Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Археокультурная словесность




Лекция. Хронология общественных коммуникационных систем по

А.В. СОКОЛОВУ (6 часов).

ПЛАН

1.Понятие коммуникационной системы, ее эволюция иуровни.

2. Археокультурная словесность.

3. Палеокультурная книжность. Изобретение алфавита.

4. Античная и средневековая социальная коммуникация.

5. Мануфактурная неокультурная книжность.

6. Индустриальная неокультурная книжность.

7. Мультимедийная коммуникационная культура.

    1. Понятие коммуникационной системы ее эволюция иуровни.Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами. Если культура представляет собой совокупность овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, то ОКС – это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Другими словами, ОКС в целом и ее элементы – это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи.

    Попытаемся представить эволюцию систем общественных коммуникаций в целом. Направление этой эволюции: 1.от устной коммуникации к 2.документной коммуникации и далее – 3.к электронной коммуникации.Эволюция социальных коммуникаций органически связана с эволюцией культуры, которая представлена в виде пяти стадий: пракультураархеокультура палеокультура неокультура постнеокультура. Отсюда следует, что стадии эволюции культуры совпадают со стадиями развития ОКС.

    Последовательная смена ОКС происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребностиотдельных людей и общества в целом. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов.

    Четыре бифуркациипроизошли на стыке 1. – археокультуры и палеокультуры (III тыс. до н.э.),2 – на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры (1440-е годы), 3– на стыке мануфактурной и индустриальной неокультуры (начало XIX века),4 – в наше время – переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века).«Точки» бифуркации – это границы между различными ОКС. Конечно, в историческом времени «точка» – это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный периодмежду разными ОКС.

 

    Уровни коммуникационной культуры.

    Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространениякультурных смыслов, т.е. родом социальной коммуникации. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры:словесностькнижность мультимедийность. Причем книжность подразделяется на три поколения:палеокультурное (рукописная книга), мануфактурное неокультурное (мануфактурное книгопечатание), индустриальное неокультурное (машинная полиграфия).

    Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития. Регион, именуемый «западная цивилизация» (Западная Европа и Ближний Восток), всегда был лидером культуры.

    Вследствие закона кумуляции коммуникационных каналов (закон ККК) более поздние ОКС включают коммуникационные каналы предыдущих систем, правда, в технически модернизированном виде. Так, рукописная ОКС вовсе не отменила каналы словесности; индустриальная книжность модернизировала канал книгоиздания, открытый мануфактурным книгопечатанием, и ввела в оборот новый документный канал – прессу; мультимедийная ОКС аккумулирует возможности как словесности, так и книжности, включая их в мультимедийную среду. Уровень коммуникационной культуры определяется господствующими средствами коммуникации.

    Словесность – такой уровень коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устнойкоммуникации.

    Книжность – такое состояние культуры, когда основные (не все!) культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

    Пракультура – это время становления коммуникационных каналов, когда о существовании общественных коммуникационных систем говорить не приходится, ибо не сложилась основа для их формирования.

    Ранняя археокультура (эпоха палеолита) прошла под знаком приоритета символьно-иконических документов в виде палеолитической живописи и скульптуры;

    в неолите приоритет перешел к устной коммуникации, и в первобытных общинах земледельцев и скотоводов стали складываться общинные ОКС, где господствовало устное слово.

    Рассмотрим более подробно взаимосвязи между уровнями коммуникационной культуры (словесность – книжность – мультимедийность) и стадиями человеческой культуры.

Археокультурная словесность

    Археокультурнаясловесность соответствует общинной ОКС. Общинная коммуникационная система – это первобытнообщинная коммуникационная система, в которой все члены общины выступают в роли и коммуникантов, и реципиентов, используя для передачи смысловых сообщений каналы(естественные: невербальные и вербальные (слово) и искусственные: символьно-документальные (амулеты, браслеты и др., первобытное искусство). Никаких коммуникационных служб нет.

