Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественно-образная система храма




Характеризуя художественно-образную систему деревянного храма необходимо отметить, что и народные мастера, и прихожане мыслили едиными ансамблевыми категориями, отражавшими их мировоззрение. Поэтому ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. В деревянных храмах, с одной стороны, учитывалась «земная» иерархия прихожан, запечатленная в их жилище. С другой стороны, -- «небесная» иерархия (т.е. дом как храм и храм как дом Божий). Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его, вело к освоению новых архитектурных приемов, форм, как заложенных в народном жилище, так и почерпнутых из каменного зодчества.

Отметим полисемантичность образа храма в целом. Это и образ мира с его троичной структурой, это и небо на земле. Это и тело Христово, это и дом Божий. Устройство православного храма восходит через византийское зодчество к ветхозаветной традиции. Храм обязательно имел алтарь, среднюю часть и притвор и был ориентирован алтарем на восток. Крестово-купольная система храма отражала в плане крест Часто храм был похож в плане на продолговатый корабль, что символизировало Ноев ковчег, ведущий в Царство Небесное.

Центричная система в виде круга (в деревянном зодчестве «восьмерика») символизировала вечность церкви Христовой. Центричная и крестовоку-польная система получила особое развитие в Древней Руси, т.к. центричность пронизывала древнерусский ансамбль на всех уровнях (постройка, поселение, город). В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали убывающими массами равномерно стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих деревянных церквей был намного меньше внешнего объема (особенно шатровых, ярусных), и это не позволяло достигнуть того ощущения высоты неба-купола, как в каменных церквях. Вместе с тем, в них отсутствовала и важнейшая образная функция купола как источника «небесного света». Тем не менее, внутри деревянного храма свод деревянного купола -- «небо» -- оставался центром композиции.

От образа Пантократора в середине как лучи расходятся бревна каркаса, а между ними помещены фигуры ангелов и серафимов, устремленные к центру (Покровская церковь близ Вытегры Вологодской области). Таким образом, находясь вне храма, человек постигал его центрическую космологическую структуру мысленно, а пребывая внутри, чувствовал себя в центре мира.

Столь популярный в деревянном зодчестве «восьмерик» сам по себе символизировал церковь (восьмиугольник - звезда), которая сияет подобно путеводной звезде.

Большое значение в художественно-образной системе храма имели главы. Две главы символизировали две природы Христа, три - Святую Троицу, пять - Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь - семь Вселенских Соборов, девять - девять чинов ангельских, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать Апостолов.

Художественно-образное решение интерьера храма составляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь Резьба украшала, в основном, иконостас. Можно отметить также резные столбы трапезных, в которых присутствовала солярная символика. Внешний декор был очень сдержан.

Основным декоративным элементом были причелины. Главную образную нагрузку несли конструкция и объем.

Заключение

Понятие народности русского деревянного зодчества связано, прежде всего, с объективным отражением в его памятниках философии всей нации. Цельность архитектурного образа, единство конструктивно-технической, утилитарно-практической и архитектурно-художественной стороны составляют своеобразие всего русского деревянного зодчества.

Литература

1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -- Л., 1984.

2. Бломквист Е.Э., Ганская О.А. Типы русских крестьянских жилищ // Русские Историко-этнографический атлас. М., 1967. - С. 131-165.

3. Жилища древнего Новгорода. Свод археологических источников (Под ред. А.В. Арциховского и Б.А. Колчина). - М., 1963.

4. Званцев М.П. Нижегородская резьба - М., 1969.

5. Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество// Дерево в архитектуре и скульптуре славян - М, 1987. - С. 99-126.

6. Народное зодчество. Сб. науч. Трудов под ред. В.П. Орфинского. -- Петрозаводск, 1992.

7. Некрасова М.А. Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля - М, 1988 - С. 43-96.

8. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество: Памятники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа - М., 1986.

9. Ополовников А.В. Сокровища русского Севера. М., 1989

10. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище - Л., 1975.

11. Русское народное искусство Севера. Сб. статей. - Л., 1968.

12. Смолицкий В.Г. Русь избяная - М, 1993.

13. Спегальский Ю.П. Жилище Северо-Западной Руси IX-XIII веков - Л.,

14. Станюкович Т.В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища // Русские Историко-этнографический атлас - М., 1970. - С 52-88.

15. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера-Л., 1982.

16. Чижиковая Л.Н. Архитектурные украшения русского народного жилища // Русские. Историко-этнографический атлас-М., 1970 - С. 7-62.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...