Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Психологический портрет семиклассника
Показатели и критерии
| Психологические особенности
| - Познавательная сфера
| 1.1 Особенности восприятия
| - значительно расширяется весь практический опыт ребенка
| 1.2 Особенности памяти
| - не владеют в достаточной мере приемами осмысления материала, его запоминания
-не всегда осознают применяемые ими приемы запоминания
| 1.3 Особенности внимания
| -могут удерживать свое внимание в течение всего урока, умеют распределять внимание между несколькими видами учебной работы, нередко предпочитают быстрый темп работы
- превращение произвольного, преднамеренного внимания в так называемое послепроизвольное.
| 1.4 Особенности мышления
| -самостоятельное приобретение знаний вне школы (чтение дополнительной литературы, поиски других источников информации).
- не умеют сами организовать свою умственную деятельность, не владеют в достаточной мере приемами осмысления материала
| 1.5 Особенности воображения
| - активно развиваются творческие способности
| 1.7 Особенности речи
| -быстро впитывает новые слова, хорошо строит предложения, выражает свои мысли, его словарный запас еще больше расширяется
| 1.8 Особенности работоспособности
| -темп деятельности зависит от настроения
| 2. Особенности общения и поведения
| 2.1 Взаимодействие со сверстниками
| - стремление подростка занять новую позицию в отношениях со взрослыми, приобрести большую самостоятельность, известную свободу действий, а также по-новому строить свои отношения со сверстниками
-специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).
| 2.2 Взаимодействие с педагогами
| - демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность. -отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность).
| 2.3. Взаимодействие с родителями
| - общение с родителями, родственниками начинает напрямую зависеть от общения с друзьями и компанией
-ребенком овладевает огромное чувство взрослости, ему кажется, что он всё может сам, без чьей либо опеки. Из-за этого возникают огромные противоречия между родителями и детьми.
| 2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| -в 12-13 лет появляются первые признаки «ценностного» конфликта, проявляющегося в стремлении подростка отстаивать собственные взгляды и ценности, противопоставляя их нормам и требованиям взрослых. В полной мере этот конфликт проявляется в следующем — юношеском периоде развития. В подростковый период такой конфликт выражается в активном отстаивании школьниками собственного понимания справедливости в самых разных областях — от замечания учителя, «несправедливой» отметки до политических, экономических проблем
-для подростка становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни: социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность и др. Все эти понятия для него эмоционально окрашены, личностно значимы. Однако на восприятие этих ценностей влияют особенности интеллектуального развития, прежде всего «познавательный эгоцентризм». При этом реально существующее и потенциально возможное меняются местами и аффективно значимые интеллектуальные построения кажутся для подростка более реальными, чем окружающая жизнь. Важно отметить, что «проведение» определенных принципов в жизнь для подростка — это чаще всего не какие-то конкретные дела, а словесное провозглашение и утверждение этих принципов
| 2.5 Саморегуляция поведения
| -оценивая свою работу, подростки используют чаще всего самоконтроль лишь по результату или по образцу: «получилось – не получилось
-затрудняет подростков перспективный самоконтроль – они не всегда умеют составить общий план работы, наметить ее этапы, определить их трудность
| 3. Особенности мотивационной сферы
| 3.1 Особенности школьной мотивации
| - снижается общий интерес к учению, к школе.
-привлекают самостоятельные формы работы на уроке, сложный учебный материал, возможность самому учиться
| 3.2 Отношение к школьной ситуации
| - большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учения, учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах.
-ищут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
| 3.3 Трудности в учебной деятельности
| -не владеет новыми способами самостоятельного овладения знаниями.
| 4. Особенности эмоционально-личностной сферы
| 4.1 Личностные характеристики
| -центральное личностное новообразование этого периода — становление нового уровня самосознания, «Я-концепции».Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими.
-подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд — «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я-идеальном». Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я-концепции» школьника.
-новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста — в самоутверждении и общении со сверстниками — одновременно определяет их и влияет на их развитие.
| 4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь
- слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное – несовпадение с эталонами подростковой группы имеет громадное значение для самооценки подростков
| 4.3 Особенности эмоциональной сферы
| -эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны
| 5. Особенности физического развития
|
| Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки. Бурное развитие: увеличение роста, массы тела, мышечной силы; неравномерный «рост» внутренних органов; гормональная перестройка всего организма.
Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей. В седьмом классе возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы.
|
Особенность,
черта характера
| Положительное проявление
| Отрицательное проявление
| Воспитательное воздействие
| 1. Появление чувства взрослости
| Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое
| Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя)
| Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости.
| 2. Начало "ценностного конфликта"
| Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.
| Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают.
| Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям.
| 3. Новый период в нравственном развитии
| Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).
| Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.
| Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно.
| 4.Потреби-тельское отношение к взрослым.
| Желание проверить равенство прав со взрослыми.
| Расширение своих прав и сужение своих обязанностей.
| Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).
| 5. "Право на родителей"
| Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят.
| Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви.
| Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими.
| 6. Недостаточный опыт общения
|
| Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение.
| Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания.
| 7. Развитие самооценки
| Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.
| Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.
| Помочь найти сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование "эффекта Розенталя".
| 8. Потребность говорить о себе.
|
| Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства.
| Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах.
| 9. Учение обретает личностный смысл.
| Формируется интерес к какой-либо деятельности.
| Отсутствие учебной мотивации.
| Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой.
| 10. Познавательная активность
| Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы.
| Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба
| Контролировать "моду" на интересы. Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям.
| 11. Формирование понятийного мышления
| Формируется научный язык, умение логически мыслить
| Непонимание значения самых распространенных слов.
| Давать определение понятий, добиваться полного понимания.
|
|