    Господство устного слова установилось не сразу, потому что оно требует достаточно развитого и абстрактного мышления. Палеолитическим охотникам и собирателям были ближе ипонятнее изображения, чем словесные образцы. Отсюда – замечательный расцвет первобытного изобразительного искусства 35–15 тыс. лет назад. Изображения, сперва примитивные, затем реалистические, наконец, схематические служили ступенями для развития интеллекта первобытного человека. Без опоры на наглядные образцы, представляемые изобразительным искусством,интеллектуальный прогресс палеолитических общин был бы весьма затруднен, а значит, было бы невозможно господство устного слова, т.е. становление археокультурной словесности в эпоху мезолита и неолита.

    Под словесностьюА.В. Соколов понимает не совокупность устных и письменных текстов на естественных языках (в отличие от В.И. Даля, онне включает в понятие «словесность» письменность и литературу, а такое состояние культуры, когда коммуникационная деятельность происходит в формах устного управления или устного диалога. При этом большую роль в передаче культурных смыслов играет подражание, распространенная форма коммуникационной деятельности в общинных ОКС. Некоторые особенности археокультурной словесности:

    а.Общинная коммуникационная система отличалась первобытным равенством, и социальная однородность (бесклассовость) первобытных общин сопровождалась синкретичностью (слитностью) вербальных, музыкальных, иконических каналов в языческих ритуальных священнодействиях. Впоследствии из этой синкретичности выросли изобразительное искусство (первобытная живопись, графика, орнамент, скульптура), исполнительское искусство (музыка, танец), наконец,поэзия и фольклор как искусство слова. Творцами первобытных культурных смыслов, образовавших содержание общинной коммуникации, были неведомые нам гениальные художники, музыканты, артисты, поэты.

    б.Обожествление слова, которое нашло отражение в мировых религиях. Господь, как известно, творил мир не действиями, а словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть» (Иоан. 1:1–3); «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:3). В Коране написано: «Его приказ, когда он желает чего-нибудь, – только сказать ему: "Будь!" и оно бывает» (36, 81–82). В одном из гимнов Ригведы, обращенном к богу Агни, говорится: «Он укрепил небо истинными священными словами» (Ригведа. Мандалы I–IV. М., 1989. с 85).

    Н.С. Гумилев, поэтически воскрешая архаические мифы, писал в своем стихотворении «Слово»:

В оный миг, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, словно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для здешней жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривши и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число...

    Кстати, буддизм – это культура размышления, которая пошла дальше знаков и отказалась и от слов, и от чисел. Нирвана достигается путем самоуглубления, медитации, а не заклинаний.

    в.Священные словесапередавалисьиз уст в уста; их поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и исключить искажения при устной передаче; этому способствовали ритмический размер, повторяющиеся стандартные фразы, музыкальное сопровождение многих гимнов. Даже позже, когда стала известна письменность, божественные откровения запрещалось фиксировать; они доверялись лишь слуху посвященных.

    Причем нельзя считать, что недокументированная социальная память не надежна. Древнейший из памятников словесного искусства – собрание гимнов Ригведа датируется XVIII–XII вв. до н.э., а запись (кодификация) Ригведы состоялась только в XII–XV вв. н.э. Очевидно, что столь сложное литературное произведение не могло сохраниться более трехтысяч лет в народной памяти, если бы в арийских племенах Индии не было бы тысячелетних традиций устного творчества.

    г.Талантливыйпоэт, сказитель в дописьменных обществах выполнял роль летописца, служителя не текущих забот и интересов, а социальной памяти, воплощенной в мифах, легендах, преданиях. Эстетические потребности удовлетворяли лирики, способные выразить в слове и музыке эмоциональные переживания. Представление о поэте как пророке, любимце боговнесомненно восходит к археокультурной словесности.

    Обобщая сказанное, можно сказать, что археокультурная словесность обеспечивала, 1.,консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным языком, представлялись им «немыми» или вовсе «нелюдьми»; 2.,организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение;3., функционирование неовеществленной социальной памяти, заключающейся в передаче из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практического опыта, наконец, священного мифологического сознания и самосознания.

