Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ретроспективный анализ развития любительского спорта в РФ




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в последние годы намечается положительная динамика в развитии любительского спорта.

Исторический спорт является, по всей вероятности, одним из древнейших компонентов общечеловеческой культуры.

По мере развития спорта, которое выразилась в его проникновении в различные сферы жизни общества, становилось очевидным, что его социальное значение весьма многогранно и что он может быть пригоден для удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества. Не случайно он широко представлен в наше время в системе образования-воспитания подрастающих и взрослых поколений, в комплексе социально-здравоохранительных мер, в разнообразных сферах культурного общения и международных отношений, ряде других социальных сфер. Все это дает говорить о спорте как о многофункциональном явлении.

Вместе с возрастанием популярности спорта, приобщение к нему массы людей, отличающихся друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья и в иных отношениях, его функций в той или иной мере дифференцировались применительно к особенностям различных контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В зависимости от этого в практике спорта возникли и такие модификации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким достижениям как бы отходит на второй план, на первый же выдвигаются установки иного рода. Так, массовая практика использования спорта людьми зрелого возраста и некоторыми другими контингентами часто ориентирована преимущественно на достижения эффекта поддержания улучшенного ранее физического состояния организма, сохранения тренированности и здоровья, а также эффекта полноценного эмоционального насыщенного отдыха. Преимущественно тут используются поддерживающую индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограничено по масштабу и достиженческим установкам состязаниями.

Целью работы является описание особенностей любительского спорта в РТ, показать на примере зарубежных стран, как там уже развито это направление. Показать проблемы массовости в любительском спорте в России, в целом, и описать пути совершенствования системы управления.

Актуальность. Любительский спорт охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся, но основе этой деятельности. В таком понимании ЛС предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Цель и задачи исследования: Изучить ЛС в РТ как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию ЛС в и основные направления в развитии спортивного движения в РТ. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение. Структура диссертационной работы состоит из: 1..2..3..

Спорт начинает становиться обязательным предметом в школе, университете. Любительский спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами любительского спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства. Задачи любительского спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам любительского спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно Любительский спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере любительского спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

 

Все в истории повторяется. Современный спорт во многом развивается по логике античного спорта: от прикладного значения, где ведущим мотивом была готовность, к формам неутилитарной деятельности, целью которой становится гуманистический идеал физического совершенства, и от них к профессионализации и к интересам материальной выгоды, где гуманистика уходит на второй план или же вовсе перестает играть сколько-нибудь существенную роль.

Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными.

Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.

 

1. Теоретические основы управления любительского спорта

1.1 Сущность и особенности любительскогоспорта

Любительским спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели Любительского спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха. Любительский спорт — это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал. Любительский спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров Любительского спорта — преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий и т.д. В то же время, развитие Любительского спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, слабая программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и низкая зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания серьезному отставанию от требуемого ныне уровня. Любительский спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.

Спорт - это закономерный результат многолетней познавательной деятельности человека. Спорт следует рассматривать как многофункциональное явление культуры, как совокупность материальных и духовных ценностей общества, как вид и результат деятельности. Спорт как вид деятельности привлекает внимание огромного количества людей, что делает его одним из наиболее популярных зрелищ.

Понимание спорта было бы неполным, если бы спорт рассматривался только специализированно - как вид и результат деятельности. Понятие "спорт" следует рассматривать как многофункциональное явление культуры.

Спорт как часть культуры общества - это совокупность достижений общества в деле использования современных средств и методов спортивной тренировки, спортивной науки, современных спортивных сооружений, спортинвентаря и оборудования.

Спорт - это явление, которое постоянно развивается. Те его виды, которые в недалеком прошлом были ограничены национальными границами, становятся олимпийскими. В современном понимании спорт - это социальное явление, явление культуры человечества, которое имеет свои материальные и духовные ценности. Для человечества большое значение имеет гуманистическая ценность спорта - процесс совершенствования волевых качеств человека, его постоянная работа

Спорт - специфическая область деятельности человека, особенностью которой является наличие соревновательной деятельности и специальной подготовки к ней, а целью занятий спортом - максимальный результат.

