Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расчет распределения отклонений в стоимости материалов




Показатели Счет 10 (в учетных ценах) Отклонения (сч.16)
Остаток на начало месяца 1000 80
Приход 30000 2000
Итого с остатком 31000 2080

Расчет суммы отклонений, относящихся к израсходованным материалам:

22000 х 0,0671 = 1476

Израсходовано - всего, в т.ч. 22000 1476
на производство (дебет сч.20, 23, 25, 26, 44 - кредит сч.10, 16) 16000 1074
реализовано на сторону (дебет сч.90 - кредит сч.10, 16) 1000 67
отпущено обслуживающим производствам и хозяйствам (дебет сч.29 - кредит сч.10, 16) 5000 335
Остаток на конец месяца 9000 604

Допускается применение след упрощенных вариантов распределения ТЗЗ или величины отклонения в стоимости материалов: при небольшом уд весе ТЗЗ или величины отклонений в стоимости мат-в (не более 10% к учетн стои-ти мат-в) их сумма может полностью списываться на сч 20 «Основное прои-во», 23 «Вспом-е произ-ва» и на увеличение стоимости реал-х мат-ов; уд вес ТЗЗ или величины отклонений (в % к учет стоимости мат-ла) может округляться до целых единиц; в течении отчет периода ТЗЗ или величина отклонений могут распределяться исходя из уд веса (в % к учет стоимости соотв-их мат-ов), сложившегося на начало данного отчет периода. В случае сущес-го недосписания или излишнего списания отклонений или ТЗЗ (более 5 %) в следующем отчет периоде сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗЗ корректируется на указанную сумму прошлого отчет периода; ТЗЗ или величина отклонений могут распределяться пропорционально их уд весу, закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учет стоимости используемых мат-в. При этом, если факт-е размеры отклонений или ТЗЗ отличаются от нормативных размеров, в следующем отчет периоде сумма распр-ых отклонений или ТЗЗ корректируется, то есть увел-ся на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом отчет периоде. Остатки ТЗЗ или величина отклонений на начало каждого отчет периода рассч-ся исходя из уд веса ТЗЗ или отклонений, предусм-ых в плановых калькуляциях, к факт-му наличию мат-ов учетных ценах; ТЗЗ или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увел-ие стои-ти израс-ых (отпущенных) мат-в, если их уд вес (в % к стои-ти по цене приоб-ия мат-в или учет цене) не превышает 5 %.


11. Отраслевые особенности организаций хлебопечения и их влияние на организацию бухгалтерского учета. Документальное оформление и учет поступления муки, прочих материалов и топлива на предприятиях хлебопечения.  Изучение специфики организационной структуры предприятия, особен-ностей технологического процесса способствует более эффективному построе-нию системы бухгалтерского учета в соответствии с характером организации производства. Существуют следующие отраслевые особенности хлебопекарного произ-водства, имеющие влияние на организацию бухгалтерского учета: Хлебопекарное производство характеризуется непрерывностью техно-логического процесса. В связи с этим в хлебопечении не выделяются переделы производства как объекты учета. Поэтому учет материальных затрат ведется в целом на изготовление хлебобулочных изделий; 2. Технологический процесс длится несколько часов, несмотря на то, что изготовление хлебобулочных изделий проходит несколько производственных процессов (подготовка и дозировка сырья, замес и брожение опары, замес и брожение теста, разделка теста, расстойка и выпечка хлеба). По организации и технологии оно относится к однопередельному производству; 3. Важной особенностью технологии хлебопечения является увеличение массы готовой продукции по сравнению с массой израсходованной муки и про-чих основных материалов; 4. Особенностью производства является отсутствие или небольшой объем незавершенного производства; 5. Технологической особенностью хлебопечения, которую необходимо учитывать, является уменьшение массы хлеба в результате охлаждения. Размер скидки на охлаждение хлеба (разность между весом горячего и остывшего хле-ба, выраженная в процентах), в среднем составляет от 2,5% до 3,5% и зависит от температуры и относительной влажности воздуха на складе готовой продук-ции; 6. Качество хлеба и хлебобулочных изделий в большой степени зависит от стабильности хлебопекарных свойств муки. Определяющими показателями ка-чества муки являются количество и качество клейковины (для пшеничной му-ки), влажность, зольность, частота помола. Муку хлебопекарные предприятия получают по нарядам со складов комбинатов хлебопродуктов, а также со станций железных дорог при повагон-ных отправках. При перевозке муки со склада комбината хлебопродуктов вы-писывают товарно-транспортную накладную. Вспомогательные материалы получают от различных поставщиков: мас-лозаводов, дрожжевых заводов, птицефабрик, торговых и заготовительных ор-ганизаций. При получении вспомогательных материалов выписывают счета-фактуры, товарно-транспортные и расходные накладные. Для получения муки, вспомогательных материалов и топлива получатель выдает уполномоченному лицу наряд и доверенность. Доверенности регистри-руют и выдают под расписку в книге учета выданных доверенностей, которая должна быть прошнурована, пронумерована и заверена руководителем и глав-ным бухгалтером на последней странице. Поступающая мука и вспомогательные материалы должны соответство-вать ГОСТам, техническим условиям и сопровождаться качественным удосто-верением или сертификатом. В качественном удостоверении указывают хлебо-пекарные свойства муки. Удостоверения о качестве выдают лаборатории ком-бината хлебопродуктов на каждую партию муки. Проверку муки по количеству производят по количеству мест и стандарт-ному весу мешка, указанному на маркировочном ярлыке, а вес муки в автому-ковозах – по показателям весов при въезде через весовую хлебопекарной орга-низации. Проверку качества муки проводит лаборант хлебопекарной организации в момент приемки муки на склад и в необходимых случаях проводит пробные выпечки хлеба для определения хлебопекарных свойств муки. При проверке качества муки обращают внимание на влажность муки и соответствие ее фактической влажности, установленной лабораторным анали-зом, а также показателю влажности в сопроводительном документе. Влажность муки является одним из основных показателей качества, влияющих на размер выхода хлеба. Поэтому показатель влажности муки проставляют во всех доку-ментах и отчетах по движению муки на предприятии. Чем выше влажность му-ки, тем меньше будет выход готовой продукции, и наоборот. При приемке муки проверяют целостность мешков и их полновесность. Для проверки выборочным путем отбирают и взвешивают 10 мешков. В качественных удостоверениях на муку указаны два значения влажно-сти: при затаривании (выбое) и при отпуске получателю. Для определения полновесности мешков при получении муки необходимо сделать пересчет веса муки на ее влажность при отпуске. Для этого сначала определяют относительное изменение влажности муки по формуле Х = 100 (В1 – В2) / 100 – В2 , где Х – относительное изменение влажности муки; В1 – вес муки при влажности выбоя; В2 – вес муки при влажности отпуска. Затем определить величину изменения веса муки в связи с изменением влажности: В Х / 100, где В – стандартный вес мешка. Если вес мешка муки при выборочной проверке (с пересчетом на влаж-ность при отпуске) не будет соответствовать ее весу при получении, то необхо-димо составить акт и взыскать недовес с поставщика с учетом применения ски-док и накидок по влажности муки. Заведующие производством и работники бухгалтерии должны осуществ-лять контроль за использованием по назначению сырья, материалов в произ-водстве каждой бригадой, проверять соответствие фактического расхода уста-новленным нормам, соблюдение норм выходов готовой продукции, выявлять отклонения от утвержденных норм, устанавливать их причины и виновных лиц. Мука и вспомогательные материалы должны отпускаться в производство по ве-су, объему и счету в строгом соответствии с установленными расходными нор-мативами и объемом производственной программы. Производственную про-грамму составляет заведующий производством по наименованиям изделий по сменам и бригадам с учетом принятых экспедитором заявок и договоров-поставок хлебобулочных изделий.