    Археокультурная словесность, несмотря на свое господствующее положение , никогда не вытесняла иконическое искусство. Правда, последнее трансформировалось из сюжетно-образного в абстрактно-орнаментальное. Орнаментализация документального канала имела два немаловажных следствия:

1•вместо охотничьих эмоций гармонично сплетенный орнамент исподволь внедряя в первобытную психикуощущения красоты формы, цвета, пропорции,создавая тем самым предпосылки дляпоявления эстетического сознания и, следовательно, возникновения собственно искусства, и не утилитарных изображений;

2 •орнамент и схематизированный рисунок - прямые предшественники пиктограмм и иероглифов.В древнейших памятниках египетского и шумерского письма нельзя определить, где кончается графика и начинаются письмена.

    Таким образом, в недрах господствующей устной словесности вызревал реванш документных каналов за первенство. Реванш состоял в открытии нового документного канала – письменности.

Палеокультурная книжность

    Одним из ранних осознанных опытов коммуникации было использование письменности как средства закрепления речевой информации. Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: необходиматочная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых, религиозных ритуалови т.д.

    В раннем обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковыйхарактер. С самых древних времен люди делали попытки найти еще одно, кроме языка, устойчивое средство коммуникации, тем более что устной речью можно было пользоваться лишь при непосредственных контактах. Наиболее доступным и легким в достижении этой цели оказался способ условно выражать различные понятия и совершать коммуникационные акты при помощи мнемонических средств (Мнемоника (греч. mnemonika — искусство запоминания — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, опираясь на окружающие предметы). Такой способ выражения казался древнему человеку естественным, так как любойпредмет, с которым он имел дело, был неразрывно связан с тем или иным понятием. Предметы, выбранные для сообщения, вызывали у всех людей, участвовавших в коммуникации, одинаковые ассоциации. Один из наиболее древних и ярких примеров предметного письмаприводит древнегреческий историк Геродот(ок. 484 — ок. 425 гг. до Р.Х.) в своей «Истории». Когда древние персы потребовали от скифов добровольного признания их могущества и власти, то скифы в ответ им послали птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Адресаты этого «письма» без труда перевели «текст», который гласил примерно следующее: «Персы, если только вы не умеете летать подобно птицам, прятаться в землю подобно мышам, прыгать по болотам подобно лягушкам, то будете осыпаны нашими стрелами, лишь только вы вступите в скифскую землю».

    На разных этапах развития общества и цивилизаций практиковались также другие мнемонические средства, облегчавшие коммуникацию: узелковое письмо, пиктография и др. Узелковое (или узловое) письмо представляет собой небольшие узловатые веревочки, каждый узелок которых имеет определенное значение. Узелковое письмо известно также с глубокой древности. Им пользовались персы, китайцы, инки и многие другие народы. В своей «Истории» Геродот приводит пример такого письма: персидский царь Дарий, отправляясьв поход против скифов, вручил ионийским тиранам ремень с 60 узлами, обозначавшими60 дней, которые он собирался пробыть в походе; каждый день адресаты, считая дни, должны были распускать по одному узлу.

    Одной из разновидностей узелкового письма считается так называемое раковинноеписьмо, которое использовали североамериканские племена. Коммуникация осуществлялась посредством разноцветных морских раковин, нанизанных на нитки или ремни. Понятия в раковинном письме выражались черезформу, цвет, величину, а также различные комбинации раковин.

    Со времен неолита известно также пиктографическое (рисуночное) письмо — отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Впрочем, не все пиктограммы являются письмом, коммуникационным актом.

    В настоящее время трудно в точности установить разницу между чистым рисунком и сообщением. Кроме того, нередко можно видеть смешение обоих мотивов. Таковы, например, пиктограммы эпохи палеолита из пещер Альтамира и Пасьега в Испании, Эмтланда в Швеции и др.

