Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 25. Концепции постиндустриального развития в современной социальной философии.




 

1. Что такое концепция постиндустриального общества (ПО)?

    Сегодня перспективы развития прежде всего Западной, а возможно и всей человеческой цивилизации, наиболее глубоко разработаны в концепциях индустриальной, постиндустриальной, информационной цивилизации. Первоначально они возникли в рамках технократического направления в социально-философской мысли (технократизм).Эта концепция претендуетна статус основания научной картины мира в социальной философии.

Концепции постиндустриального общества - это социологические и одновременно футурологические концепции, которые выделяют прогресс техники и технологии как основной фактор социального прогресса и критерий для выделения глобальных стадий развития общества.

Концепция ПО принадлежит к цивилизационно-стадиальному подходу в вивилизационной парадигме. Зачатки цивилизационно-стадиального подхода появились в XVIII в. вместе с понятием цивилизации.  Его сторонники настаивали на единстве мировой истории и приняли цивилизационную западноевропейскую модель в качестве образца для других цивилизаций, поделив народы на исторические и неисторические (европоцентризм). Парадигма европоцентризма в ХХ – начале XXI вв., стала основой не только теоретического мышления, но и социально-практической стратегии Запада. В рамках данной версии цивилизационного подхода широкое распространение получила типология, согласно которой выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества.

Идеям постиндустриализма в 50-60-е г.г. (1-я «волна технократизма») предшествовали концепции «индустриального» общества (ИО). Термин «ИО» предложил О.Сен-Симон, развивали Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт. Основные идеи концепции индустриализма:

- самые значительные перемены в истории моментом западного общества - переход от традиционного «аграрного» общества к «индустриальному», основанному на машинном производстве, фабрике, дисциплине труда, национальной системе хозяйствования, рынке;

- переход к «индустриальному обществу – это шаг по пути прогресса, который ведет к разрушению традиционных привилегий, к равенству гражданских прав, возрастанию социальной мобильности, равных возможностей, росту демократизма;

- возникает «общество изобилия», в котором экономика и производство подчинены одной цели – созданию изобилия дешевых товаров для массового потребителя.

Концепция ИО в 70-х г.г. подверглась жесткой критике из-за разразившегося в 70-х г.г. экономического, социального и культурного кризиса (война во Вьетнаме, студенческие революции, сексуальная революция, деятельность Римского клуба и пр.), который обнаружил глубокие противоречия индустриального общества и в целом – западного пути цивилизационного развития.

Вторую «волну технократизма» стимулировали коренные изменения в жизни развитых обществ в 80-90-х г.г. Возникает ряд концепция, развивающих идею перехода Западного общества к новому глобальному этапу цивилизационного развития. Основоположником теории постиндустриального общества (ПО) считается американский социолог Дэниел Белл,который в 1973 г. опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество». Общественное развитие, согласно Беллу, подразделяется на 3 основных периода: доиндустриальное (сельскохозяйственное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное общество.

Доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество -(Европа до 15-16 в.в.) - характеризуется ведущей ролью аграрного (первичного) сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства, прямым насилием как опорой власти, сословной иерархией, главенствующей ролью моральных норм в качестве основного регулятора межличностных и общественных отношений, верховенством семьи в социализации человека. В этом обществе технический прогресс носит эпизодический характер и основные социальные институты – армия, церковь, школа; 

Начавшаяся в XV-XVI вв. радикальная трансформация европейского общества, на которую решающее влияние оказала промышленная революция конца XVIII – XIX вв., способствовала возникновению индустриального (промышленного, техногенного) общества. Оно характеризуется ведущей ролью промышленного сектора экономики, прежде всего, индустрии, превращением капитала в рычаг власти, формированием наций и национальных государств, возникновением демократических институтов и превращением права в основной регулятор отношений в обществе, его урбанизацией и снижением роли семьи в процессе социализации подрастающих поколений. Научно-технический прогресс становится системообразующим фактором развития общества и индикатором социального прогресса в целом. Главные институты - фирма, банк;

Концепция ПОсформировалась в двух основных вариантах: радикальная и либеральная. Радикальный вариант возник в работах французских социологов Ж. Фурастье, А. Турена и Р. Арона, исходивших из потребностей преодоления недостатков индустриальной цивилизации и возврата к ряду ценностей традиционного общества – пригородному образу жизни, реабилитации религии, более соответствующему экологическим стандартам ручному или полуручному труду и, на этой основе, «нулевому росту» производства и прекращению интенсификации труда, созданию «экономики услуг».

Либеральный вариант в основном был разработан американскими социологами и футурологами Г. Каном, Дж. Гэлбрейтом, Д. Беллом. Д. Белл выделяет пять основных признаков, характеризующих новизну ПО:

1) доминирующая роль теоретического знания как источника инноваций и политических решений, осуществления социального контроля за развитием общества, его планирования и предвидения. Это «осевой» фундаментальный принцип;

 2) создание экономики услуг (в торговой и транспортной инфраструктуре, здравоохранении, образовании, управлении и т.д.;,

3) создание новой «интеллектуальной» техники и технологий,

 4) преобладание в социальной структуре технических специалистов, меритократия (власть знания);

5) возможность планирования и контроля за техническим развитием и в целом достижения новой ступени социального прогресса.