 

12. Документальное оформление производственных операций на предприятиях хлебопечения. Организация учета и контроля соблюдения норм расхода муки, прочих материалов и топлива и выхода хлебобулочных изделий в организациях хлебопечения. По окончании смены бригадир составляет сменный производственный от-чет в одном экземпляре. Основой для разработки сменного отчета являются спе-цификации-накладные на выдачу сырья в производство, производственное зада-ние, требование, накладные-спецификации на выход готовой продукции из произ-водства и другие первичные документы. Сменный производственный отчет состоит из четырех разделов и содержит сведения о работе бригады за смену. Расход муки, материалов и топлива в нату-ральном выражении на производство продукции отражается в сменном производ-ственном отчете ф. № 206. Эта форма документа используется на всех хлебопекар-ных предприятиях потребительской кооперации, кроме небольших. Бригадиром составляется сменный отчет по хлебопекарне. В первом разделе отчета “Движение материалов, топлива и тары в производ-стве” отражается движение муки, материалов, топлива и тары в следующих разре-зах: 1) мука по наименованиям, сортам и влажности; 2) черствый хлеб и пригодный для переработки брак по наименованиям и сор-там изделий; 3) тара по наименованиям и категориям. Остатки муки, материалов, топлива и тары на начало и конец смены указыва-ются на основе актов передачи остатков материалов в производстве. В этом разде-ле отчета в колонке “Документированный расход” показывается возврат муки, ма-териалов и тары на склад. Количество муки, материалов и топлива, израсходованного за смену на вы-печку изделий, в отчете определяется расчетным путем: к остатку на начало смены прибавляют поступление за смену, вычитают документированный расход и оста-ток на конец смены. Фактическое количество израсходованной муки, материалов и топлива на производство продукции распределяется в отчете по видам выработан-ных изделий в сопоставлении с нормами их расхода. Распределение количества муки, израсходованной на производство, по наименованиям изделий производится по прямому признаку на тот вид продукции, на производство которого она была израсходована. В тех случаях, когда не пред-ставляется возможным прямое отнесение израсходованной муки одного вида и сорта на конкретный вид изделий, общее количество израсходованной муки рас-пределяется между изделиями пропорционально ее расходу по плановым нормам выхода при базисной влажности муки 14,5%. Движение материалов за смену в денежном выражении показывается во вто-ром разделе отчета “Движение материалов, топлива и тары в производстве (в де-нежном выражении)” на основании приложенных к нему документов по операци-ям с материалами, топливом и тарой. Этот раздел отчета имеет отдельную колон-ку, где указывается корреспонденция счетов. В третьем разделе сменного производственного отчета “Выход готовой про-дукции” показываются выпуск продукции из производства и сдача ее в экспеди-цию, а также данные, характеризующие фактический выход готовой продукции в сопоставлении с установленными нормами. В четвертом разделе “Табель отработанного времени и информация о выра-ботке и заработной плате рабочих-сдельщиков” указывают фамилии и инициалы производственных рабочих смены, их разряды, количество отработанных часов, полученной стандартной продукции и начисленной заработной платы. Сменный производственный отчет, составленный бригадиром смены и утвержденный руководителем предприятия, передается в бухгалтерию для кон-троля за использованием материалов и накопления данных по расходу муки и про-чих материалов по конкретным видам изделий, а также по производственным бри-гадам. Бухгалтерия предприятия, обрабатывая сменный производственный отчет, определяет отклонения от норм сырья и материалов по видам готовой продукции. Отклонение от норм устанавливается как разница между фактическим расходом и расходом по норме. По установленным отклонениям требуют объяснения матери-ально ответственных лиц и заключение главного технолога, где устанавливаются причины и виновники отклонения. В сменном производственном отчете движение топлива и энергоресурсов и отклонения по ним отражаются аналогично движению сырья и материалов

 

13. Оценка, документальное оформление и методика учета движения полуфабрикатов собственного производства. В зависимости от того, какая управленческая задача решается, организации в системе управленческого учета могут использовать различные методы учета себестоимости полуфабрикатов. Для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах на производство полуфабрикатов, необходимо провести правильную оценку, установить как и в составе каких активов они отражаются. Покупные полуфабрикаты поименованы среди материально-производственных запасов. Поэтому рекомендуется их оценивать по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение. К фактическим же затратам на приобретение относятся в том числе суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), организациям за информационные и консультационные услуги, вознаграждения посреднической организации, через которую приобретены эти запасы, затраты по заготовке и доставке до места их использования. При отпуске в производство покупные полуфабрикаты могут оцениваться: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) . Если организацией осуществляется единичное производство полуфабрикатов, используемых ею в дальнейшем производственном цикле, на выходе которого появляется готовая продукция, то вполне уместно ограничиться счетом 20 «Основное производство». На этом счете полуфабрикаты учитываются в составе производственных расходов как одна из составляющих стоимости изготавливаемой продукции. В данном случае затраты на изготовление полуфабрикатов учитываются по цехам, в разрезе статей производственных расходов без исчисления себестоимости полуфабрикатов. Массовое же производство полуфабрикатов требует обособленного их учета. Он необходим также при изготовлении полуфабрикатов, используемых как для собственных нужд, так и для реализации на сторону. В этом случае рекомендуется учитывать затраты на изготовление полуфабрикатов по цехам комплексной статьей «Полуфабрикаты собственного производства» с исчислением их себестоимости. И тогда вполне логично обратиться к счету 21 «Полуфабрикаты собственного производства», на котором отражаются все расходы, связанные с их изготовлением. Аналитический учет полуфабрикатов ведется по местам их хранения и отдельным наименованиям. Данный вариант учета называется полуфабрикатным. Такой метод обеспечивает действенный контроль за формированием себестоимости полуфабрикатов.В зависимости от отраслевой особенности предприятий первичными документами по учету движения полуфабрикатов в производстве могут быть: маршрутные листы, рабочие наряды, рапорты выработки, комплектовочные ведомости, планы-карты, сопроводительные талоны, специальные журналы или отчеты для записи показаний приборов или счетчиков, карты раскроя и т.п. Формы перечисленных документов обычно предусматриваются в отраслевых указаниях, которые и учитывают особенности технологических процессов и организации производства. Для ряда отраслей промышленности (например, машиностроительной и металлообрабатывающей) предусматривает два вида документального учета движения полуфабрикатов в производстве: подетальный и подетально-пооперационный. Первый вариант предполагает отражение в документах по учету полуфабрикатов только их выработки, а второй - выработки и межоперационного движения. Изготовленные полуфабрикаты передаются из цеха для дальнейшей переработки на основании надлежаще оформленных документов. Количественными показателями при этом могут быть вес, объем, площадь. Возможна передача и по счету. В используемых документах указывается шифр изделий, видов или групп продукции, для производства которых они отпущены . Для контроля выхода готовых полуфабрикатов исходя из количества использованного сырья предлагается оформлять соответствующий акт в стоимостных и количественных показателях. В нем указывается расход сырья в количественном и стоимостном выражении, наименование полуфабрикатов, их выход по норме и фактически. Если в отношении изготавливаемых полуфабрикатов не предусмотрена форма отдельного отраслевого акта, то организация может составлять ежедневную ведомость отпуска полуфабрикатов. В ней в аналогичном порядке могут отражаться данные о расходе исходных материалов и выхода полуфабрикатов по плану (определяется исходя из установленных норм расхода основного и вспомогательного сырья и материалов) и фактически. При сопоставлении фактических и нормативных показателей устанавливаются отклонения - экономия или перерасход сырья и материалов. По выявленным отклонениям материально ответственные лица дают объяснения руководителю, который принимает соответствующее решение (например, о списании перерасхода материалов). При наличии постоянного перерасхода встает вопрос о пересмотре установленных норм расхода используемого сырья. Передачу же полуфабрикатов, которые выпускаются непосредственно для реализации, можно оформлять документами по учету готовой продукции: сдаточными накладными, приходными ордерами, актами приемки готовой продукции, отгрузочными накладными. Например, при передаче полуфабрикатов из одного объекта учета (подразделение) в другое оформляется «Накладная на передачу готовой продукции в места хранения», где указывается наименование, характеристика и кондиционный вес полуфабриката. При запуске в производство (использование полуфабрикате на нужды производства) оформляется «Акт на списание полуфабрикатов». При реализации готовой продукции составляется товарная накладная и счет фактура.

 

14. Состав, оценка, порядок документального оформления и методика учета инвестиционной недвижимости. ** С 1.01.2012 г. вступили в силу инструкция по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, которая утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 г. №25. Инвестиционная недвижимость - это земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения находятся в собственности в оперативном управлении организации, которые сданы другим лицам в аренду. В качестве инвестиционной недвижимости принимают недвижимость при выполнении следующих условий: 1. Недвижимость сдана в аренду, 2. Организация предполагает получение экономических выгод, 3. Стоимость инвестиционной недвижимости может быть достоверно определено. Основным критерием признания недвижимости в качестве инвестиционной считается сдача в аренду. Существуют понятия инвестиционная и оперативная недвижимость. Оперативная недвижимость – это недвижимость используемая в деятельности организации в том числе для производства продукции, выполнение работ услуг, а также для управленческих нужд организации. Объекты инвестиционной недвижимости учитывают на счете 03 «Доходы, вложенные в материальные активы». Доходными вложениями в материальные ценности считаются активы, которые организация планирует передать в пользование юридическими и физическими лицам с целью получения доходов. Объекты операционной недвижимости учитываются на счете 01. Единицей бухгалтерского учета инвестиционной недвижимости является инвентарный объект, учитывается объект инвестиционной недвижимости по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость приобретенной инвестиционной недвижимости определяется исходя из фактических затрат на приобретение. Стоимость недвижимости созданной в организации определятся в сумме фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на ее создание. Для учета затрат связанных с приобретением и созданием инвестиционной недвижимости используется счет 08/2. Отражение операций по движению инвестиционной недвижимости в бухгалтерском учете производится слудующим образом: 1) Оприходованы приобретенные или созданные объекты инвестиционной недвижимости - Дт 03 Кт 08/2 на первоначальную стоимость 2) Переведено имущество, числящееся в составе основных средств из операционной недвижимости в инвестиционную недвижимости при сдаче его в аренду - Дт 02 Кт 02 на сумму амортизации и обесценения и Дт 03 Кт 01 на первоначальную стоимость Первоначальная стоимость инвестиционной недвижимости не изменяется кроме случаев при проведении реконструкции, модернизации, реставрации, переоценки в соответствии с законодательством. Организация в праве на основании решения руководителя отражать в учете на конец отчетного периода сумма обесценивания инвестиционной недвижимости. Затраты связанные с ремонтом, модернизацией инвестиционной недвижимости отражаются на счете 08, а после окончания работ списываются в дебет счета 03 с кредита счета 08. Затраты по поддержке инвестиционной недвижимости в рабочем состоянии отражаются как расходы по инвестиционной деятельности на счете 91 «Прочие доходы и расходы», в том отчетном периоде в котором они признаны. Создание ремонтных фондов, отражение затрат на ремонт на счете 97 «Расходы будущих периодов», с последующим списанием на расходы отчетного периода в инструкции №25 не предусмотрено. 1. При прекращении сдачи имущества в аренду осуществляется перевод инвестиционной недвижимости в операционную. Дебет 02 Кредит 02 на сумму амортизации и обесценения Дебет 01 кредит 03 на первоначальную стоимость 2. Выбытие инвестиционной недвижимости в результате списания (физический износ, гибель), оформляется актом о списании имущества и отражается проводками Дебет счета 02 Кредит счета 03 на сумму амортизации и обесценения, Дебет счета 91 Кредит счета 03 на остаточную стоимость 3. Отражаются расходы по выбытии инвестиционной недвижимости Дебет счета 91 Кредит счётов 70, 76, 69, 60 и др. 4. Оприходованы материальные ценности, полученные при выбытии объектов инвестиционной недвижимости Дебет счета 10 Кредит счета 91-1 учетная цена материалов 5. Отражаются недостача инвестиционной недвижимости Дебет счета 02 Кредит счета 03 на сумму амортизации и обесценения Дебет счета 94 Кредит счета 03 остаточная стоимость

