Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3.2. Возрастная периодизацияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 3.1. Введение в возрастную психологию План: 1. Основные понятия возрастной психологии. 2. Зоны развития по Л.С.Выготскому 3. Критерии периодизации.
1. Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания. Предметом возрастной психологии является: процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека Развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (изменение тела, мышления и поведения) Психологический возраст это категория, обозначающая достигнутый уровень психологического развития человека. Кризисом развития в психологии называется завершение предыдущего периода развития и начало следующего. Во время критических периодов ребенок меняется за короткий срок весь в целом, в основных чертах. Период кризиса - время, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. Переход от одного возраста к другому происходит революционным путем. Границы, отделяющие кризис и стабильный период неотчетливы. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения медленно и незаметно. Причины кризисных периодов – это противоречия между повышенными потребностями и возможностями, которые ребенка не устраивают. Сензитивный период – период онтогенетического развития, когда организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Период благоприятный для влияния, изучения чего либо.
2. Зона ближайшего развития. Зона актуального развития. Л. С. Выготский утверждал, что обучение должно идти впереди развития. Недостаточно знать сегодняшний уровень развития – уровень актуального развития. Для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе обучения необходимо знать потенциал – зону ближайшего развития – это то что может сделать ребенок в условиях сотрудничества со взрослым. Отмечал, что процессы, находящиеся в состоянии становления, созревания, развития, — это зона ближайшего развития Возрастная периодизация Выготского Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. кризис новорожденности (до 2 мес.) младенческий возраст (до 1 года) кризис 1 года раннее детство (1-3 года) кризис 3 лет дошкольный возраст (3-7 лет) кризис 7 лет школьный возраст (7-13 лет) кризис 13 лет пубертатный возраст (13-17 лет) кризис 17 лет
3. Критерии периодизации: 1. Психологические новообразования. (Выготский Л.С.) Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития. 2. Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребенка с окружающим миром 3. Ведущий вид деятельности (ВВД) (А. Н. Леонтьев) Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности
Контрольные вопросы: 1. Что изучает возрастная психология? 2. Что такое сензитивный период? 3. Что означают кризисные периоды? 4. Что такое социальная ситуация развития? 5. Что такое ведущий виде деятельности: 6. Что такое психологические новообразования? 7. Каковы градации возраста по периодизации Л.С. Выготскому?
Тема 3.2. Возрастная периодизация План: 1. Структура личности по З. Фрейду. 2. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. 3. Возрастная периодизация Эльконина.
1. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем. Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.
2. Эпигенетическая теория Э. Эриксона
3. Возрастная периодизация Эльконина
Контрольные вопросы: 1. Что входит в структуру личности по З.Фрейду? 3. Раскройте суть периодизации по З.Фрейду. 4. Назовите стадии развития по теории Эриксона. 5. Раскройте суть периодизации по Эльконину.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |