Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 54. Особенности использования дидактического материала на уроках окружающего мира.




Вопрос 52. Основные формы и методы работы, используемые на уроках окружающего мира.

Активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, наблюдения, творческий труд.

1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. В результате постановки учебной проблемы ребята испытывают затруднение, либо удивление и начинают поиск выхода из проблемной ситуации, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся раздумья, живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, поиска.

2. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. (Проект, связанный с возникновением пожаров).Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей ин формационной средой. Работая в парах, группах, участвуя в учебных дискуссиях и дебатах, учащиеся вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Ведущий метод – общение. Одной из активных форм обучения является создание мультимедийной презентации. Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство подачи информации во внеклассной работе. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.


Игровые технологии.

Можно выделить пять основных групп:

1) настольные игры

2) дидактические игры

3) сюжетно-ролевые игры

4) игры-путешествия

5) интеллектуальные игры

Настольная игра (кроссворды, игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки, ребусы, чайнворды,

Дидактические игры природоведческого содержания.

а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя

к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», провожу игру «Съедобный-несъедобный». Или при изучении темы «Дикие и домашние животные», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

б) Топографический диктант. Под диктовку учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляется, используя изученные условные знаки плана).

в) Топографическое письмо. Учащиеся записывают составленный ими текст (индивидуально или в парах), в котором характеризуют разные участки

окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в

соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.

г) Определение природных зон, животных, растений и т.д. по иллюстрациям или по описанию.

Сюжетно-ролевые игры.

Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.

Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Игры-путешествия

После изучения темы «Природные зоны» предлагаю ситуацию, для повторения изученного ранее:

- Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.

Или, при изучении темы «Ориентирование на местности»:

- Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.

Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

- Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую

может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и

закономерности природы.

Моделирование

Например, при изучении темы «Планеты Солнечной системы», ребята при помощи картона и пластилина изображают Солнечную систему.

Наблюдение

Проводится во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.

Проведение опытов

Например, в первом классе – по теме «Распускание почек на ветках растений», во втором – «Развитие растения из семени», «Снег и лед»; в третьем – «Свойства воды» и т.д.

Таким образом, благодаря использованию АФО ребята

учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, решать учебную проблему, у них развиваются способности к самосовершенствованию и умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать.

Вопрос 54. Особенности использования дидактического материала на уроках окружающего мира.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности .

Цель дидактических игр – формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, ученик может тогда, когда он будет часто проявлять к ним интерес, и когда учитель сумел заинтересовать учеников. Правильный отбор игр позволяет использовать их на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Дидактические игры при реализации технологий обеспечения безопасности можно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки усвоенных знаний до этапа рефлексии.

Проведение дидактических игр имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть не более 8—10 минут. Но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его

На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).

В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

“От какого дерева лист?”

Ребятки, сейчас я покажу вам листья деревьев. А вам нужно будет сказать, от какого дерева лист.(1- тополь, 2-клен, 3- дуб, 4 - ясень ).

2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).

Викторина –игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Ее еще называют игрой победителей. В ней соревнуются, чтоб быстрее и полнее ответить на поставленные вопросы. Значит, викторина – это конкурс, во время которого ученики самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы для всезнаек.

1) Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)

2) Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.)

3) Когда степь особенно красива? (Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью.)

4) Назовите раннецветущие растения. В чем их особенность? (Тюльпан, тонколистый пион, ветреница, гусиный лук, мак.За короткий весенний период они успевают пройти весь жизненный путь: вырасти, зацвести, созреть и оставить семена.)

5) Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? ( В луковицах и корневищах.)

Загадка– это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Наиболее распространенный жанр детского фольклора, метод народной педагогики. Загадка развивает мышление и речь ребенка, ее наблюдательность. Каждая загадка содержит нестандартные задания, которые вызывают живой интерес

При использовании дидактических игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.

Работа в парах: игра «Собери пословицы», «Собери пазл»

Работа в группах: игра «Музыкальный предмет»

Фронтальная работа со всем классом: игра «Можно-нельзя», «1,2 или 3», «Отгадай-ка»

Дидактические игры активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельную учебную работу, формируют адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, закрепляют знания, умения и навыки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...