Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ




Право на благоприятную окружающую среду (Экологическое право)

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей.

Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду;

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда включает как природные, так и природно-антро­погенные объекты.

Природный объект - естественная экологичес­кая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - природный объ­ект, измененный в результате воздействия человека, или объект, созданный человеком, но обладающий свойст­вами природного

Антропогенный объект — это объект, создан­ный человеком и не обладающий свойствами природных объектов.

Особенности предмета правового регулирования:

- широкий кругом общественных отношений, связанных с отношением к природной среде;

- отсутствие имущественного характера в использовании и охране природных объектов и товарных отношений в сфере природопользования;

Экологическое право относится к публичному праву.

Метод экологического права – метод экологизации

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

1. Нормативные акты комплексного регулирования:  ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Особенности источников экологического права:

- превалирование подзаконных и ведомственных актов

- множество технических норм, включенных в нормативные акты со статусом технико—юридических норм.

Международно—правовые акты. К таким актам относятся:

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

- Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

- Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

 

СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое правообъединяет нормы природоресурсного и природоохранного права.

Нормы экологического права устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Система экологического права включает совокупность институтов, относящихся к Общей и Особенности частям.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1. Принципы, присущие Общей части экологического права:

- использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

- общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов;

- рациональное и эффективное использование природных объектов;

- приоритет охранных мероприятий

2. Принципы, присущие Особенной части экологического права:

- приоритетность земель сельскохозяйственного назначения;

- приоритет вод питьевого и бытового назначения;

- приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых;

- приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы;

- приоритет лесов защитного значения.

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Экологические правоотношения – отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. К субъектам относятся: физические лица, юридические лица и государство.

Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданинав лице своего компетентного органа.

Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Содержание правоотношений: права и обязанности субъектов, связанные с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр, а также направленные на защиту отдельных природных объектов.

Основания возникновения экологических правоотношений:

- события, которые возникает и порождает эколого—правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения

- действия людей:

а) позитивное поведение – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона:

1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;

2) охрана окружающей среды – экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.

б) негативное поведение – экологические правонарушения.

Основания для прекращения экологических правоотношений можно подразделить на две группы:

- основания, происходящие по воле природопользователя:: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя

- основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

2) решение суда, арбитражного суда;

3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 148.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...