    Часто употребляется и термин «петроглиф» (греч. petros — камень и glyfe —резьба) — наскальное изображение. Различие между петроглифами и пиктограммами состоит главным образом в том, что пиктограммы — исключительно рисунки, тогда как петроглифы включают в себя также геометрические и другие элементы.

    Главная особенность подавляющего большинства пиктограмм состоит в том, что они сообщают лишь об одном определенном событии, как правило бытового характера, но всегда выраженном законченным предложением. Каждый рисунок соответствует одному предложению. Большинство пиктограмм выполняют коммуникационную функцию: это сообщения о любви, охотничьи сообщения, донесения о стычках, сражениях, боевых походах. Особый интерес представляют пиктограммы политического характера: договоры,заявления, переписи населения и т.п.

    Одно из, по видимому, некоммуникационныхназначений пиктографии состояло в фиксациимагических и заклинательных формул. Магия во многом повлияла на развитие пиктографического письма: первые попытки передачи сообщений посредством письма носили, скорее всего, магический характер и являлись элементами колдовства. Поэтому многие народы на ранних стадиях своего развития считали письмо волшебством. И этимология появившегося впоследствии слова «иероглиф» (греч. hieros —священный и glyfe — то, что вырезано), безусловно, свидетельствует осакральном отношении древних людей к письменности. К тому же письмом пользовались, в большинстве своем, именно те люди, профессии которых вызывали у простого человека уважение и даже поклонение (например, чиновники, жрецы).

    Таким образом, мы можем видеть в пиктографии первую ступень в развитии коммуникации.Конечно, большим недостатком пиктограмм была сложность их восприятия в процессе коммуникации. В процессе усовершенствования на смену пиктографическому пришло идеографическое письмо.

    Идеограмма — письменный знак, соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме. Уже на ранних этапах люди стали отождествлять определенные рисунки с определенными словами. Постепенно на письме используется все больше символов, письменные знаки начинают приобретатьусловныйхарактер. Например, у многих индейских племен изображение натянутого лукаозначало войну, изображение трубки, украшенной перьями, означало мир, а изображение мужчины,курящего трубкус перьями, — заключение мира.

    Идеографическое письмо всех народов отличается тенденцией к поступательному развитию. Постепенно символы становятся все более универсальными, упрощаются и становятся более условными сложные изображения. Со временемзнак перестает отображать значение слова, но лишь фиксирует его фонетический строй. Это важнейшее изменение привело к уменьшению числа знаков и, следовательно, к доступности идеографической системы для более широких социальных групп.

    Письменностьявилась исключительно важным культурным достижением. Среди историков письма нет единства в объяснении его происхождении. Большинство склоняется к однолинейной эволюции: сперва предметное письмо (символы, изображения, узелковое письмо), доходящее до пиктограмм (рисуночное письмо), затем на базе пиктограмм – иероглифы, слоговое и, наконец, буквенно-фонетическое письмо. Последнее принято многими народами. Но не всеми. Китайцы, например, не считают до сих пор возможным отказаться от иероглифической письменности, хотя принцип буквенно-фонетической записи был известен им во II в. н.э. Пути перехода от звучащего слова к слову записанному, по мнению многих исследователей, многообразны и нестандартны и определяются местными социально-культурными условиями, в частности, нежеланием грамотных жрецов, писцов, чиновников облегчать доступ в их сословно-кастовую группу.

    Впоследствии идеографическое письмо стало базой для созданияиероглифов, которые появились в IV тысячелетии до Р.Х. — сначала в Древнем Египте, в так называемую преддинастическую эпоху, а затем, несколькими столетиями позже, в Месопотамии. По сути, именно в Египте родилось настоящее, в подлинном смысле слова письмо. Как и другие древние народы, египтяне считали письменность даром богов, а все написанноебожественным откровением. Именно этим фактом объясняется анонимность египетских литературных памятников. Изобретателем и хозяином иероглифов, покровителем литературы и всех пишущих иероглифами считалсябог месяца,премудрости и государственного порядка Тот. Термин же «иероглиф», по сравнению с самой египетской письменностью, очень молод: его впервые применил известный христианский философ и богослов Тит Флавий Климент Александрийский около 200 года н.э.

