Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Водомеров, Н.К. Экономическая теория: учебное пособие / Н.К.Водомеров. – В 4 Ч. – Вологда: ВоГТУ, 2007. – Ч.1-158с.; Ч. 2 -159с.; Ч. 3 - 167с.; Ч. 4 -183с.

2. Добрынин, А.И. Общая экономическая теория: учебное пособие / А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева. – СПб.: Питер, 2013. – 282с.

3. Журавлева, Г.П. Экономика: учебник / Г.П.Журавлева. – М.: Экономистъ, 2016. – 574с.

4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2014. – 576с.

5. Курс экономической теории: учебник для вузов / под общ.ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – Киров: АСА, 2016. – 740с.

6. Экономика: учебник / под ред.А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2013. – 896с.

7. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: вопросы и ответы. Ключевые понятия. Логика курса: учебное пособие / Е.Ф.Борисов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 192с.

8. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д.Камаева. – М.: Владос, 2015. – 640с.

9. Сажина, М.А. Чибриков, Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – М: Норма, 2015. – 672с.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, ОФОРМЛЕНИЮ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛНЫХ РАБОТ

 

 

Контрольная работа должна быть правильно оформлена:

-иметь титульный лист (см. Приложение),

-перечень заданий и ответы на них,

-ссылки на изученную учебную, нормативную и справочную литературу и ее полный список,

-нумерацию страниц,

-в конце работы - дату ее выполнения и личную подпись студента,

-работа выполняется либо в тонкой тетради (обязательно оставлять поля для замечаний преподавателя – 30 мм), либо на одной стороне листов формата А4 с полями: слева – 30 мм, справа – 10 мм, вверху и внизу – 20 мм.

-общий объем работы должен быть до 10 страниц.

Контрольная работа выполняется и представляется в сроки, установленные учебным планом до начала сессии.

 

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

ВАРИАНТ 1

 

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 1)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

1. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?

2. Что такое капитал? Перечислите основные формы капитала, изучаемые в экономической науке.

3. Что такое ВНП? Чем ВВП отличается от ВНП? Какие существуют способы расчета ВНП? Запишите формулы расчета ВНП по расходам и доходам.

 

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

 

Задача 1.

Спрос и предложение на некоторый товар описываются уравнениями:

QD=1000-40P,

QS=300+3P,

где Q – количество данного товара,

P – цена данного товара.

1) Вычислите равновесную цену и равновесный объем продаж данного товара.

2) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 руб. за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Задача 2.

Определите уровень безработицы по следующим данным:

- Все население страны – 150 млн. человек.

- Дети, пенсионеры и инвалиды – 70 млн. человек.

- Военнослужащие и студенты – 15 млн. человек.

- Безработные – 6 млн. человек.

Определите численность экономически активного населения и уровень безработицы.

Методические указания

Раскрывая содержание 1 вопроса, обратите внимание на то, что экономическая теория прошла длительный период своего становления. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономической науки. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Поэтому первые экономические школы (меркантилизм, физиократия, английская классическая политэкономия, политэкономия марксизма и т.д.) и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов).

В неоклассической теории предмет экономики рассматривается как поведение человека, осуществляющего свой выбор в условиях ограниченных ресурсов.

Капитал является базовой категорией экономической науки. Определите значение капитала в производственной деятельности. Дайте определение капитала в узком и широком смысле. Перечислите и раскройте содержание современных форм капитала.

Раскрывая содержание 3 вопроса, следует отметить, что объем национального производства, принято измерять валовым национальным продуктом (ВНП). В экономической науке принято различать ВВП и ВНП. Определите разницу между этими категориями.

Для решения задачи 1 необходимо приравнять функцию спроса QD к функции предложения QSдля определения равновесной цены. Чтобы определить равновесный объем продаж, подставьте значение равновесной цены в функцию спроса и функцию предложения. Если государство устанавливает фиксированную цену, то равновесие нарушится. Нарушение равновесия приведет либо к дефициту, когда QDбольше QS, либо к излишкам – QDменьше QS.

Для решения задачи 2 необходимо иметь в виду, что безработным считается человек, который может работать, хочет работать, активно ищет работу, но не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Из этого определения следует, что понятия «неработающий» и «безработный» - нетождественны. Престарелые, инвалиды не относятся к безработным, (они не могут работать), также не относятся к безработным те, кто не хочет работать (бродяги). Известно, что экономически активное население включает в себя работающих и безработных. Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных к рабочей силе. Если численность безработных составляет 1 млн. человек, а работающих 9 млн. человек, то уровень безработицы равен 10% (1 : (1+9) × 100%).

 

 

ВАРИАНТ 2

 

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 2)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

1. Что такое собственность? Что подразумевается под «присвоением», «отчуждением»? Охарактеризуйте частную собственность. Какие права порождает частная собственность?

