Показатели и критерии
| Психологические особенности
|
- Познавательная сфера
|
1.1 Особенности восприятия
| - искажение субъективного восприятия действительности и самого себя.
|
1.2 Особенности памяти
| - процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям («логическая» или «смысловая» память);
- развитие механической памяти замедляется (при условии отсутствия ее специальной тренировки);
- способности к индукции и дедукции.
|
1.3 Особенности внимания
| - увеличение объема внимания;
- избирательность внимания;
- высокая переключаемость, распределяемость, устойчивость внимания.
|
1.4 Особенности мышления
| - развитие абстрактно-логического мышления;
- начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями;
- развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление споров об отвлеченных предметах, о которых подростки ничего не знают;
- развитие творческого мышления, ему способствует поиск нескольких верных решений одной и той же проблемы;
- мышление приобретает личностный эмоциональный характер, повышается интерес к художественной и философской литературе;
- личностный характер мышления связан с тем, что формируется обобщение представления о самом себе, понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
|
1.5 Особенности воображения
| - развитие креативности.
|
1.6 Особенности речи
| - взаимопроникновение мышления и речи;
- стремление мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом;
- развитие письменной и монологической речи;
- передача собеседнику при помощи рассказа своих мыслей, чувств, своей «картины мира».
|
1.7 Особенности работоспособности
| - общее развитее позволяет поддерживать высокий темп работы длительное время;
- определяется свой собственный стиль учебной работы.
|
2. Особенности общения и поведения
|
2.1 Взаимодействие со сверстниками
| - принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней очень важно;
- неформальное групповое общение;
- разновозрастные компании, подчинение нормам специфической юношеской субкультуры;
- конформность, групповое «мы» часто авторитарнее всех прочих мнений;
- лидеры групп оказывают сильное влияние на подростков, особенно «трудных», которые в школе чувствуют себя изолированными и непризнанными;
- большое значение, наряду с товарищескими отношениями, имеет дружба;
- отсутствие друзей переживается болезненно и воспринимается как личный недостаток;
- становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
|
2.2 Взаимодействие с педагогами
| - повышение требований со стороны педагогов в связи с резкой сменой критериев оценки знаний учащихся;
- высокая степень автономии от педагогов;
- отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны, когда онистроятся на основе уважения друг к другу;
- во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо;
- ищут в учителе старшего друга и наставника.
|
2.3. Взаимодействие с родителями
| - высокая степень автономии;
- ограничиваются функции родительской власти;
- во многих вопросах (мода, художественные вкусы) ориентируются на мнение сверстников, но в наиболее серьезных вопросах (выбор профессии, поведение в сложных ситуациях) влияние родителей перевешивает влияние сверстников;
- при рассмотрении спорных вопросов родителям приходится подтверждать свою правоту не авторитарно, а апеллируя к рациональным доводам;
- общение со взрослым ценится, если оно имеет доверительную форму.
|
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| - приобретение личных моральных норм;
- соблюдение общепринятых норм и правил.
|
2.5 Саморегуляция поведения
| - интенсивно развивается саморегуляция;
- повышается контроль за своим поведением.
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1 Особенности школьной мотивации
| - мотивы самоопределения, познавательные, узкопрактические и мотивы саморазвития отражают устремленность в будущее, наличие жизненных планов, связанных с окончанием школы и выбором дальнейшего жизненного пути;
- мотивы общения со взрослыми и сверстниками в школе, самоутверждения и избегания неприятностей в большей степени связаны с сегодняшним днем старшеклассников, ролью школы в их повседневной жизни;
- перестают учиться «за отметку», важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.
|
3.2 Отношение к школьной ситуации
| - нередко в 10 классе встречается ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного 9 и перед выпускным 11 классом;
- чувствуют себя уставшими, нужна передышка, но при этом важен контроль взрослых, чтобы подросток не потерял рабочий тонус;
- изменяется отношение к школе, оно становится более прагматичным: несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
|
3.3 Трудности в учебной деятельности
| - при переходе в профильные классы первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников;
- в 10 классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется.
|
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
|
4.1 Личностные характеристики
| - склонность к самоанализу и самокритике;
- формирование мировоззрения;
- формирование самостоятельности суждений;
- повышение требований к моральному облику человека;
- стремление к самовоспитанию;
- активный мировоззренческий поиск, фокусом которого становится поиск смысла жизни;
- утверждаются нравственные понятия;
- главное психологическое приобретение - открытие внутреннего мира;
- формирование временной перспективы, обращённость в будущее;
- обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); - обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
- профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; - развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
|
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - рост требований к окружающим людям и сами себе;
- усиление степени критичности и самокритичности;
- качественно новый уровень самосознания: повышение значимости собственных ценностей, перерастание частных самооценок и отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе;
- обнаружение ценности своего внутреннего мира, внешний мир начинает восприниматься через себя;
- развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе;
- стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках.
|
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
| - отличаются избирательностью эмоций, меньшей раздражительностью, большей оптимистичностью;
- хорошо управляют своим эмоциональным состоянием;
- настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами внешней среды;
- к концу юношеского возраста на первый план выступают «кризис оторванности», чувство изоляции от мира и одиночества.
|