Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический портрет учащихся 5-6 класса




Показатели и критерии Психологические особенности
  1. Познавательная сфера
1.1 Особенности восприятия - становление избирательности, целенаправленности восприятия; - способны к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений.
1.2 Особенности памяти - хорошо развита механическая память; - совершенствование смысловой памяти: овладение различными мнемоническими приемами; - интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания.
1.3 Особенности внимания - преобладает непроизвольное внимание; - внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором; - сосредотачиваются на 15-20 минут; - затруднения с распределением и переключением внимания; - внимание становится более организованным и носит преднамеренный характер.
1.4 Особенности мышления - прогрессивный рост интеллектуального развития; - возрастает общая осведомленность, умение проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности; - начинают ориентироваться не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения; - формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями; - развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их; - появляется возможность строить сложные умозаключения; - развивается рефлексия - способность делать предметом своей мысли саму мысль; - формируется словесно-логическое мышление, оно переходит в стадию формально-логических операций, начинают оперировать отвлеченными понятиями без опоры на наглядность; - значимой особенностью мышления становится его критичность.
1.5 Особенности воображения - развитие воображения осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в кружках и факультативах. - в своем воображении могут создавать разнообразнейшие ситуации; - испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, могут уйти в воображаемый мир.
1.6 Особенности моторики - физиологические изменения обусловливают возможное нарушение координации движений, может наблюдаться обилие лишних движений.
1.7 Особенности речи - потребность в общении определяет активное развитие речи; - умеют общаться на уровне контекстной речи, которая достаточно точно и ясно описывает какие-либо события без непосредственного их восприятия.
1.8 Особенности работоспособности - физиологические и гормональные изменения могут повлечь повышение утомляемости, замедленность реакций, ухудшение почерка; - быстро наступающее утомление может приводить к потере работоспособности.

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками - установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками становится ведущим видом деятельности; - переходят на внутригрупповые нормы поведения, те, которые установил сам и сверстники; - огромный интерес к сверстникам, в отношениях с которыми отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социального взаимодействия; - потребность в признании и самоутверждении, личном авторитете реализуется в среде сверстников; - расширяется круг общения; - становится значимым отношение других к ним и их к другим; - возрастают требования к окружающим; - развивается способность к эмпатии (пониманию и сопереживанию чувствам других людей); - развито подражание: * мальчики склонны выбирать кумирами сильных, смелых, мужественных людей; притягательными могут стать не только книжные герои, но и реальные местные хулиганы. * девочки созревают физически раньше мальчиков, хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.
2.2 Взаимодействие с педагогами - учитель уже не является непререкаемым авторитетом; - мнение учителей всё ещё является важным, хотя постепенно более значимыми становятся сверстники; - испытывают трудности и страхи в отношениях с многочисленными учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят; - большую трудность представляет рассогласованность требований разных педагогов: например, в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному.
2.3. Взаимодействие с родителями - ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок; - начинают проиграть различные роли дома и в школе и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры); - возрастающая потребность в независимости может найти проявление в негативизме – стремлении противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. - стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам; - склоны к спорам и возражениям, исчезает слепое следование авторитету взрослого; - резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, чрезвычайная обидчивость.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм - происходит овладение этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого; - ориентированность на общение со сверстниками обусловливает развитие навыков рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, усвоение социальных нормы взаимодействия людей, нравственных ценностей; - социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план.
2.5 Саморегуляция поведения - физиологические и гормональные изменения приводят к изменениям в работе нервной системы, происходит разбалансировка процессов возбуждения и торможения; - типичные нарушения нервной системы: повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам. - неуравновешенное состояние центральной нервной системы проявляется в нарушении поведения: девочки могут становятся обидчивыми, плаксивыми; мальчики – более шумными , не могут усидеть на месте.

 3. Особенности мотивационной сферы

3.1 Особенности школьной мотивации - достаточно сильно выражено желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», радовались»); - на мотивацию учения влияют успех или неуспех деятельности: если достижения невелики, то остро переживают неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников; - большое значение имеет внешняя оценка результатов деятельности, высокую оценку расценивают как подтверждение своих способностей.
3.2 Отношение к школьной ситуации - умственная активность обычно высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; - могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради привлекательной цели, но испытывают затруднения в преодолении внешних и внутренних препятствий, когда цель не привлекает; - учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью; - не всегда могут планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое; - характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую выполняют; - считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причём критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему; - охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
3.3 Трудности в учебной деятельности - затрудненная адаптация к обучению в среднем звене; - недостатки учебной подготовки; - слабая произвольность поведения и деятельности; - возрастание объема и темпа работы в классе и дома.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

4.1 Личностные характеристики - характерно упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость, ранимость, обидчивость и отгороженность; - забывчивы и неорганизованны; - обостряется чувство собственного достоинства; - несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями и поведением; - неустойчивая система оценочных суждений, нравственных идеалов; - развивается способность к рефлексии, сопровождающаяся повышенной склонностью к самонаблюдению; - наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание; - происходит развитие интересов, но они еще неустойчивы и разноплановы.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя) - характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию; - повышенная критичность к себе и окружающим; - самооценка очень неустойчива, зависит от оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, педагогами и взаимоотношения в семье; - для эмоционального благополучия очень важно, чтобы внешняя оценка и самооценка совпадали.
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния) - повышенная эмоциональность; - эмоции доминируют, подчиняя себе всю психическую жизнь; - рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма обусловливает крайнюю эмоциональную нестабильность.

5. Особенности физического развития

5.1 Физиологические особенности - происходит ускорение роста, фигура получает неуклюжий, нескладный вид, движения являются недостаточно правильно координированными; - происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил; - диспропорция сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр сосудов дает значительно меньший прирост, появляются различные функциональные нарушения (потемнения в глазах, головные боли); - изменения со стороны нервной системы: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам;  - значительные изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез, проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.
5.2 Особенности полового созревания - происходит половое созревание организма (у девочек с 11 лет, у мальчиков – с 12 лет); - половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь младших подростков, нарушает внутреннее равновесие; - появляются новые переживания, меняются взаимоотношения мальчиков и девочек.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...