Спорт как часть культуры общества - это совокупность достижений общества в деле использования современных средств и методов спортивной тренировки, спортивной науки, современных спортивных сооружений, спортинвентаря и оборудования.

Характерные признаки спорта:

1. Направленность на максимальный результат;

2. Наличие видов спорта, не связанных с двигательной активностью;

3. Наличие видов спорта, которые сложно применять в качестве средств физического воспитания;

4. Широкое применение вне тренировочных и вне соревновательных факторов (сложный и дорогой инвентарь, специальное питание и сложные организационные формы подготовки к соревнованиям).

5. Специфическая престижная функция спорта и использование его в политических целях и др.

Спорт, как вид деятельности - это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.

Соревновательная деятельность - это демонстрация возможностей спортсмена в соревнованиях в соответствии с правилами и способами ведения борьбы в определенном виде спорта; это приемы и действия, которые применяет спортсмен в игре, поединке, схватке на дистанции для достижения результата.

Особенности СД:

1. Строгая регламентация правилами соревнований;

2. Неантагонистической характер.

Соревновательной деятельности присущи целе-результативные отношения: цель - средство - результат.

В спорте, как виде деятельности, различают Любительский спорт и спорт высших достижений. Спорт Любительский может быть дифференцирован на самодеятельный спорт и спорт базовый.

Самодеятельный спорт носит нерегулярный характер, отсутствие четкой тренировочной программы и руководителя - педагога, тренера, инструктора. При этом, эпизодически может проводиться соревнования.

Базовый спорт реализуется в определенной организационной структуре с четкой программой спортивной подготовки (занятия в спортивных секциях, учебных заведениях, в ДЮСШ, в армейских подразделениях и др.). Базовый спорт может быть направленным на усвоение тех видов спорта, в которых двигательные навыки больше не соответствуют будущей профессии. Этой форме спорта присущи систематичность, наличие тренера. Цель: достижение определенного результата, создание предпосылок к переходу на более высокий уровень. Задачи: оздоровление, повышения уровня физической подготовленности. Овладение техникой двигательных действий определенного вида спорта.

Любительский спорт обеспечивает большому количеству населения необходимый уровень двигательной активности, связанной с соревновательной деятельностью и достижением доступного результата.

В определенном смысле спорт - это во многом консервативная деятельность. Принципы, в соответствии с которых она организуется (прежде всего те, что составляют основу спортивного соревнования), очень стойкие. Основные процессы, лежащие в основе спортивной деятельности, в целом сохранили свои параметры, не смотря на события (порой довольно разрушительные), свидетелями и участниками которых мы являемся в течение последних лет.

Учитывая динамичность социальных процессов здесь встает вопрос о месте спорта в системе общественных ценностей. Здесь, как и в культуре общества, в целом разворачивается процесс усвоения личностью определенных ценностей, на этой основе возникают новые установки, ценностные ориентации, социальные потребности. Как известно, именно ценности и потребности людей в итоге определяют тот или иной образ жизни. Сейчас важнейшими ценностями, связанные со спортом, для человека являются такие, например, как: укрепление здоровья, воспитание двигательных качеств, воспитание воли и характера, достижения высокой работоспособности, радость от спортивных побед, признания в социуме, удовлетворение от общения в процессе участия в спортивной деятельности, отдых, развлечение, удовольствие. Далее будем вести речь о престиж занятий спортом и, соответственно, о ценности высоких результатов и побед в спорте.

Существенным является следующий момент: те, кто достигал в прошлые годы достигает сейчас высоких спортивных результатов, сохранили (как на уровне общественного мнения, так и на уровне государственных инстанций) свой статус. Социальная ценность спортивного движения значительно меньше девальвирована чем в других случаях. В течение прошлых лет мы видели не один раз как пересматривалось (порой радикально) в обществе значение тех или иных авторитетов.

Олимпийские чемпионы, однако, так и остались олимпийскими чемпионами. В нашем быстро меняющемся, много в чем хаотичном жизни, спорт, не смотря на потрясения, которые его тоже не обошли стороной, выступает сегодня одним из редких случаев упорядоченной сферы жизни, которая не потеряла своих ориентаций и престижа.

