Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретический уровень научного исследования.




Вопросы 36, 37, 38.

Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

    Осн. смысл:Характеристика научного познания как системного образования.

    План:Определение науки. Основные подходы к структурированию науки. Сравнение эмпирического и теоретического уровней по основным параметрам (характер фиксируемых связей, задачи исследования, методы их решения, формы научного познания). Характеристика диалектического противоречия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания как источника динамики науки.

Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.

    Осн. смысл:Особенности эмпирического исследования, структура эмпирического базиса науки.

    План: Определение науки.Характеристика эмпирического уровня научного исследования с учетом ряда параметров (характер фиксируемых связей, задачи исследования, методы их решения, формы научного познания). Проблема экспликации эмпирического базиса науки, варианты ее решения в философии науки. Структура эмпирического базиса науки: протоколы наблюдения, научные факты, эмпирические закономерности. Природа научного факта. Специфические особенности эмпирической закономерности. Эмпирический базис современной науки,

Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.

    Осн. смысл:Основные характеристики теоретического знания в науке как непреложной ценности постиндустриального общества.

    План:Определение науки. Теоретический уровень научного исследования, его описание: характер рассматриваемых связей, решаемые задачи, методы и результаты исследования. Особенности языка теоретического исследования. Структура теоретического уровня: частные и фундаментальные теоретические схемы. Научная теория как репрезентант теоретического исследования. Основные характеристики научной теории, ее структура и функции. Проблема выбора теории в философии науки ХХ века.

 

1.Наука сложно организована, причем в зависимости от основания для структурирования, мы можем иметь разные картины структурированного целого. Если взять в качестве основания для выделения специфику научной деятельности и ее результатов, это даст нам возможность выделить такие уровни научной деятельности, как эмпирический и теоретический. С учетом характера взаимодействия науки и социума, выделяют еще один уровень – метатеоретический (вопрос 46).

Важно не путать структуру познания – чувственный и рациональный уровни познания и структуру научно-исследовательской деятельности – эмпирический и теоретический уровни.

        Важно выявить различия эмпирии и теории как двух уровней научной деятельности.

Эмпирический уровень науки.

1.Основной задачей эмпирического исследования выступаетописание изучаемого объекта, систематизация информации, которая собрана о нем. Именно поэтому оно раскрывает относительно неглубокие связи и характеристики изучаемого объекта – уровень явлений, не сущности.

2. Эмпирический уровень науки имеет дело с эмпирическим объектом науки – идеальным объектом, имеющим набор ограниченных признаков , которые присущи этому объекту в реальности. Это значит,что реальный объект подвергается «интеллектуальной обработке» , информация о нем проходит отбор по ряду параметров. Таким образом, становится понятно, то

Эмпирический объект дан нам в виде знания о нем исвязан с реальным опосредованно, через процедуру интерпретации.

3.     Основными методами эмпирического уровня исследования выступают такие методы, как сравнение, измерение, наблюдение, описание, эксперимент (вопрос 50).

4. Средствами эмпирического исследования выступают приборы, экспериментальные установки, аппаратура, а также эмпирический язык науки.Эмпирический язык науки не тождественен обыденному языку.

5. Продуктом научной деятельности на этом уровне является эмпирическое знание, которое имеет сложную организацию. Исходным элементом его являются

- протокольные предложения – единичные высказывания об изучаемом объекте, фиксирующие результаты наблюдений и экспериментов;

- научный факт – результат сложного познавательного процесса, индуктивного обобщения протокольных предложений. Он формируется не как результат единичного наблюдения, например, а в результате многочисленных сложных процедур выделения определенного инварианта наблюдений и экспериментов. Факты фиксируют постоянные признаки и свойства реальных на уровне их явлений, но не дают представления о сущности. На этом уровне важно иметь представления и количественных параметрах свойств.

- эмпирические законы и феноменологические «теории», закономерности (небесная механика Кеплера) устанавливают связи между научными фактами. Эмпирические законы – знание об устойчивых связях явлений, их пространственно-временных свойствах(вода может быть в трех агрегатных состояниях – жидком, твердом, газообразном; все металлы электропроводны; все живые организмы состоят из клеток). Чаще всего они оформлены в математические формализмы.

    Знание, представленное в эмпирических законах и феноменологических теориях, имеет вероятностный характер.

Эмпирическое знание, представленное протокольными предложениями, научными фактами, эмпирическими закономерностями и феноменологическими концепциями в совокупности составляет эмпирический базис науки.