С т. зр. Д. Бэлла, вПО сохранится социальная неоднородность, «естественное» неравенство и отчуждение личности, деление на правящую элиту и управляемые массы, частная собственность и политические конфликты.

Сравнивая три исторических типа цивилизаций – доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный, Д. Белл делает обобщающее заключение о том, что их можно понимать как три самостоятельные формы сообществ: естественную (взаимодействие человека с естественной природой), технологическую (взаимодействие человека с преобразованной им же природой) и социальную (взаимодействие между людьми как основной тип взаимодействия).

Парадигме постиндустриализма близка концепция информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер).Д. Белл, в частности, считал, что понятие информационного общества раскрывает новые черты развивающегося постиндустриального общества и является его дополнительной характеристикой, фиксирующей доминирование сферы именно информационных услуг. Информационное общество связано с превращением информатики и кибернетики в основные средства социального управления и регуляции человеческой деятельности. Знание же как важнейшая форма интеллектуальной собственности превращается в главный ресурс общества. Инфосфера занимает ведущее место в обществе, определяя развитие экономики, политики, культуры, привносит радикальные изменения в социальную структуру.

О. Тоффлер вводит метафору трех волн, каждая из которых способствовала становлению особого типа цивилизации. В их характеристике используются четыре основные параметра: техника, власть, богатство и знание.

Первая волна – аграрная, началась примерно 10 тыс. лет назад и характеризовалась ведущей ролью ручного труда, низкими темпами роста общественного продукта, властью в форме насилия,зависимостью богатства от власти, знания от традиции.

Вторая волна – индустриальная, приходится на XIX – первую половину ХХ вв. и характеризуется ведущей ролью капитала, и высоким ростом промышленного производства, научно-техническим прогрессом, ценностью знания как одного из определяющих социальных факторов, производностью власти от богатства.

Третья волна – постиндустриальная, ведущая к созданию информационного общества, начинается примерно в 1955 г. и характеризуется господством наукоемких и информационных технологий, и превращением знания в источник богатства и власти.

Сам О. Тоффлер неоднозначно оценивает перспективы информационного общества, считая, с одной стороны, что возможно это будет первое в истории гуманное общество, в котором ценности будут создаваться вне сферы экономики, однако, с другой стороны, отмечает возможные негативные последствия в форме «нового тоталитаризма» и «информационного империализма».

2. Каковы основные направления критики концепции ПО?

Основные направления критики :

- методология постиндустриализма характеризуется технологическим детерминизмом,который не учитывает сложного, опосредованного влияния технико-технологической составляющей на общественное развитие, кроме того, остается открытым и вопрос о том, что порождает сами грандиозные технологические сдвиги?

- Ряд критиков (Ю.Хабермас) считает современное общество - это продолжениефазы индустриализма общество т.н.организованного капитализма;

- концепции присущ линейный характер, история схематизируется, нивелируются национально-культурные особенности исторических судеб; французские исследователи Нор и Минк в докладе президенту Франции (70-е г.г.) указывали на то, что эта модель игнорирует проблемы «культурной модели» каждого общества;

- концепции присущи универсалистские притязания, как следствие – возможность субординировать общества по одному критерию. В противовес этому универсализму постмодернистская концепция истории развивает образ «ризомного развития» - хаотического, децентрализованного разнонаправленного развития, человеческих сообществ;

- идеологическая ангажированность –западоцентризм, пи котором либеральный путь развития – единственно возможный;

- тенденция «онаучивания» техники и экономики быстро приобретет обратную сторону – экономизация и коммерциализация науки;

- ключевой формой человеческой деятельности становится потребление товаров, услуг, информации. Потребление становится важнейшим средством социального контроля.

- либеральные ценности (свобода, предпринимательство, ответственность и др.) е не интегрируют общество. Они уступают место «социальной работе», пропаганде;

- произойдет углубление социокультурной изоляции между интеллектуальной элитой и работниками, занятыми в сфере производства потребительских благ;

- усиливается поляризация и в мире в целом: западные державы – монополисты в производстве высоких технологий. В результате наиболее состоятельная 1/5 часть человечества присваивает в 61 раз больше богатств, нежели низшая 1/5. Развитый мир, как и его высший класс, становится все более замкнутым;

Эти реальные и потенциальные противоречия ставят целый ряд философских проблем относительно характера социального развития, возможностей изменения человека

Можно сказать, что концепция ПО проявляет проблемный характер. Но это не значит, что она неправомерна. Ее положительный потенциал в том, что:

- эта концепция продолжает традиции рационализма в общественном познании;

- она – лидер среди социологических версий развития общества, а значит – определяет возможность поступательного движения истории;

- она противостоит национальному и цивилизационному эгоизму, которые набирают силу на фоне разочарований как в либеральном, так и в марксистском пути развития общества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...