 

15. Методика учета затрат на обслуживание производства и управление промышленной организацией. Одним из основных объектов управленческого учета являются затраты на производство. Затраты как потребленные ресурсы отражают влияние на при­быль, на способность быть конкурентоспособным и устойчивым пред­приятием. Категорию затрат используют все экономические дисциплины, называя их также расходами или издержками. Если для бухгалтерского и налогового учета существуют законодательно установленные различия между терминами «расходы» и «затраты», то в управленческом учете все вышеназванные имена затрат являются синонимами. В управленческом учете в качестве расходов (затрат) признаются обоснованные и документально подтвержденные издержки производства, осуществленные (понесенные) субъектом хозяйствования в процессе их деятельности. Затраты организации могут быть признанными в качестве расходов или же капитализированы, т.е. отнесены в активы. Переход затрат в категорию расходов определяется характером уставной деятельности. Такие затраты являются регулярными. Капитализированные затраты могут иметь текущий и долгосрочный характер. Текущие капитализированные затраты представляют собой товарные и производственные запасы, готовую продукцию (в оценке по себестоимости). Долгосрочные капитализированные затраты организации обусловлены ее инвестиционной деятельностью и связаны с приобретением внеоборотных активов: основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений. Одним из основных показателей работы предприятия является себе­стоимость продукции: чем она ниже, тем успешнее предприятие. Себестоимость есть стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) ресурсов (материальных, трудовых, денежных и т. п.), связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).  В определении себестоимости продукции подчеркивается, что она включает в себя только те затраты, которые непосредственно связаны с производством и реализацией продукции. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, поскольку время производства продукции не совпадает с отчетным периодом. В связи с этим, как правило, не все затраты отчетного периода включаются в себестоимость выпущенной продукции. Вместе с тем в себестоимость продукции могут включаться затраты не только отчетного, но и предшествующих отчетных периодов. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 133 от 12.11.2010 г. промышленным при отпуске запасов в производство и ином выбытии используется один из следующих способов оценки: 1) по себестоимости каждой единицы; 2) по средней себестоимости; 3) по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО). Следует отметить, что любая из перечисленных выбранных схем определения учетных цен для текущей оценки движения материалов становиться неотъемлемым элементом учетной политики предприятия и не должна подвергаться изменениям в течение отчетного года. При выборе той или иной методики следует исходить из складывающихся на предприятии хозяйственных связей с поставщиками, номенклатуры используемых материалов, системы ценообразования и других условий материально-технического обеспечения. В международной практике учета запасов используются способы оценки: 1. Средняя цена определяется за месяц 2. Скользящая цена ( определяется после каждого поступления)3. ФИФО (FIFO) (определяется по стоимости первого поступления) 4. ЛИФО (LIFO) (определяется по стоимости последнего поступления) 5. НИФО (NIFO) (определяется по ценам восстановления, то есть по ценам ближайшего поступления (если уже есть договор на по ставку с измененными ценами)) 6. ХИФО (HIFО)( определяется наиболее дорогостоящая стоимость для первого (ближайшего) списания) 7. КИФО (КIFО)( определяется к списанию в первую очередь по поступлению от своих предприятий (концерна, дочерних предприятий)). Метод ФИФО — самый логичный в том смысле, что он связан с соответствующими допусками в процессе движения материалов. Предполагается, что материалы, полученные первыми, будут и отпущены первыми. Это особенно важно в период инфляции, когда материалы, поступившие раньше других и имеющие самую низкую цену, первыми отпускаются в производство. Оценка конечных запасов сырья будет рассчитана по самым последним и самым высоким ценам. С использованием метода средневзвешенной цены себестоимость реализованной продукции будет находиться где-то между значениями, полученными методами ФИФО и ЛИФО. Метод ЛИФО, однако, не обеспечивает приемлемого соотношения учтенных затрат с фактическими затратами отчетного периода и непригоден для подготовки внешней отчетности. Поэтому для ее формирования следует использовать методы ФИФО или средневзвешенной цены

 