    Первые памятники письменности относятся к III–IV тысячелетию до н.э. Очагамиписьменностистали древнейшие локальные цивилизации: древнеегипетская, месопотамская (шумеро-ассиро-вавилонская), индусская, критская (минойская, эгейская) и древнекитайская. Эти очаги в разных концах ойкумены возникли не случайно, а были обусловлены цивилизационным развитием: появление городов, торговли и ремесел; образование мощных централизованных государств; классовое расслоение населения. Варварские племена и их объединения не нуждались в письменности; письменность – новый коммуникационный канал, востребованный цивилизацией.

    В Европе и на Ближнем Востоке палеокультурная книжность существовала более 3,5тысяч лет, которые можно поделить на три периода:   Первоначально для выражения своих мыслей египтяне просто рисовали предметы, причем каждое такое изображение соответствовало определенному понятию. Это было картинное письмо.

    Затем египтяне установили, что речь состоит из различных повторяющихся звуков и что употребляемые ими слова имеют вполне ограниченное число слогов. Под влиянием этого открытия стало происходить упрощение картиной системы: выбирались наименее трудные для начертания рисунки. Таких оказалось около пятисот. Каждый новый рисунок стал изображать не целое понятие (как было прежде), а один только слог, причем обозначались лишь согласные буквы. Это можно объяснить структурой речи древних египтян, где гласные играли подчиненную роль.

    Способ выпускания гласных букв на письме унаследовали почти все позднейшие семитские алфавиты, возникшие из египетского письма: сначала финикийцы, а от них, в свою очередь, древние евреи. Материалом для письма был папирус, из которого делали свитки. Их длина порой доходила до нескольких десятков метров. В свитках писали справа налево, сначала вертикальными, а затем горизонтальными строками. Свитки были практичны, удобны в хранении и, несмотря на хрупкость, надолго пережили эпоху Древнего Египта и сохранялись вплоть до середины первого тысячелетия нашей эры. Помимо папирусов, египтяне использовали для письма камень. До наших дней дошли многие иероглифические надписи напьедесталах и самих памятниках, стенах гробниц и храмов.

    Со временем египтяне стали составлять летописи, повествовавшие о развитии и гибели династий, об указах фараонов, о войнах, торговых связях с соседними землями. Летописи составлялись придворными жрецами и носили, как правило, официальный характер. Вместе с официальными постепенно появлялись и развивались частные тексты. Их также писали на подручных средствах: вазах, надгробных плитах, а также гробницах богатых людей. Содержание частных текстов отражало, в первую очередь, важные события в жизни умершего, особенно это касалось его взаимоотношений с фараоном, часто приводились даже их диалоги. Эти письма клали в гробницу к покойному — в надежде на дополнительную милость к нему богов. Так, в гробнице Уашптаха, главного архитектора фараона V династии Нофериркала, сохранилось письмо, которое повествует о скоропостижной кончине архитектора в присутствии фараона, осматривавшего новые постройки Уашптахом. Фараон стал хвалить архитектора — и вдруг заметил, что тот не слышит его похвал. Автор письма отмечает, что «величайший страх проник в сердца их». Несмотря на усилия жрецов и врачей, спасти Уашптаха не удалось. Огорченный фараон, помолившись богу Ра, приказал похоронить архитектора за свой счет. Похороны за государственный счет, выражавшиеся в получении гробницы в подарок от фараона, считались особенным отличием, а написание на ее стенах имени и заслуг умершего обеспечивало, по мнению древних египтян, бессмертие.

