Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание N4. Алгоритм сопоставления с образцом
Цель работы:Исследование алгоритма сопоставления с образцом. Программирование алгоритма сопоставления с образцом на языке ЛИСП. Написать программу, используя алгоритм сопоставления с образцом, которая отвечает на вопрос пользователя, заданный на естественном языке. Вопрос выбирается по варианту задания. Ответ на вопрос также должен формироваться на естественном языке с помощью соответствующей таблицы, заголовки которых представлены ниже. Таблицы находится в отдельном файле. Количество строк таблицы должно быть не менее 15. Программа должна уметь отвечать на 5-6 различных вариантов вопроса, например: а) какую стоимость имеет продукция, выпускаемая предприятием “Эра” в цехе с номером 0023? б) сколько стоит продукция, выпускаемая предприятием “Эра” в цехе с номером 0023? в) какая стоимость у продукции, которая выпускается предприятием “Эра” в цехе с номером 0023? г) какую стоимость имеет продукция, которая выпускается предприятием “Эра” в цехе с номером 0023? д) сколько стоит продукция, которая выпускается предприятием “Эра” в цехе с номером 0023?
Таблица 1 – Государство
Таблица 2 – Предприятие
Таблица 3 – Автомобиль
Варианты заданий 1) таблица 1. Какие государства Европы имеют общественное устройство монархия и площадь больше 500 тыс. км2? 2) таблица 2. У каких предприятий, основанных до 1989 года, основной вид деятельности оптовая торговля? 3) таблица 3. Какие производители выпускают автомобили с типом кузова «пикап» и объемом двигателя 1500 см3? 4) таблица 1. Сколько государств в Южной Америке имеют население больше 75 млн. человек? 5) таблица 2. Где расположены предприятия с количеством работников не менее 50 и количеством филиалов 5? 6) таблица 3. Какую среднюю стоимость имеют автомобили с различным типом кузова производителя BMW с мощностью двигателя более 150 л.с.? 7) таблица 1. Где расположены государства с общественным устройством демократия и государственным языком английским? 8) таблица 2. Какое количество работников имеют предприятия, основанные с 2000 года? 9) таблица 3. Сколько производителей выпускают автомобили с типом кузова «кабриолет» и объемом двигателя не менее 1700 см3? 10) таблица 1. Какой государственный язык имеют страны, расположенные в Северной Америке, площадью менее 10 млн. км2? 11) таблица 2. Сколько предприятий с основным видом деятельности предоставление транспортных услуг основаны до 1995 года? 12) таблица 3. Какой максимальный объем двигателя имеют автомобили при стоимости автомобиля не более 20 тыс. у.е.? 13) таблица 1. Какое количество людей проживает в странах Европы, в которых государственным языком является немецкий? 14) таблица 2. Какие предприятия имеют количество работников более 20 и основной вид деятельности ремонтно-строительные работы? 15) таблица 3. Какие производители не выпускают автомобили с количеством дверей 2 и типом кузова «седан»? 16) таблица 1. У каких стран Азии государственным языком является арабский и общественное устройство республика? Вика. 17) таблица 2. Какое общее количество филиалов имеют предприятия, занимающиеся производством рыбной продукции? 18) таблица 3. Какую стоимость имеют автомобили производителя AUDI с типом кузова «универсал» и мощностью двигателя 130 л.с.? 19) таблица 1. Какую общую площадь занимают государства Южной Америки с государственным языком испанским? 20) таблица 2. Где расположены предприятия, основанные с 1991 года, с основным видом деятельности производство бытовой химии? 21) таблица 3. Какой производитель выпускает автомобиль с максимальной мощностью и стоимостью более 100 тыс. у.е.? 22) таблица 1. Какое среднее количество людей проживает в государствах площадью менее 300 тыс. км2? 23) таблица 2. Какое среднее количество работников имеют предприятия, у которых нет филиалов? 24) таблица 3. Какую среднюю стоимость имеют автомобили с типом кузова «кабриолет» и объемом двигателя 2500 см3? 25) таблица 1. Где расположены страны с населением более 100 млн. человек и площадью не более 1 млн. км2? 26) таблица 2. Какие фирмы, основной вид деятельности которых розничная торговля, не имеют филиалов? 27) таблица 3. Сколько производителей выпускают автомобили с объемом двигателя не менее 3000 см3 и мощностью более 250 л.с.? 28) таблица 1. Какое общественное устройство имеют государства с населением не менее 50 млн. человек и государственным языком французским? 29) таблица 2. Где расположены предприятия с количеством не менее 100 и не имеющих филиалов? 30) таблица 3. Какие производители выпускают автомобили с типом кузова «универсал» и количеством дверей 5?
Контрольные вопросы 1) объясните понятия образ и образец. 2) расскажите о специальных символах, используемых в образце. 3) расскажите, как используются переменные в образце. 4) напишите программу, позволяющую использовать символ ? в образце. 5) напишите программу, позволяющую использовать символ $ в образце. 6) напишите программу, позволяющую использовать переменную в образце. 7) объясните общий алгоритм сопоставления с образцом.
Задание N5. Исследование семантических сетей Цель работы:Исследование способов представления знаний. Составление и программирование алгоритма поиска ответа по семантической сети.
