Показатели и критерии
| Психологические особенности
|
- Познавательная сфера
|
1.1 Особенности восприятия
| - восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета;
- воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает трудности;
- для полноценного восприятия необходима возможность практически оперировать с объектами.
|
1.2 Особенности памяти
| - ведущей является непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов);
- процесс запоминания может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек;
- начинает развиваться способность к произвольному запоминанию;
- память постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
|
1.3 Особенности внимания
| - преобладает непроизвольное внимание;
- способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько интересна выполняемая работа;
- устойчивость внимания зависит от вовлеченности в активную деятельность;
- небольшой объем внимания;
- внимание плохо распределяемо и неустойчиво.
|
1.4 Особенности мышления
| - развито наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);
- наличие предпосылок абстрактно-логического мышления (способность понимать символы и формулировать вопросы).
- для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода необходимо опираться на наглядный материал;
- действия «в уме» даются с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий;
- умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам;
- способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала;
- способны делать простые умозаключения.
|
1.5 Особенности воображения
| - реальность и фантазия нередко смешиваются;
- образы воображения из-за закона эмоциональной реальности воображения могут переживаться как вполне реальные;
- доступно воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом) воображение;
- наличие элементов репродуктивного, простого воспроизведения (в играх повторяют действия и положения, которые наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые переживали, видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи).
|
1.6 Особенности моторики
| - мелкие движения рук несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.
|
1.7 Особенности речи
| - способны правильно произносить все звуки родного языка;
- способны к простейшему звуковому анализу слов;
- обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
- грамматически правильно строят предложения;
- умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
- свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
- способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
- способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения;
- развита регулирующая функция речи - выполняют словесные инструкции;
- овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.
|
1.8 Особенности работоспособности
| - легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению;
- обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются;
- могут сохранять активное внимание более 10 минут;
- при пассивном восприятии информации (монолог учителя, родителя) сохраняют внимание 5 минут.
|
2. Особенности общения и поведения
|
2.1 Взаимодействие со сверстниками
| -умение устанавливать контакт со сверстниками;
- умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;
-умение выполнять совместную работу;
- умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками;
- установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость.
|
2.2 Взаимодействие с педагогами
| - умение установить контакт с учителем;
- сохранение чувства дистанции;
- способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
- учитель становится самой значимой фигурой;
- похвала или порицание учителя становятся важнее оценки родителей.
|
2.3. Взаимодействие с родителями
| - дети постепенно отдаляются от родителей;
- сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого;
- поведение родителей является образцом для подражания.
|
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
| - возникают первые моральные оценки и суждения;
- способы поведения, принятые в семье, усваиваются ребенком и воспринимаются в качестве общепринятой нормы;
- первичное осознание позиции школьника через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
|
2.5 Саморегуляция поведения
| - поведение характеризуется низким уровнем произвольности и регуляции действий;
- поведение отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью;
- выражена потребность в движении;
- постепенно учатся управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями;
- поведение определяется эмоциональным состоянием.
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1 Особенности школьной мотивации
| - выражена игровая мотивация;
- познавательная мотивация формируется через занимательное изложение, необычную форму преподавания материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, дискуссии; анализ жизненных ситуаций;
|
3.2 Отношение к школьной ситуации
| - стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.п.);
- принятие системы требований, предъявляемых школой, учителем;
- переживают сильный стресс: чувство радости, восторга, удивления смешивается с тревогой, растерянностью и напряжением.
|
3.3 Трудности в учебной деятельности
| - временные эмоциональные расстройства и нарушение поведения;
- недостаток в развитии внимания;
- нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия;
- неумение самостоятельно работать, выполняя задания;
- межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
|
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
|
4.1 Личностные характеристики
| - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка;
- склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха;
- возбудимы, эмоциональны, впечатлительны;
- легкая отзывчивость на происходящие события;
- большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности;
- появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничают, что-то изображают.
|
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
| - самооценка ситуативна и нестабильна;
- появляется острое желание быть успешным в учебе, что означает быть хорошим и любимым;
- неудачи или успехи (в учебе, в общении) приводят к формированию чувства неполноценности или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.
|
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
| - достаточно ярко проявляют страх, недовольство, обиду, гнев, хотя стараются их подавить;
- начинают управлять своими эмоциями, учатся облекать их в принятую в обществе форму;
- всё, что наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает эмоционально окрашенное отношение;
- не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление;
- непосредственность и откровенность выражения переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
- в процессе учебной деятельности страх переживают как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; ощущение угрозы статусу в классе, семье;
- свои и чужие эмоции и чувства слабо осознают и понимают; мимика других воспринимается часто неверно, что приводит к неадекватным ответным реакциям.
|