Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие духовной жизни и его развитие в философии.




Вопрос 29. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры

Осн. смысл:Культура как особое измерение человеческого бытия.

План: Определение культуры.Духовность как особая способность человеческой души. Характеристика форм духовной культуры: морали, искусства, религии.

Понятие духовной жизни и его развитие в философии.

   В современной философии духовность понимается как особая способность человеческой души воспринимать, усваивать и отстаивать общечеловеческие ценности. Духовность связана с потребностью человека в глубоких эмоциональных привязанностях, в общении с другими людьми и Богом, с потребностью в творчестве, способностью к самопожертвованию ради спасения жизни других людей и утверждения высших моральных или религиозных идеалов.

В рамках классической традиции анализ феномена общественного сознания осуществлялся через понятия «дух», «разум», «идеальное начало», «абсолютная идея» и др., в которых выделено логическое, интеллектуальное, всеобщее, всечеловеческое в бытии духовного.

   В античной философии одну из самых фундаментальных попыток решения проблемы предпринял Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в систематизированную и иерархизированную структуру – мир идей,  которая «держит» мир, составляет его основу. Анализ этого идеального мира: поиск путей определения понятий, способ их разделения и соподчинения, сопоставимости с материальным миром, средств их «умозрения» - непреходящая заслуга Платоновской объективно-идеалистической философии.

В Средневековье «линия» Платона получила развитие: патристика и схоластика разрабатывали логическую структуру мышления. Всеобщность духовного мира общества связывалась с тотальностью бога как духовного начала.

 В философии Нового времени авторитет божественного разума заменил авторитет разума человеческого: «Разум правит миром», упорядочивая прежде всего общественный порядок. Вопрос о генезисе всечеловеческого Разума не возникал. Этот вопрос был поставлен в немецкой классической философии: Кант проанализировал возможности человеческого разума как трансцендентального (всеобщего) начала в реальном человеке, Гегель показал его диалектическую противоречивость и историко-культурную эволюцию.

    До сер 19 в. вопрос о природе, происхождении человеческого разума и движущих причинах его эволюции решался в рамках философского идеализма, Маркс сделал это с материалистических позиций, основав неклассическую традицию. Маркс выдвигает понятие «общественное сознание» и «общественное бытие».

Однако рационалистическая трактовка общечеловеческого духовного начала как разума была скомпрометирована социальной практикой, неуправляемой историей 20 в. В рамках неклассической философии культивируется иррационализм, склонность к психологическим (психоанализ) и натуралистическим (философская антропология, социобиология) трактовкам.

             В рамках современной философии выделяют несколько типов структурирования духовного мира современного общества: выделяют такие состояния духовной жизни, как общественное сознание и коллективное бессознательное; уровни общественного сознания – теоретический и эмпирический; общественную психологию и общественную идеологию; формы общественного сознания – политика, право, наука, искусство, мораль, философия, религия.

      Выделение духовной деятельности в особый вид способствовали ее профессионализации, возникновению духовного производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей. Особенностями духовного производства являются

- всеобщность (данный труд осуществляется в кооперации со всеми предшествующими поколениями, усилия одного становятся достоянием всех),

- духовное производство – творчество индивидульности, в отличие от материального производства, которое развивается засчет применения новых средств труда и освоения сил природы.

- Духовная деятельность самоценна, поскольку обладает значимостью нередко безотносительно к результату (любовь, различные увлечения людей, вера, игры и т.д.)

- Духовная деятельность относительно самодостаточна:Поппер охарактеризовал реальность созданных людьми духовных продуктов в качестве особой самостоятельной реальности.

 

2. Мораль и нравственность как формы культуры.

Мораль – это система норм, правил, оценок, которые регулируют поведение и общение людей. Она обеспечивает корреляцию интересов индивида и общества.

 Характерными чертами морали является ее:

- всепроникающий и всеобъемлющий характер,

- внеинституциональность,

- императивность.

- Кроме того, мораль является сферой свободного выбора человека, сферой его самоопределения.

Мораль возникает как результат трансформации родоплеменных обычаев и традиций. Разрыв родоплеменных связей и обособление индивидов вызвали к жизни новые культурные программы регуляции поведения, общения людей – морально-нравственные нормы и образцы поведения. В отличие от обычаев и традиций они имеют общечеловеческое содержание, являются универсальными.

В структуру морали входят моральные нормы(“не убий”, “ не прелюбодействуй”), которые обеспечивают устойчивое поведение человека в стандартных жизненных ситуациях. В качестве элементов морали выступают моральные ценности (добро и зло, любовь, честность). Моральные принципы (коллективизм, индивидуализм), механизмы нравственного самоконтроля личности (долг, совесть). Структура морали и ее содержание исторически меняются.

Мораль – саморегулирующаяся система культурных программ. В условиях социального, экономического, политического кризиса усиливается морально-нравственная рефлексия. Она направляется на сохранение фундамента культуры – единства общества и личности. Социальные функции морали – оценочная, императивная, познавательная, воспитательная, прогностическая, коммуникативная.

 

3. Мир искусства и специфика эстетического отношения человека к                      действительности.

 

Искусство принадлежит к числу древнейших форм освоения действительности. Основу его составляет эстетическое отношение человека к миру (от греч.ESTETRICOS – чувствующий, чувственный). Это отношение выражено в таких категориях и оценках, как “ красивое”, “возвышенное”, “ трагическое”, “ безобразное”,  уродливое”, “гармоничное”, и др. По мере исторического, социального, культурного развития эстетическое отношение человека к миру оформляется в такой социальный феномен , как искусство.

Искусство, как термин, имеет два значения: в широком смысле искусство – высший уровень мастерства, умения; в узком – это творческая деятельность, которая ориентирована на создание художественных произведений.

Искусство – сфера культуры, ориентированная, прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности со специфическим арсеналом средств и способов искусства обеспечивают необыкновенную силу воздействия на человека, его чувства, идейно-ценностный строй личности.

Искусство, как сфера культуры, выполняет задачу культурного самоопределения личности, социальных общностей; транслирует художественный опыт поколений, воспроизводит организацию эстетического отношения человека к миру.

 

4. Религия как форма духовности.

 

Религия – одна из наиболее древних форм духовности в культуре. Религия ( от лат. religare – связь, связывать) – совокупность взглядов, обрядов, культов, воплощающих важнейшие социальные ценности; центром их является вера в существование сверхъестественного существа – бога ( или богов).

 Религиозное отношение к миру возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с абсолютом. Существует целый ряд подходов, объясняющих сущность и происхождение религии, которые выдвинули И. Кант, Ф. Гегель, У. Джемс, Ф. Шлейермахер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Ф. Ницше и др.

Религия, как и мифологическое сознание, обладает:

-  образным строем мышления, обращается к эмоционально-чувственной сфере человека.

- Спецификой религиозного сознания является удвоение реальности в двух проекциях: на мир сакральный ( священный) и профанический ( собственно “мир”), а также на мир естественный и сверхъестественный.

- Конституирование Бога в качестве Абсолюта дало ценностную точку отсчета для формулировки основных этических норм, ценностей, в виде декалога в христианстве, основных заповедей мусульманства, восьмеричного пути совершенствования в буддизме.

Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют организации внутреннего духовного мира человека.

В философии религии и религиоведении выделяют следующие этапы исторической эволюции религии: этап естественной религии, этап религии закона, этап религии искупления.

Религия – системное социокультурное образование. Она включает 1) религиозное сознание, систему вероисповедания, 2) обряды и культы, 2) социальный институт религии – церковь, конфессии, общины и пр.

1) Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию.

2) Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом : магический и умилоствительный культ.

3). Церковь ( от греч.- божий дом) – тип религиозной организации , возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 113.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...