Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический портрет учащихся 10-11 класса




Показатели и критерии Психологические особенности
  1. Познавательная сфера

 

1.1 Особенности восприятия - искажение субъективного восприятия действительности и самого себя.
1.2 Особенности памяти - процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям («логическая» или «смысловая» память); - развитие механической памяти замедляется (при условии отсутствия ее специальной тренировки); - способности к индукции и дедукции.
1.3 Особенности внимания - увеличение объема внимания; - избирательность внимания; - высокая переключаемость, распределяемость, устойчивость внимания.
1.4 Особенности мышления - развитие абстрактно-логического мышления; - начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями; - развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление споров об отвлеченных предметах, о которых подростки ничего не знают; - развитие творческого мышления, ему способствует поиск нескольких верных решений одной и той же проблемы; - мышление приобретает личностный эмоциональный характер, повышается интерес к художественной и философской литературе; - личностный характер мышления связан с тем, что формируется обобщение представления о самом себе, понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
1.5 Особенности воображения - развитие креативности.
1.6 Особенности речи - взаимопроникновение мышления и речи; - стремление мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом; - развитие письменной и монологической речи; - передача собеседнику при помощи рассказа своих мыслей, чувств, своей «картины мира».
1.7 Особенности работоспособности - общее развитее позволяет поддерживать высокий темп работы длительное время; - определяется свой собственный стиль учебной работы.

2. Особенности общения и поведения

 

2.1 Взаимодействие со сверстниками - принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней очень важно; - неформальное групповое общение; - разновозрастные компании, подчинение нормам специфической юношеской субкультуры; - конформность, групповое «мы» часто авторитарнее всех прочих мнений; - лидеры групп оказывают сильное влияние на подростков, особенно «трудных», которые в школе чувствуют себя изолированными и непризнанными; - большое значение, наряду с товарищескими отношениями, имеет дружба; - отсутствие друзей переживается болезненно и воспринимается как личный недостаток; - становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
2.2 Взаимодействие с педагогами - повышение требований со стороны педагогов в связи с резкой сменой критериев оценки знаний учащихся; - высокая степень автономии от педагогов; - отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны, когда онистроятся на основе уважения друг к другу; - во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо; - ищут в учителе старшего друга и наставника.
2.3. Взаимодействие с родителями - высокая степень автономии; - ограничиваются функции родительской власти; - во многих вопросах (мода, художественные вкусы) ориентируются на мнение сверстников, но в наиболее серьезных вопросах (выбор профессии, поведение в сложных ситуациях) влияние родителей перевешивает влияние сверстников; - при рассмотрении спорных вопросов родителям приходится подтверждать свою правоту не авторитарно, а апеллируя к рациональным доводам; - общение со взрослым ценится, если оно имеет доверительную форму.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм - приобретение личных моральных норм; - соблюдение общепринятых норм и правил.
2.5 Саморегуляция поведения - интенсивно развивается саморегуляция; - повышается контроль за своим поведением.

 3. Особенности мотивационной сферы

 

3.1 Особенности школьной мотивации - мотивы самоопределения, познавательные, узкопрактические и мотивы саморазвития отражают устремленность в будущее, наличие жизненных планов, связанных с окончанием школы и выбором дальнейшего жизненного пути; - мотивы общения со взрослыми и сверстниками в школе, самоутверждения и избегания неприятностей в большей степени связаны с сегодняшним днем старшеклассников, ролью школы в их повседневной жизни; - перестают учиться «за отметку», важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.  
3.2 Отношение к школьной ситуации - нередко в 10 классе встречается ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного 9 и перед выпускным 11 классом; - чувствуют себя уставшими, нужна передышка, но при этом важен контроль взрослых, чтобы подросток не потерял рабочий тонус; - изменяется отношение к школе, оно становится более прагматичным: несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
3.3 Трудности в учебной деятельности - при переходе в профильные классы первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников; - в 10 классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

 

4.1 Личностные характеристики - склонность к самоанализу и самокритике; - формирование мировоззрения; - формирование самостоятельности суждений; - повышение требований к моральному облику человека; - стремление к самовоспитанию; - активный мировоззренческий поиск, фокусом которого становится поиск смысла жизни; - утверждаются нравственные понятия; - главное психологическое приобретение - открытие внутреннего мира; - формирование временной перспективы, обращённость в будущее; - обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); - обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; - профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; - развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.  
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя) - рост требований к окружающим людям и сами себе; - усиление степени критичности и самокритичности; - качественно новый уровень самосознания: повышение значимости собственных ценностей, перерастание частных самооценок и отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе; - обнаружение ценности своего внутреннего мира, внешний мир начинает восприниматься через себя; - развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе; - стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках.
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния) - отличаются избирательностью эмоций, меньшей раздражительностью, большей оптимистичностью; - хорошо управляют своим эмоциональным состоянием; - настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами внешней среды;  - к концу юношеского возраста на первый план выступают «кризис оторванности», чувство изоляции от мира и одиночества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...