По крайней мере именно спорт при широком взгляде на ситуацию может сегодня многое научить и предпринимателя, и политика. Прежде всего, спортсмен - это человек, который глубинно воспринимает ситуацию настоящего, которая сохраняет вопреки обстоятельствам, интерес к нравственной стороны жизни, которая пытается снова и опять корректировать свою жизнь по принципу "честного соперничества". Отметим также, что в целом это демократически ориентированный человек. De Wachter справедливо подчеркивает, что спорт учит допускать противодействие и соперничество подобно тому, как демократическая ситуация предполагает сосуществование оппозиционных партий и различий во взглядах.

В образе "человека спорта" можно увидеть другие, крайне важны для того типа человека, который отвечает зову нашего времени, черты. Спортсмен - это профессионал! Это человек, жизненный успех и статус которой полностью определен уровнем его профессионализма. Победа в спорте тоже, конечно, может быть случайной, но ситуация такая, что если именно случай определяет победителя, то выбор этот осуществляется все же среди соперников, которые сходны между собой по уровню профессионализма. Поэтому победитель в спорте - это, подчеркнем данную обстоятельство еще раз, достойный победитель. Поэтому успех спортсмена - это легитимный успех, чего действительно не хватает многим случаям успеха в нашем современном жизни, и одновременно является неотъемлемым моментом жизни действительно демократического общества.

Если говорить о роли спорта для развития личности, то очевидно, что спортивное соревнование - это особая социальная деятельность, в рамках которой базовая формула человеческого самоутверждения высказана относительно специальных средств (прежде всего в форме двигательной активности).

Спорт снова и снова (на уровне реального участия человека в соревновании и на уровне сопереживания зрителем того, что происходит специфическим образом проводит нас в экзистенциальном смысле через ситуацию нашего (рефлексивного) существования и таким образом создает предпосылку для того, чтобы данное существование произошло в полном масштабе. То есть спорт высших достижений выступает как одна из важных специфических форм самореализации и самоутверждения личности.

Ретроспективный анализ развития любительского спорта в РФ

 

То, что мы называем "современным спортом", приобрело знакомые нам формы на рубеже XIX-XX веков. Его появление связано с развитием городской культуры. Его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых возможностях досуга: если атлеты древности своим совершенством приближались к богам, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

С первых шагов развития современного спорта в нем возникают и разделяются так называемый "спорт джентльменов", из которого вырос любительский спорт, и спорт профессиональный, представленный изначально в цирке и на ярмарках. Названий профессиональному спорту много: это и большой спорт, и спорт высших достижений, международный, олимпийский, элитный, но суть и цель его одна -- рекорд и победа одной ценой. Такой спорт стал политикой давно, точнее, с 1936 года, особенно в послевоенные годы, да и сейчас. В “большой”, т.е. элитный спорт вовлечены тысячи людей: спортсменов, тренеров, организаторов, людей обеспечивающих содержание, питание, проживание, транспортировку, экипировку, охрану спортсменов и т.д. На спорт расходуют и на спорте зарабатывают сотни миллионов долларов. Во главе спортивных программ стоят высшие должностные лица государств. Любительский спорт: школьный, студенческий, рабочий, армейский отодвинут на второй план. Теоретики спорта стали называть его: базовым, резервным, народным, спортом для всех, а у организационных работников в России он получил презрительную кличку “массовка”. Цель Любительского спорта -- укрепление здоровья народа, воспитание положительных нравственных качеств, организация здорового образа жизни, укрепление семьи, как важнейшей ячейки общества и еще решение многих социальных задач. Следует отметить, что во многих странах “Спорт для всех” получил очень широкое развитие. Под эти программы инвестируются огромные средства, строятся спортивные сооружения, фабрики спортивного инвентаря, одежды и обуви; убедились, что Любительский спорт может приносить значительную прибыль.