PSЭмпирические знания всегда являются «теоретически нагруженными», то есть всегда ориентированы целями и задачами, которые сформулированы на теоретическом уровне понимания задач исследования.

 

Теоретический уровень научного исследования.

1.Основной задачейтеоретического исследования является объяснениеисследуемых явлений, которое помогает проникнуть исследователю на уровень существенных внутренних необходимых связей явлений.

2. Объектомтеории является идеализированныйтеоретический объект (теоретический конструкт, идеализированный объект). Он представляет собой абстракцию, включающую набор признаков, часть которых может быть присуща реальному объекту, часть может не принадлежат ни одному реальному объекту (абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело). Это набор абстракций, которые получены путем добавления к эмпирическому объекту таких качеств, которые делают его принципиально ненаблюдаемым.

3. Основными методами теоретического исследования являются методы

идеализации, формализации, знакового моделирования, мысленного эксперимента, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод вычислительного эксперимента, метод восхождения от абстрактного к конкретному (вопрос 51).

4. Средством исследования реальности на теоретическом уровне является язык науки - специализированные искусственные языки, максимально приспособленные к своим предметным областям.

5. Продуктом, важнейшим результатом научного познания на теоретическом уровне является научная теория. Научная теория – это целостная непротиворечивая система знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностные свойства и закономерности определенной предметной области и дающая им объяснения и возможность предсказания новых явлений.

6. Основными признаками научной теории считаются

-эвристичность – объяснительные и предсказательные возможности теории

- конструктивность – возможность проверить основные выводы и результаты теории

- простота– объяснение максимального круга явлений данной предметной области на основе минимального количества независимых допущений без введения произвольных гипотез.

Эти признаки в различной степени характеризуют многообразные теории.

7. Функции научной теории : объяснительная, предсказательная, синтезирующая.Синтезирующая функция предполагает сособность упорядочить большой объем эмпирической информации. Различают «вертикальный» и «горизонтальный» синтез научных знаний.

8.Один из наиболее дискуссионный вопрос философии и методологии науки – о структуре научной теории. Своеобразным эпистемологическим эталоном выступает прежде всего физическая теория, поскольку именно в физике наиболее полно и последовательно прослеживается связь эмпирического базиса и теоретической интерпретации эмпирических фактов.

Большинство исследователей выделяют такие структурные компоненты теории, как

- абстрактные или идеализированные объекты, которые вводятся через постулаты и определения теории (материальная точка, сила, система координат)

- модели или теоретические схемы - совокупность таких объектов

- аксиомы или базовые принципы – отражают сущностные черты и отношения этих объектов

- теоретические законы, которые формулируются относительно таких схем.

В.С. Степин выделяет в качестве структуры теории частные теоретические схемы, которые состоят из определенной совокупности идеализированных объектов и описывают ограниченную область исследуемых явлений и фундаментальные теоретические схемы, которые включают частные и характеризуют развитые научные теории.

 

Эмпирический и теоретический уровни науки имеют ряд общих черт, поскольку они – части единого процесса познания.

1.И эмпирия, и теория – результат дискурсивной интеллектуальной деятельности и представлено в логико-понятийной форме.

2. Это объектное знание,оно максимально свободно от присутствия субъекта исследования в любых проявлениях.

2. Средством познания является язык науки.Наука и научная коммуникация использует специализированные искусственные языки, количество которых постоянно прирастает.

 Первым вариантом такого языка были символические обозначения, которые ввел в логику Аристотель. С Нового времени в обиход науки тесно входит математическая символика науки – от Декарта и Ф. Виета. В 20 веке язык науки стал объектом философии языка в неопозитивизме.

Сегодня бурно развивается специаьная терминология, научная номенклатура. Развиваются формализованные языки, для которых характерно задание алфавита, экспликация семантических правил, которые задают значение исходных знаков, точная формулировка правил построения из исходных знаков развернутых знаковых систем.

3. Эмпирия и теория взаимополагают друг друга. Развитие теории предполагает приток информации от эмпирического знания. Эмпирия всегда «теоретически нагружена», например единицы измерения в опыте всегда являются результатом предшествующих теоретических исследований.

4. На обоих уровнях используются общие приемы логического мышления – сравнение, обобщение, индукция дедукция, анализ, синтез и пр.

5. Эти уровни связаны между собой такими формами научного поиска, как проблема, гипотеза и теория.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...