Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический портрет второклассника (8 лет)




Показатели и критерии Психологические особенности

1. Познавательная сфера

1.1 Особенности восприятия - высокий уровень непроизвольности - отсутствует систематический анализвос­принимаемых предметов; - пропуски существенных деталей при рассматривании кар­тинки, чтении текста, перескакивание с одного на другое; - воспринимают не самое главное, а ярко выделяющееся (окраску, величину, форму); - трудности с тщательным и длительным рассматриванием; - низкий уровень дифференцированности: путают похожие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов; - трудности восприятия времени: при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени.
1.2 Особенности памяти - высокий уровень непроизвольности: легче запоминается то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление; - трудности с выделением мнемической задачи; - не могут самостоятельно перейти к ра­циональным приемам произвольного запоминания.
1.3 Особенности внимания - высокий уровень непроизвольности: не могут управлять вниманием, реагируют на новое, необычное; - при сосредоточении внимания не замечают главного, отвлекаются на отдельные, заметные признаки; - трудно сосредоточить внимание на не­ясном, непонятном и неосмысленном материале; - ориентируются на цели, поставленные взрослым; - произвольное внимание неустой­чиво; - низкий уровень умения распределять вни­мание; - легкая отвлекаемость и насыщаемость; - быстрая утомляе­мость; - затрудненная переключаемость внимания; - внимание более устойчиво при выполнении внешних действий и менее - при выполнении умственных действий; - отвлека­ются, если выполняют простую, но монотонную деятельность; - внимание сосредоточенное и устойчивое при умственном и эмоциональном погружении в работу.
1.4 Особенности мышления - доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; - начинается развитие словесно-логического и образного мышления; - суждения о предметах и явлениях односторонние и  поверхностные, основываются на внешних признаках; - обобщения и понятия зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности.
1.5 Особенности воображения - воссоздаваемые образы приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны; - выражено воссоз­дающее (репродуктивное) воображение; - воображе­ние опирается на конкретные предметы.
1.6 Особенности моторики - проблемы с согласованностью в работе глаза и руки; - сложности координации движений, гибкости, точности в выполнении действий пальцами рук; - «Рука начинает отставать» от умственного развития ребёнка; - дефицитарность тонких точных движений рук.
1.7 Особенности речи - овладение речью через ее звуко-ритмическую, интонационную сторону; - овладение грамматическим строем и лексикой; - увеличения словаря и осознания речевых процессов; - на первый план выступает коммуникативная функция речи; - речь разнообраз­на по степени произвольности, сложности, планирования, но высказывания весьма непосредственны; - часто используется речь-повторение и речь-называние; - выражена сжатая, непроизволь­ная, реактивная (диалогическая) речь; - формирование письменной речи, которая беднее устной, однообразнее, но более развернута; - речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией; - нет особой выстроенности речи, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки.
1.8 Особенности работоспособности - способность удерживать внимание в преде­лах 15-20 минут; - быстрая утомляемость при выполнении письменных работ.

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками - умение устанавливать дружеские отношения; - готовность к коллективным формам деятельности; - не развито умение разрешать конфликты мирным путем; - относятся к другим детям с позиции соответствия эталону, который вводит учитель (много ябед); - начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе - учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых, но делать это еще трудно; - может наблюдаться сильное стремление к лидерству, между некоторыми детьми возникает соперничество.
2.2 Взаимодействие с педагогами - отношение «ребенок-учитель» - отношение «ребенок-общество», определяет отношения ребенка к родителям и другими детям; - чуткость и восприимчивость к тому, как учитель относится другим детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается; - стремятся точно следовать указаниям учителя: если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри; - устанавливаются адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне уроков; - дети проявляют уважение к учителю; - мнение учителя наиболее существенно и безаппеляционно.
2.3. Взаимодействие с родителями - зависимость от значимых взрослых, привязаны к близким; - возраст особого влияния родителей на формирование у детей взглядов на жизнь, ценности и идеалы, отношение к миру, к людям, к делу, к оценке своего и чужого труда; - начинают понимать и осознавать свою роль в семье, оценивают отношения между родителями.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм - способны принимать и выполнять школьные и общепринятые нормы поведения и общения.
2.5 Саморегуляция поведения - могут сдерживать непроизвольные эмоции и желания; - способны к ответственному поведению (в рамках возрастных требований).

 3. Особенности мотивационной сферы

3.1 Особенности школьной мотивации - желание учиться и ходить в школу; - ведущими являются социальные мотивы учения - отметка, похвала, награда; - проблем меньше, когда отсутствуют выраженные противоречия между требованиями педагога (школы) и родителей, требованиями взрослых и возможностями ребенка.
3.2 Отношение к школьной ситуации - эмоционально положительное восприятие школы и учения; - эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками и педагогами.
3.3 Трудности в учебной деятельности - пропуски букв в письменных работах - неразвитость орфографической зоркости - невнимательность и рассеянность - трудности при решении математических задач - затруднения при пересказывании текста - трудности в понимании объяснений с первого раза - помарки в тетрадях - трудности с ориентацией в тетради - отвлекаемость на уроках, игра - страх перед опросом учителя.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

4.1 Личностные характеристики - открытость и непосредственность в выражении чувств; - доверчивость и внушаемость; - низкий порог чувствительности (способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости); - часто действуют по настроению; - общительны и контактны; - поведение иногда неосознанно учитываются не все ключевые аспекты ситуации; - после окончания своих действий часто не в состоянии их перечислить и изложить последовательно.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя) - самооценка становится более развитой, зрелой, структурированной и целостной; - снижение самооценки в связи с повышением критичности к себе и возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы; - неуверенность в себе, проблемы с оцениванием себя, своих возможностей; - самооценка зависит от школьной успеваемости, от отношения к его успехам/неудачам родителей и учителей, от положения в классе.
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния) - начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки; - авторитет взрослого велик, поэтому собственную оценку часто подменяет оценка взрослого; - могут предвидеть предполагаемую оценку взрослого; - нуждаются в любви и опеке; - чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы; - присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...