Показатели и критерии
| Психологические особенности
|
1. Познавательная сфера
|
1.1 Особенности восприятия
| - высокий уровень непроизвольности - отсутствует систематический анализвоспринимаемых предметов;
- пропуски существенных деталей при рассматривании картинки, чтении текста, перескакивание с одного на другое;
- воспринимают не самое главное, а ярко выделяющееся (окраску, величину, форму);
- трудности с тщательным и длительным рассматриванием;
- низкий уровень дифференцированности: путают похожие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов;
- трудности восприятия времени: при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени.
|
1.2 Особенности памяти
| - высокий уровень непроизвольности: легче запоминается то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление;
- трудности с выделением мнемической задачи;
- не могут самостоятельно перейти к рациональным приемам произвольного запоминания.
|
1.3 Особенности внимания
| - высокий уровень непроизвольности: не могут управлять вниманием, реагируют на новое, необычное;
- при сосредоточении внимания не замечают главного, отвлекаются на отдельные, заметные признаки;
- трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном и неосмысленном материале;
- ориентируются на цели, поставленные взрослым;
- произвольное внимание неустойчиво;
- низкий уровень умения распределять внимание;
- легкая отвлекаемость и насыщаемость;
- быстрая утомляемость;
- затрудненная переключаемость внимания;
- внимание более устойчиво при выполнении внешних действий и менее - при выполнении умственных действий;
- отвлекаются, если выполняют простую, но монотонную деятельность;
- внимание сосредоточенное и устойчивое при умственном и эмоциональном погружении в работу.
|
1.4 Особенности мышления
| - доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
- начинается развитие словесно-логического и образного мышления;
- суждения о предметах и явлениях односторонние и поверхностные, основываются на внешних признаках;
- обобщения и понятия зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности.
|
1.5 Особенности воображения
| - воссоздаваемые образы приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны;
- выражено воссоздающее (репродуктивное) воображение;
- воображение опирается на конкретные предметы.
|
1.6 Особенности моторики
| - проблемы с согласованностью в работе глаза и руки;
- сложности координации движений, гибкости, точности в выполнении действий пальцами рук;
- «Рука начинает отставать» от умственного развития ребёнка;
- дефицитарность тонких точных движений рук.
|
1.7 Особенности речи
| - овладение речью через ее звуко-ритмическую, интонационную сторону;
- овладение грамматическим строем и лексикой;
- увеличения словаря и осознания речевых процессов;
- на первый план выступает коммуникативная функция речи;
- речь разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но высказывания весьма непосредственны;
- часто используется речь-повторение и речь-называние;
- выражена сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь;
- формирование письменной речи, которая беднее устной, однообразнее, но более развернута;
- речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией;
- нет особой выстроенности речи, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки.
|
1.8 Особенности работоспособности
| - способность удерживать внимание в пределах 15-20 минут;
- быстрая утомляемость при выполнении письменных работ.
|
2. Особенности общения и поведения
|
2.1 Взаимодействие со сверстниками
| - умение устанавливать дружеские отношения;
- готовность к коллективным формам деятельности;
- не развито умение разрешать конфликты мирным путем;
- относятся к другим детям с позиции соответствия эталону, который вводит учитель (много ябед);
- начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе - учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых, но делать это еще трудно;
- может наблюдаться сильное стремление к лидерству, между некоторыми детьми возникает соперничество.
|
2.2 Взаимодействие с педагогами
| - отношение «ребенок-учитель» - отношение «ребенок-общество», определяет отношения ребенка к родителям и другими детям;
- чуткость и восприимчивость к тому, как учитель относится другим детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается;
- стремятся точно следовать указаниям учителя: если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри;
- устанавливаются адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне уроков;
- дети проявляют уважение к учителю;
- мнение учителя наиболее существенно и безаппеляционно.
|
2.3. Взаимодействие с родителями
| - зависимость от значимых взрослых, привязаны к близким;
- возраст особого влияния родителей на формирование у детей взглядов на жизнь, ценности и идеалы, отношение к миру, к людям, к делу, к оценке своего и чужого труда;
- начинают понимать и осознавать свою роль в семье, оценивают отношения между родителями.
|
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| - способны принимать и выполнять школьные и общепринятые нормы поведения и общения.
|
2.5 Саморегуляция поведения
| - могут сдерживать непроизвольные эмоции и желания;
- способны к ответственному поведению (в рамках возрастных требований).
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1 Особенности школьной мотивации
| - желание учиться и ходить в школу;
- ведущими являются социальные мотивы учения - отметка, похвала, награда;
- проблем меньше, когда отсутствуют выраженные противоречия между требованиями педагога (школы) и родителей, требованиями взрослых и возможностями ребенка.
|
3.2 Отношение к школьной ситуации
| - эмоционально положительное восприятие школы и учения;
- эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками и педагогами.
|
3.3 Трудности в учебной деятельности
| - пропуски букв в письменных работах
- неразвитость орфографической зоркости
- невнимательность и рассеянность
- трудности при решении математических задач
- затруднения при пересказывании текста
- трудности в понимании объяснений с первого раза
- помарки в тетрадях
- трудности с ориентацией в тетради
- отвлекаемость на уроках, игра
- страх перед опросом учителя.
|
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
|
4.1 Личностные характеристики
| - открытость и непосредственность в выражении чувств;
- доверчивость и внушаемость;
- низкий порог чувствительности (способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости);
- часто действуют по настроению;
- общительны и контактны;
- поведение иногда неосознанно учитываются не все ключевые аспекты ситуации;
- после окончания своих действий часто не в состоянии их перечислить и изложить последовательно.
|
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - самооценка становится более развитой, зрелой, структурированной и целостной;
- снижение самооценки в связи с повышением критичности к себе и возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы;
- неуверенность в себе, проблемы с оцениванием себя, своих возможностей;
- самооценка зависит от школьной успеваемости, от отношения к его успехам/неудачам родителей и учителей, от положения в классе.
|
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
| - начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки;
- авторитет взрослого велик, поэтому собственную оценку часто подменяет оценка взрослого;
- могут предвидеть предполагаемую оценку взрослого;
- нуждаются в любви и опеке;
- чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы;
- присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение.
|