Спорт профессионалов и спорт любителей

Считается, что элитный спорт служит престижу государства, укреплению мира, и даже развитию любительского спорта (что весьма сомнительно). Об укреплении здоровья спортсменов говорить не приходится, многократно публиковались в печати данные, что около 80% спортсменов-профессионалов -- больные люди. Огромные нагрузки, особенно для женщин и детей, “нетрадиционные” методы подготовки, включающие в себя допинги и стимуляторы, многочисленные травмы, жесткая, бескомпромиссная борьба за место на пьедестале почета, за место в сборной команде, за выгодные контракты калечат людей и физически и нравственно. Не составляет секрета и то, что в элитном спорте, там где крутятся большие деньги процветает криминализация. Недаром в Уголовный кодекс России 1997 года впервые включена 184 статья, предусматривающая наказание за подкуп участников и судей спортивных соревнований. Дело осталось за малым -- научиться находить доказательную базу и пользоваться этой статьей. Имело место и террористические акты на крупнейших соревнованиях, и убийство спортивных функционеров.

Тем не менее, среди работников по физической культуре и спорту, тренерского состава уже много лет спорт высших достижений имеет приоритет перед массовым спортом. Любыми путями работники спорта рвутся в сферу элитного спорта. Престиж, финансовое обеспечение, зарубежные поездки, почетные звания и, наконец, правительственные награды -- все это атрибуты спорта высших достижений. Любительский спорт в течение многих лет подвергался только критике. Среди студентов физкультурных учебных заведений резко упал престиж профессии учителя физической культуры. Зачем идти в учителя, когда лучше в тренеры. Пусть в школу идет тот, кто ничего не может в спорте.

Так почему же спорт элитный и спорт Любительский вошли в такое острое противоречие? Все имеет свои причины и свою историю. Во многом дело в экономике, в ресурсном обеспечении.

Когда в 1968 году к руководству в Спорткомитет СССР пришел С.П. Павлов, он нарисовал равнобедренный треугольник и заявил, что это формула гармоничного сочетания массовости и мастерства в спорте. Нижняя линия -- массовость, вершина -- мастерство. Чтобы росло мастерство, необходимо увеличивать массовость. Бывший комсомольский работник откровенно лукавил, да и не он первый, и не он один, направлял все финансовые, материальные и кадровые ресурсы на спорт высших достижений. Вот факты.

Когда в 1948 году советская делегация спортивных экспертов вернулась с XIV Олимпийских игр из Лондона состоялось решение Политбюро ЦК ВКП(б) об обеспечении подготовки к участию команды СССР в XV Олимпийских играх в Хельсинки. Известное постановление ЦК от 27 декабря 1048 года только на словах было о развитии любительского спорта, а на деле -- только о повышении мастерства и подготовке к Олимпиаде. Теперь мало кто помнит, что этому постановлению предшествовало совещание 19 ноября 1948 года в ВЦСПС, куда были приглашены все председатели центральных советов ДСО. Вопрос был один -- объединение усилия тренеров для подготовки олимпийских команд. Затормозил тогда выход этого решения В.В. Кузнецов -- председатель ВЦСПС. Он заявил, что пусть олимпийцами занимается Спорткомитет, которому для этой цели выделяются особые средства, а ДСО должны заниматься массовым спортом, здоровьем и физическим развитием народа, особенно молодежи, ведь в стране только в 1947 году отменили карточную систему. Забегая вперед, нужно сказать, что В.В.Кузнецов на 9 лет сохранил в стране Любительский спорт.

Подводя итоги участия команды страны в XV Олимпийских играх в октябре 1952 года председатель Спорткомитета Н.Н. Романов раскритиковал институты физкультуры за слабый вклад в подготовку олимпийцев и заявил, что “отныне вся деятельность всех спортивных организаций, и в том числе инфизкультов будет оцениваться только олимпийской меркой, каков их вклад в олимпийскую копилку медалей”.

Совершенно неожиданно 15 марта 1953 года Совет Министров СССР издает постановление: “Упразднить Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР и передать его функции Министерству здравоохранения СССР”. Передали, естественно, не только функции, но и финансирование, спортивные сооружения, служебные помещения, учебные заведения. Почти год шла ликвидация и передача от Бреста до Чукотки. 11 февраля 1954 года вновь выходит постановление и тоже за подписью Г.М. Маленкова “Образовать Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР”. Еще год перестройка катилась в обратную сторону. Насколько это затормозило развитие физкультурного движения и во что это обошлось можно только догадываться.

