Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация ввода-вывода данных




Теоретическое обоснование

Язык Си использует технологию структурного программирования, в основе которого лежит модульный принцип создания программ и использование базовых структур программирования. Язык С++ был разработан как объектно-ориентированное расширение языка Си и спроектирован в близком соответствии между его типами, операциями и операторами.

Интегрированная среда DevC++ является одной из свободно распространяемых версий языка, упрощающих процедуру ввода, отладки и выполнения программ на С и С++.  Окно интегрированной среды DevC++ содержит 4 основные части: строка команд меню, окно редактирования программ, область сообщений компилятора, строку состояния (рисунок 1.1).

Строка команд меню содержит стандартные режимы: File(Файл), Edit(Редактирование), Search(Поиск), View(Вид), Project (Проект), Execute(Компиляция и исполнение программы), Options(Параметры), Tools(Инструменты), Window(Окно), Help(Помощь). Каждый режим содержит меню команд и соответствующие «горячие» клавиши, а так же пиктограмму инструментов, выполняющих эти команды и находящиеся строкой ниже. Рассмотрим основные команды.

Меню File содержит команды: Open(Открыть), при помощи которого открывается существующий программный файл или проект; New(Создать) – создается новый проект; Save(Сохранить) – сохраняется редактируемый файл; Save as(Сохранить как) – файл сохраняется под новым именем. Команда Close закрывает редактируемый проект, команда Exit служит для выхода из Среды.

Рисунок 1.1 – Общий вид интегрированной среды DevC++  
Строка состояния
Область сообщений
Окно редактирования
Строка команд меню и инструменты

 

Меню Edit содержит пункты Cut (Вырезать), Copy (Копировать), Paste (Вставить), которые служат для вырезания, копирования, вставки выделенного фрагмента текста, как в любом текстовом редакторе.

Меню Execute содержит команду компиляции Compile (горячие клавиши [Ctrl]+[F9]); команду Run – исполнить (клавиша [F9]); команду компилировать и исполнить([Ctrl]+[F10]); команду отладить Debug([F8]).

Meню Help позволяет вызвать справочную систему ([F1]). Для получения справки о конкретной функции следует установить курсор на любой символ заголовка функции и нажать [Ctrl]+[F1].

Окно редактирования программ используется для ввода и редактирования программ на С/C++. В строке состояния указывается номер позиции и строки, в которой находится курсор, а так же общее количество строк программы. В области сообщений компиляторабудутвыведены сообщения о найденных ошибках при компиляции программ и их местонахождении, о ходе выполнения компоновки модулей. 

Алгоритмы и программы линейной структуры

Алгоритм линейной структуры – это алгоритм, в котором блоки выполняются последовательно друг за другом. Программа линейной структуры реализует линейный алгоритм.

Чаще всего линейные алгоритмы используются для программирования вычислений по формулам, которые записываются в виде выражений. Выражения состоят из констант, переменных, операций, функций и круглых скобок, определяющих последовательность выполнения действий.

Организация ввода-вывода данных

Для форматного ввода-вывода данных скалярных типов и строк используются стандартные функции ввода/вывода, описанные в библиотеке stdio.h.

Для вводе используется стандартная функция scanf(), её синтаксис:

scanf (“форматная строка”, список параметров ввода);

Форматная строка заключается в кавычки и может содержать символы трех типов:

– обычные символы, которые должны вводиться с клавиатуры в том же виде, в каком они содержатся в форматной строке;

– спецификации преобразования, задающие формат ввода, которые начинаются с символа «%» и заканчиваются символом преобразования. Символы преобразования задают тип вводимой переменной: ‘c’ ‒ символ; «d», «i» - десятичное целое типа int; «D», «I» - десятичное целое типа long; «e», «E» - вещественное число в экспоненциальной форме, например, 5.12E-02; «f», «g», «G» - вещественное число с плавающей точкой; «o» («O») - восьмеричное число типа int (long); «x» («X») - 16-ричное число типа int (long); «u» («U») - беззнаковое целое типа int (long); «s» - строка символов; «lf» - вещественное число удвоенной точности;

– управляющие символьные константы (например, ‘\n’ - переход к следующей строке).

Список параметров ввода отделяется от форматной строки запятой и содержит перечисление параметров ввода через запятые. В качестве параметров ввода используются адреса переменных, которые обозначается знаком символом ‘&’, стоящим перед именем вводимой переменной.

Количество спецификаций в форматной строке должно совпадать с числом выводимых параметров.

Пример 1.1. Даны две строки, содержащие функции форматного ввода:

scanf(“%f %f %f”, &a, &b, &c);

scanf(“%s%d%lf”, &simb1, &n, &x);

В первой строке вводятся три вещественных (%f) числа a, b, c, разделяемые при вводе с клавиатуры пробельными символами, ввод заканчивается нажатием клавиши [Enter]. Во второй строке вводятся: строка символов(%s) simb1, целое (%d) число n и вещественное число x с удвоенной точностью (%lf).

Для вывода используется функция printf(), её синтаксис:

printf(“форматная строка”, список параметров вывода);

Форматная строка вывода аналогична форматной строке ввода.

Список параметров вывода отделяется от форматной строки запятой и содержит перечисление параметров вывода через запятые.

Пример 1.2. Дан фрагмент программы на языке С, С++, содержащий функции форматного вывода:

printf(“Введите стороны треугольника”);

printf(“Результат: a=%9.4f  b=% 3d \n”,a,b);

В первой строке в форматной части отсутствуют параметры вывода, на экран выводится фраза «Введите стороны треугольника», курсор остается на той же строке, в следующей позиции после последнего выведенного символа.

Во второй строке выводится результат вычисления: фраза «Результат:», имя переменной и знак равенства «a=», значение переменной a в формате 9.4f (9 - общая ширина поля вывода позиций, из них 4 позиции на десятичные цифры после точки, одна позиция на десятичную точку, остальные 4 позиции ‒ на знак числа и его целую часть), имя следующей переменной и знак равенства «b=», значение переменной b в формате d, с шириной поля – три.

Если значение a=4.23, а значение b=3, на экране появится строка:

Результат: a= 4.2300 b=3

После вывода данной строки, курсор перейдет в начало следующей строки, так как в конце форматной строки стоит управляющий символ ‘\n’.

В языке С++ ввод-вывод может осуществляться не только с помощью функций, но и с помощью операций. Операция вывода <<, операция ввода >>.

Синтаксис вывода на экран: cout<< выражение.

Синтаксис ввода с клавиатуры: cin<< переменная.

При использовании операций ввода-вывода необходимо включить в программу файл iostream.h.

Пример 1.3. Дана программа на языке С, С++.

#include <iostream.h>

int i;

main(){

    cout << "Введите целое число ";

    cin >> i;

    cout << " Квадрат числа: " << i*i << "\n";

return 0; }

В результате работы программы на экран выводится фраза: «Введите целое число », далее с клавиатуры должно вводиться целое число (например, 3), значение которого присвоится переменной i.

Экран, после выполнения программы имеет вид:

Введите целое число 3

    Квадрат числа: 9

Аппаратура и материалы: персональный компьютер не ниже Pentium–4, операционная система Windows XP, флеш-память, интегрированная среда Dev C++.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...