Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Психологический портрет третьеклассника
Показатели и критерии
| Психологические особенности
| - Познавательная сфера
| 1.1 Особенности восприятия
| - восприятие становится «думающим»;
- происходит совершенствование наблюдения;
- восприятие становится более целенаправленным и управляемым;
- обостряется внимание к отношениям частей в целом;
- стремление найти смысловые связи при восприятии предмета;
- научаются ориентироваться во времени, пользоваться часами, но могут ошибаться в определении временных единиц (минута, секунда, 5, 10 и 15 минут).
| 1.2 Особенности памяти
| - совершенствование памяти;
- приобретение и усвоение способов и стратегий запоминания, в основе которых организация запоминаемого материала;
- овладение приемами смыслового запоминания;
- развивается логическая память через специальные усилия;
- использование мыслительных приемов запоминания: выделение смысловых опор, классификация, составление плана;
- возрастает объем кратковременной памяти.
| 1.3 Особенности внимания
| - хорошо развитые свойства внимания (объем, распределение, устойчивость) и его организованность;
- совершенствуются механизмы произвольного внимания;
- возможность планирования ближайших действий в соответствии с задачами, сформулированными взрослыми и не всегда совпадающими с желаниями ребенка;
- произвольная деятельность, организованная с помощью внимания, легко вытесняется интересными занятиями, непосредственно привлекающими ребенка;
- в 2,1 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения;
- способность достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
| 1.4 Особенности мышления
| - активное усвоение и формирование мыслительных операций;
- интенсивно развивается вербальное мышление - мышление, оперирующее понятиями;
- владение элементами логического мышления: выделение различных признаков предметов, сравнение, нахождению общего и различного, классификация, умение давать простейшие определения.
- овладение родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования;
- начинает формироваться формально-логическое и абстрактно-логическое мышление;
- сформирован внутренний план действий;
- механизм коррекции мышления со стороны логики, теоретического знания: способность подчинить намерение интеллектуальной цели и удержать его длительное время;
- начинается осознание собственных мыслительных процессов, появляются попытки управлять ими.
| 1.5 Особенности воображения
| - продуктивное воображение;
- происходит значительная переработка образного материала и создание новых образов;
- развита способность к творческой деятельности;
- время расцвета творческих поисков ребенка;
- начнет пробуждаться реалистичное воспроизведение предметов и явлений.
| 1.6 Особенности моторики
| - выражена потребность в движениях;
- движения становятся произвольными и точными.
| 1.7 Особенности речи
| - письменная речь по своей морфологической структуре не отстает от устной;
- в письменной речи повышается % существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений, союзов, засоряющих устную речь;
- в устной речи % существительных и глаголов совпадают, в письменной - существительных значительно больше;
- в письменной речи преобладают простые распространенные предложения;
- сложноподчиненные предложения преобладают над сложносочиненными, особенно в устной речи, поэтому по составу синтаксических конструкций она опережает письменную;
- складываются представления о многозначности слова, понимают и включают в речь слова с переносным значением;
- в процессе высказывания быстро подбирают синонимы;
- речь достаточно развита, точна в структурном отношении, достаточно развернута и логически последовательна.
| 1.8 Особенности работоспособности
| - активно развивается способность произвольно управлять психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением;
- могут продуктивно работать в течение 30-35 минут.
| 2. Особенности общения и поведения
| 2.1 Взаимодействие со сверстниками
| - отношения становятся более тесными и дифференцированными;
- начинают объединяться по симпатиям и общности интересов;
- деление класса на неформальные группы, которые становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.).
- в неформальных группах складываются собственные нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с лидером;
- не всегда неформальные группы антагонистичны всему классу, но в ряде случаев может сформироваться определенный смысловой барьер;
- дети, входящие в неформальные группы, имея какие-либо частные интересы (спортивные, игровые, увлечения), не перестают быть активными членами всего коллектива;
- считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы;
- для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся личностные качества: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность;
- остро переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников;
- становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста;
- резкая перемена направленности общения - от взрослых к сверстникам: соответствие их стандартам, правилам и нормам;
- участием в группе очень дорожат, действенными становятся санкции со стороны группы при нарушении ее законов - насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива».
