Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.




1. Наука как ценность. Ценности в науке.

Наука, с момента формирования техногенной цивилизации, становится и социальным фактором, который придает этой цивилизации динамику, и ценностью, значимость которой все возрастает. 

Во-первых, наукаявляетсямировоззренческой ценностью. Начиная с Нового времени, наука активно участвует в разработке таких важнейших вопросов об устройстве и эволюции Вселенной, о возникновении всего живого и человека. Мировоззренческая функция науки очевидна, наука становится эталонов рационального отношения человека к действительности. Во-вторых, наука, по мере того как проявилась ее социальная и экономическая эффективность, стала инструментальной, прагматической ценностью. Интеграция науки и производства сделала науку мощной производительной силой.

Наука, в отличие от религии, философии, этики и других форм общественного сознания, не имеет отчетливо выраженного ценностного измерения, ибо она не отвечает на вопросы: зачем? во имя какой цели? каков смысл бытия? По самому своему определению наука призвана дать объективную картину мира.

Ценностная нейтральность науки была подчеркнуто акцентирована классической наукой: объективность знания гарантировалась отделением объекта от субъекта. В постнеклассической науке объекты исследования  -  саморазвивающиеся системы, включающие человека и общество. В таком случае ученые не могут бытьценностно-нейтральными. Кроме того, сама наука в современном миренесет за собой грандиозные социальные последствия и рассматривать ее как нечто нейтральное невозможно. С одной стороны, наука очень влияет на образ жизни современных обществ, способствует росту их благосостояния и устойчивому развитию в региональном и глобальном измерениях. С другой -  наука причастна к негативным процессам, поскольку «захват»  человеком новых сфер бытия природы и общества без нее был бы невозможен.Таким образом, в современной культуре наука становится безусловной ценностью, спо­собной реализовывать себя как в позитивном, так и в негативном смысле.

Двойственная мировоззренческая оценка науки, а также ее социокультурных последствий реализовалась в противостоянии сциентизмаи антисциентизма.

История формирования системы научного этоса.

Наука как любая форма социальной деятельности, регулируется собственными ценностям. Их можно разделить на две группы: 1. Внутренние ценности, которые регулируют научное сообщество; 2. Внешние ценности, которые диктуются социальным окружением. Таким образом, этика науки амбивалентна, эволюционирует от внутренних к гуманистическим ориентирам общества – внешним по отношению к науке.

Вопрос о внутренних и внешних ценностях в науке ставятся в первой половине 20 века Максом Вебером (Работа «Протестантская этика и дух капитализма»). Он показал, что предпосылки появления науки связаны с ценностными приоритетами техногенного мира, которые возникли благодаря религиозной Реформации и протестантизму. В качестве таких ориентиров он выделил ценность истины и ценность новизны.Эти ценности появляются в протестантской культуре благодаря тому что труд стал пониматься как божественное предназначение, служение истине – как служение всевышнему. Ценность новизны возникает внутри установки на активную деятельность по преобразованию природы.

Через несколько десятилетий Р. Мертонсформулировал систему научного этоса – совокупность этических норм, действующих в научном сообществе. Они являются основным механизмом функционирования науки – социального института по производству достоверного знания. Это4 «институциональных императива»: универсализм, коллективизм (общность), бескорыстность и организованный скептицизм.Этос - многозначное понятие. У древних греков понятие "этос" имело широкий спектр значений: привычка, обычай, обыкновение, душевный склад. Слово "этос" в настоящее время чаще всего используется в качестве нравственно-эстетической и этико-логической категории.

- универсализм порождается внеличностным характером научного знания. Поскольку утверждения науки относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям, то они универсальны и в том смысле, что они справедливы везде, где имеются аналогичные условия, и в том смысле, что их истинность не зависит от того, кем они высказаны. Ценность научного вклада не зависит от национальности, классовой принадлежности или личных качеств ученого.Универсализм предполагает независимость результатов научной деятельности от личностных характеристик ученого, делающего очередной вклад в науку.

-коллективизм предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Они образуют общее достояние, в котором доля индивидуального "производителя" весьма ограничена; и ему следует сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки свободно и без предпочтений. "Право собственности" в науке фактически не существует. Потребность ученого воспользоваться своей интеллектуальной "собственностью" удовлетворяется через признание и уважение, которые он получает как автор открытия. Отсюда повышенное внимание к вопросам научного приоритета.

- в качестве противоядия указанным побуждениям выдвигается норма бескорыстности. Она предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет никаких других интересов.

-организованный скептицизм одновременно является и методологической и институциональной нормой. Сам Мертон рассматривает организованный скептицизм как особенность метода естественных наук, требующего по отношению к любому предмету детального объективного анализа и исключающего возможность некритического приятия. Для науки нет ничего "святого", огражденного от критического анализа.

Широкое понимание науки в общекультурном контексте дал Майкл Малкей. Он исходил из идеи социального конструирования научного знания. Эмпирические данные пронизаны теоретическими и языковыми интерпретациями, они не настолько «тверды» и достоверны, чтобы однозначно определять выводы ученых. Это позволяет ученым конструировать различные объяснения реальности, активно используя имеющиеся в обществе языковые, символические, культурные ресурсы. В результате научное знание включено в культуру и открыто для различных социальных и даже политических влияний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...