2. Что представляет собой кредитная система страны? Какие функции выполняют банки? Охарактеризуйте банковский кредит.

3. Сформулируйте основные положения трудовой теории стоимости. Перечислите ученых, исследовавших труд как источник стоимости.

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

 

Задача 1.

Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями:

QD=600-100P,

QS=150+50P,

где Q – количество данного товара,

P – цена данного товара.

1) Вычислите равновесную цену и равновесный объем продаж данного товара.

2) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 1,5 руб. Охарактеризуйте последствия такого решения.

 

Задача 2.

На основании приведенных в таблице 1 данных, рассчитайте индекс потребительских цен (ИПЦ):

Таблица 1

продукт количество Цена текущего года в руб. Цена базисного года в руб.
Молоко, л. 10 4000 2000
Хлеб, кг. 15 5000 3000

 

Методические указания

Раскрывая содержание 1 вопроса, следует иметь в виду, что собственность оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения благ. Поэтому, отвечая на 1 вопрос определите, - какую роль играют процессы присвоения – отчуждения в отношениях собственности? Каким образом эти процессы отражают экономическое содержание собственности? Что такое частная собственность, чем она отличается от личной собственности?

Отвечая на 2 вопрос, следует иметь в виду, что развитие экономики было бы невозможно без существования кредита – механизма посредством которого временно свободные денежные средства перемещаются к хозяйственным субъектам, испытывающим потребность в дополнительных денежных ресурсах. Кредит обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства, стимулирует повышение эффективности производства, превращает сбережения в капитал. Основными видами кредита являются коммерческий кредит и банковский кредит. Определите их сущность и роль в экономике. Перечислите и раскройте содержание видов банковского кредита.

Банки выполняют роль финансовых посредников, основная функция которых состоит в аккумуляции временно свободных денежных средств и предоставлении их в кредит. Всякий банк можно охарактеризовать по форме собственности, сфере деятельности, размерам, видам выполняемых операций. Банки функционируют на основе собственного и привлеченного капитала. Необходимо определить какие функции выполняет банк.

Для решения задачи 1 необходимо приравнять функцию спроса QD к функции предложения QSдля определения равновесной цены. Чтобы определить равновесный объем продаж, подставьте значение равновесной цены в функцию спроса и функцию предложения. Если государство устанавливает налог с продажи на единицу товара в размере 1,5 руб., то это приведет к преобразованию функции предложения, которая примет вид: QS=150+50(P-1,5)=150+50P-75=75+50P. При этом функция спроса останется неизменной. Найдите новую равновесную цену. Как изменится функция спроса и предложения? Либо возникнет дефицит, если QDбольше QS, либо излишки - QDменьше QS.

Для решения задачи 2 следует иметь в виду, что ИПЦ является показателем уровня инфляции. Индекс потребительских цен – отношение стоимости потребительской корзины текущего года к ее стоимости в базисном (с которым сравнивают цены) году.

 Расчет ИПЦ можно рассмотреть на примере. Предположим, в потребительскую корзину входят три товара, нормы потребления которых и цены представлены в таблице 2:

 

Таблица 2

продукт количество Цена текущего года в руб. Цена базисного года в руб.
Молоко, л. 15 4,0 3,0
Хлеб, кг. 15 5,0 4,0
Мясо, кг. 10 25,0 20,0

 

Стоимость «корзины» в ценах текущего года: = (5,0 × 15) + (4,0 × 15) + (25,0 × 10) =385.

Стоимость «корзины базисного года рассчитывается аналогичным способом и составляет 305.

Отсюда ИПЦ текущего года = (385 : 305) × 100% = 126%.

 

ВАРИАНТ 3

 

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 3)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

1. Что такое фирма? Приведите примеры фирм. Чем можно объяснить многообразие форм и размеров фирм?

2. Раскройте сущность инфляции, определите ее виды, причины и социально-экономические последствия.

3. Сформулируйте основные положения теории предельной полезности. Раскройте содержание 1-го и 2-го закона Госсена.

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1.

На основании приведенных в таблице 3 данных:

 

Таблица 3

Вариант Автоматы, млн. шт. Телевизоры, тыс. шт. Альтернативные издержки 1 млн. автоматов (в телевизорах) Альтернативные издержки 1 тыс. телевизоров (в пушках)
А 0 28    
Б 3 24    
В 6 18    
Г 9 10    
Д 12 0    

 

во-первых, отложив на горизонтальной оси объемы производства автоматов, а на вертикальной - телевизоров, постройте кривую производственных возможностей;

во-вторых, найдите точку, соответствующую производству 15 тыс. телевизоров и 4 млн. автоматов. Возможно ли такое производство? Эффективно оно или нет? А производство 10 млн. автоматов и 16 тыс. телевизоров?

в-третьих, определите альтернативные издержки производства 1 млн. автоматов и 1 тыс. телевизоров (заполните таблицу).

 

Задача 2.