16. Документальное оформление и первичный учет численности работников, отработанного времени и выработки. Методика начисления заработной платы работникам промышленной организации.В отчетности по труду организ предусмотрено деление работников на персонал, занятый в основной и неосновной деятельности, т.е. в обслуживающих и прочих хозяйствах. В промышл организациях персонал распредел по двум группам: 1) Промышленно-производств персонал (основная деятельность); 2) Персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе промышленной организации (неосновная деятельность). К промышленно-производствен персоналу относятся работники основных и вспомогательных цехов, подсобных производств, заводских лабораторий и отделов, очистных сооружений, узлов связи, информационно-вычислительных центров, всех видов охраны, заводоуправления и др. Персонал неосновной деятельности промышленных организаций составляют работники, занятые обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства, торговли, подсобного сельского хозяйства, медицинских учреждений, учреждений культуры и детских дошкольных учреждений. По выполняемым хозяйственным функциям персонал организаций подразделяется на рабочих и служащих. Из группы служащих выделяются руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей организации и ее структурных подразделений: генеральный директор, его заместители, главный инженер, главный технолог, главный экономист, главный бухгалтер и т.д. Группу специалистов составляют инженеры, бухгалтеры, экономисты, юрисконсульты, т.е. персонал, занятый инженернотехническими, экономическими и иными работами. Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документации, хозяйственное обслуживание: кассиры, контролеры, табельщики, учетчики, делопроизводители. Оперативный учет личного состава возложен на отдел кадров, который оформляет прием, переводы и увольнения работающих. Основными первичными документами по учету движения работников являются приказы (распоряжения) о приеме на работу (форма №Т-1), увольнении (форма №Т-5), перемещении (форма №Т-8), записки о предоставлении отпуска (форма №Т-6). На всех работников отдел кадров открывает лицевую карточку (форма №Т-2), в которой фиксируются анкетные и прочие данные о их трудовой деятельности. Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. На основании документов о приеме на работу бухгалтерия открывает лицевые счета и использует их для накопления сведений о заработке, что впо-следствии применяется для расчета средней заработной платы. В каждой промышленной организации установлен определенный трудовой режим. Контроль за его соблюдением ведется при помощи табельного учета с помощью контрольно-пропускных устройств автоматической регистрации. Основанием для начисления заработной платы являются приказы о принятии на работу с указанием оклада или разряда по определенной профессии, данные табельного учета о явках на работу, первичные документы, фиксирующие выработку, простои и другие отклонения от нормальных условий работы. Подсчет заработной платы зависит от применяемой формы и системы оплаты труда. Расчет по заработной плате производится бухгалтерией оргшанизации в сроки, устанавливаемые графиком. Здесь для выявления месячного заработка каждого работника и получения итоговых данных о фонде оплаты труда по категориям работающих производится группировка документов по учету выработки и заработной платы. Для оплаты труда производственных рабочих используется сдельная форма оплаты труда, кроме информации об объеме выполненной работы для начисления заработной платы необходима сдельная расценка. Работа может выполняться индивидуально или бригадно, поэтому расценки могут быть индивидуальными или бригадными. Расценки могут рассчитываться на основе установленных норм выработки. Индивидуальная сдельная расценка =дневная тарифная ставка работника/сменная норма выработки на 1-го человека. Бригадная сдельная расценка=∑дневных тарифных ставок членов брига-ды/сменная норма выработки бригады. При бригадной форме оплаты труда необходимо рассчитать сумму сдельной заработной платы на бригаду, а затем распределить ее между членами бригад. Сдельная заработная плата распределяется между членами бригады с учетом количества произведенной продукции и качества труда. Для оценки вклада каждого работника и его отношения к работе может использоваться коэффици-ент трудового участия (КТУ). Коэффициент устанавливается на собрании бригады и оформляется протоколом. С учетом КТУ может распределяться вся сдельная заработная плата, ее часть в виде приработка, сумма премии. Сдельная заработная плата= сдельная расценка×объем произведенной продукции Далее сдельная заработная плата распределяется между работниками брига-ды. При распределении сдельной заработной платы рассчитывают коэффициент распределения сдельной заработной платы: Коэффициент распределения сдельной заработной платы с учетом КТУ = =сумма сдельной заработной платы/заработная плата по тарифу с учетом КТУ. Сумма сдельной заработной платы отдельного работника=коэффициент распределения сдельной заработной платы × заработная плата по тарифу с учетом КТУ. Сумма приработка = сдельная заработная плата – заработная плата по тарифу. Если не используется КТУ то коэффициент распределения сдельной зара-ботной платы будет определяться следующим образом: Коэффициент распределения сдельной заработной платы =сумма сдель-ной заработной платы/заработная плата по тарифу. В процессе обработки информации по заработной плате можно выделить следующие этапы: 1. По данным первичным документам определяется сумма заработной пла-ты каждого работника по отдельным ее видам; 2. Обобщается информация о сумме начисленной заработной платы по всем документам, т.е. определяется месячная зарплата каждого работника; 3. По каждому работнику определяется сумма удержаний из заработной платы, а также сумма, подлежащая к выдаче работнику; 4. Обобщается информация, т.е. определяются сводные данные о сумме начисления заработной платы, о суммах удержаний из зарплаты по организа-ции в целом. Эта информация используется для отражения на счетах бухгал-терского учета операций начисления заработной платы, операций по удержа-ниям из заработной платы, отчислений от фонда оплаты труда. Для определения общей суммы заработной платы, подлежащей выплате за месяц, используется расчетная ведомость. Она составляется ежемесячно в разрезе каждого табельного номера работника, цеха, категорий персонала. Ос-нованием для составления расчетных ведомостей являются первичные доку-менты (табели рабочего времени, наряды, карточки выработки, справки-расчеты дополнительной заработной платы, расчеты отпускных, суммы удер-жаний налогов и др.). На основании расчетных ведомостей составляют платежные ведомости, в которых указывается сумма к выдаче по каждому работнику и всего к выдаче. Они подписываются руководителем, главным бухгалтером, регистрируются и передаются в кассу для выдачи заработной платы. Ряд организаций вместо расчетных и платежных ведомостей используют расчетно-платежные ведомости (форма № Т-49). Они делятся по вертикали на две части: в левой показывается сумма начисленной заработной платы по видам оплат, а в правой – сумма удержаний и вычетов. Последняя графа ведомости означает сумму к выдаче. Для выплаты заработной платы установлен срок (3 рабочих дня). По его истечении заработная плата считается депонированной, т.е. оставленной на хранение. В графе «Расписка в получении» платежной ведомости кассир пишет «ДЕПОНИРОВАНО» и ведомость закрывается. На сумму невыданной заработной платы составляется реестр невыданной заработной платы. В учете составляется проводка: Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т сч. 76/5 «Расчеты по депонированным суммам». Работник может получить невыданную заработную плату в другой день, установленный администрацией, по расходному кассовому ордеру. При этом будет сделана бухгалтерская запись: Д-т сч. 76/5 «Расчеты по депонированным суммам» К-т сч. 50 «Касса». Расчеты по заработной плате могут осуществляться в безналичном по-рядке путем перечисления организацией денег на банковские карточки работников или на их лицевые счета в соответствующем банке, что отражается сле-дующими записями: Д-т сч. 70 К-т сч. 51 «Расчетные счета».

 

 

17. Учет потерь от брака. Документальное оформление и учет отходов производства .Браком считается изделия, полуфабрикаты, работы, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, не могут быть использованы по назначению или могут быть использованы по назначению после устранения дефектов. Брак классифицируются по следующим признакам: 1. по месту возникновения: внутренний (в пределах организации) и внешний (внутренний брак в свою очередь подразделяется на: производственный – выявленный в производственных цехах до сдачи готовой продукции и экспедиционный – выявленный на складе готовой продукции; внешний брак выявляется у покупателей при приемке продукции или в процессе использования). 2. по характеру дефектов: исправимый и неисправимый. Все случаи выявления брака оформляются актом на производственный и экспедиционный брак. Акты о браке прикладываются к отчетам материально ответственных лиц. В бухгалтерии на основании документов по браку определяют себестоимость забракованной продукции, сумму дополнительных затрат на исправление брака, сумму удержаний с виновных лиц, сумму окончательных потерь от брака. Ежемесячно на основании документов о браке составляется расчет себестоимости забракованных изделий. К затратам на исправление брака относятся: стоимость дополнительно использованных материалов; расходы по оплате труда за переделку брака; доли общепроизводственных затрат. Учет потерь от брака должен обеспечить своевременное и полное его выявление по видам, причинам, виновникам и стоимости с целью правильного отнесения затрат на себестоимость продукции и оперативного принятия необходимых мер к его предупреждению и ликвидации. Потери от брака учитываются на счете 28 «Потери от брака», корреспонденция счетов по которому представлена в таблице 5.7. Таблица 5.7 – Корреспонденция счетов по учету потерь от брака

