Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Франки: по Флюссеру этннкон дан в латинском аккузативе от Franci.




Д. Флюссер отмечает, что традиция возводить родословную тюрк

Ских народов к десяти сыновьям Тогармы известна также по списку сыновей

Тогармы в письме хазарского царя Иосифа: "Знай, что мы происходим от

Иафета, от Тогармы, сына его, в родословных наших отцов нашли мы, что

у Тогармы было десять сыновей...". Приводимый далее список отличается

от перечня имен Тогармы в "Иосшшояе" (ср. Коковцев, 1930. С. 74-75; Но

Восельцев, 1990. С. 76), значит, по Флюссеру, список письма не зависит от

"Иосиппона".

3 Ср. др.-рус. Козоре, ц -слав. Козаринъ в Житии ев Кирилла [Фас-

 

37

 

цинак4, Алан5, Булгар, Канбина6, Турк7, Буз8, Захук9, Угр10, Толмац11.

Все они живут на севере12, и имена стран их - по именам их, и они живут по реке Итиль. Только Угр и Булгар13 и Пецинак живут на реке великой, называемой Дануби, то

мер, III. С. 278] и топонимы с основой козар н Подунавье [Эрдели, 1983. С. 175].

 

4 Печенеги: видимо, этникон восходит к самоназванию народа [ср.

Константин Багрянородный, С. 279].

Аланы.

Этникон не идентифицирован.

7 В арабском переводе вместо этникона Турк (Турки) упомянут этникон Хабир [Гаркави, 1874. С. 333, 335], который О.Прицак сопоставляет с именем кабиры (кавары) у Константина Багрянородного [см. Голб, При-цак, 1982. С. 36-37; Эрдели, 1983], племенным объединением "из рода" хазар, которое переместилось с "турками" (венграми) в земли печенегов [Константин Багрянородный, С. 163] и далее в Паннонию - Венгрию. Показательно широкое употребление в средневековой историографии этникона турки (тюрки) для обозначения разных племенных объединений от венгров (у Константина Багрянородного) до огузов (гузов, узов) в еврей-ско-хазарской переписке [Голб, Прицак, 1982. С. 104,133-134]; последние, видимо, упомянуты вслед за турками в "Иосиппоне" [ср. также: Новосельцев, 1990. С. 77].

8 По Д.Флюссеру, вариант Куз идентифицируется с огузами, тюркским народом, обитавшим к востоку от хазар, за Волгой [ср. Константин Багрянородный. С. 388].

Этникон не идентифицирован.

10 Угры - по Д.Флюссеру, "Иосшшон" передает славянскую форму названия венгров.

11 Вариант Тилмац. От названия этого печенежского племени производят слово толмач "переводчик": ср. толкованы ПВЛ [III. С. 23], трактуемое как калька печенежского племенного названия [Фасмер. IV. С. 71-72, Константин Багрянородный. С. 154-155, 389; Голб, Прицак, 1982. С 39].

12 По Д.Флюссеру, - к северу от южной Италии, где }гал автор "Иосиппона"; расположение потомков Тогармы имеет и более традиционное обоснование - в Библии: ср. Иез 38.6: "дом Тогарма от пределов севера, со всеми отрядами его".

Отсюда ясно, что речь идет о болгарах дунайских, а не волжско-камских.

 

38

 

 

есть Дунай14. Сыновья Явана - греки, живущие в стране Иония и Македония. Мадай - это Альдайлаш, живущие в стране Хорасан. Тувал - это Тоскани, живущие в стране Тоскана на реке Пиза15.

Мешех - это Саксани16. Тирас - это Руси17. Саксани и Энглеси18 живут на Великом море, Руси живут на реке Кива19, впадающей в море Гурган20. Алиша - это Але-мания21, живущие между горами Йод и Сабтимо22, и от них Лангобарди23, которые перешли горы Йод и Сабтимо, покорили Италию и поселились в ней до сего дня, по рекам Пао и Тичио, и от них Бургунья, живущие на реке Родно24, и от них Байория, живущие на реке Ренус^, впадающей в Великое море. Тичио и Пао впадают в море Венетикия26.

Таршиш, - они вступили в союз с Македонией, и от них Тарсос. Когда измаильтяне захватили землю Тарсос, жители бежали в пределы сыновей Яван27, те же воевали с

 

 

Саксы. По Д.Флюссеру, этиикон дан в германской (Sachsen), а не латинской передаче.

