Показатели и критерии
| Психологические особенности
|
- Познавательная сфера
|
1.1 Особенности восприятия
| - становление избирательности, целенаправленности восприятия;
- способны к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений.
|
1.2 Особенности памяти
| - хорошо развита механическая память;
- совершенствование смысловой памяти: овладение различными мнемоническими приемами;
- интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания.
|
1.3 Особенности внимания
| - преобладает непроизвольное внимание;
- внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором;
- сосредотачиваются на 15-20 минут;
- затруднения с распределением и переключением внимания;
- внимание становится более организованным и носит преднамеренный характер.
|
1.4 Особенности мышления
| - прогрессивный рост интеллектуального развития;
- возрастает общая осведомленность, умение проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности;
- начинают ориентироваться не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения;
- формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями;
- развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их;
- появляется возможность строить сложные умозаключения;
- развивается рефлексия - способность делать предметом своей мысли саму мысль;
- формируется словесно-логическое мышление, оно переходит в стадию формально-логических операций, начинают оперировать отвлеченными понятиями без опоры на наглядность;
- значимой особенностью мышления становится его критичность.
|
1.5 Особенности воображения
| - развитие воображения осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в кружках и факультативах.
- в своем воображении могут создавать разнообразнейшие ситуации;
- испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, могут уйти в воображаемый мир.
|
1.6 Особенности моторики
| - физиологические изменения обусловливают возможное нарушение координации движений, может наблюдаться обилие лишних движений.
|
1.7 Особенности речи
| - потребность в общении определяет активное развитие речи;
- умеют общаться на уровне контекстной речи, которая достаточно точно и ясно описывает какие-либо события без непосредственного их восприятия.
|
1.8 Особенности работоспособности
| - физиологические и гормональные изменения могут повлечь повышение утомляемости, замедленность реакций, ухудшение почерка;
- быстро наступающее утомление может приводить к потере работоспособности.
|
2. Особенности общения и поведения
|
2.1 Взаимодействие со сверстниками
| - установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками становится ведущим видом деятельности;
- переходят на внутригрупповые нормы поведения, те, которые установил сам и сверстники;
- огромный интерес к сверстникам, в отношениях с которыми отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социального взаимодействия;
- потребность в признании и самоутверждении, личном авторитете реализуется в среде сверстников;
- расширяется круг общения;
- становится значимым отношение других к ним и их к другим;
- возрастают требования к окружающим;
- развивается способность к эмпатии (пониманию и сопереживанию чувствам других людей);
- развито подражание:
* мальчики склонны выбирать кумирами сильных, смелых, мужественных людей; притягательными могут стать не только книжные герои, но и реальные местные хулиганы. * девочки созревают физически раньше мальчиков, хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.
|
2.2 Взаимодействие с педагогами
| - учитель уже не является непререкаемым авторитетом;
- мнение учителей всё ещё является важным, хотя постепенно более значимыми становятся сверстники;
- испытывают трудности и страхи в отношениях с многочисленными учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят;
- большую трудность представляет рассогласованность требований разных педагогов: например, в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному.
|
2.3. Взаимодействие с родителями
| - ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок;
- начинают проиграть различные роли дома и в школе и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры);
- возрастающая потребность в независимости может найти проявление в негативизме – стремлении противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
- стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам;
- склоны к спорам и возражениям, исчезает слепое следование авторитету взрослого;
- резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, чрезвычайная обидчивость.
|
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| - происходит овладение этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого;
- ориентированность на общение со сверстниками обусловливает развитие навыков рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, усвоение социальных нормы взаимодействия людей, нравственных ценностей;
- социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план.
|
2.5 Саморегуляция поведения
| - физиологические и гормональные изменения приводят к изменениям в работе нервной системы, происходит разбалансировка процессов возбуждения и торможения;
- типичные нарушения нервной системы: повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам.
- неуравновешенное состояние центральной нервной системы проявляется в нарушении поведения: девочки могут становятся обидчивыми, плаксивыми; мальчики – более шумными , не могут усидеть на месте.
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1 Особенности школьной мотивации
| - достаточно сильно выражено желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», радовались»);
- на мотивацию учения влияют успех или неуспех деятельности: если достижения невелики, то остро переживают неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников;
- большое значение имеет внешняя оценка результатов деятельности, высокую оценку расценивают как подтверждение своих способностей.
|
3.2 Отношение к школьной ситуации
| - умственная активность обычно высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции;
- могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради привлекательной цели, но испытывают затруднения в преодолении внешних и внутренних препятствий, когда цель не привлекает;
- учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью;
- не всегда могут планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое;
- характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую выполняют;
- считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причём критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему;
- охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести.
|
3.3 Трудности в учебной деятельности
| - затрудненная адаптация к обучению в среднем звене;
- недостатки учебной подготовки;
- слабая произвольность поведения и деятельности;
- возрастание объема и темпа работы в классе и дома.
|
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
|
4.1 Личностные характеристики
| - характерно упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость, ранимость, обидчивость и отгороженность;
- забывчивы и неорганизованны;
- обостряется чувство собственного достоинства;
- несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями и поведением;
- неустойчивая система оценочных суждений, нравственных идеалов;
- развивается способность к рефлексии, сопровождающаяся повышенной склонностью к самонаблюдению;
- наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание;
- происходит развитие интересов, но они еще неустойчивы и разноплановы.
|
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию;
- повышенная критичность к себе и окружающим;
- самооценка очень неустойчива, зависит от оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, педагогами и взаимоотношения в семье;
- для эмоционального благополучия очень важно, чтобы внешняя оценка и самооценка совпадали.
|
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
| - повышенная эмоциональность;
- эмоции доминируют, подчиняя себе всю психическую жизнь;
- рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма обусловливает крайнюю эмоциональную нестабильность.
|
5. Особенности физического развития
|
5.1 Физиологические особенности
| - происходит ускорение роста, фигура получает неуклюжий, нескладный вид, движения являются недостаточно правильно координированными;
- происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил;
- диспропорция сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр сосудов дает значительно меньший прирост, появляются различные функциональные нарушения (потемнения в глазах, головные боли);
- изменения со стороны нервной системы: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам;
- значительные изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез, проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.
|
5.2 Особенности полового созревания
| - происходит половое созревание организма (у девочек с 11 лет, у мальчиков – с 12 лет);
- половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь младших подростков, нарушает внутреннее равновесие;
- появляются новые переживания, меняются взаимоотношения мальчиков и девочек.
|