Спорный вопрос: кто должен заниматься олимпийским, а кто массовым спортом стоял давно. Когда Спорткомитет СССР и НОК СССР были, практически, единым целым, то было предложение олимпийские проблемы (и ответственность, естественно) сосредоточить в Комитете, а Любительский спорт возложить на ДСО профсоюзов. Но ни ЦК КПСС, ни Спорткомитет на это не пошли. поскольку тогда бы они не могли мощные ресурсы профсоюзов повернуть с широких рельс массовости на узкоколейку мастерства. Делалось это просто. Каждое ДСО получало план олимпийской подготовки, за который был строгий спрос, вплоть до организационных выводов. В период 1954-1955 гг. все силы и резервы были брошены на подготовку к Олимпиаде-56 в Мельбурне. На итоги XVI Игр ВЦСПС откликнулся решением от 30 октября 1957 года: ликвидировать ДСО профсоюзов и создать на их базе гигантские монстры: “Труд”, “Спартак”, “Урожай” и студенческий “Буревестник”. Вступиться за ДСО было некому, во главе ВЦСПС стоял В.В. Гришин. Очень быстро количество занимающихся спортом в стране многократно сократилось. Любительский спорт был повержен в нокдаун.

Имевшиеся в поверженных ДСО спортивные сооружения были переданы вновь организованным, в основном, “Труду” и “Спартаку”. Студенческому “Буревестнику” не досталось ничего, кроме пожелания успешной работы на базе вузов, материальная база которых была настолько слабой, что на 30% не обеспечивала даже учебного процесса. Естественно, усилились конфликты между кафедрами физического воспитания и спортивными клубами, началось “перетягивания одеяла” между учебной и спортивной работой. “Буревестнику” так и не удалось встать на ноги, он так и кончил свои дни в 1988 году нищим, не имея материальной базы.

2 октября 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об ограничении (точнее о запрещении) строительства административных и спортивных сооружений. Тогда даже за завершение начатой стройки ректор вуза или директор завода мог получить выговор, но это запрещение почему-то не касалось строек Спорткомитета для подготовки олимпийских команд -- в Бакуриани, Эшерах и других. Ректоры вузов в строительство спортивных объектов бросались как в прорубь. “Я знаю, -- говорил ректор Уральского политехнического института, -- что выговор мне обеспечен, но хоть студентам легкоатлетический манеж останется”.

В январе 1959 года Н.С. Хрущев выдвинул лозунг: “Мы не войдем в коммунизм с штатным инструктором по физкультуре”. Сказано -- сделано! 1 марта 1959 года был упразднен Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и все его органы на местах. На его руинах родилась новая организация “Союз спортивных обществ и организаций СССР”. Возглавил Союз бывший секретарь ЦК ВЛКСМ Ю.Д. Машин.

Наступил 1966 год. 11 августа были приняты два постановления по вопросам развития физической культуры и спорта -- ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в которых было указано: “Советское физкультурное движение должно носить подлинно общенародный характер”. Все заборы на стадионах и стены в залах украсили лозунги: “Физическую культуру из массовой во всенародную”. На параде открытия Спартакиады народов шли седобородые долгожители и матери с младенцами на руках. Это должно было символизировать массовость и всенародность.

Но наступил хмурый, дождливый день 6 октября 1966 года, как оказалось самый черный день физической культуры и любительского спорта. III пленум Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций “с подачи” зам. председателя Л.С. Хоменкова принял решение всего из 8 слов: “Одобрить разработанную Центральным советом систему проведения спортивных соревнований”. Отныне все соревнования, от первенства школы, заводы, района до Спартакиады народов велено было проводить по олимпийскому принципу: в зачет участвующим коллективам по всем видам спорта должны были входить только участники и команды, занявшие первые шесть мест. За седьмое место и далее очки командам не начислялись, эти участники могли и не выступать. Эта, казалось бы, мелочь в системе зачета привела к огромной, многогранной негативной перестройке всего спортивного движения в стране. Заводские, вузовские, районные, областные команды лыжников, легкоатлетов, пловцов, гимнастов оказались никому не нужны. Потребовались только лидеры, способные войти в шестерку, потребовался только “штучный товар”, готовый принести зачетные очки. Начался их поиск правдами, а чаще неправдами. Особенно пострадали рабочий, сельский, студенческий и армейский спорт. Зачем, скажите, комплектовать команду лыжников, приобретать им дорогой инвентарь, возить их на сборы, когда можно взять на работу или зачислить в студенты готовых спортсменов, “создать им условия”, т.е. беспрепятственно отпускать их на сборы и соревнования и остается только собирать победные очки в разного рода смотрах-конкурсах по спортивному мастерству. На заводах и фабриках, в колхозах и совхозах стали появляться полупрофессиональные спортсмены, зачисляемые на самые немыслимые должности. Их потом стали называть “подснежниками”. Закончился и Любительский армейский спорт, ушли в историю популярнейшие когда-то первенства дивизий, округов, флотов, вместо них появилось такое уродливое явление как “спортроты”.