17 По Д.Флюссеру, идентификация вызвана сходством звучания обоих названий [ср. Гаркави, 1874. С. 318].

Англы.

19 По Д.Флюссеру, Днепр назван "рекой Кива" по названию города Киева, расположенного на нем, как выше Арно названа "рекой Пиза".

20 Название Каспийского моря в восточных источниках. Ф.Вестберг считал вторичное упоминание руси вставкой в текст "Иосиппона" [Вестберг, 1908. С. 375].

21 Идентификация вызвана сходством названий. ~2 По Д.Флюссеру - за Альпами.

Лангобарды.

Бургундия на Роне.

Бавария на Рейне.

Венецианский залив.

В Византию.

 

39

 

измаильтянами, что в Тарсосе. Киттим - это Романи28, живущие в долине Канпания, на реке Тиберио. Доданим -это Даниски2^, живущие в заливах моря - Океана, в стране Данамарка и в Инданья30, в Великом море. Они поклялись не покоряться римлянам и пытались скрыться в волнах моря - Океана, но не смогли, ибо власть Рима простиралась до последних островов моря.

И3* Морава32, и Харвати33, и Сорбин34, и Лучанин35, и Ляхин36, и Кракар37, и Боймин38 считаются (происхо-

Римляне.

Идентификация основана на сходстве звучания двух имен. Имя Да-

Ниски (Данишки) передает, по Д.Флюссеру, германскую форму damsc.

30 По Д.Флюссеру, название воспроизводит непонятый автором "Ио-сиппона" латинский источник: in Dania.

31 О списке славянских народов в "Иосиппоне" см. Флюссер, 1947-48; Турек, 1963. С. 37-38, 115, 279. Два языковых факта, отраженные в именах славянских народов в "Иосиппоне", свидетельствуют, по Д.Флюссеру, что автор хронографа слышал эти имена в славянской передаче. Вопреки древней традиции передавать звук - v - в иностранных именах буквой "бейт", автор использует букву "вав" (в словах Морава, Харвати, Кива), передавая слав, билабиальный - v -. Славянские этниконы имеют в "Иосиппоне" суффикс -ин (в этниконе Харвати конечная буква "нун", возможно, пропущена переписчиком). На -ин оканчиваются славянские имена и у других авторов X в., арабских (Масуди) и византийских (Константин Багрянородный).

Д.Флюссер отмечает, что та же форма употребляется у Масуди и в древнерусских источниках (в том числе в ПВЛ).

33 Учитывая "чешско-моравский" контекст "Иосшшона", можно предположить, что под хорватами имеется в виду не южнославянский народ, а племя, обитавшее в Восточной Чехии [ср. Флоря, 1982. С. 121-122].

34 Вероятно, под сорбами здесь также имеются в виду родственные лужицким сорбам племена Чешской долины [ср. Флоря, 1982. С. 121].

35 Д.Флюссер считает, что "Иосшшон" впервые сообщает о племени лучане, которое жило в "Богемии" и вело ожесточенную войну с чехами (в IX в.: см. Козьма Пражский. Чешская хроника. 1.10; Флоря, 1982. С. 123).

36 Ляхи. В космографическом введении к ПВЛ связаны с "дунайской прародиной" славян, упомянуты вслед за моравой, чехами, хорватами, сербами и хорутанами и помещены на Висле; на сходную локализацию в "Иосиппоне", видимо, указывает упоминание города Краков (на р.Висла) вслед за ляхами [ср. Исаевич, 1982. С. 148].

 

40

 

дящими) от сыновей Доданим, живут же они на берегу моря, от границы Булгар до Венетикии на море, и оттуда простираются до границы Саксонии, до Великого моря, они-то и называются Склави39, а иные говорят, что они от сыновей Ханаана40, но они возводят свою родословную к сыновьям Доданим41.

 

Вариант: Кракав - Краков.

38 Боймин - богемцы, Богемия, название чехов и Чехии в западноевропейских источниках с первой половины IX в. [см. Флоря, 1982 С. 122]

Sclavi, латинская передача самоназвания славян.

40 Д.Флюссер в комментарии приводит слова Вениамина Тудельского, XII в.; "И зовут их евреи потомками Ханаана, ибо люди страны той про

дают сыновей и дочерей своих всем".

Эту ремарку Д Флюссер предположительно связывает с тем, что в

X в. часть балтийских славян находилась под властью датчан.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...