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующий счет

дебет Кредит
Выявлен окончательный (неисправимый) брак продукции: производственный экспедиционный 28 28 20 43
Отражаются затраты по исправлению брака:    
начислена заработная плата за устранение дефектов 28 70
произведены отчисления на социальное страхование по установленным ставкам 28 69
произведены отчисления по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве 28 76
списаны израсходованные материальные ценности 28 10
списано отклонение в стоимости материалов 28 16
списаны транспортно-заготовительные затраты 28 16
списаны топливно-энергетические ресурсы 28 10, 60
Отражаются расходы по устранению брака в течение гарантийного срока использования 28 71, 10, 16 и др.
Оприходованы материалы, полученные от утилизации брака по цене возможного использования 10 28
Отражаются потери от брака, подлежащие взысканию с виновных лиц 94 28
Предъявлена претензия поставщику за низкое качество материалов, повлекшие брак продукции (претензия признана виновником) 76 28
Списана сумма окончательных потерь от брака 20, 23 28

Потери от брака ежемесячно по мере их обнаружения включаются в себестоимость того изделия, по которому обнаружен брак в составе статьи «Потери от брака». Отнесение потерь от брака на стоимость незавершенного производства, как правило, не допускается. Потери от внутреннего брака включаются в затраты того месяца, в котором был выявлен брак; потери от внешнего брака отражаются предприятием-изготовителем в том месяце, в котором получены и приняты рекламации потребителей. На предприятии могут возникнуть простои производства по внешним и внутренним причинам: внешние причины – отсутствие электроэнергии, сырья, материалов, запасных частей, произошедшие по причине задержки поступления их от поставщиков; внутренние причины – это причины, возникшие в результате несогласованной работы, нарушение технологического процесса внутри предприятия. Простои оформляются актом простоя, где объясняются причины расхода и потерь, возникшие от простоя. Потери от простоев по внутренним причинам относятся в дебет счета 25, по внешним причинам в дебет счета 90/10. Отходы – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образующиеся в процессе производства продукции или выполнения работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, а также сопутствующие вещества, образующиеся в процессе производства и не находящие применения в этом производстве. Существует ряд признаков классификации отходов. Образующиеся в процессе изготовления продукции отходы сырья и материалов чаще всего классифицируют на возвратные и безвозвратные.  Безвозвратными считаются отходы, которые не могут быть в дальнейшем использованы: угары, усушка, улетучивание и т.п. Эти отходы не оцениваются. Возвратные, в свою очередь, делятся на используемые и не используемые в производстве. Используемыми являются такие отходы, которые на самом предприятии могут идти на изготовление продукции основного и вспомогательного производства. Неиспользуемые – это такие отходы, которые также могут быть использованы самим предприятием, но в качестве материалов, топлива, на хозяйственные нужды или реализованы на сторону. Учет наличия производственных отходов осуществляется аналогично учету других материальных ресурсов, т. е. в карточках складского учета ф. № М-17 в количественном выражении. В отпуск отходов в дальнейшую переработку (или потребление) внутри предприятия, как правило, оформляется разовыми требованиями или приемо-сдаточными накладными (при непосредственной передаче из одного производства в другое). В отдельных случаях отпуск отходов оформляется только раз в месяц, хотя они используются в течение отчетного периода постоянно.  На сумму возвратных отходов уменьшаются расходы по статье «Сырье и материалы». В калькуляционных статьях отдельно выделяется статья «Возвратные отходы». Синтетический учет возвратных производственных отходов в хлебопечении ведется в системе счетов бухгалтерского учета. Причем при их оприходовании с производства на склад делают следующую запись: Дебет счета 10 «Материалы»; Кредит счета 20 «Основное производство». В принципе возможны случаи поступления отходов от вспомогательных и подсобных производств. При этом кредитуется счет 23 «Вспомогательные производства» или счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Синтетический учет использования производственных отходов аналогичен учету других материальных ресурсов. При этом могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи: Дебет счета 20 «Основное производство» или Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»; Кредит счета 10 «Материалы» на стоимость производственных отходов, переданных в переработку со склада. Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; Кредит счета 10 «Материалы» на стоимость производственных отходов, израсходованных в качестве корма в собственных подсобных хозяйствах. Если производственные отходы реализуются на сторону, то в момент их отгрузки и выписки платежного документа дебетуется счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредитуется счет «Материалы».

 