На основании приведенных в таблице 4 данных составьте балансовый отчет коммерческого банка. Что является основным показателем правильности выполнения задания?

 

Таблица 4

  Млн. руб.
Собственный капитал банка 2500
Займы у других банков 2900
Наличные деньги 400
Ценные бумаги 1000
депозиты 5000
Обязательные резервы 5000
Ссуды предприятиям 4000

Методические указания

 

Фирма – это субъект рыночной экономики. Основными признаками фирмы являются ее технико-производственная, организационная и экономическая обособленность. Фирмы можно охарактеризовать по формам собственности, роду предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, размерам, организационно-правовой форме, участию или неучастию в объединениях. Значение фирм в современной экономике связано с их ролью в удовлетворении новых потребностей, создании новых рабочих мест, формировании конкурентной среды, высокой адаптивностью к изменениям рыночной конъюнктуры. 

Раскрывая сущность инфляции, укажите ее причины. Глубинные причины инфляции лежат в деформации структуры экономики, ее милитаризации, монополизации рынков. Она может порождаться бюджетным дефицитом, неправильной денежно-кредитной политикой, проводимой государством. Высокий уровень инфляции чрезвычайно негативно влияет на экономику страны: падают реальные доходы, обесценивается накопленное богатство, усиливается поляризация общества, сокращаются инвестиции, замедляется обновление производства и темпы освоения достижений научно-технического прогресса, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста. Не забудьте описать виды инфляции и указать на ее механизмы в рыночных условиях (инфляция спроса, инфляция предложения).

Для решения первых двух заданий задачи 1 необходимо построить модель кривой производственных возможностей, определить положение искомых точек на плоскости графика.

Чтобы выполнить третье задание необходимо рассчитать альтернативные (вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства данного товара – это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

Рассмотрим пример.

Таблица 5

Вариант Масло, млн. т. Пушки, тыс. шт.
А 0 30
В 2 27
С 4 21
D 6 12
Е 8 0

 

Когда в обществе производят только пушки, альтернативы нет, они равны нулю. Из таблицы видно, что каждые последующие 2 млн. т. масла обходятся все дороже. Первые 2 млн. т. масла стоили 3 тыс. пушек (альтернативные издержки 1 млн. т. масла равны 1,5 тыс. пушек), вторые 2 млн. т. масла стоили уже 6 тыс. пушек (альтернативные издержки дополнительного 1 млн. т. масла равны 3 тыс. пушек), третьи 2 млн. т. масла стоили 9 тыс. пушек (следовательно, альтернативные издержки производства дополнительного 1 млн. т. масла составляют 4,5 тыс. пушек).

Для решения задачи 2 необходимо определить активы (долги банку) и пассивы долги банка). Активы банка должны быть равны обязательствам банка (долгам) плюс собственный капитал банка. Постройте баланс банка в форме таблицы 6:

Баланс банка

Таблица 6

Активы Пассивы
1. Резервы 2. Ссуды предприятиям и населению 3. Государственные ценные бумаги 1. Депозиты 2. Задолженность по ссудам коммерческим и Центральному банку 3. Собственный капитал банка
Всего активов Всего пассивов

 

 

ВАРИАНТ 4

 

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 4)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

1. Что такое потребности, от чего они зависят? Какова связь между потребностями производством и потреблением?

2. Что такое товар? Какими свойствами обладает товар?

3. Определите сущность безработицы, перечислите ее виды, социально – экономические последствия.

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1.

Реальный объем производства – 1000 руб., индекс средневзвешенных цен – 12, скорость обращения денег в среднем 4 раза в год. Какое количество денег потребуется для поддержания постоянного уровня цен? Что произойдет, если скорость обращения денег сократится в 2 раза, а масса денег останется неизменной?

Задача 2.

На основании приведенных в таблице 6 данных, составьте баланс Центрального банка (в млрд. руб.)

Таблица 6

Валютные резервы 10
Собственный капитал 5
Ценные бумаги 100
Банкноты в обращении 90
Резервы коммерческих банков 30
Депозиты правительства 5
Ссуды коммерческим банкам 20

Методические указания

Раскрывая содержание 1 вопроса, следует иметь в виду, что целью экономической деятельности людей – нахождение наиболее эффективных способов удовлетворения их растущих потребностей. Потребности – это нужда, необходимость в чем-либо. Потребности порождаются биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями его жизни, научно-техническим прогрессом. Все потребности могут быть классифицированы и объединены в отдельные группы. При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей подвижны. Например, в высокоразвитых странах потребность в чтении, умении писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах – к потребностям вторичным.

Следует также отметить, что в экономике исследуются не все, а только экономические потребности, которые можно удовлетворить с помощью экономических благ. Для того, чтобы произвести экономические блага, необходимы определенные ресурсы. Основным свойством ресурсов является их ограниченность, которая возрастает по мере развития общества. Это обусловлено с ростом потребностей, которые дают импульс к производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов.