    Таким образом, гробницы — один из ценнейших источников, свидетельствующих о том, что жанр письма был достаточно распространен в течение всей древнеегипетской истории. Как видим, письмо было связано с религиозной жизнью, с верованиямиегиптян в то, что написанный на папирусе или высеченный на камне текст может магически дать умершему продолжение земной жизни в загробном мире, а также сохранить его имя среди потомков. Все без исключения сохранившиеся письма не были адресованы живущим людям, которые пришли бы почтить память покойного к его гробнице (в отличие, скажем, от эпитафийна могильных камнях европейцев христианской эпохи), и, вообще, не предусматривали никакого конкретного читателя. Тем не менее адресат подразумевался: это, в первую очередь,боги, которые должны тем самымучесть земные заслуги умершего, и затем, вероятно, далекие потомки (поскольку современники и без того знали о жизни и отличиях героя писем). И в этом — главное назначение и особенность этого жанра. Поэтому религиозная подоплека писем несомненна.

    Изобретение алфавита — заключительный акт в процессе создания письменности. Первое в истории буквенное письмо — протоалфавит (где были только согласные буквы) создали финикийцы — народ, живший на территории Восточного Средиземноморья в середине II тысячелетия до Р.Х. Гипотеза о происхождении финикийского письма от древнеегипетских иероглифов наиболее правдоподобна и аргументирована. Впрочем,существуют и другие гипотезы. Так, например, еще древнеримский историк Тацит (58–117 гг.) считал, что алфавит изобрели египтяне, а финикийцы лишь переняли его и распространили алфавитное письмо —в частности в Грецию («Анналы», XI, 14). Финикийцы были лучшими в древнем мире торговцами и мореходами. Изучив иероглифы Древнего Египта и клинопись Вавилона, они —в торговых и научных целях — создали свое собственное письмо. Оно уже не имело символических форм, свойственных иероглифам. Звукистали передаваться графически. Каждая буква изображала определенный звук, каждый звук передавался на письме одной буквой.

    Финикийский протоалфавит состоял из 22 согласных букв, в нем полностью отсутствовала вокализация(гласные буквы на письме не обозначались) и была установлена строгая последовательность букв, которую взяли за основу практически все последующие мировые алфавиты. Например, первая буква финикийского алфавита «алеф» стала в греческом алфавите называться «альфа», в славянском — «аз», в русском — «а». Направление письма было, как и в Египте, справа налево. Во всех производных от финикийского алфавитах эта особенность до определенного времени сохранялась, а в некоторых языках (например, в иврите), существует и сегодня.

    Финикийское письмо с поразительной скоростью распространилось по миру.Это произошло, прежде всего, потому, что, в отличие от иероглифического, финикийское письмо было легким в усвоении. Тем самым началась постепеннаядесакрализация письма: со временем оно перестало быть искусством, доступным лишь немногим избранным лицам. Народы, которые находились в торговых или деловых отношениях с финикийцами, быстро перенимали финикийское письмо и часто, в свою очередь, передавали другим народам. К финикийскому письму восходят все европейские системы письма (в том числе и славянская азбука — кириллица), а также еврейское, иранское, арабское письмо, письменности Индии, Центральной Азии.

    Первый алфавит, который состоял не только из согласных, но и также из гласных букв,создали древние греки приблизительно в XI–VIII веках до Р.Х.Основой послужило финикийское письмо. Самые ранние из дошедших до нас греческих надписей — так называемый архаический алфавит — выполнены, как и финикийские, справа налево, и в них также отсутствуют гласные буквы. Впоследствии греческий алфавит претерпел значительные изменения. Были добавлены гласные буквы. Для их обозначения греки взяли пять финикийских букв, которые выражали гортанные и полугласные звуки. Так финикийская буква «алеф» превратилась в греческую «альфа», «хе» —в букву «эпсилон», «айин» — в букву «омикрон», «йод» — в букву «йота»,«вав» — в букву «юпсилон». Кроме того, было изменено направление письма — теперь оно стало слева направо. Некоторые финикийские буквы, вошедшие в архаический греческий алфавит, постепенно исчезли. Со временем сложилсяновый греческий алфавит (так называемаяионийская редакция), который состоял из 24 гласных и согласных букв.

    Греческий алфавит (как и финикийское письмо) был общедоступен, получил повсеместное распространение в античных полисах и стал мощной базой для развития коммуникации в античном обществе.

    Важная роль в развитии коммуникации принадлежит почте, зачатки которой можно наблюдать уже в древнейшей истории первых государств. Слово «почта» происходит от латинского posta и первоначально означало место, где происходила смена развозивших корреспонденцию лошадей. Почта была, по сути, одним из древнейших средств коммуникации. С самого своего появления она служила средством сближения или общения людей. Постоянно возраставшая потребность в коммуникации способствовала развитию почты и строительству новых дорог и путей сообщения. Именно по этой причине почта успешнее всего развивалась в государствах с сильной централизованной властью.

    Начиная с глубокой древности передачу информации на расстояние осуществляли посыльные, курьеры или гонцы. Древнейшие упоминания о них относятся примерно к 2300 году до Р.Х. — эпохе Древнего Египта. Гонцы передвигались в зависимости от условий, обстоятельств и климатических особенностей местности пешим или конным порядком. Их путь проходил, как правило, по караванным путям. Маршруты гонцов шли по всему древнему миру, до Карфагена на западе, Эфиопии на юге и Китая на востоке. Впрочем, почты в традиционном виде древнее общество еще не знало. Основателем такой почтысчитается персидский царь Кир (550 г. до Р.Х.), который повелел проложить дороги во все крупные города страны, построить на них через каждые 25 километров почтовыестанции, где можно было поменять лошадей и передать почту до следующей станции. Таким образом, путь гонцов пролегал теперь, как правило, между двумя соседними станциями и стал тем самым проще и безопаснее. Почта, устроенная таким образом, существовала во всех странах на протяжении многих столетий, вплоть до появления в XIX веке железных дорог.

Основные этапы палеокультурной книжности:

древнейшие цивилизации (III тыс. I тыс. до н.э.) – Древний Египет, Месопотамия, Крит;

античность (VIII в. до н.э.V в. н.э.),совпадающая с эллино-римской цивилизацией;

средневековые (VXIV вв.).

Особенности палеокультурной книжностивидятся в следующих моментах:

    а.Обожествление Слова, характерное для археокультуры, переносится на Книгу, Священное писание, Библию. Книжное слово становится гарантом истинности и незыблемости (что написано пером, не вырубишь топором). Отсюда – обычай клясться на книге (Библии, Конституции). Христианство, ислам, иудаизм – это религии Писания, где священные книги – основа конфессии. В средние века сложилась своеобразная иерархия книжных жанров по признаку святости. Наиболее почитаемой была литургическая, т.е. используемая в богослужении литература (Служебники, Требники, Часословы, Минеи, Триоди и т.п.) и каноническое Священное писание (Ветхий и Новый Завет); ниже рангом шли жития святых (агиография), церковная учебная литература (катехизисы), поучения отцов церкви, а в самом низу – светская (мирская) литература.

    б.Произошла социальная дифференциация населения по принципу: грамотный неграмотный. Овладение грамотой считалось немаловажным личным достижением, поэтому школа стала форпостом письменности. Если у бесписьменных народов социализация молодежи начиналась с освоения производственных умений и навыков, то цивилизованные общества приобщали учеников, прежде всего к счету, чтению, письму. Социальный престиж и карьера индивида зависят теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школьной выучки, от доступа к знаниям. Человек стал зависеть от документированного культурного наследия, хотя не может освоить даже сотую его долю. У члена дописьменного общества такой зависимости нет.

    ВДревней Греции даже грамотные рабы пользовались некоторыми привилегиями: они занимали государственные должности, приобщались к литературному труду (вспомним легендарного Эзопа). В Риме рабы допускались в публичные библиотеки, использовались для переписывания книг (рабы-«библиографы).

в.Выделились социальные группы людей, занятых умственным, так сказать, «интеллигентским» трудом, и следовательно, использующих письмо как профессиональный инструмент. В Древнем Египте и Китае авторитет людей письменной культуры был особенно высок. Древнеегипетское «Прославление писцов», относящееся к концу II тыс. до н.э. (перевод А. Ахматовой).

Мудрые писцы не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы,

Не оставляли после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 517.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...