18. Оценка, документальное оформление и методика учета незавершенного производства в организациях промышленности. Сводный учет затрат на производство.Незавершенным производством считается продукция, не прошедшая всех стадий обработки, не принятая службами технического контроля организации и не сданная на склад готовой продукции. Существует два способа учета незавершенного производства: оперативный и бухгалтерский. Оперативный учет подразумевает учет полуфабрикатов изделий на местах их изготовления. Бухгалтерский учет ведется в бухгалтерии. С целью установления размеров незавершенного производства, сопоставления их с данными оперативного учета и выявления излишков и недостач на складах и у рабочих мест должна периодически проводиться инвентаризация. Сроки и технические приемы проведения инвентаризации устанавливаются предприятием. При инвентаризации незавершенного производства необходимо определить величину незавершенного производства по стадиям готовности. Установленные путем инвентаризации фактические остатки незавершенного производства сверяются с данными оперативного учета. Сличение производится в специальных ведомостях, отражающих движение деталей, их состояние и результаты (излишки-недостачи). Учет незавершенного производства должен обеспечить улучшение качества оперативно-производственного планирования и контроль за правильностью определения выработки на операциях, своевременное выявление и оформление технологических потерь, брака, недостач и излишков деталей и узлов в производстве и контроль за состоянием и сохранностью заделов по местам хранения. Остатки незавершенного производства после проведения количественной инвентаризации подлежат денежной оценке. Остатки незавершенного производства оценивают обычно в том же порядке, который установлен для калькуляции себестоимости готовой продукции. Незавершенное производство может оцениваться по производственной себестоимости (плановой или нормативной), или по прямым статьям расходов, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При оценке незавершенного производства по прямым затратам (материальным и трудовым) накладные затратыполностью включаются в себестоимость товарного выпуска. При обнаружении расхождений между данными оперативного и бухгалтерского учета составляются проводки: - обнаружены излишки незавершенного производства Дебет счетов 20, 23 кредит счета 90/7 - выявлена недостача незавершенного производства Дебет счета 94 кредит счетов 20, 23 Под сводным учетом затрат на производство понимается группировка всех затрат по видам вырабатываемой продукции, работ и услуг, по заказам, переделам, цехам и т. п. и по калькуляционным статьям. Данные сводного учета являются основой для составления калькуляций фактической себестоимости продукции. В организациях с цеховой структурой управления сводный учет затрат должен обеспечить выделение затрат отдельных цехов. В организациях с бесцеховой структурой управления сводный учет осуществляется по видам продукции в целом по организации. Сводный учет затрат на производство осуществляется на основе сводных данных (машинограмм или ведомостей распределения материалов, заработной платы и других затрат), полученных в результате обработки первичной документации, оформленной в установленном порядке. Затраты на производство включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся. Отдельные виды затрат, включаются в калькуляцию себестоимости продукции в сметно-нормализованном порядке. Организация сводного учета затрат на производство зависит от применяемого организацией варианта учета полуфабрикатов собственной выработки (полуфабрикатный или бесполуфабрикатный). Полуфабрикаты собственной выработки ‑ это продукты отдельных стадий производственного процесса (переделов), предназначенные для дальнейшей обработки и комплектации на данном предприятии. Как при полуфабрикатном, так и при бесполуфабрикатном вариантах учета с целью контроля за сохранностью полуфабрикатов, а также для определения объема выработанной продукции и состояния остатков незавершенного производства в цехах производственно-диспетчерскими и иными службами цехов организуется оперативный учет движения полуфабрикатов в натуральном выражении на основании документов, оформляющих приемку выработки и внутризаводское перемещение полуфабрикатов. Карточки (книги, ведомости) количественного учета движения полуфабрикатов ведутся производственно-диспетчерскими или иными службами цехов по видам изделий. При полуфабрикатном варианте учета производственных затрат исчисляется не только себестоимость готовых изделий, но и стоимость полуфабрикатов разной степени готовности. Передача полуфабрикатов с одной стадии обработки на другую (из цеха в цех) или на склад системно отражается в записях на счетах бухгалтерского учета, то есть при полуфабрикатном варианте, наряду с оперативным, ведется также бухгалтерский количественно-стоимостный учет движения полуфабрикатов. Полуфабрикаты, являющиеся законченной продукцией отдельных переделов, оцениваются по фактической (плановой, нормативной) себестоимости или по планово-расчетным ценам. При текущем учете движения полуфабрикатов по нормативной (плановой) себестоимости производится доведение нормативной (плановой) себестоимости полуфабрикатов до уровня фактической себестоимости. При реализации полуфабрикатов на сторону себестоимость их рассчитывается по всем статьям затрат. При исчислении себестоимости готовой продукции стоимость полуфабрикатов собственного производства исключается из затрат как внутризаводской оборот. При этом составляются ведомости сводного учета затрат и определяется себестоимость выпуска по каждому цеху (переделу). При полуфабрикатном варианте учета калькулируется себестоимость не только продукции (работ, услуг) предприятия в целом, но и продукции отдельных цехов (полуфабрикатов), передаваемой другим цехам для обработки. При бесполуфабрикатном варианте учета внутризаводское движение полуфабрикатов в записях бухгалтерского учета не отражается. Все расходы, учтенные в разрезе цехов (или стадий обработки), числятся за теми цехами, в которых они возникли, до момента выпуска готовой продукции, даже если полуфабрикаты, производством которых эти затраты вызваны, уже переданы в другой цех на следующую операцию обработки. Затраты по незавершенному производству при бесполуфабрикатном варианте учитывают по месту их возникновения, а не по месту нахождения полуфабрикатов. Себестоимость готовой продукции при бесполуфабрикатном варианте сводного учета определяется путем суммирования себестоимости материалов и полуфабрикатов, израсходованных на производство готовых изделий и себестоимости обработки полуфабрикатов во всех цехах, пройденных ими.

 

 

19. Оценка, документальное оформление и учет движения готовой продукции (работ, услуг) промышленной организации. Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом качества.Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав объема продукции включаются также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера как своим непромышленным производствам, так и сторонним организациям. Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри предприятия.Важное значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры, т.е. перечня наименований видов продукции, производимой в данной организации. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам: маркам, фасонам, артикулам, размерам, сортам и т.д.В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» готовая продукция должна оцениваться в бухгалтерском учете и отчетности по фактической производственной себестоимости. Фактическую производственную себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании отчетного месяца. Поэтому в текущем учете оценку готовой продукции производят по учетным ценам, в качестве которых могут выступать: плановые, свободные отпускные, свободные розничные цены. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости.При учете готовой продукции в течение отчетного месяца по учетным ценам отдельно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости от этих цен. Указанные отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции.Процент отклонений определяется по следующей формуле:где – сумма отклонений на остаток готовой продукции на складе на начало месяца; – сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца; – остаток готовой продукции на складе на начало отчетного месяца по учетным ценам; – поступление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного месяца по учетным ценам.Отклонения учитывают на тех же счетах, что и готовую продукцию. При этом экономия записывается методом «красное сторно», а перерасход – дополнительной проводкой.Для учета готовой продукции на складе предназначен активный синтетический счет 43 «Готовая продукция». Начальное сальдо счета 43 показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах на начало месяца, оборот по дебету – фактическую себестоимость выпущенной из производства и возвращенной покупателями на склад продукции за месяц, а оборот по кредиту – фактическую себестоимость отгруженной (реализованной) в отчетном месяце покупателям продукции.Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции предприятия) или в качестве товаров для продажи, учитываются отдельно на счете 41 «Товары».Если готовая продукция полностью направляется для использования на самом предприятии, то она может не приходоваться на счет 43 «Готовая продукция», а учитываться на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.Сдача готовых изделий из производства на склад оформляется приемо-сдаточными накладными, в которых указывается цех, сдающий продукцию, склад, принимающий ее, номенклатурный номер, наименование, единица измерения, количество и другие реквизиты, являющимися, как правило, бланками строгой отчетности.Оказанные услуги и выполненные работы оформляются приемо-сдаточными актами.В бухгалтерии на основании приемо-сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц.Непосредственно на складе учет готовой продукции осуществляется аналогично учету материалов, т.е. в карточках складского учета или книгах количественно-сортового учета.Все первичные документы, оформленные реестром, ежедневно или один раз в несколько дней материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. При сальдовом методе связь количественно-сортового учета готовых изделий на складе с их суммовым учетом в бухгалтерии осуществляется с помощью ведомости учета остатков продукции на складе. В конце месяца кладовщик из карточек складского учета проставляет в ведомости остатки готовой продукции в количественном выражении по каждому номенклатурному номеру. Затем ведомость передают в бухгалтерию, где остатки таксируют и подсчитывают их суммы.В бухгалтерии ведут ведомость выпуска готовой продукции в натуральном и суммовом выражениях, а также при полной журнально-ордерной форме – ведомость № 16, в которой в разделе 1 «Движение готовых изделий в ценностном выражении» ведомости № 16 отражается движение готовой продукции на складе по учетным ценам и фактической себестоимости по однородным группам продукции. Здесь определяется удельный весфактической себестоимости остатка и поступившей из производства продукции в их стоимости по учетным ценам.На фактическую производственную себестоимость выпущенной готовой продукции составляется бухгалтерская запись:Д-т сч. 43 К-т сч. 20, 23, 29.Отгрузка готовой продукции покупателям производится, как правило, в соответствии с договорами поставок. Отдел маркетинга (сбыта) предприятия ведет оперативный учет отгрузки и контроль за выполнением договоров поставок. Все документы (товарно-транспортные накладные, приемо-сдаточные акты) по отгруженной готовой продукции, выполненным работам и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные документы (счета-фактуры, платежные требования) на имя покупателя.Продукция считается отгруженной с момента отпуска ее со склада до оплаты покупателями.При заключении договора между поставщиком и покупателем делается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, исходя из чего формируются фактурные цены, т.е. цены, которые будут указаны в счете-фактуре.Различают следующие их виды:1. Франко-склад поставщика – все расходы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции, возмещает покупатель и, как следствие, поставщик включает их в платежное требование.2. Франко-станция отправления – расходы, связанные с перевозкой продукции от склада до станции несет поставщик, а расходы, связанные с погрузкой продукции в вагоны и железнодорожный тариф, производятся за счет покупателя.3. Франко-вагон станция назначения – все расходы по погрузке и перевозке продукции до станции назначения несет поставщик, а со станции назначения – возмещается покупателем.4. Франко-склад покупателя – поставщик несет все расходы по транспортировке готовой продукции.При отражении реализации на момент предъявления покупателям платежно-расчетных документов за отгруженную продукцию на основании предъявленных к оплате платежных документов составляются записи:1) На фактическую производственную себестоимость отгруженной и реализованной продукцииД-т сч. 90/4 К-т сч. 43 2) На стоимость продукции по отпускным ценам реализации с НДС Д-т сч. 62 К-т сч. 90/1 Учет выполненных работ, оказанных услуг ведется аналогично, но списание их фактической себестоимости производится непосредственно со счетов 20, 23.

