Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наглядная агитация и проведение устной разъяснительной работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.




 

Средством привлечения внимания общественности к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения является пользование в профилактических целях наглядной агитации. Основная цель наглядной агитации заключается не столько в том, чтобы оказать помощь в изучении тех или иных положений ПДД, сколько в привлечении внимания к вопросам безопасности дорожного движения, постоянном напоминании о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе дорожного движения. Наглядная агитация используется в качестве дополнения основных форм и методов профилактики.

В деятельности по профилактике дорожно-транспортных происшествий используются следующие формы и методы ведения профилактической работы средствами наглядной агитации:

- оборудование и установка баннеров, фотовитрин, панно, щитов, световых плакатов и реклам, окон безопасности дорожного движения на улицах (дорогах с интенсивным движением транспорта и пешеходов, а также и местах массового скопления людей. При этом с учетом места обстановки тематическая направленность должна соответствовать той аудитории, к которой будет обращена наглядная агитация (к водителям, к пешеходам и пассажирам, несовершеннолетним или другим категориям участников дорожного движения). 

Плакаты, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, могут быть выполнены по мотивам мультипликационных фильмов, сказок. Плакатная агитация должна отвечать требованиям актуальности. Например, в зимний период целесообразна пропаганда приемов правильной и безопасной езды в сложных погодных условиях (гололед, снежный накат). Информация, доводимая до населения с помощью средств наглядной агитации, особенно на улицах и дорогах, должна быть краткой и запоминающейся, с учетом того, что у участников дорожного движения, в первую очередь у водителей, ограничено время для прочтения надписей. При проведении на территории обслуживания операций ГИБДД с помощью наглядной агитации население должно информироваться об их целях и задачах;

- установка на аварийно-опасных участках дорог щитов с информацией о количестве погибших и травмированных, причинах аварийности на данном участке. Причем информационные щиты устанавливаются не в самих местах концентрации ДТП или на аварийно-опасных участках дорог (так как это может отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством), а заблаговременно, перед ними, чтобы обеспечить усиление концентрации внимания;

- оказание помощи в оборудовании уголков безопасности дорожного движения в автотранспортных и других предприятиях, жилищно-эксплуатационных учреждениях, учебных организациях;

- проведение издательской деятельности: брошюры, плакаты, листовки, памятки, обращения к населению по вопросам безопасности движения; памятки, брошюры для использования в служебной деятельности работников ГИБДД. Пропаганда ПДД с использованием вкладышей в дневники, школьные учебники, конвертов и т. д.;

- выпуск товаров народного потребления с рекомендациями по обеспечению безопасности дорожного движения и символикой ГИБДД (пакеты, ручки, карандаши, часы, вазы и т. д.);

- большой эффект на определенный промежуток времени оказывает проведение среди нарушителей ПДД так называемой «шоковой терапии»: демонстрация фотографий, видеоматериалов последствий ДТП. Распространен один из видов такой профилактики – установка возле дорог транспортных средств, деформированных в результате аварий. Как показывает статистика, вероятность нарушения ПДД у водителей после проведения «шоковой терапии» на некоторое время снижается во много раз. Однако, несмотря на это, при осуществлении подобных мероприятий необходимо учитывать и морально-этическую сторону вопроса;

- проведение агитационных автомотовелопробегов;

- организация и проведение конкурсов, смотров, соревнований по тематике безопасности дорожного движения, использование ее в выступлениях художественной самодеятельности;

- привлечение работников ГИБДД к консультациям и рецензированию изданий по вопросам безопасности дорожного движения.

Более детально следует остановиться на правилах разработки и установки наглядной агитации вблизи проезжей части, так как при их нарушениях наглядная агитация (как и рекламоносители) в некоторых случаях может даже представлять опасность для участников дорожного движения. Наглядная агитация вблизи проезжей части не должна:

- ограничивать видимость дорожных знаков и светофоров, находиться с ними в одной плоскости;

- вызывать ослепление участников дорожного движения прямым отраженным светом;

- создавать иллюзию нахождения на проезжей части пешеходов, транспортных средств, посторонних предметов;

- устанавливаться в местах с ограниченной обзорностью, на мостах, эстакадах, путепроводах, в тоннелях, железнодорожных переездах, вблизи остановок транспортных средств общего пользования, перед пешеходными переходами, перекрестками;

- содержать элементы оформления, схожие по внешнему виду, световым и звуковым эффектам с техническими средствами организации дорожного движения.

