Показатели и критерии
| Психологические особенности
|
1. Познавательная сфера
|
1.1 Особенности восприятия
| - избирательная познавательная активность в соответствии с учебными интересами;
|
1.2 Особенности памяти
| - достигает пика развития.
|
1.3 Особенности внимания
| - способность к распределению внимания между несколькими видами учебной деятельности;
|
1.4 Особенности мышления
| - появляется способность к абстрагированию, образованию новых понятий;
- формируется индивидуальный стиль мышления;
- переход от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности;
- использование в обучении формальных логических операций (абстрагирование, анализ, обобщение, синтез, классификация, сравнение).
|
1.5 Особенности воображения
| - воображение приобретает творческий, продуктивный характер.
|
1.6 Особенности моторики
| - понятность письма,
- способность к различным видам ручного труда.
|
1.7 Особенности речи
| - развитие речи за счет развития словаря и усвоения множества значений известных слов;
- легко улавливает неправильные и нестандартные формы и обороты речи учителей, родителей, в источниках массовой информации;
- варьирует речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника;
- используют сленговую речь как языковую игру, которая выражает потребность уйти от социального контроля.
|
1.8 Особенности работоспособности
| - способны работать в темпе с классом;
- повышается утомляемость, возбудимость, драчливость в 8-11 раз;
- сохранение учебной активности в течение всего урока.
|
2. Особенности общения и поведения
|
2.1 Взаимодействие со сверстниками
| - дружба позволяет помериться силами (физическими и духовными) с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность;
- общение становится познанием себя через других, поиском самого себя;
- характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на оппозициях «хороший - плохой», «за меня - против меня»;
- доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников;
- возникает потребность нравиться другим не в качестве партнеров по игре, а в качестве представителей противоположного пола;
- «притупляется» острота восприятия сверстников.
|
2.2 Взаимодействие с педагогами
| - проявляют негативизм по отношению к учителям;
- стремятся к общению со взрослыми «на равных»;
- используют свои новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу жизни взрослых;
- ищут понимания, одобрения, восхищения у родителей;
- эмоциональная зависимость от взрослых выражается в жажде глубокого понимания родителями.
|
2.3. Взаимодействие с родителями
| - происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
- «открывают для себя родителей» и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования;
- возникает скрытое требование признать их взрослость и права;
- понимают, что взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсируют эту неуверенность;
- возрастает потребность во взрослом доброжелательном советнике и собеседнике;
- процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность - требуют от родителей внимания, понимания, поощрения;
- ослабевают эмоциональные связи с семьей;
- родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
|
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| - идентификация происходит со взрослыми образцами, а утверждение этих качеств в среде сверстников;
- в качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал, означающий наличие постоянно действующего мотива;
- активное развитие рефлексии;
- эмансипация от непосредственного влияния взрослых и необходимость формирования собственной позиции.
|
2.5 Саморегуляция поведения
| - способность длительно подчинять поведение намеченной цели;
- ориентированы на будущее, особенно профессиональное;
- регрессивные тенденции и детские модели поведения особенно в моменты стресса и замешательства могут сменяться абсолютно зрелыми действиями;
- становится возможным самовоспитание, благодаря развитию саморегуляции: не только мечтают о том, какими будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить желаемые качества.
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1 Особенности школьной мотивации
| - снижение мотивации учения;
|
3.2 Отношение к школьной ситуации
| - учебная деятельность не в состоянии полностью удовлетворить стремление к самоутверждению;
|
3.3 Трудности в учебной деятельности
| -
|
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
|
4.1 Личностные характеристики
| - необходимость в социальном утверждении и завоевании места в группе;
- возрастает значение внешнего вида;
- потребность в признании своего «Я»;
- проба различных ролей, реализация своих прав;
- внимание к своей внутренней жизни;
- потребность в самоутверждении;
- углубление самосознания и развитие интересов;
- характерна небрежность и агрессия;
- стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом;
- противоречия в развитии личности:
* между исключительной сконцентрированностью на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками;
* между притязанием на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
|
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - самооценка неустойчива: склоны считать себя либо гениями, либо ничтожеством;
- оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменить отношение к себе;
- ориентируются на оценку значимых людей, корректируют представления о себе;
- существенное понижение самоуважения;
- возрастает тревожность, связанная с самооценкой (чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение).
|
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
| - резкие изменения состояний, реакций, настроения;
- неуравновешенность, раздражительность, возбужденность;
- периодическая вялость, апатия, астеничность, слабость;
- высокая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции;
- настроения устойчивы и осознаны.
|
5. Особенности физического развития
|
5.1 Физиологические особенности
| - эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов;
- сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе; - костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутренне неудобство;
- возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
|
5.2 Особенности полового созревания
| - формируются психосексуальные установки и ориентации;
- переживают первую любовь;
- возникают эротические фантазии и переживания;
- у девушек происходит изменение формы ягодиц и таза;
- у мальчиков завершается изменение голоса, появляются волосы на лице, наблюдается первая эякуляция;
- появляется половое влечение, возникает интерес к сексуальным вопросам;
- значительно усиливается интерес к противоположному полу.
|