 

20. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда. Для учета расчетов с рабочими и служащими Типовым планом счетов предусмотрен синтетический пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На этом счете отражаются расчеты с персоналом как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации по всем видам заработ-ной платы, премиям, пособиям и другим выплатам. По кредиту счета 70 «Рас-четы с персоналом по оплате труда» отражается сумма начисленной основной и дополнительной заработной платы и аналогичных ей выплат, причитающихся работникам в корреспонденции с дебетом счетов: 20 «Основное производство» – на сумму начисленной заработной платы рабочим основного производства за изготовление продукции; 23 «Вспомогательные производства» – на сумму начисленной заработной платы рабочим вспомогательных производств; 25 «Общепроизводственные затраты» – на сумму начисленной заработ-ной платы рабочим, обслуживающим оборудование, а также специалистам и руководителям цехов; 26 «Общехозяйственные затраты» – на сумму начисленной заработной платы работникам общезаводского аппарата; 28 «Брак в производстве» – на сумму начисленной заработной платы ра-бочим за исправление брака; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – на сумму начисленной заработной платы работникам обслуживающих производств и хозяйств; 08 «Вложения в долгосрочные активы» – на сумму начисленной заработ-ной платы рабочим за работы по погрузке, разгрузке и монтажу основных средств при их приобретении; 10 «Материалы» (15 «Заготовление и приобретение материалов») – на сумму начисленной заработной платы рабочим за погрузку и разгрузку матери-алов при их приобретении; 44 «Расходы на реализацию» – на сумму начисленной заработной платы рабочим за упаковку, погрузку и разгрузку готовой продукции; 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму пособия по временной нетрудоспособности всем категориям персонала»; 91 «Прочие доходы и расходы» – на сумму начисленной заработной пла-ты рабочим за работы по ликвидации основных средств; 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» – на суммы матери-альной помощи и других аналогичных выплат за счет собственных источников организации; 96 «Резервы предстоящих платежей» – на суммы отпускных рабочим из созданного резерва на их выплату. По дебету счет 70 отражается выплата заработной платы, премий, посо-бий, а также суммы удержанных налогов, платежей по исполнительным листам, других удержаний. На сумму выплаченной из кассы заработной платы составляется провод-ка: Д-т сч. 70 К-т сч. 50. На сумму перечисленных организацией денежных средств на лицевые счета работников в соответствующем банке составляется проводка: Д-т сч. 70 К-т сч. 51 «Расчетные счета». Синтетический учет расчетов с рабочими и служащими ведется при пол-ной журнально-ордерной форме в ряде журналов-ордеров. Так, операции, свя-занные с начислением заработной платы (кредит счета 70), отражаются в жур-налах-ордерах № 10 и № 10/1. Операции по выплате заработной платы и другие дебетовые обороты по счету 70 отражаются в журналах-ордерах, предназначенных для учета оборотов по кредиту счетов, корреспондирующих со счетом 70. Например, кредитовые обороты по счету 28 отражаются в журнале-ордере № 10, по счету 50 – в журнале-ордере № 1, по счету 71 – в журнале-ордере № 7, по счетам 73 и 76 – в журнале-ордере № 8. Заработная плата является одним из элементов себестоимости продукции. Ее начисление является одновременно и распределением по направлениям за-трат. Для этого в бухгалтерии организации составляется «Ведомость распреде-ления заработной платы и расхода материалов» (форма № РТ-1). Она составля-ется один раз в месяц на основании сгруппированных первичных документов по труду и заработной плате. В ведомости указываются дебетуемые счета, но-мера заказов и статьи затрат, на которые относятся суммы заработной платы, что необходимо для аналитического учета затрат на производство, который ве-дется в ведомостях № 12, 13, 15. Для отражения всех расчетов по заработной плате и удержаний из нее по организации в целом составляется «Сводка данных по расчетам с рабочими и служащими» (форма № РТ-3). Она используется также для составления прово-док на удержания и вычеты из заработной платы. Кроме нее в бухгалтерии со-ставляется «Сводка начисленной заработной платы по составу и категориям ра-ботников» (форма № РТ-4). Может быть составлена «Сводка начисленной зара-ботной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работни-ками по страхованию и распределению заработной платы» (форма № РТ-5) взамен форм № РТ-3 и № РТ-4. Они используются для составления установлен-ной отчетности и анализа фонда заработной платы. Аналитический учет заработной платы и связанных с ней расчетов ведет-ся по каждому работнику организации в расчетно-платежных ведомостях, кар-точках учета выработки, машинограммах начислений и удержаний, лицевых счетах и расчетных листках. Данные аналитического учета используются для исчисления средней заработной платы, пособий по временной нетрудоспособ-ности, заработка за время отпуска и определения размера пенсий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...