Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе?




Вопрос 48. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

Основная идея вопроса: Наука как важнейшая производительная сила. Таковой она является в индустриальном и постиндустриальном обществах. В постиндустриальном наука, к тому же, и социальная сила.

План:

1. Каковы функции науки:

Наука в индустриальном и постиндустриальном обществе – основа экономического и социального прогресса.Это стало возможно по мере интеграции науки в производство. Интеграция качественно изменила производительные силы общества и стала фактором экономического и социального прогресса.

Для нас этот вопрос особенно актуален по причине необходимости перестройки нашей белорусской науки как социального института, т.к. академическая наука показала свою уязвимость в мировой практике.

Функции науки в современном мире:

· Мировоззренческая

· Производительная сила

· Основная социальная сила (сер. 20 в)

· Культурно-просветительная функция (генерация новых знаний и трансляция их в общество).

 

Каковы функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе?

В индустриальном и постиндустриальном обществе наука выполняет важнейшую функцию --– производительной силы общества. С середины 19 века сращиваются наука и производство.Интеграция науки и производства происходит поэтапно и проследить ее можно по мере появления новых социальных структур, на основе которых осуществлялась эта интеграция.

1-й этап.В середине 19 ст. происходят примечательные события в научном мире. В организационном плане появляется Университетская наука. До этого наука организовывалась по академическому принципу, т.е. научное сообщество существовало автономно и занималось чистой наукой. В науке не былодисциплинарной дифференциации.

В индустриальном обществе меняется система производства:появляются новые источники энергии и новые двигатели. Для этого производства нужны новые знания, новые кадры и  система образования. ПоявляетсяУниверситетская наука(Германия). Это т.н. малая наука.Численность людей, занимающаяся наукой очень не велика. Именно в 19 ст. появляется дисциплинарно-организованная наука,  с одной стороны, и потребность в профессиональных кадрах для производства, с другой.

Наряду с профессиональной подготовкой кадров появляетсяаппликация фундаментальных теоретических знаний в задачи производства. И сама наука дифференцируется по степени близости к производству: появляется фундаментальная наука, прикладная наука и технознание. У корпораций появляются собственные лаборатории. До этого связь науки и производства осуществлялась стихийно.Учёные занимаются очень узким кругом проблем, связанных с конкретным производствам. Например, лаборатория Эдисона (1876 г.). К концу века лаборатории создаются крупнейшими корпорациями в научной, электротехнической, нефтеперерабатывающей промышленности, автопромышленности и т.д. В конце 19 в. идёт электрификация и телефонизация Америки и Старого света. Начал формироваться промышленный сектор науки.

В начале 20 века складывается инфраструктура этой интеграции: научно-технические, специализированные журналы, профессиональные сообщества, информационная среда.

2-й этап развивается в промежутке между двумя войнами.Укрупняется производство и  формируется промышленная наука.Промышленная наука становится большой наукой: по количеству втянутых людей и объёму научной информации. Происходит бурный рост промышленного сектора науки: большая наука перестраивает производство, идёт их развитие за счёт требований военно-промышленного комплекса.Наука становится важной составляющей национального научно-технического потенциала.

Позитивные изменения для науки и общества состоят в том, что

- наука втягивается в рыночные отношения: по данным Дж. Бернала, расходы на науку увеличиваются в 400 раз, в 40 раз увеличивается количество научных работ.

- наука четко разделяется на фундаментальную и прикладную. Обеспечивается экономическая поддержка академической науки, прикладная ориентируется на заказы потребителей.

- наука меняет свою организационную структуру, поскольку решение сложных проблем, типа космической техники, требует междисциплинарного подхода и изменения принципа управления наукой, появления ученого-организатора, типа Королева.

    Негативные изменения проявляются в том, что

- коммерческие интересы способствуют неравномерному распределению финансирования между фундаментальной и прикладной наукой;

- долгосрочные программы не приветствуюися, а промышленная наука не может удовлетворить потребности общества.

    3-й этап начинается после второй мировой войны и длится до сих пор. Война стимулирует появление новых отраслей науки и производства – атомной энергетики, вычислительной техники, электроники.

Интеграция науки и производства становится общенациональной задачей государственного уровня. Происходит формирование структур государственного управления научно-техническим прогрессом, возникновение научно-технической политики государства как одной из важнейших функций государства.Вырисовывается государственный сектор науки. В СССРВоенно-промышленный комплекс датируется из Госбюджета. Государственные заказы осуществляются на частных предприятиях. Возникает необходимость планирования научных исследований. Планирование возникает в масштабах национально-государственных образований.Возникают новые отношения межу наукой, производством, государством.

Особенности развития науки в информационном обществе:

- наукоемкое производство, передовая техника и технологии пронизывают всю жизнь общества;

- появляется научно-техническая политика государства;

- НТР становится фактором предотвращения социальных угроз, например ухудшения качества окружающей среды;

- наука становится крупной отраслью национального хозяйства, в которой работает 90 процентов ученых. На науку выделяется государственное финансирование. Оно растет, и при этом число крупных научных открытий приблизительно одно и то же. Встает проблема интенсифицировать само научное производство.

- возникают новые формы кооперации субъектов научной деятельности. Это новые формы разделения труда в науке. Они сокращают путь движения от научной идеи к продукту. Кооперация осуществляется на всех уровнях-межгосударственном,

в рамках отдельных государственных образований,  на региональном уровне, на уровне учреждений. Создание кооперативные исследовательских центров, которые включают государственные исследовательские лаборатории, университетские структуры, промышленные фирмы, стало государственной программой в США. Так государство координирует все составляющие научно-технического потенциала страны.

С 50-х годов возникают новые формы интеграции производства и науки, которые отражают тенденцию к децентрации социально-экономического развития,которая выражается в перераспределении полномочий между центральной и местной властью. Возникают регионы науки, инкубаторы, технополисы, научные парки.

Таким образом, государство сегодня является ведущей силой интеграционных процессов,поскольку

- является законодателем всей сферы научной деятельности;

- источником финансирования;

-координатором всего научно-технического потенциала страны;

- политической силой, определяющей отношение общества к науке и техническому развитию.

 

        

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 888.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...