Отвечая на 2 вопрос, следует иметь в виду, что безработным нельзя назвать любого человек, который не работает. В силу причин объективного и субъективного характера в обществе всегда имеются люди, которые могут и хотят работать, ищут работу, но не могут ее найти, т.е. безработные.

Дайте определение видам безработицы. Какие из видов безработицы способствуют развитию рынка, увеличивают конкуренцию на рынке труда, а какие негативно сказываются на развитии народного хозяйства? Имейте в виду, что экономические последствия безработицы можно объяснить с помощью закона Оукена.

Для решения задачи 1 необходимо определить количество денег в обращении необходимовоспользоваться уравнением обмена И.Фишера, согласно которому количество денег в обращении должно быть таким, чтобы соблюдался баланс между ними и стоимостью произведенных в стране товаров и услуг с учетом их цен.

M×V = P×Q,

 

где M – количество денег в обращении,

V – скорость обращения денег,

P – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг),

Q – реальный объем национального производства.

Простые преобразования позволяют получить формулу для определения количества денег, необходимых для обращения.

Для решения задачи 2необходимо определить активы (долги банку) и пассивы долги банка). Активы банка должны быть равны обязательствам банка (долгам) плюс собственный капитал банка. Постройте баланс банка в форме таблицы 7:

Таблица 7

Баланс банка

Активы Пассивы
  1. Резервы
  2. Ссуды предприятиям и населению
  3. Государственные ценные бумаги
  1. Депозиты
  2. Задолженность по ссудам коммерческим и Центральному банку
  3. Собственный капитал банка
Всего активов Всего пассивов

 

ВАРИАНТ 5

 

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 5)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

1. Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки? Охарактеризуйте коротко традиционную, рыночную, плановую и смешанную экономику.

2. Определите сущность макроэкономики. Перечислите и дайте краткую характеристику методам исследования, используемых в макроэкономике.

3. Что такое зарплата? Почему в экономике принято различать номинальную и реальную зарплату? Что понимается в экономической теории под эффектом дохода и эффектом замещения?

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1.

Определите коэффициент перекрестной эластичности, если при цене товара А, равной 16 руб., спрос на товар В составляет 540 ед., а при цене 24 руб. спрос - 648 ед. Какие это товары – взаимозаменяемые или взаимодополняемые?

Задача 2.

Величина избыточных резервов равна 5000 руб. Определите возможное увеличение денежной массы при норме обязательных резервов, равной 12,5%; 20%; 25%; 15%.

Методические указания

 

Отвечая на 1 вопрос, следует иметь в виду, что редкость экономических ресурсов порождает три основных вопроса экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Разные экономические системы по-разному отвечают на эти фундаментальные вопросы. Тип экономической системы зависит от господствующей формы собственности и механизма координации хозяйственных решений, принимаемых отдельными экономическими агентами. В зависимости от сочетания этих признаков выделяют традиционную, рыночную, плановую, смешанную и переходную систему экономики.

Раскрывая содержание 2 вопроса необходимо отметить взаимодействие микро и макроэкономического уровня экономической науки.

Макроэкономика изучает экономическую жизнь общества в целом. Теоретические выводы и положения, вырабатываемые экономикой как наукой, должны лежать в основе экономической политики, представляющей собой совокупность мер, направленных на достижение экономических целей.

Экономисты, изучая функционирование хозяйства, используют определенные методы исследования. Метод – это способ исследования какого-либо объекта. Дайте краткую характеристику таким методам как: научное абстрагирование, функциональный анализ, моделирование, графический метод описания экономических взаимозависимостей, экономический эксперимент. Отметьте, что основным критерием правильности теоретических выводов является практика.

Для решения задачи 1 нужно воспользоваться формулой перекрестной эластичности спроса. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар А при изменении цены товара В.

 

 

где, ΔQA/QA – изменение спроса на товар А, %;

ΔPB/PB – изменение цены на товар В, %.

Если коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, значит товары А и В взаимозаменяемые;

если коэффициент перекрестной эластичности меньше нуля, значит товары А и В взаимодополняемые;

если коэффициент перекрестной эластичности равны нулю, значит товары А и В независимые друг от друга.

Для решения задачи 2 необходимо иметь в виду, что часть своих депозитов банк должен хранить в виде наличности или вкладов на беспроцентных счетах Центрального банка. Минимальный размер вклада, который банк должен держать в центральном банке или иметь в наличности, называется обязательным резервом (rr). Фактические резервы банка, как правило, больше обязательных; эти превышения называют избыточными резервами, которые служат источником ссуд. Для определения количества новых денег при возникновении избыточных резервов необходимо определить денежный мультипликатор . Затем определить величину денежной массы. Например, если обязательный резерв составляет 10%, то денежный мультипликатор равен , т.е. 10, следовательно, банковская система создала 50000руб.  новых денег.

