Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический портрет третьеклассника




Показатели и критерии Психологические особенности
  1. Познавательная сфера
1.1 Особенности восприятия - восприятие становится «думающим»; - происходит совершенствование наблюдения; - восприятие становится более целенаправленным и управляемым; - обостряется внимание к отношениям частей в целом; - стремление найти смысловые связи при восприятии предмета; - научаются ориентироваться во времени, пользоваться часами, но могут ошибаться в определении временных единиц (минута, секунда, 5, 10 и 15 минут).
1.2 Особенности памяти - совершенствование памяти; - приобретение и усвоение способов и стратегий запоминания, в основе которых организация запоминаемого материала; - овладение приемами смыслового запоминания; - развивается логическая память через специальные усилия; - использование мыслительных приемов запоминания: выделение смысловых опор, классификация, составление плана; - возрастает объем кратковременной памяти.
1.3 Особенности внимания - хорошо развитые свойства внимания (объем, распределение, устойчивость) и его организованность; - совершенствуются механизмы произвольного внимания; - возможность планирования ближайших действий в соответствии с задачами, сформулированными взрослыми и не всегда совпадающими с желаниями ребенка; - произвольная деятельность, организованная с помощью внимания, легко вытесняется интересными занятиями, непосредственно привлекающими ребенка; - в 2,1 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения; - способность достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
1.4 Особенности мышления - активное усвоение и формирование мыслительных операций; - интенсивно развивается вербальное мышление - мышление, оперирующее понятиями; - владение элементами логического мышления: выделение различных признаков предметов, сравнение, нахождению общего и различного, классификация, умение давать простейшие определения. - овладение родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования; - начинает формироваться формально-логическое и абстрактно-логическое мышление; - сформирован внутренний план действий; - механизм коррекции мышления со стороны логики, теоретического знания: способность подчинить намерение интеллектуальной цели и удержать его длительное время; - начинается осознание собственных мыслительных процессов, появляются попытки управлять ими.
1.5 Особенности воображения - продуктивное воображение; - происходит значительная переработка образного материала и создание новых образов; - развита способность к творческой деятельности; - время расцвета творческих поисков ребенка; - начнет пробуждаться реалистичное воспроизведение предметов и явлений.
1.6 Особенности моторики - выражена потребность в движениях; - движения становятся произвольными и точными.
1.7 Особенности речи - письменная речь по своей морфологической структуре не отстает от устной; - в письменной речи повышается % существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений, союзов, засоряющих устную речь; - в устной речи % существительных и глаголов совпадают, в письменной - существительных значительно больше; - в письменной речи преобладают простые распространенные предложения; - сложноподчиненные предложения преобладают над сложносочиненными, особенно в устной речи, поэтому по составу синтаксических конструкций она опережает письменную; - складываются представления о многозначности слова, понимают и включают в речь слова с переносным значением; - в процессе высказывания быстро подбирают синонимы; - речь достаточно развита, точна в структурном отношении, достаточно развернута и логически последовательна.
1.8 Особенности работоспособности - активно развивается способность произвольно управлять психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением; - могут продуктивно работать в течение 30-35 минут.

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками - отношения становятся более тесными и дифференцированными; - начинают объединяться по симпатиям и общности интересов; - деление класса на неформальные группы, которые становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). - в неформальных группах складываются собственные нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с лидером; - не всегда неформальные группы антагонистичны всему классу, но в ряде случаев может сформироваться определенный смысловой барьер; - дети, входящие в неформальные группы, имея какие-либо частные интересы (спортивные, игровые, увлечения), не перестают быть активными членами всего коллектива; - считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы; - для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся личностные качества: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность; - остро переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников; - становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста; - резкая перемена направленности общения - от взрослых к сверстникам: соответствие их стандартам, правилам и нормам; - участием в группе очень дорожат, действенными становятся санкции со стороны группы при нарушении ее законов - насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива». - появляются типы отношений - лидерство и дружба.
2.2 Взаимодействие с педагогами - личность учителя становится менее значимой; - охотно подчиняются требованиям учителя; - принимают оценки и мнения учителя, выслушивают поучения; - подражают учителю в поведении, манере рассуждать, интонациях; - беспрекословно выполняют требования учителя, не вступают с ним в споры.
2.3. Взаимодействие с родителями - снижается интерес ребенка к родителям; - начинают постепенно отдаляться от родителей; - начинают сомневаться в правильности действий и слов родителей; - зарождается критическое отношение к взрослым, к полученным от них знаний; - появляется собственное мнение, отличающееся от мнения взрослых; - пристрастие к кодам, шифрам, тайным знакам и сигналам, секретным языкам, строительство «штабов» являются одним из проявлений тенденции к обособлению от мира взрослых и созданию своего собственного.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм - выражено    стремлением многому подражать, копировать без достаточно критического отношения к объекту внимания; - способны посмотреть на себя со стороны, глазами другого; - способны к самонаблюдению и соотнесению своих действий и поступков с общечеловеческими нормами; - стремятся к самоутверждению через нормативное поведение, которое считается взрослыми достойным; - анализируют свои поступки, объясняют их и, что не менее важно, привыкают анализировать высказывания старших.
2.5 Саморегуляция поведения - моторные импульсивные реакции заменяются речевыми; - волевое поведение направляется собственными потребностями, интересами и мотивами; - обладают большой внушаемостью и могут совершить какой-либо поступок просто «как все» или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет; - сохраняются элементы непроизвольности в поведении, иногда не могут устоять перед удовлетворением своего желания. - развитие произвольности поведения: формируется умение руководствоваться целями, которые ставит взрослый; формируется умение ставитьцели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.

 3. Особенности мотивационной сферы

3.1 Особенности школьной мотивации - начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию; - формируются внутренние мотивы - интерес, контроль за собой; - возрастает количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, уменьшается количество детей, которым нравится учиться.
3.2 Отношение к школьной ситуации - осознают, что причина неудач может скрываться в собственных внутренних особенностях; - оценка знаний и умений воспринимается одновременно и как оценка личности; - снижение успеваемости, ослабление мотивации учения, выход на первый план общения со сверстниками.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

 

4.1 Личностные характеристики - становление нравственных чувств - чувства товарищества, долга, любви к родине, коллективизма и способности к сопереживанию, эмпатии; - сформированы волевые качества - самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах. - формируются настойчивость и упорство в достижении поставленных целей; - продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения; - появляются суждения о собственной социальной значимости; - возникает интеллектуальная рефлексия (самоанализ, размышления, самонаблюдение).
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя) - адекватные и устойчивые представления о себе; - умеют анализировать свои поступки, вычленять их мотивы, рефлексировать; - более ориентируются на собственные знания о себе, чем на оценку взрослых; - демонстрируют богатый и дифференцированный психологический словарь для описания своего поведения и других, качеств характера; - подчеркивают свою индивидуальность, принадлежность к определенной группе (социальной, половой, учебной). - отношение к себе формируется на основании качеств, проявляющихся в общении; - возрастает количество негативных самооценок; - недовольство собой распространяется не только на общение со сверстниками, но и на учебную деятельность; - возникает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми, а также потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов.
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния) - эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется; - нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств; - сдержанность в выражении эмоций и чувств; - способны «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости; - оптимистичное, бодрое, радостное настроение; - появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами); - закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...