Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Междисциплинарность как методологическая новация.




Методологическими новациями более высокого ранга являются междисциплинарные стратегии, реализующиеся через механизм парадигмальных прививок. Решение сложных исследовательских задач предполагает использование не только принципиально новых методов, но и новых стратегий научного поиска.Особого внимания в этой связи заслуживает междисциплинарный подход, демонстрирующий ориентацию современной науки на изучение объекта как целостности, что предполагает интеграцию научных знаний и взаимодействие научных дисциплин. Примером может служить обращение к системному подходу, нелинейной(синергетической) методологии, компьютеризации исследовательской деятельности. Синергетические прививки в космологии, формирование вычислительной физики, компьютерной алгебры, компьютерной механики, компьютерной биологии в систематике.

    Междисциплинарные исследования, проблемно-ориентированные формы деятельности в науке демонстрируют ее социальную ангажированность, поскольку очень часто нацелены на решение задач экономического и политического характера:системный подход для разработки военной техники, решения задачи размещения крупных технико-технологических комплексов.

        

3.Третий, фундаментальный уровень методологических новаций представлен изменениями научной рациональности, стиля мышленияпостнеклассической науки. Кардинальные изменения претерпевают идеалы и нормы научного исследования, определяющие важнейшие процедуры и нормативы научного творчества: описание и объяснение, обоснование и доказательство, стандарты построения научной теории.

    Историчность системного комплексного объекта и вариабельность его поведения предполагает широкое применение особых способов описания и предсказания его состояний – построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации. С идеалом построения теории как аксиоматически-дедуктивной системы все больше конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации (метод численных приближений), теоретические схемы, использующие компьютерные программы в вычислительном эксперименте.

    Естествознание все шире применяет принцип исторической реконструкции, которая выступает особым типом теоретического знания, ранее применявшегося преимущество в гуманитарных науках. Новая схема объяснения в рамках системного подхода предполагает экспликацию связей и их типологию.

    Компьютеризация стирает грани между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Матлаб, Математика – системы компьютерной математики придают исследовательской деятельности интерактивный характер, делают символические практики в науке еще более многослойными .

    Меняется представление о такой важнейшей характеристике реального эксперимента как воспроизводимость. Эксперимент производится на множестве себетождественных (что тоже проблематично?) объектов, каждый из которых символизирует одну из возможных ветвей эволюции.

    При изучении человекоразмерных объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии возможных направлений практического преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. В этой связи деформируется идеал ценностнонейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к таким объектам не только допускает. Но и предполагает включение аксиологическихфакторов в состав объясняющих положений. Проблема будущего науки –гуманизация науки или замена ее каким-то иным формообразованием культуры?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 128.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...