17 октября 1968 года Л.И. Брежнев и А.Н. Косыгин подписали постановление, которым в целях улучшения руководства физической культурой и спортом в стране вновь образовывался союзно-республиканский Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и все его органы на местах. Опять началась перетряска кадров.

Следует отметить, что против решения о новой системе проведения соревнований возражали многие опытные специалисты. Председатель Российского Спорткомитета В.Д. Алехин назвал эту систему прямым путем к “разбитому корыту”. Пришедший к руководству спортом в 1968 году С.П.Павлов ответил ему, что мы вынуждены пойти на это поскольку “нам никто не позволит проигрывать Олимпиаду”. Вновь Любительский спорт отправлен в нокдаун, вновь принесен в жертву спорту элитному.

В это же время началось гонение на, так называемого, “среднего зачетника”, а ведь этот “средний”, обычно разносторонний спортсмен, и на заводе, и в совхозе организовывал и цементировал весь спортивный коллектив. И еще одна хирургическая операция подорвала здоровье нашего спорта -- искусственное омоложение команд. С одной стороны, бесцеремонно, в традициях Спорткомитета, “коленом” отчислялись из команд сильные спортсмены, далеко не сказавшие в спорте своего последнего слова, с другой -- в команды зачислялись дети, не имеющие опыта, не окрепшие ни физически, ни морально, но подходящие по возрасту. От учащихся ДЮСШ олимпийского резерва потребовался сегодня Его Величество Результат, результат любой ценой, чаще всего ценой здоровья. В ход пошли “нетрадиционные” методы подготовки.

Период с 1976 по 1980 годы полностью был посвящен подготовке к московской Олимпиаде. На ее проведение и подготовку команд были брошены огромные средства, были построены уникальные дорогостоящие олимпийские объекты. Спорткомитет получил дополнительно 600 штатных единиц государственных тренеров, естественно, с фондом заработной платы. Прошла московская Олимпиада. Значимость ее неоспорима, результаты общеизвестны, нет необходимости о них говорить. Вот следующий, 1981 год, принес массовому спорту два сюрприза, два постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Одно от 12 августа “О дальнейшем ограничении строительства административных и спортивных сооружений”, другое -- от 11 сентября “О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта”. Вновь, как 20 лет назад, из пятилетних планов капитального строительства были вычеркнуты все спортивные объекты, в том числе и в учебных заведениях. А вторым документом предлагалось “...сократить число проводимых в стране всесоюзных, республиканских, краевых и областных соревнований”. В итоге календарные планы всех спортивных организаций, коллективов физической культуры и спортивных клубов, и без того худосочные, подверглись резкому “усекновению”. Любительский спорт получил еще один “нокдаун”, но продолжал жить, как тогда говорили, “не в соответствии, не благодаря, а вопреки”. Видно неиссякаемы его жизненные силы.