Обязательным условием при проведении профилактических мероприятий с использованием наглядной агитации является оборудование информационными стендами подразделений Госавтоинспекции.

Примерный перечень вопросов, отражаемых в информационном стенде ГИБДД:

1. Анализ дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на обслуживаемой территории. Фотоматериалы с описанием происшествий.

2. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Угоны и кражи АМТ. Анализ и статистика.

4. Контактные телефоны руководителей УГИБДД.

5. Телефоны руководства УМВД по субъекту РФ.

6. Телефон доверия и прямой связи с населением (ОГИБДД и УГИБДД).

7. Наличие и местонахождение «Книги заявлений и предложений граждан».

8. Информация о проводимых операциях по линии ГИБДД.

Таким образом, в деятельности сотрудников подразделений пропаганды безопасности дорожного движения необходимым условием является наглядность ее использования с целью привлечения внимания к вопросам безопасности дорожного движения: это подготовка и установка баннеров, рекламных щитов, стендов с исчерпывающей информацией, уголков безопасности дорожного движения.

При реализации функций пропаганды безопасности дорожного движения наиболее распространенным методом влияния на участников дорожного движения является устная разъяснительная работа, которая позволяет непосредственно проводить профилактическую работу с конкретным человеком. С помощью устной разъяснительной работы Госавтоинспекция побуждает граждан к соблюдению установленного порядка поведения на улицах и дорогах. Устная разъяснительная работа осуществляется всеми работниками ГИБДД, начиная с инспектора ДПС, который ежедневно проводит профилактические беседы с нарушителями при надзоре за дорожным движением, и, заканчивая начальником ГИБДД, который осуществляет прием граждан. 

Основная функция инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения Госавтоинспекции при проведении устной разъяснительной работы – планирование данной работы, разработка типовых лекций, обучение личного состава формам и методам устной разъяснительной работы, осуществление учета и контроля проводимых мероприятий устной пропаганды.

Основными формами и методами устной разъяснительной работы являются:

- организация и проведение тематических вечеров, встреч сотрудников Госавтоинспекции, сборов молодых водителей, водителей, допускающих нарушения ПДД;

- проведение лекций, докладов, бесед, консультаций с индивидуальными владельцами транспортных средств и другими участниками дорожного движения, в том числе с использованием громкоговорящих установок, магнитофонов, кино, видеоаппаратуры, диапроекторов;

- организация и проведение совместно с государственными и общественными организациями, религиозными объединениями циклов бесед по безопасности дорожного движения;

- проведение методических семинаров, консультаций для групп лекторов, которые выступают по вопросам безопасности движения;

- проведение смотров на лучшую организацию лекционной пропаганды безопасности дорожного движения;

- оказание помощи в проведении научно-практических конференций по проблемам безопасности дорожного движения с привлечением ведущих специалистов и ученых;

- подготовка типовых лекций по безопасности дорожного движения;

- организация выездных приемов граждан руководством подразделения ГИБДД. 

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»[1], принимая во внимание Приказ МВД России от 30 августа 2011 года № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России»[2], полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Самой распространенной формой устной разъяснительной работы является профилактическая беседа (выступление). В процессе подготовки к проведению беседы важно правильно выбрать ее тему, определить цели и задачи ее проведения, собрать теоретический и фактический материал, подготовить тезисы выступления и т. д. От этого зависит, проявят ли интерес участники беседы к затронутым проблемам, с каким вниманием они воспримут предложенную информацию, возникнут ли у них вопросы, поступят ли предложения, пожелания.

Структурно в беседе целесообразно предусмотреть вступление, основную часть и заключение. Вступление имеет целью привлечь внимание слушателей, объяснить причины выбора данной темы.

Основная часть беседы есть смысловой стержень, который подчиняет все мысли единой цели. В заключительной части следует подвести итоги выступления, наметить мероприятия в целях решения обсуждаемых вопросов, высказать пожелания, советы, ответить на вопросы.