Представить данные в виде семантической сети. Написать программу, которая отвечала бы на вопрос пользователя. Вопрос, заданный на естественном языке, представить в виде фрагмента семантической сети и написать программу поиска этого фрагмента в заданной семантической сети. Вопрос и данные выбираются по варианту задания. Варианты заданий Данные 1. Животные покрыты кожей. Плотоядные и рыбы являются животными. Плотоядные покрыты шерстью, а рыбы – чешуей. Осетр и сельдь относятся к виду рыб. Сельдь обитает в океане. Ее основной рацион питания составляет планктон. Осетр обитает в реке, и питается в основном донными рачками. Плотоядные животные покрыты шерстью. Представителями отряда плотоядных являются тигр, волк и рысь. Тигр имеет полосатый окрас. Звуки, которые издает тигр, называют рычанием. Окрас у рыси пятнистый. Волк имеет серый цвет и умеет выть. Данные 2. Средством передвижения по воде служат морские суда. Корабли можно условно разделить на военные и гражданские. Военные суда оснащены различным вооружением. Военные суда в свою очередь разделяются на подводные и надводные корабли. Подводные корабли оснащены торпедными установками, а надводные – орудийными установками. Определение местоположения противника надводные корабли устанавливают с помощью радар. Подводные корабли для этой цели используют сонар. К подводным кораблям можно отнести подводные лодки и батискафы, к надводным можно отнести линкор и крейсер. Рыболовецкие и круизные суда являются гражданскими судами. Гражданские суда в качестве локатора используют радар. Рыболовецкие суда оснащены рыболовецкими снастями. На этих судах в основном используются дизельные двигатели. Примерами рыболовецких судов могут служить тральщик и китобойное судно. Круизные суда бывают речные и морские. Они имеют комфортабельные условия для отдыха пассажиров. На круизных судах в основном устанавливают бензиновые двигатели. Данные 3. Люди для более быстрого передвижения использует транспортные средства. Транспортные средства можно разделить на сухопутные, морские и воздушные. Сухопутные средства для передвижения используют, как правило, колеса, и передвигаются по специальным дорогам. Видами сухопутных транспортных средств являются поезда и автомашины. Поезда передвигаются по железнодорожным рельсам, а автомашины - по автодорогам. Управление поездом осуществляет машинист; автомашиной управляет водитель. На поездах устанавливают дизельные или электрические двигатели. Электропоезд и локомотив являются поездами. В автомашинах в основном используются бензиновые или дизельные двигатели. Морской транспорт для движения использует винт. Движением судна управляет капитан. Катер и яхта являются морскими транспортными средствами. Воздушный транспорт передвигается с помощью реактивных двигателей. Пилот управляет движением воздушного транспортного средства. Примерами воздушных транспортных средств являются вертолет и самолет.
1) данные 1. Какой покров имеет рыба осетр? 2) данные 2. Какие существуют военные корабли? 3) данные 3. Какие существуют транспортные средства? 4) данные 1. Где обитает сельдь? 5) данные 2. С помощью чего определяют местоположение противника подводные корабли? 6) данные 3. По каким дорогам двигается локомотив? 7) данные 1. Существует ли такое плотоядное, у которого пятнистый окрас? 8) данные 2. Чем оснащены надводные военные корабли? 9) данные 3. Существует ли такое сухопутное транспортное средство, которое управляется водителем? 10) данные 1. Какой покров у волка? 11) данные 2. Какой двигатель используется на подводных военных кораблях? 12) данные 3. Какой двигатель имеет автомобиль? 13) данные 1. Существует ли такая рыба, которая питается планктоном? 14) данные 2. Существует ли такой военный корабль, у которого дизельный двигатель и локатор радар? 15) данные 3. Что использует поезд для передвижения? 16) данные 1. Чем питается осетр? 17) данные 2. Какое оснащение имеет подводная лодка? 18) данные 3. Существует ли такое транспортное средство, которое передвигается по рельсам? 19) данные 1. Есть ли такое плотоядное животное, которое умеет рычать? 20) данные 2. Существует ли такое круизное судно, которое плавает по океану? 21) данные 3. Кем управляется морское транспортное средство? 22) данные 1. Какой окрас имеет плотоядное животное, которое умеет выть? 23) данные 2. Какой двигатель устанавливается на рыболовецких судах? 24) данные 3. Является ли самолет транспортным средством? 25) данные 1. Где обитает рыба, питающаяся рачками? 26) данные 2. Является ли тральщик гражданским судном? 27) данные 3. Существует ли такое транспортное средство, которое управляется пилотом и передвигается с помощью реактивных двигателей? 28) данные 1. Какой покров имеет плотоядное животное, имеющее пятнистый окрас? 29) данные 2. Чем оснащено китобойное судно? 30) данные 3. Кем управляется яхта?
Контрольные вопросы 1) что понимается под семантической сетью? 2) назовите группы объектов, используемые в семантической сети, и охарактеризуйте каждую из них? 3) назовите основные типы связей в семантических сетях? 4) расскажите о средствах вывода на семантических сетях? 5) с помощью какой функции можно получить значение свойства символа в языке Lisp? 6) каким образом можно просмотреть список свойств символа? 7) как из списка свойств удалить свойство и его значение?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |