Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские проблемы информатики




Ключевые понятия и термины: информация, коммуникация, культурно-антропологический аспект информатики.

Во второй пол. ХХ в. японский социолог Е. Масуда выдвинул по тем временам фантастический проект будущего информационного общества, объединенного единой информационной сетью, благодаря чему человечество выработает гармонично универсальные цели и радикально увеличит собственный творческий потенциал. Современный прогресс в информационных технологиях, развитие компьютерной техники и коммуникационных систем с очевидностью доказал реалистичность данного замысла. Концепция «информационного общества» стала ведущей в характеристике культуры конца ХХ – нач. XXI и нынешние тенденции только подтверждают углубление данного направления.

Базисное понятие в нашем случае – информация, под чем понимается кодированный поток сигналов, побуждающих к какому либо действию или деятельности. Кроме того, принято выделять внутреннюю и внешнюю информацию. Внутренняя информация присуща всем объектам живой и неживой природы, естественным и созданным искусственно, ее назначение – фиксировать и отбирать (в форме определенных структурных преобразований) результаты положительного опыта взаимодействия системы с окружающей средой. Внешняя информация выступает в качестве внешнего средства организации любой системы (по смыслу данное понятие близко философскому термину отражение). Информация является универсальной общенаучной категорией и к ее свойствам относят идеальность, неисчерпаемость, универсальность, изменяемость, доступность, актуальность (полезность), возможность компактификации и передачи с высокой скоростью.

Информатика – раздел научного знания, изучающий использование компьютерной техники и технологий в процессе создания, хранения, использования и передачи информации. Потребность подобного рода исследований связана с фактом массовой компьютеризации развитых стран, получившей распространение с начала 1990-х годов.  Современная компьютеризация стала важнейшей частью творческой человеческой деятельности и признана одним из ведущих стимулов социально-культурного развития, включающего экономику, проблемы гуманизации общества, решение научных и образовательных задач и ряда прочих назревших проблем.     

Научный подход к теории информации впервые использован в трудах  К. Шеннона в конце 1940-х гг., конкретнее данный подход получил название кибернетического: на первый план  выдвигалась идея кода и передачи информации, а ее количество, содержащееся в сообщении, определялось мерой сокращения неопределенности у получателя этого сообщения (ввиду необходимости выбора одной из возможностей).  Назначение информации характеризуется ее способностью воздействовать на процесс управления. Сам термин кибернетика  впервые употребил французский физик А. Ампер применительно к науке управления обществом, а в 1948 г. Н. Винер распространил его на всю область теоретических представлений об управлении.

Информационные технологии выполняют важнейшие функции в современной социальной коммуникации (без коммуникации не бывает ни сообщения, ни информации), что подводит к пересмотру понятия информации. Различают знание и информацию: знание обеспечивает способность к действию, а информация понимается как знание, обработанное для целей использования, т. е. знание выражает статический, структурный компонент, в то время как информация – процессуальный аспект коммуникации.

Упования на быстрый прогресс электронных технологий уже к середине прошлого столетия открыли возможности постановки вопросов о создании искусственного интеллекта. В 1950 г. А Тьюринг сформулировал постулат («тест Тьюринга»): если вы беседуете одновременно с человеком и компьютером, не видя при этом ни того, ни другого, и не можете понять, кто из них кто, значит, искусственный интеллект реально воспроизводим. Однако прогнозы на скорое построение искусственного интеллекта оказались чрезмерно оптимистичными. Современность демонстрирует, что даже простейшие задачи на самообучаемость пока не под силу самым мощным компьютерам мира. Билл Гейтс убежден, что в будущем программы с элементами искусственного интеллекта появятся, но явно не при его жизни. Нынешние исследования в этой области не столь интенсивны (поскольку из соображений  любопытства создавать искусственный интеллект слишком дорого) и касаются сугубо прагматических целей: понять механизмы собственно человеческого мышления и облегчить процессы творческой деятельности.

Несмотря на очевидные и абсолютно бесспорные преимущества, предоставляемые компьютерными технологиями, параллельно возникают крайне серьезные проблемы, связанные с их использованием, - в культурной и в социальной сферах, а также антропологического характера. Одну из крайних точек зрения на данный счет выражает, например, исследователь В.А. Кутырев. Современный индивид, по его мнению, перестает быть исключительно человеческим  и становится «человеко-машинным». Социальной машиной его можно считать с того момента, когда техника начинает заменять не только физическую, но и умственную силу человека. Мы живем уже не в социуме, а в Техносе. 

Другая крайность представлена более радужным прогнозом А.П. Назаретяна («Интеллект во Вселенной»), который полагает, что возрастание объемов интеллектуального труда есть общеэволюционный закон, выражающий принцип опережающего развития интеллекта по отношению к технологическому росту и усложнению систем, подлежащих управлению.

Так или иначе, но в действительности приходится констатировать наличие комплекса проблем, решения которым пока не найдено, и по мере совершенствования информационных технологий их острота только усугубляется. К числу таковых, к примеру, можно отнести появление нового типа реальности – виртуального мира, способного воспроизвести эффект присутствия в искусственно смоделированной среде и по эстетической гармонии, пластичности, возможности соответствия желаемым (и «забиваемым» самим субъектом) параметрам представляющемуся куда более реалистичным, нежели чем мир за пределами монитора. Если есть виртуальный партнер, виртуальный секс, виртуальные браки, почему бы не быть виртуальной семье и виртуальным детям? И зачем вообще решать реальные проблемы, если они легче и удобнее решаются нажатием кнопок на клавиатуре? Почему, в конце концов, окончательно не предпочесть виртуальную среду реальной? В данном случае компьютерные технологии откровенно «похищают» субъекта, изымая его из обращения в культуре, центром и смыслом которой всегда являлся социальный и социализированный субъект и других альтернатив здесь быть не может. Стоим ли мы на пороге краха культуры?  По поводу прочих проблем (их множество): подмены живой коммуникации коммутационным «симулякром» (ICQ), снимающим всякую ответственность за содержание общения, сети Интернет с ее анонимностью и также оставляющей в стороне вопрос об истинности выставляемых на сайтах материалов, элементарной грамотности, недостаток чего тут же исправляет компьютерная программа или проблем более глобальных – новый вариант социальной стратификации по принципу деления общества на «интеллектуалов» и пассивных «юзеров», причастности к обладанию и производству информации, которая дает большее могущество, нежели обладание финансовым капиталом (поскольку информация неисчерпаема, в отличие от денежных купюр) рассуждать просто не находится места.

Вывод достаточно очевиден: однозначно восторженное отношение к потенциалам современных компьютерных технологий требует нивелировки к более сдержанной и трезвой оценке их перспектив - и именно ввиду их подлинной безграничности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...