При подготовке разъяснительных мероприятий сотрудники подразделений пропаганды БДД должны составить соответствующий план и тезисы выступления. В них анализируется аварийность, причины совершения ДТП, их последствия, состояние оперативной обстановки. Помимо этого, надо быть готовым к разъяснению гражданам наиболее распространенных вопросов: сроки, условия проведения технического осмотра, порядок регистрации ТС, виды, размеры и порядок наложения административных наказаний на нарушителей ПДД, особенности организации дорожного движения и эксплуатации отдельных видов транспорта и т. д.

При подготовке необходимо сделать выписки из законодательных и нормативных правовых актов, разъяснений Пленумов Верховного Суда, соответствующие избранной тематике, что позволит проводить беседу более аргументировано и убедительно. При этом надо быть готовым в доступной для понимания слушателей форме разъяснить юридическую терминологию, для иллюстрации привести примеры.

С целью повышения авторитета Госавтоинспекции необходимо рассказать о положительных результатах деятельности подразделения, примерах героизма при выполнении служебных обязанностей. Особо следует разъяснить причины пристального внимания при надзоре за дорожным движением к определенным категориям участников дорожного движения и выявлению определенных видов нарушений; увязать эти мероприятия с анализом аварийности.

Готовясь к выступлению в трудовых коллективах, необходимо предварительно проанализировать журнал учета ДТП и нарушений ПДД в разрезе предприятий, учреждений и организаций. В ходе такого анализа можно установить, какие наиболее характерные нарушения ПДД допускают работники конкретного предприятия, выявить злостных нарушителей. После проведения такой подготовительной работы инспектор сможет провести более предметную беседу с указанием наглядных примеров.

При выборе тематики выступления учитывается аудитория, перед которой оно будет проводиться. К примеру, при выступлении на автотранспортном предприятии целесообразно остановиться на темах обеспечения сохранности транспортных средств, недопущения управления транспортными средствами в состоянии опьянения, соблюдения правил перевозки опасных грузов и т. п., особое внимание уделяется правам и обязанностям пешеходов и пассажиров.

Тема беседы должна быть не только актуальной, интересной, но и понятной для ее участников. В целом, тематическая направленность устной разъяснительной работы должна охватывать все основные проблемы, решаемые Госавтоинспекцией, с большим уклоном в сторону наиболее актуальных на данный момент задач.

Учет мероприятий устной разъяснительной работы отражается в рапортах или путевках (при выступлении на предприятиях, учреждениях, организациях).

В рапортах и путевках указывается:

- время и место проведения мероприятия;

- должность, звание, фамилия выступающего;

- основная тематическая направленность выступления;

- количество присутствующих и состав аудитории;

- поступившие предложения.

Путевки подписываются руководителем предприятия, учреждения, организации или лицами, его заменяющими, и скрепляются печатью. Критические замечания и предложения по улучшению деятельности службы, подразделения, высказанные во время встречи, фиксируются в путевке (рапорте) для дальнейшего их изучения и соответствующего реагирования.

Указанные путевки и рапорта сдаются инспектору подразделения пропаганды БДД, который делает соответствующие отметки в журнале учета мероприятий устной разъяснительной работы. По результатам таких встреч может быть подготовлен материал в средства массовой информации.

Таким образом, сотрудниками подразделений пропаганды БДД важно использовать такую форму как устная разъяснительная работа, которая побуждает граждан к соблюдению установленного порядка поведения на улицах и дорогах, носит дифференцированный характер, охватывает все категории участников дорожного движения и позволяет лично разъяснять целесообразность соблюдения правил дорожного движения. 

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

 

по организации работы, учету и ведению документации по линии пропаганды безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подразделениях ГИБДД

Работа подразделений ГИБДД по линии пропаганды БДД и профилактики ДДТТ проводится в соответствии с приказом МВД России от 2.12.2003 г. № 930.

1. В подразделении ГИБДД должны быть следующие документы:

1. Приказ МВД России от 2.12.2003 г. № 930.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения».

3. Должностные инструкции инспектора по пропаганде, соответствующие рекомендациям отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД УГИБДД УМВД.

4. Планы совместной работы с территориальным органом управления образованием и отделением профилактики правонарушений несовершеннолетних органа внутренних дел, на текущий учебный (календарный) год.

5. Планы ежеквартальных выступлений сотрудников подразделений ГИБДД в СМИ.

6. Приказ о закреплении личного состава за школами.

