Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический портрет четвероклассника




Показатели и критерии Психологические особенности
  1. Познавательная сфера

 

1.1 Особенности восприятия - произвольное восприятие неустойчиво; - развито восприятие физического объёма; - сформировано историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
1.2 Особенности памяти - формируется произвольность памяти; - повышается уровень произвольного запоминания; - память становится сознательно регулируемой и опосредованной; - повышается доля словесно-логического запоминания; - увеличивается объём памяти.
1.3 Особенности внимания - формируется произвольность внимания; - способны долго сохранять внимание, удерживая до конца учебную задачу; - способны выполнять произвольно заданную программу действий; - увеличивается объём внимания; - совершенствуется переключаемость и распределение внимания.
1.4 Особенности мышления - переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий; - способны сравнивать, сопоставлять, выделять существенное без  затруднений; - способны понимать законы последовательности и последствия; - умеют делать логические заключения и выводы; - начинают логически рассуждать о различных высказываниях; -  интенсивно развивается абстрактное мышление; - интенсивно развивается пространственное мышление через моделирование и конструирование.- -
1.5 Особенности воображения - понимают «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности; - дают творческую переработку полученных впечатлений, комбинируя их таким образом, что возникают новые сочетания, новые ситуации, которых не было в их непосредственном опыте; - эмансипация воображения от непосредственных впечатлений является следствием расширения опыта; - начинает развиваться вербально-мыслительное воображение.
1.6 Особенности моторики - почерк понятный; -способны к различным видам ручного труда.
1.7 Особенности речи - владеют грамматическим строем речи, лексикой; - увеличивается словарный запас; - осознают собственные речевые процессы; - используют речь как инструмент мышления.
1.8 Особенности работоспособности - способны сохранять активность в течение всего урока; - способны работать в едином темпе со всем классом.

2. Особенности общения и поведения

 

2.1 Взаимодействие со сверстниками - общение приобретает большую зрелость; - сверстники становятся более значимыми, их мнение превалирует над мнением значимых взрослых; - развивается сотрудничество и социальный интерес; - дети одного пола могут рассматриваться как соперники; - внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр - на первое место в общении выходит позиционный мотив, стремление занять определенное место в коллективе сверстников; - приспосабливаются к системе требований сверстников при общении с ними; - характерны неустойчивость контактов, эмоциональность, взаимосвязь общения с деятельностью; - происходит разрыв между мальчиками и девочками, но межполовое общение активизируется; - развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах; - ищут группу ровесников того же пола; - ориентируются на внешние и внутренние характеристики сверстников.
2.2 Взаимодействие с педагогами -стремятся заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога; - сравнивают педагога с другими педагогами и родителями; - меняется роль взрослого: от делового партнера к коммуникатору, необходимому для общения.
2.3. Взаимодействие с родителями - к значимым взрослым начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки; - ослабевает зависимость от оценки взрослых.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм - продолжают приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с учебной деятельностью; - начинают осознавать свои права и обязанности; - усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение; - принимают и соблюдают классные и школьные социальные и этические нормы.
2.5 Саморегуляция поведения - могут управлять своим поведением; - могут управлять своими психическими процессами и чувствами; - способны сдерживать непроизвольные эмоции и желания; - способны к ответственному поведению; - характерна целенаправленность поведения, переход от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей..

 3. Особенности мотивационной сферы

 

3.1 Особенности школьной мотивации - окончательно закрепляется школьная мотивация: * Негативная - не хочется и не нравится ходить в школу, даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости. * Формальная - нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. Успеваемость обычно средняя. * Содержательная - любит ходить в школу, нравится получать новые знания.
3.2 Отношение к школьной ситуации - осознают причины учебных успехов и неудач (рефлексия в учебной деятельности); - учение и школу воспринимает положительно; - понимают смысл учения для себя; - происходит дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам; - предпочтение учебных предметов связано с индивидуальными склонностями и способностями; - складывается индивидуальный стиль учебной работы.
3.3 Трудности в учебной деятельности - «разочарование» в своей позиции ученика; - отрицательное отношение к школе в целом, к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома; - конфликты с учителями; - нарушение правил поведения в школе; - неумение подобрать проверочные слова в упражнении, примеры к правилу; - затруднения при пересказывании текста; - ошибки при сложении, умножении, вычитании, делении многозначных чисел; -трудность в решении задачи разными способами.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

 

4.1 Личностные характеристики - развивается личностная рефлексия, начинают активно размышлять по поводу своих действий; - начинают узнавать и дифференцировать свои личностные качества; - впервые происходит осознание потребности в саморазвитии; - происходит первичное осознание ценностных ориентаций; - начинают быть самостоятельными; - характерны жизнерадостность, внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности; - хотят ощущать себя в положении человека с определенными обязанностями, ответственностью и доверием; - ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность; - захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск; - нравится исследовать все, что незнакомо; - в образ «Я» включается чувство умелости, компетентности; - осознают свои собственные возможности; - рациональны и рассудительны; - предпочитают действовать по плану, алгоритму; - формируется умение прогнозировать последствия действий, будущих событий, выдвижение гипотез; - возникает познавательная рефлексия - способность к осознанию причин учебных успехов и неудач; -происходит становление воли, умения совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя) - позитивная «Я-концепция»; - самооценка становится устойчивой.
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния) - доминирует внутренний характер переработки эмоций; - увеличивается осознанность, сдержанность, устойчивость эмоций и чувств; - резко выражают свои чувства: сначала говорят, а потом думают; - свободно выражают свои эмоции, эмоционально быстро включаются в споры; - более точно дифференцируют эмоции, ориентируются в их выражении; - начинает развиваться чувство юмора; - развиваются социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения); - повышается эмоциональное реагирование на трудности, появляется чувство одиночества;  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...