В 1986 году высшее руководство физической культурой и спортом в стране вновь вернулось к идее объединения спортивных обществ в единое ДСО профсоюзов. Первый опыт такого объединения был проведен в Белоруссии. Об истинных результатах этого эксперимента, а они носили откровенно негативный характер, говорить было запрещено, а обсуждение в прессе проходило, как тогда полагалось, “в одни ворота”. И вот 20 февраля 1987 года вышло постановление ВЦСПС, естественно, подготовленное и согласованное в ЦК КПСС и Госкомспорте СССР, о ликвидации спортивных обществ и создании единого ВДФСО профсоюзов. Все! Массовому спортивному движению был нанесен нокаутирующий удар. Скоро закончили свой жизненный путь и коллективы физкультуры, и спортивные клубы производственных предприятий и учебных заведений. Но прошло некоторое время и как трава на Мамаевом кургане или на легендарном поле под Прохоровкой маленькими ростками, медленно начинает пробиваться Любительский спорт. И “Лыжня России”, и марафонские забеги, и соревнования ветеранов и многие другие соревнования в наше нелегкое время привлекают тысячи участников. Видны слабые телодвижения и попытки поднять голову коллективов физической культуры и спортивных обществ. Два года назад представители Независимого профсоюза шахтеров обратились в МОГИФК с просьбой найти следы бывшего ДСО “Шахтер”, ликвидированного в 1957 году, имея в виду его возрождение. Известные события задержали этот процесс.

Сейчас в России главные приоритеты составляют заработная плата, покупательная способность рубля, питание, безопасность. Но пройдет темная полоса и на первое место выйдут: культура, искусство, здоровье, физическая культура и спорт. Встанет вопрос об устройстве спортивных организаций, их формах и структуре. Как нельзя дважды войти в одну реку, так и невозможно воссоздать в точной копии ушедшие в историю организационные структуры и системы финансирования спортивных организаций. Конечно, они возродятся, но уже в другой форме, в других экономических условиях, но опыт прошедших десятилетий забывать нельзя, он поможет избежать многих ошибок. Например, время от времени молодые реорганизаторы поднимают вопрос о слиянии ведомств физической культуры и здравоохранения. Им надо сказать, что это мы уже проходили, на эти грабли уже наступали. Нельзя совместить в одной организации туристский бизнес и Любительский самодеятельный туризм. Это очень важные и нужные вещи, но это разные вещи, второй неминуемо превратится в пасынка, такой опыт был уже дважды. Аналогичная ситуация и в спорте. Если одна организация будет отвечать и за спорт для всех и за спорт высших достижений, то победа элитного спорта за явным преимуществом заранее предопределена.


Зарубежный опыт

 

Студенческий спорт.

Повседневная учебная работа, зачётно — экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики — всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо — физической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе.

Специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80 — 92 уд./мин. против 76 — 80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд./мин., повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и следовательно, снижается насыщение крови кислородом.Вместе с тем мы можем констатировать и тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти «подводные рифы» студенческой жизни.

Учебное и свободное время — это неразрывное целое. Не случайно говорят: «Как отдохнёшь, так и поработаешь!» Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 — 3ч. в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья.

Вероятно, в каждом конкретном случае сочетание учёбы со спортивными занятиями должно иметь оптимальное соотношение, которое зависит как от индивидуальных качеств и способностей отдельного человека, так и от условий учебного труда, быта и наличия спортивных баз. Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как разрядку от однообразного аудиторного учебного труда. И чем выше заинтересованность студента в этих занятиях, тем выше и сам разносторонний психофизический эффект такой физической нагрузки. Право студента на выбор различных видов спорта на каждый предстоящий учебный год (а в некоторых вузах и семестр) только поддержит его интерес к таким занятиям, ведь его мотивация — отдых. Перерастает ли этот интерес в более серьёзное увлечение определённым видом спорта — решать только ему, но хотелось бы, чтобы он понимал сущность воздействия такого активного отдыха на физическую и умственную работоспособность, на продуктивность учебного и профессионального труда. Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта. В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие занятия могут восполнить то, что было упущено в детстве. Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности.

В связи с бурным развитием старых и появлением всё новых видов спорта на основе НТР и НТП для населения предоставляются всё более широкие горизонты и возможности для развития своего духа и тела и путём самосовершенствования достигнуть высоких результатов и признания. Студентам надо решить, что им «по душе» и на основе психофизиологического состояния определить пути развития и самосовершенствования. Конечно, в курсе школьной и университетской программы физической подготовки просто невозможно обхватить все виды спорта в силу тех или иных причин, следовательно необходимо совершенствовать и развивать в себе те или иные навыки и не только во время занятий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...