7. Справки о ежемесячном анализе и учете ДТП с участием детей.

8. Ежемесячные справки (отчеты) о проделанной работе по пропаганде безопасности дорожного движения.

2. Все основные направления работы отражаются в соответствующих контрольно-наблюдательных делах (КНД), журналах и отчетах:

1. КНД на каждую школу города или района (журнал «Наблюдательное дело на образовательное учреждение») в отдельности.

В деле должны находится паспортные данные школы (номер телефона и адрес школы, ФИО и телефоны директора и лица, отвечающего по приказу за организацию профилактической работы в школе), схема безопасных подходов к школе, отметки о посещении данной школы сотрудниками ГИБДД и проведении профилактических мероприятий, копии справок о ДТП с участием учащихся этой школы, направленных подразделением ГИБДД на имя директора, справки о проделанной работе по профилактике ДДТТ в данной школе, справки (акты) об инспектировании школы.

2. КНД учета работы с дошкольными учреждениями города или района.

Содержит сведения о дошкольных учреждениях с указанием адресов и телефонов заведующих, справки, рапорта и путевки о проведении в детских садах профилактических мероприятий.

3. КНД о работе с городским (районным) органом управления образованием.

Содержит адрес органа управления образования, ФИО и телефоны заведующего, инспекторов по работе со школами и детскими садами, методиста по ОБЖ, копию плана совместной работы.

В КНД подшиваются справки, путевки и рапорты о проведении совместных совещаний, семинаров и прочих мероприятий; копии представлений и информационных писем о проблемах ДДТТ в городе (районе) и состоянии аварийности, результатах инспектирования школ; списки карточек учета нарушений ПДД учащимися, направленных в городской (районный) орган управления образованием; ответы из него.

4. Журнал учета и анализа ДТП с участием детей на территории города (района).

Содержит данные о ДТП с участием учащихся на территории города (района); справки о состоянии ДДТТ в городе (районе).

5. Отчеты о работе по ДТП с участием детей.

КНД содержит:

- копии справок, направленных в органы образования, образовательные учреждения и отделение пропаганды УГИБДД;

- материалы служебных проверок по каждому факту ДТП с участием детей.

Справки составляются по результатам служебных проверок.

В материалы служебной проверки входят:

- Копия первоначального материала, собранного на месте ДТП (объяснения свидетелей, водителя ТС и ребенка; схема ДТП; копия административного протокола);

- Объяснение родителей о знаниях и выполнении ребенком ПДД;

- Рапорт проверки о проводимой работе (за год) в образовательном учреждении по обучению данного ребенка правилам безопасного поведения на дорогах. Качество и выполнение школьной программы по изучению ПДД в

классе, где обучается пострадавший ребенок. Проводились ли внеклассные мероприятия по профилактике ДДТТ в учебной группе. Его успеваемость по изучению ПДД в курсе ОБЖ. Проводились ли родительские собрания с участием родителей пострадавшего ребенка, на которых рассматривались вопросы безопасного поведения детей на дорогах. Принимали ли участие сотрудники ГИБДД в лекциях, беседах, родительских собраниях и других профилактических мероприятиях.

- Заключение служебной проверки с выводами и предложениями о необходимости проведения комплекса профилактических мероприятий в образовательных учреждениях; в организации, где работает водитель ТС; в средствах массовой информации.

Служебная проверка по факту ДТП с участием детей проводится в течении десяти дней со дня происшествия. Справка (информация) о факте ДТП направляется в органы управления образованием, образовательное учреждение и отделение пропаганды УГИБДД не позднее пятнадцати дней со дня происшествия.

6. Журнал учета работы со СМИ.

Содержит информацию об имеющихся в городе (районе) газетах, радио, радиоузлах, телевидении с указанием адресов, телефонов, ФИО руководителей. В журнале указывается темы выпущенных материалов (название статей), автор, дата выпуска.

В подразделениях ведется подшивка газет с опубликованными материалами ГИБДД, тексты выступлений на радио с указанием даты и времени эфира, справки о сюжетах на ТВ, также с указанием даты, времени и темы.

Количество материалов должно соответствовать отчетным данным, представляемым в УГИБДД.

7. Отчеты о проделанной работе.

Содержит копии отчетов о работе подразделения ГИБДД по линии пропаганды, направляемых ежемесячно в УГИБДД.

