в образности зрительных представлений. 4. Оценка образности, конкретности восприятия. 5. Образность мышления (объективный критерий). 6. Насколько хорошая у вас модуляция речи (объективный критерий). 7. Выразительность мимики, пантомимики (объективный критерий). 8. Четкость интонации (объективный критерий). 9. Степень склонности к декламации. 10. Степень склонности к артистической деятельности. 11. Как часто бывает так, чтобы вы что-то сделали не подумав. 12. Степень склонности к конкретным наукам. 13. Насколько считают Вас люди непосредственным. 14. В какой степени ваши желания сопровождаются яркими представлениями. 15. Степень сообразительности в конкретных ситуациях. 16. Насколько вы любите живопись, оперетту, самодеятельность, игры, танцы. 17. Насколько вы любите яркие красочные вещи. 18. Насколько Вы любите природу, лес, луг, цветы, поле? 19. Насколько Вы любите красиво и оригинально одеваться? 20. Насколько Вы любите соблюдать «моду»?

VI. Критерии для определения преобладания II сигнальной системы

1. Насколько тщательно вы продумываете свои поступки. 2. Как часто у вас мысль предшествует деятельности. 3. Степень анализа своих поступков. 4. Степень склонности тщательно продумывать взаимоотношения между людьми. 5. Степень склонности к сомнениям. 6. Степень склонности к абстрактным наукам (отвлеченным). 7. Насколько нравится вам обсуждать сложный вопрос. 8. Степень склонности к обобщению. 9. Насколько вы предусмотрительны. 10. Насколько нравится вам собеседник, который много рассуждает. 11. Степень полноты звеньев волевого акта (желание, хотение, борьба мотивов, выбор, решение, исполнение). 12. Степень склонности к умственной работе. 13. Спокойная (неяркая) мимика (объективный критерий). 14. Степень склонности к размышлениям. 15. Насколько легче запомнить смысл событий, чем подробности о том, когда, где и как оно случилось? 16. Насколько вы любите слушать лекции на отвлеченные темы?

№ п/п

Сила основных нервных процессов

Сила процесса возбуждения

Сила процесса торможения

Подвижность нервных процессов

Критерии развития

I сигнальной системы II сигнальной системы
1. .            
2. 2            
3.            
4.            
5.            
6.            
7.            
8.            
9.            
10.            
11.            
12.            
13.            
14.            
15.            
16.            
17.            
18.            
19.            
20.            
21.            
22.            
23.            
24.            
25.            
26.            
27.            
28.            
29.            
30.            
Ср. балл            

 

Сделайте заключение о определённом типе ВНД. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте общий вывод.

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 576.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...