 

ВАРИАНТ 6

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 6)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

  1. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми и достаточными для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?
  2. Охарактеризуйте основные фазы экономического цикла. Раскрыть различные взгляды на причины и механизмы развития экономического цикла.
  3. Что такое рента? Дайте характеристику абсолютной и дифференциальной ренте. Раскройте смысл капитализированной ренты.

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

 

Задача 1.

На основании приведенных в таблице 8 данных определите внешние и внутренние издержки, бухгалтерские и экономические издержки производства, а также бухгалтерскую и экономические издержки (в тыс. руб.):

 Таблица 8

Издержки Тыс. руб.
Заработная плата наемного персонала 40,0
Возможный заработок предпринимателя на другой фирме 20,0
Выплата процентов за кредит 10,0
Возможный доход на собственный Капитал 5,0
Амортизация 15,0
Сырье и материалы 20,0
Арендная плата, которую можно было бы получить за помещение фирмы 30,0
Выручка от реализации продукции 200,0

 

Задача 2.

 

Как изменится валовой национальный продукт (при условии, что экономика является закрытой, а налоги – автономные), если правительство вводит налог(DT), равный 200 ден. ед., и одновременно увеличивает государственные расходы (DG) на 200 ден. ед.? Предельная склонность к потреблению (MPC) равна 0,8.

Методические указания

Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция как состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Перечислите основные характеристики рынка совершенной конкуренции. При этом следует иметь в виду, что совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельный продавец на цену повлиять не может.

 Отвечая на 2 вопрос, дайте определение экономическому циклу. Экономика страны развивается неравномерно, ей свойственны колебания хозяйственной активности периоды подъемов сменяются периодами спада. Причинами цикличности являются внешние факторы и внутренние факторы. Отсюда теории, объяснявшие циклические колебания внешними причинами принято называть экстернальными теориями. В отличие от них, интернальные теории рассматривают причины циклических колебаний возникающих внутри самой экономической системы. На практике цикличность экономического развития порождается совокупностью внешних и внутренних факторов.

Для решения задачи 1 нужно определить, какие издержки относятся к внутренним, а какие к внешним издержкам. Издержки производства – это стоимость использованных факторов производства. Все издержки производства по природе своей альтернативны, т.е. они связаны с упускаемыми возможностями применения ресурсов в другом производстве. Внешние (денежные, явные) издержки – альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей, сделанных фирмой поставщикам факторов производства (заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырье и материалы, арендная плата). Внутренние издержки (неявные, имплицитные) – это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование) при наилучшем их вложении.

Экономические издержки включают в себя как внешние, так и внутренние издержки, а бухгалтерские издержки – только внешние. Поскольку величина бухгалтерских и экономических издержек производства не совпадает, постольку существуют и различия в величине бухгалтерской и экономической прибыли.

Бухгалтерская прибыль равна выручке от реализации продукции за вычетом бухгалтерских издержек производства.

Экономическая прибыль равна выручке от реализации за вычетом экономических издержек производства. 

Для решения задачи 2 необходимо рассчитать налоговый мультипликатор (MRT) и мультипликатор государственных расходов (MRG):

Чтобы определить предельную склонность к сбережению (MPS), необходимо MPS=1-MPC.

Отсюда изменение величины ВНП (GNP) в результате изменения величины налогов равно:

 

Изменение величины ВНП от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

 

 

 

ВАРИАНТ 7

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 7)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

  1. Что собой представляют издержки производства? Что понимается под экономическими издержками производства? Объясните, чем отличается экономический подход к определению величины издержек от бухгалтерского?
  2. Что такое налоги, и какие функции они выполняют? Какие бывают виды налогов? В чем отличия прямых и косвенных налогов?
  3. Что такое прибыль? Как образуется экономическая прибыль, а как – бухгалтерская прибыль? Перечислите направления распределения прибыли.

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1.

Таблица 9

Объем выпуска, ед. 0 5 10 15 20 25 30 35
Цена продукции конкурентной фирмы, ден. ед. 20 20 20 20 20 20 20 20
Цена продукции неконкурентной фирмы, ден. ед. 40 36 32 28 24 20 16 13

 

На основе данных таблицы 9 рассчитайте совокупный, средний и предельный доход для: 1) конкурентной фирмы; 2) неконкурентной фирмы. Начертите на одном графике совокупный доход конкурентной фирмы и неконкурентной фирмы; на другом – средний и предельный доход также конкурентной и неконкурентной фирм.

 

Задача 2.

 

Потребление составляет 600 трлн. руб., инвестиции – 100, предельная склонность к сбережениям (MPS) – 0,2. Предположение: закрытая экономика, налоги автономные. Чему равен равновесный ВНП? Как изменится ВНП, если инвестиции сократятся на (DI ) 50.

Методические указания

Стоимость ресурсов, затраченных на производство продукции, называется издержками производства. Все издержки в условиях ограниченности ресурсов по природе своей являются альтернативными, т.е. связанными с упускаемыми возможностями применения ресурсов в другом производстве. Например, сталь, использованная при производстве автомобилей, окажется потерянной для производства станков.

Экономические издержки производства включают в себя внешние и внутренние издержки. Определите сущность и значение внешних и внутренних издержек. Следует иметь в виду, что бухгалтерские издержки – только внешние.

Раскрывая содержание 2 вопроса, следует учесть, что налоги – это основной источник доходов государственного бюджета. Раскройте сущность фискальной, распределительной, регулирующей и контрольной функции государства. Перечислите основные принципы налогообложения. Основными видами налогов являются прямые и косвенные налоги. Приведите примеры данных видов налогов. Так же следует иметь в виду, что любой налог включает в себя следующие элементы: субъект, объект налогообложения, налоговая ставка, источник налога, налоговые льготы, налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

Для решения задачи 1 необходимо знать, что совокупный доход (валовой, суммарный, общий доход, выручка от реализации) (TR) – это произведение цены (P) на количество проданной продукции (Q):

 

 

При этом доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, в то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции зависит от выбранного объема производства и от цены. Фирма – монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждены снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет. Затем начинает снижаться. Графически совокупный доход фирмы совершенного конкурента представляет собой прямую, восходящую из начала координат (на оси ординат – совокупный доход; на оси абсцисс – количество продукции); фирмы-монополиста – параболу, вершина которой характеризует максимальный совокупный доход, получаемый фирмой.

Средний доход (AR) – это доход, получаемый на единицу проданной продукции:

 

Предельный доход характеризует прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

 

 

В условиях конкурентного рынка предельный доход фирмы равен среднему доходу и цене.

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены). В условиях несовершенной конкуренции предельный доход неконкурентной фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.

Для решения задачи2 необходимо иметь в виду, что потребление (С) и сбережение (S) являются функциями дохода (Y) (ВНП).

Экономика находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна планируемым совокупным расходам. Нужно исходить из того, что совокупные расходы - это расходы на личное потребление (C) и инвестиции (I), т.е. рассматривается только частный сектор.

 

 

Чтобы определить изменение ВНП, необходимо определить мультипликатор инвестиций (MRI):

 

При этом изменение ВНП (DGNP)

 

 

ВАРИАНТ 8

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 8)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

1. Что такое спрос и величина спроса? Чем отличаются понятия спрос и потребность? Объясните закон спроса. Какие факторы и как влияют на смещение кривой спроса?

2. Что такое государственный бюджет? Какова его структура? Что представляет собой современная бюджетная система? Какие бюджеты она включает?

3. Что такое процент как факторный доход? Почему в экономической теории принято различать номинальный и реальный процент?

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

 

Задача 1.

Функция предложения апельсинов описывается как Q=3P-60, а спрос на них как Q=360-3P, где Q – количество в килограммах, а P – цена в рублях. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Чему будет равен объем продаж апельсинов при цене 50 руб. за килограмм; 100 руб. за килограмм?

Задача 2.

Таблица 10

Совокупный спрос (млрд. руб.) Уровень цен (млрд. руб.) Совокупное предложение
100 300 400
200 250 400
300 200 300
400 150 200
400 150 100

 

На основании данных таблицы 10 постройте графики. Каковы будут равновесный уровень цен и равновесный ВНП? Если покупатели готовы приобрести дополнительных товаров на 200 млрд. руб., каковы будут новые равновесный уровень цен и равновесный ВНП?

Методические указания

Раскрывая содержание 1 вопроса, обратите внимание на то, что основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, которая в экономике получила название – закон спроса. Если на изменение величины спроса влияет цена, то на изменение спроса влияют неценовые факторы: предпочтения покупателей, их доходы, цены взаимозаменяемых и дополняющих товаров, ожидания покупателей. Покажите на графике спроса влияние неценовых факторов на смещение кривой спроса. Что при этом происходит с ценой, а что – с величиной спроса?

Отвечая на 2 вопрос, следует учесть, что государственный бюджет – это смета доходов и расходов правительства, или централизованный денежный фонд государства. Государственный бюджет представляет собой систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа фискального федерализма. Обязательно раскройте содержание данного принципа.

Для решения задачи 1 необходимовначале приравнять функции спроса и предложения друг к другу и рассчитать равновесную цену, затем полученное значение равновесной цены подставить в функции спроса и предложения и рассчитать равновесный объем продаж. Для того, чтобы решить вторую часть задачи, нужно определить величину спроса и предложения при указанных ценах и определить какая ситуация сложится на рынке: в каком случае будет дефицит апельсинов, а в каком случае будет их избыток?

Для решения задачи 2 постройте на графике кривые спроса и предложения. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Любой объем ВНП, при котором не достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения, свидетельствует либо о недопроизводстве, либо о перепроизводстве.

Если покупатели готовы приобрести дополнительных товаров на 200 млрд. руб. это значит, что совокупный спрос изменится на 200 ед., при этом цены останутся на прежнем уровне. Следовательно, кривая предложения останется неизменной, а кривая спроса изменит свое положение. Определите новый уровень равновесной цены и равновесный объем производства.

 

ВАРИАНТ 9

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 9)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

  1. Что такое деньги? В чем их отличительная особенность по сравнению с другими активами? Какие функции выполняют деньги?
  2. Что означает экономический рост? Какими показателями он характеризуется? Перечислите типы экономического роста. Какие факторы влияют на экономический рост?
  3. Что такое дисконтирование? Для чего проводят процедуру дисконтирования? Какая существует взаимосвязь между дисконтированием и процентом? Что понимается под следующими категориями: дисконтирование дохода, дисконтирование инвестиций, чистая дисконтированная стоимость?

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1.

Определите, какие из комбинаций, представленные в таблице 11, принадлежат линиям производственных возможностей.

 

Таблица 11

Номер комбинации        
1 А (40;2) С(20;20) В(30;10) D(10;35)
2 А (30;5) С(14;15) В(23;10) D(3;20)
3 А (20;3) С(8;11) В(14;6) D(2;19)
4 А (10;8) С(5;13) В(8;11) D(1;14)
5 А (50;20) С(20;35) В(35;28) D(5;41)

 

Задача 2.

Чему равна сумма значений предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережениям?

Таблица 12

Доход, ден. ед. 240 260 280 300 320 340 360 380 400
Сбережения, ден. ед. -4 0 4 8 12 16 20 24 28

 

На основании приведенных в таблице 12 данных рассчитайте для каждого уровня дохода величину потребления (C), среднюю склонность к потреблению (APC), среднюю склонность к сбережению (APS), предельную склонность к потреблению (MPC), предельную склонность к сбережению (MPS).

Методические указания

 

Существование рынка предполагает, что производство носит товарно-денежный характер. Отличительная особенность денег – их абсолютная ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях. Перечислите функции денег и раскройте их содержание.

Все деньги, обращающиеся в стране (наличные и безналичные) объединяются в денежные агрегаты, различающиеся между собой уровнем их ликвидности.

Количество денег, необходимых для обращения, прямо пропорционально объему реального национального производства, уровню цен и обратно пропорционально скорости обращения денег. Поэтому стоимость денег (их покупательная способность) определяется тем количеством товаров и услуг, которое можно приобрести на денежную единицу.

Раскрывая содержание 2 вопроса, отметьте, что экономический рост представляет собой увеличение реального объема ВНП в абсолютном выражении или в расчете на душу населения.

Основными факторами экономического роста являются: ресурсный потенциал страны, факторы спроса (совокупные расходы) и факторы предложения (распределения ограниченных ресурсов общества). Дальше охарактеризуйте типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Ответьте на вопрос: существуют ли экономические системы, характеризующиеся только экстенсивным либо только интенсивным экономическим ростом и почему?

Для решения задачи 1 сначала необходимо определить последовательность расположения точек на координатной плоскости. При этом следует учесть, что в скобках – координаты по осям X и Y (первой идет координата оси X). После этого необходимо подсчитать предельные нормы трансформации при переходе от одной точки к другой. Если определить предельную норму трансформации блага Yв благо X как , то кривая производственных возможностей характеризуется возрастанием предельной нормы трансформации при движении вдоль кривой слева направо. В том случае, если величина предельной нормы трансформации при переходе от одной точки к другой в какой-то момент будет сокращаться, значит, комбинация не является кривой производственных возможностей.

Рекомендации к решению задачи 2. Весь располагаемый доход используется на цели потребления и сбережения:

 

Доля располагаемого дохода, направляемая на потребление, называется средней склонностью к потреблению .

Доля располагаемого дохода, направляемая на сбережения, называется средней склонностью к сбережению .

Отношение изменения потребления (DC) к изменению дохода, называется предельной склонностью к потреблению .

Отношение изменения сбережений (DS) к изменению дохода, называется предельной склонностью к потреблению .

 

ВАРИАНТ 10

(для студентов, номера зачетных книжек которых заканчиваются

на цифру 0)

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА:

 

1. Дайте характеристику олигополии как типу рынка несовершенной конкуренции.

2. Определите состав ВНП и основные методы расчета ВНП.

3. Что такое капитал? Чем отличается основной капитал от оборотного капитала? Что такое амортизация?

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1.

Определите, какие из комбинаций, представленные в таблице 13 не принадлежат линиям производственных возможностей.

 

Таблица 13

Номер комбинации        
1 А (40;2) С(20;20) В(30;10) D(10;35)
2 А (30;5) С(14;15) В(23;10) D(3;20)
3 А (20;3) С(8;11) В(14;6) D(2;19)
4 А (10;8) С(5;13) В(8;11) D(1;14)
5 А (50;20) С(20;35) В(35;28) D(5;41)

 

Задача 2.

При доходе в 200 тыс. руб. налог составляет 25 тыс. руб., при доходе – в 250 тыс. руб. – 37,5 тыс. руб. Чему равна средняя налоговая ставка при каждом уровне дохода? Какой это вид налога – пропорциональный, прогрессивный или регрессивный?

Методические указания

Раскрывая содержание 1 вопроса, необходимо иметь в виду, что конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка – установлению диктата продавца. Современный рынок – это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию – рынок несовершенной конкуренции. Одним из основных типов рынка несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия – это рынок, на котором функционирует несколько продавцов. Особенность олигополистического рынка – это взаимозависимость всех продавцов. Давая характеристику олигополии, ответьте на следующий вопрос: почему в рамках олигополии продавцы зависят друг от друга?

Объем национального производства принято измерять ВНП, представляющим собой рыночную стоимость конечного продукта, произведенного страной за год. Существуют три метода исчисления ВНП: как совокупности добавленной стоимости, создаваемой в отраслях производства; как суммы всех расходов субъектов экономики (определите, основные статьи расходов субъектов экономики); как суммы доходов, получаемых субъектами хозяйства (определите, что такое доход и какие существуют доходы в рыночной экономике).

Для решения задачи 1 сначала необходимо определить последовательность расположения точек на координатной плоскости. При этом следует учесть, что в скобках – координаты по осям X и Y (первой идет координата оси X). После этого необходимо подсчитать предельные нормы трансформации при переходе от одной точки к другой. Если определить предельную норму трансформации блага Yв благо X как , то кривая производственных возможностей характеризуется возрастанием предельной нормы трансформации при движении вдоль кривой слева направо. В том случае, если величина предельной нормы трансформации при переходе от одной точки к другой в какой-то момент будет сокращаться, значит, комбинация не является кривой производственных возможностей.

Рекомендации к решению задачи 2. Налог – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством.

В зависимости от того, как меняется налогообложение различают:

Пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же налоговая ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению.

Прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода.

Регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается.

 

 

Вопросы к зачету по курсу « Экономика»

 

1. Развитие предмета экономической теории.

2. Функции и методы экономической науки.

3. Потребности, блага, ресурсы. Ограниченность ресурсов.

4. Товар и его свойства. Теории стоимости товара.

5. Производственные возможности. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.

6. Экономическая система. Административно-командная, рыночная, традиционная экономическая система. Рынок как способ организации экономического обмена.

7. Экономическое содержание собственности. Формы и виды собственности.

8. Спрос и величина спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.

9. Предложение и величина предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.

10. Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Гипотеза о рациональности потребителя. Предельная полезность. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

11. Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Издержки фирмы. Функция издержек. Понятие предельных издержек. Природа прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

12. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополия.

13. Особенности спроса и предложения на факторы производства в условиях совершенной конкуренции.

14. Рынок труда и зарплата.

15. Спрос, предложение и равновесие на рынке капитала. Реальный и номинальный процент. Принцип дисконтирования.

16. Особенности предложения на рынке земли. Земельная рента, цена земли.

17. Несостоятельность рынка. Причины и формы проявления. Виды внешних эффектов: положительные и отрицательные внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза.

18. Распределение доходов населения в экономике. Кривая Лоренца. Проблема социальной справедливости.

19. Предмет макроэкономики. ВВП и другие показатели дохода и продукта. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

20. Методы подсчета показателей дохода и продукта. Проблемы оценки благосостояния нации.

21. Воспроизводство и его виды. Структура общественного воспроизводства.

22. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВВП.

23. Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

24. Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Ожидаемая и неожиданная инфляция. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

25. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения.

26. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции.

27. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

28. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки. Бюджетные дефициты и излишки. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга.

29. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты. Модель предложения денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке.

30. Цели и инструменты кредитно–денежной политики. Банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки.

31. Рынок ценных бумаг.

32. Понятие и факторы экономического роста. Типы экономического роста.

33. Мировая торговля и ее экономическая основа. Внешнеторговая политика страны.

34. Международная миграция капитала. Мировой рынок труда.

35. Международные валютные отношения.

36. Проблемы перехода к рыночной экономике.


 

Приложение

Форма титульного листа контрольной работы

Титульный лист для текстовых документов выполняется на листах формата А4

  ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» Кафедра Экономической теории, учета и анализа     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по Экономике   Выполнил:__________________________ Фамилия, имя отчество полностью Группа: ____________________________ Шифр:_____________________________ № зачетной книжки Проверил:__________________________     Вологда 2017  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...