8. Отчеты по проводимым профилактическим мероприятиям (операции «Внимание – дети!», мероприятия по профилактике ДДТТ в летний период и т.д.).

Содержит копии приказов и планов мероприятий, отчеты об их проведении, копии материалов о проведении бесед, выступлений в СМИ и т.д.

9. Отчеты мониторинга общественного мнения участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД.

Содержит копии сводных анкет и аналитических справок, направляемых в УГИБДД.

10. Журналы учета работы по пропаганде БДД в организациях и учреждениях города (района).

Содержит справки и рапорта о проведении бесед с рабочими и служащими предприятий, организаций, учреждений и т.д.

3. Отчетность по пропаганде БДД:

1. Отчеты по пропаганде безопасности дорожного движения предоставляются в УГИБДД ежемесячно (за каждый месяц и с нарастающим итогом с начала года), не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2. Отчеты по карточкам обратной связи (с нарастающим итогом с начала года) и отчеты по мониторингу общественного мнения (сводные анкеты в % с указанием количества опрошенных и аналитические справки к ним с выводами и управленческими решениями) предоставляются в УГИБДД два раза в год, до 15 октября.

3. Копии статей, опубликованных в периодических изданиях, предоставляются в УГИБДД ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

4. Отчеты по операциям и другим профилактическим мероприятиям предоставлять не позднее определенных указаниями сроков.

 

с целью информационно-пропагандистского сопровождения своей деятельности по обеспечению БДД Госавтоинспекция на федеральном уровне инициировала серию широкомасштабных социальных кампаний под девизами: «Засветись!», «Зебра», «стань заметней на дороге», «Внимание – пешеход», «Пешеход, на переход!», «Некуда спешить», «Шлем – всему голова», «Вежливый водитель», «Автокресло – детям!», «Пристегнись!» и др., направленных на повышение безопасности участников дорожного движения. Большую поддержку и понимание в этой работе оказывают органы образования, комитеты по делам молодежи в регионах России[3].

рии, на всем протяжении зоны соприкосновения улицы с указанной территорией запрещает- ся или ограничивается во времени стоянка транспортных средств. На всех улицах, при- легающих к территории школы или детского учреждения, устанавливают знаки 1.21 «Дети» с табличкой 7.1.1 «Расстояние до объекта», указывающей протяженность зоны соприкосно- вения улицы со школьной территорией.

При обучении детей Правилам дорожного движения надо стремиться к тому, чтобы элементы пропаганды безопасности движения присутствовали на каждом уроке, а не были оторванной от общего процесса занятий специальной дисциплиной.

 Главной задачей становится развертывание широкой агитационно-пропагандистской работы с привлечением самых разнообразных форм и методов школьной педагогики. Большую роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма играет правильно организованная внеклассная работа. Учителям в этой работе должны активно помочь различные современные школьные организации, учащиеся педагогических училищ и студенты техникумов, вузов. Одним из недостатков в пропагандисткой работе является отсутствие в Махачкале отрядов юных инспекторов движения, которые могли бы оказать помощь органам ГИБДД в мероприятиях по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма.

Контролирование знаний школьника Правил дорожного движения педагогами и роди- телями поможет выработать у него устойчивые навыки правильного поведения на улице. Это залог того, что с ним ничего не случится не только по дороге в школу и обратно, но и во время его самостоятельных прогулок. В связи с этим можно порекомендовать родителям: когда ребенок начнет ходить за покупками, пусть у него хотя бы первое время будет лист с записью очередности обхода магазинов, при которой как можно реже придется переходить дорогу.

 

Для вывода

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 1,2 миллиона человек и 50 миллионов получают травмы разной степени тяжести. В результате ДТП и сопутствующего им травматизма экономические потери, в среднем, в Европе оцениваются как 2% от ВВП. Уровень смертности на дорогах по прогнозам исследователей к 2030 году переместится с 9-го места на 5-е в списке причин смерти, сокращения жизни и увеличения числа нетрудоспособных, обогнав туберкулез и ВИЧ инфекции[4]. Сегодня для России проблема снижения аварийности дорожного движения особенно актуальна, поскольку уровень смертности на дорогах существенно отличается от других стран, и далеко не в лучшую сторону[5].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 645.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...