- появляются типы отношений - лидерство и дружба.
| 2.2 Взаимодействие с педагогами
| - личность учителя становится менее значимой;
- охотно подчиняются требованиям учителя;
- принимают оценки и мнения учителя, выслушивают поучения;
- подражают учителю в поведении, манере рассуждать, интонациях;
- беспрекословно выполняют требования учителя, не вступают с ним в споры.
| 2.3. Взаимодействие с родителями
| - снижается интерес ребенка к родителям;
- начинают постепенно отдаляться от родителей;
- начинают сомневаться в правильности действий и слов родителей;
- зарождается критическое отношение к взрослым, к полученным от них знаний;
- появляется собственное мнение, отличающееся от мнения взрослых;
- пристрастие к кодам, шифрам, тайным знакам и сигналам, секретным языкам, строительство «штабов» являются одним из проявлений тенденции к обособлению от мира взрослых и созданию своего собственного.
| 2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| - выражено стремлением многому подражать, копировать без достаточно критического отношения к объекту внимания;
- способны посмотреть на себя со стороны, глазами другого;
- способны к самонаблюдению и соотнесению своих действий и поступков с общечеловеческими нормами;
- стремятся к самоутверждению через нормативное поведение, которое считается взрослыми достойным;
- анализируют свои поступки, объясняют их и, что не менее важно, привыкают анализировать высказывания старших.
| 2.5 Саморегуляция поведения
| - моторные импульсивные реакции заменяются речевыми;
- волевое поведение направляется собственными потребностями, интересами и мотивами;
- обладают большой внушаемостью и могут совершить какой-либо поступок просто «как все» или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет;
- сохраняются элементы непроизвольности в поведении, иногда не могут устоять перед удовлетворением своего желания.
- развитие произвольности поведения: формируется умение руководствоваться целями, которые ставит взрослый; формируется умение ставитьцели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.
| 3. Особенности мотивационной сферы
| 3.1 Особенности школьной мотивации
| - начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию;
- формируются внутренние мотивы - интерес, контроль за собой;
- возрастает количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, уменьшается количество детей, которым нравится учиться.
| 3.2 Отношение к школьной ситуации
| - осознают, что причина неудач может скрываться в собственных внутренних особенностях;
- оценка знаний и умений воспринимается одновременно и как оценка личности;
- снижение успеваемости, ослабление мотивации учения, выход на первый план общения со сверстниками.
| 4. Особенности эмоционально-личностной сферы
| 4.1 Личностные характеристики
| - становление нравственных чувств - чувства товарищества, долга, любви к родине, коллективизма и способности к сопереживанию, эмпатии;
- сформированы волевые качества - самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах.
- формируются настойчивость и упорство в достижении поставленных целей;
- продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения;
- появляются суждения о собственной социальной значимости;
- возникает интеллектуальная рефлексия (самоанализ, размышления, самонаблюдение).
| 4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - адекватные и устойчивые представления о себе;
- умеют анализировать свои поступки, вычленять их мотивы, рефлексировать;
- более ориентируются на собственные знания о себе, чем на оценку взрослых;
- демонстрируют богатый и дифференцированный психологический словарь для описания своего поведения и других, качеств характера;
- подчеркивают свою индивидуальность, принадлежность к определенной группе (социальной, половой, учебной).
- отношение к себе формируется на основании качеств, проявляющихся в общении;
- возрастает количество негативных самооценок;
- недовольство собой распространяется не только на общение со сверстниками, но и на учебную деятельность;
- возникает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми, а также потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов.
| 4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
| - эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется;
- нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств;
- сдержанность в выражении эмоций и чувств;
- способны «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости;
- оптимистичное, бодрое, радостное настроение;
- появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами);
- закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку.
|
|