Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рецепция римского права. Деятельность глоссаторов
Рецепция римского права — это восприятие (заимствование) его положений правовыми системами других государств более позднего периода. Рецепция выражает собой преемственность в праве. Рецепция римского частного права больше всего видна в формировании германской и французской правовых систем, заметна она и в российской правовой системе. Во Франции и Германии наблюдалась прямая рецепция, то есть заимствование правовых решений из положений римского права. В России прямой рецепции не было, а воспринимались главным образом идеи римского частного права. Однако и в России, в ГК РФ, заметна рецепция римского частного права. Вот несколько примеров. Условия ответственности и освобождения от нее (вина, случай, непреодолимая сила). Рецепция римского права объясняется тем, что именно в Древнем Риме были впервые сформулированы основные понятия и положения права; разработана стройная и логически выверенная система регулирования как вещных, так и обязательственных правоотношений; существовала высокая юридическая техника законов и эдиктов; имелась обширная юридическая практика и т. д. Глоссаторы (от греч. glossa, — устаревшее или редкое слово) — юристы (доктор права или студенты), занимавшиеся римским правом в средневековой Европе в рамках традиции, развитой в Болонском университете. Школа права глоссаторов была распространена в Италии, Франции и Германии в XI—XIII веках. Глоссаторами именовались прежде всего профессора римского права в Болонском университете и их ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII и XIII вв., названные так по преобладающей форме своих трудов, глоссе. Сочинения глоссаторов, как и их преподавание, имели различный вид. Кроме выяснения смысла отдельных слов и выражений (глосса в прямом значении), они иногда выясняли отдельные места путем примеров, извлекали общие положения из объяснений и т. д. Все эти виды объяснений послужили основанием к отдельным сборникам, большое количество которых и составляет плод работы глоссаторов.
Арабский халифет. Особенности государственного строя. Теократия Тократическая феодальная монархия Высшая власть – духовная (имамат) и светская (эмират) принадлежала главе гос-ва – халифе. Сначала они избирались мусульманской знатью, а потом власть стала наследственной. Ценьрадизованная теократическая монархия. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но по факту он считался с крупнейшими феодалами страны, которые нередко свергали халифов. Затем шел ВИЗИРЬ. Он мог быть 2 типов: - с широкой властью - с ограниченными полномочиями (выполнял лишь волю халифа) Визирь возглавлял двор халифа, это его ближайший советник и заместитель. От имени Халифа контролировал доходы и расходы гос-ва, возглавлял канцелярию Халифа, назначал эмиров и губернаторов. ВЕДОМСТВА(диваны) – центральные органы гос управления. - диван ал-джунд - ведал оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу. - диван ал-харадж – контролировал деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну. - диван ал-барид – занимался дорогами и почтой, руководил строительством дорог, колодцев. Самая быстрая организация, обеспечивающая быструю передачу информации. Тайно наблюдало за деятельностью и настроением властей. Высшие чины ведомств назначались Халифом: начальник личной охраны Халифа, заведующий полицией, надзирающие за должностными лицами. Территория гос-ва делилась на провинции во главе с эмирами – военными наместниками, ответственными только перед халифом. В их ведении вооруж силы. Эмирам подчинялись пмощники – наибы. Мелкие административные подразделения (город, село) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Ими нередко могли быть руководители местных мусульманских общин – старейшины (шейхи). Характеристика судебной системы арабского Халифата Судебная власть в руках духовенства. Только священнослужитель мог быть судьей – кади. Независимость судебной власти от административной. Шейхи и эмиры на местах не могли контролировать деятельность кади. Юридический формальзм практически отсутствовал. Во главе судебной власти стоял Халиф. Он рассматривал наиболее сложные, связанные с покушениями на гос власть и церковь дела. Затем шла коллегия богословов, в нее входили представители высшего духовенства. В ее компетенцию входили назначение на должность судей – кади и инспекторов справедливости, которые обязаны были следить за тем, чтобы кади осуществляли суд власть сторого на основе шариата. К кади предъявлялись большие требования, которые закт=реплены в Коране. Кади должен - быть священнослужителем - Знать основы шариата - мужчина с хорошим слухом, знанием арабского языка и приятной наружностью. Кади не получал жалования, поэтому он должен быть представителем знати. Знание основ права в коране указывались на последнем месте. Кади самостоятельно осуществлял судебный процесс. Мог привлечь к разбирательству других священнослужителей как советников. В качкстве наказания кади назначал штраф, битье палками, тюремное заключение, членовредительские наказания.
Источники мусульманского права. Общая характеристика Религиозный характер права, законсервированный, патриархальный характер. Права как такового не было, религиозные нормы были и правовыми. Шариат ("путь следования") – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать 1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права. Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. Кияс позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |