Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как формировалась идеология современного белорусского государства?




Как менялось представление об идеологии в 20 веке?

В постиндустриальную эпоху классы утратили свое доминирующее положение в социальной структуре общества и социальной жизни. Поэтому анализ идеологии и ее социальных функций шел в ХХ в. в нескольких направлениях. В рамках социально-психологического анализа (В.Парето (учитель Муссолини), М. Шелер, К.Манхейм, теоретики неофрейдизма – Э.Фромм, К.Юнг, К.Хорни, представители нео- и постмарксизма – Т.Адорно, Г.Маркузе) идеология представлялась как рационализированное коллективное бессознательное. При этом идеология становится средством тотального социального контроля и манипулирования массами. Представители постмарксизма настаивали на социальной эмансипации личности от ценностей как капитализма, так и социализма, через творчество. В рамках этого направления было подчеркнуто, что идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Семиотический анализ идеологии в философии М Бахтина, Барта, Кристевой, У. Эко и др. выступал попыткой дистанцироваться от классового и политического контекста традиционного рассмотрения идеологии. Они подходили к идеологии как к знаковой конструкции, определенному социокоду, усваивая который индивид социализируется и приобретает социально-классовую идентификацию. Это направление подчеркнуло тот факт, что идеология выступает неотъемлемым семиотическим образованием (социокодом) любой культуры, придающим ей социальную и историческую определенность. 

В социально-философском направлении технократизма оформилась теория «деидеологизации» (50-е г.г.) и реидеологизации (70-е г.г.). Первая отстаивала позицию освобождения от идеологии, поскольку приход к власти в сер. ХХ в. нового класса технократов, менеджеров, интеллектуалов, не мотивированных собственностью, но обладающих научным мышлением,  обеспечит обществу стабильность и процветание. В идее «реидеологизации», отмечалось, что потребительские ценности общества капитализма и «мозаичный» мир его культуры дезориентируют человека, превращая в «неуправляемое» существо не только для социальной системы, но и для самого себя.

Как изменился характер идеологии сегодня?

 В постиндустриальном обществе характер функционирования идеологии существенно изменился. Современное идеологическое пространство принципиально плюралистично. Для масс населения роль идеологии выполняет массовая культура. Образцы поведения, оценки человеческой, политической реальности, цели и ожидания, запреты и разрешения, с помощью масс-медиа (в телевизионных новостях, ток-шоу, развлекательных и учебных передачах и т.д.), Целостность личности (или наоборот) стали делом случайным, стали зависеть от характера личного выбора, который осуществляет современный человек в условиях информационной «мозаичной» культуры. Однако, несмотря на то, что в современном обществе трактовки, функции и формы идеологии меняются, она остается неотъемлемым элементом развития и функционирования общества. Например, различные политические силы своей важнейшей задачей до пор сих считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения. Современные политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. Основными политическими идеологиями нашего времени считаются либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм. Сегодня и отечественные, и западные теоретики идеологии отмечают ее функции в качестве:

- источника информации о социальном мире – познавательная функция

-ценностного сознания, объединяющего определенные группы – интегрирующая функция

- системы идей, в которой отражаются интересы социальных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений – конструктивная функция

Таким образом, пока существует глубоко социально стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политической сфере идеологии останутся элементом властных отношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.

Как формировалась идеология современного белорусского государства?

Современное белорусское государство по своему статусу – это транзитивное общество, переходящее на позиции развития рыночной экономики, демократического правового и социального государства, на пути постиндустриального развития. Это молодое государство, которое, конечно, имеет свои древние традиции государственного развития, но которое испытывает трудности в формировании адекватной историческому моменту идеологической основы государственной жизни. В этом контексте проблема формирования идеологии белорусского государства выступает как своевременный шаг нашего государства.

В чем видятся особенности процесса формирования новой идеологии?

      1. Естественноисторический путь, который прошли европейские государства - формирование теоретического уровня идеологии на основании рационализации общественной психологии в период перехода от традиционного к индустриальному оказался недоступным для РБ. Белорусское общество не пережило исторического этапа модернизации (индустриализации, формирования национального самосознания и т.д.) в рамках собственного национального государства, поэтому естественноисторический путь складывания государственной идеологии на базе соответствующей общественной психологии в силу ряда причин оказался нереализованным. В этих условиях формирование государственной идеологии как регулируемый «сверху» процесс отвечает исторической необходимости.

2. Идеология должна укреплять государство и  консолидировать общество. Была сформулирована весьма установка на соединение, с одной стороны, ценностей т.н. открытого общества, с другой, - национальных и государственных приоритетов.

С одной стороны,      диалога культур, открытая коммуникация, вера в рациональное начало, плюрализм мнений.В соединении с ценностями демократии, правового государства и гражданского общества, уважения прав и свобод личности, повышения качества жизни, создания условий для развития и самореализации каждого человека, стабильного мира, экологизма,  они составляют ценностную базу постиндустриальной цивилизации.

С другой стороны – в основе государственной идеологии должны лежать фундаментальные приоритеты современного белорусского общества, а также исторически сформировавшиеся мировоззренческие ценности и традиции. В качестве таких приоритетов предлагаются: национальная безопасность, экономические приоритеты, направленные на создание динамичной, рыночной социально-ориентированной экономики; приоритеты в социальной сфере – условия для свободного развития личности, приоритеты социальной защиты; сохранение интеллектуального и духовного потенциала.

 Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие национальные ценности, как патриотизм, родной язык, собственная история, национальные традиции, обычаи, национальный менталитет.  Белорусы веками нарабатывали уникальный опыт совместной жизни и неконфликтного сосуществования людей различных национальностей и вероисповеданий.

4. В чем состоит инновационный потенциал белорусской социальной модели?

С обретением государственного суверенитета  встал вопрос, по какому пути развиваться: по пути воплощения «либерального сценария» (Польша) или по пути последовательного реформирования существующей экономической системы. Беларусь выбрала путь эволюционного реформирования сложившегося соц.-эк. строя, сочетание преимуществ современного рынка с эффективной социальной защиты граждан. Это инновационная редакция посткейнсианской макроэкономической модели.

Возможно, перспектива для РБ– модель социально-партнерского, т.н. социально-патронажного капитализма, который выстраивается разноуровневыми институтами сильного государства(это скандинавские страны, Китай, Ирландия, Сингапур).Ядро модели - во всесторонней регуляции государством экономических процессов в целях удовлетворения основных социально-культурных потребностей производящего блага большинства населения с помощью отрегулированных механизмов перераспределения национального дохода – принципа субсидиарности.

       Можно выделить ряд концептуальных положений этой модли:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...