Показатели и критерии
| Психологические особенности
|
- Познавательная сфера
|
1.1 Особенности восприятия
| - произвольное восприятие неустойчиво;
- развито восприятие физического объёма;
- сформировано историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
|
1.2 Особенности памяти
| - формируется произвольность памяти;
- повышается уровень произвольного запоминания;
- память становится сознательно регулируемой и опосредованной;
- повышается доля словесно-логического запоминания;
- увеличивается объём памяти.
|
1.3 Особенности внимания
| - формируется произвольность внимания;
- способны долго сохранять внимание, удерживая до конца учебную задачу;
- способны выполнять произвольно заданную программу действий;
- увеличивается объём внимания;
- совершенствуется переключаемость и распределение внимания.
|
1.4 Особенности мышления
| - переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
- способны сравнивать, сопоставлять, выделять существенное без затруднений;
- способны понимать законы последовательности и последствия;
- умеют делать логические заключения и выводы;
- начинают логически рассуждать о различных высказываниях;
- интенсивно развивается абстрактное мышление;
- интенсивно развивается пространственное мышление через моделирование и конструирование.- -
|
1.5 Особенности воображения
| - понимают «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности;
- дают творческую переработку полученных впечатлений, комбинируя их таким образом, что возникают новые сочетания, новые ситуации, которых не было в их непосредственном опыте;
- эмансипация воображения от непосредственных впечатлений является следствием расширения опыта;
- начинает развиваться вербально-мыслительное воображение.
|
1.6 Особенности моторики
| - почерк понятный;
-способны к различным видам ручного труда.
|
1.7 Особенности речи
| - владеют грамматическим строем речи, лексикой;
- увеличивается словарный запас;
- осознают собственные речевые процессы;
- используют речь как инструмент мышления.
|
1.8 Особенности работоспособности
| - способны сохранять активность в течение всего урока;
- способны работать в едином темпе со всем классом.
|
2. Особенности общения и поведения
|
2.1 Взаимодействие со сверстниками
| - общение приобретает большую зрелость;
- сверстники становятся более значимыми, их мнение превалирует над мнением значимых взрослых;
- развивается сотрудничество и социальный интерес;
- дети одного пола могут рассматриваться как соперники;
- внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр
- на первое место в общении выходит позиционный мотив, стремление занять определенное место в коллективе сверстников;
- приспосабливаются к системе требований сверстников при общении с ними;
- характерны неустойчивость контактов, эмоциональность, взаимосвязь общения с деятельностью;
- происходит разрыв между мальчиками и девочками, но межполовое общение активизируется;
- развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах;
- ищут группу ровесников того же пола;
- ориентируются на внешние и внутренние характеристики сверстников.
|
2.2 Взаимодействие с педагогами
| -стремятся заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога;
- сравнивают педагога с другими педагогами и родителями;
- меняется роль взрослого: от делового партнера к коммуникатору, необходимому для общения.
|
2.3. Взаимодействие с родителями
| - к значимым взрослым начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки;
- ослабевает зависимость от оценки взрослых.
|
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| - продолжают приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с учебной деятельностью;
- начинают осознавать свои права и обязанности;
- усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение;
- принимают и соблюдают классные и школьные социальные и этические нормы.
|
2.5 Саморегуляция поведения
| - могут управлять своим поведением;
- могут управлять своими психическими процессами и чувствами;
- способны сдерживать непроизвольные эмоции и желания;
- способны к ответственному поведению;
- характерна целенаправленность поведения, переход от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей..
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1 Особенности школьной мотивации
| - окончательно закрепляется школьная мотивация:
* Негативная - не хочется и не нравится ходить в школу, даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
* Формальная - нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. Успеваемость обычно средняя.
* Содержательная - любит ходить в школу, нравится получать новые знания.
|
3.2 Отношение к школьной ситуации
| - осознают причины учебных успехов и неудач (рефлексия в учебной деятельности);
- учение и школу воспринимает положительно;
- понимают смысл учения для себя;
- происходит дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам;
- предпочтение учебных предметов связано с индивидуальными склонностями и способностями;
- складывается индивидуальный стиль учебной работы.
|
3.3 Трудности в учебной деятельности
| - «разочарование» в своей позиции ученика;
- отрицательное отношение к школе в целом, к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома;
- конфликты с учителями;
- нарушение правил поведения в школе;
- неумение подобрать проверочные слова в упражнении, примеры к правилу;
- затруднения при пересказывании текста;
- ошибки при сложении, умножении, вычитании, делении многозначных чисел;
-трудность в решении задачи разными способами.
|
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
|
4.1 Личностные характеристики
| - развивается личностная рефлексия, начинают активно размышлять по поводу своих действий;
- начинают узнавать и дифференцировать свои личностные качества;
- впервые происходит осознание потребности в саморазвитии;
- происходит первичное осознание ценностных ориентаций;
- начинают быть самостоятельными;
- характерны жизнерадостность, внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности;
- хотят ощущать себя в положении человека с определенными обязанностями, ответственностью и доверием;
- ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность;
- захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск;
- нравится исследовать все, что незнакомо;
- в образ «Я» включается чувство умелости, компетентности;
- осознают свои собственные возможности;
- рациональны и рассудительны;
- предпочитают действовать по плану, алгоритму;
- формируется умение прогнозировать последствия действий, будущих событий, выдвижение гипотез;
- возникает познавательная рефлексия - способность к осознанию причин учебных успехов и неудач;
-происходит становление воли, умения совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.
|
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - позитивная «Я-концепция»;
- самооценка становится устойчивой.
|
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
| - доминирует внутренний характер переработки эмоций;
- увеличивается осознанность, сдержанность, устойчивость эмоций и чувств;
- резко выражают свои чувства: сначала говорят, а потом думают;
- свободно выражают свои эмоции, эмоционально быстро включаются в споры;
- более точно дифференцируют эмоции, ориентируются в их выражении;
- начинает развиваться чувство юмора;
- развиваются социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения);
- повышается эмоциональное реагирование на трудности, появляется чувство одиночества;
|