Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание – форма духовной деятельности, в процессе которой разрабатываются цели и идейно-теоретические программы преобразования природного и социально-культурного мира.




Вопрос 31. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.

    Осн. смысл:Общая характеристика познавательного отношения человека к миру и его результата – знания.

    План:Определение познания. Основные особенности познавательного отношения человека к миру и предпосылки его возникновения. Определение знания. Отличительные особенности знания. Типология знания. Закономерности функционирования знания в современной культуре.

 

1.           Человек – особый феномен, отличается прежде всего деятельным и познавательным отношением к миру.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к объективной действительности, предполагающее ее целесообразное изменение и интерпретацию.

Человек – практическое, деятельное существо, способное менять мир, чтобы адаптироваться к нему, сохранить свою целостность и ориентироваться в обществе. Именно поэтому и для этого человек выступает субъектом получения информации о мире. Знание об окружающей среде, ее свойствах, законах и о самом себе необходимы во всех видах деятельности.

Можно сказать, чтомотивами познавательного отношения к миру являются биологические и социальные мотивы.

Познание, т.о., это процесс получения и использования человеком информации омире и месте человека в мире.Оно дает возможность фиксировать свойства мира, природы, человека, познание – это отражение взаимодействий, существующих в действительности.

 

2. Познание - это деятельность, творчество, особый тип продуктивного отношения к миру, результатом которого является создание особых идеальных объектов, новых культурных ценностей. В процессе познания происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму – например, понятий, математических символов, т.е. в знание. Оперируя абстракциями в форме знаков, понятий, субъект может менять, предсказывать и природные, и социальные процессы.Человек как агент субъект познавательной деятельности, таким образом, должен пониматься не столько как отражающий, пассивный, созерцательный, сколько как социально-историческая личность, целесообразно и направленно преобразующая действительность, как созидающий субъект.

О генезисе познавательной деятельности: познавательное отношение к миру появляется в результате его обособления от практической деятельности, по мере того, как социальная практика усложняется.Особую роль в этом играет выделение игры как культурного феномена в результате поведенческого сдвига в активности человека. Выделение игрового отношения к реалиям означает смещение внимания человека с важных в биологическом смысле процессов на доступные и не значимые для выживания.            

Таким образом,

1.Познание – форма духовной деятельности, направленная на адаптацию человека к объективной реальности и постижение смысла и сущности самопознания.

Познание – форма духовной деятельности, в процессе которой разрабатываются цели и идейно-теоретические программы преобразования природного и социально-культурного мира.

3.   Познание – большая социальная и культурная ценность любого общества. В целом, человеческой цивилизации. Особенно высока ценность познания и знания в техногенном мире.

Без познания общество не может функционировать, но и познание социально обусловлено, поскольку стимулы и мотивация познания генерируются обществом.

К основным предметам познания относятся:

- природа, объективно существующий мир, который схватывается в объяснении , которое ориентируется прежде всего на раскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями;

- социальный мир и история, который подлежит пониманию. В понимании схватываются не только объективный, но и ценностный аспект мира;

- мир чувств, переживаний, мышления – познается через рефлексию (самопознание), особый тип познавательного отношения. Это наиболее трудная область для познания. Философская рефлексия – наивысший уровень развития духовной культуры.

 

4. Познание как деятельность и отношение человека к миру изучается гносеологией. Гносеология – это философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его условия и возможности.

Дисциплинарное оформление гносеологии происходит в Новое время. В своем развитии она проходит классический и постклассический этапы. Ее проблемное поле менялось.

1-й этап: В классической гносеологии основная проблема – проблема познаваемости мира. Впервые она была поставлена в античном скептицизме. Решение этой проблемы оформились в гносеологическом оптимизме и агностицизме.

2-й этап: Начиная с И. Канта, появляется новая проблематика, которая в виде вопроса звучит так: что такое познание как специфически вид человеческой деятельности? Как возможно познание? Раскрываются механизм познания, важная роль проблемы субъекта познания.

3-й этап: К середине 20 века формируется постклассическая гносеология, для которой ведущий вопрос – о целях и смысле духовно-познавательной деятельности. Ради чего стоит познавать мир? Выделяется аксиологический аспект познания. Проблемы познания и нравственности, проблемы этики науки, ответственности ученого.

5. Постклассическая гносеология (в 20 веке чаще всего это понятие заменяют понятием эпистемология) переходит к исследованию не только познания как деятельности, но и знания как результата деятельности.Эпистемология отличается от гносеологии. Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его получения? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний?

Что такое знание?

  Самое простое определение: знание– это результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в какой-либо знаковой форме.

Стремление понять, чем знание отличается от других феноменов сознания человека, было характерно еще для античности и носило форму сопоставления мнения и знания. Знание должно было, с их точки зрения должно быть всегда истинно, в то время как мнение может быть субъективно, истинно или ложно. Для Средневековой философии был характерен интерес к проблеме сопоставления знания и веры. Знание понималось как то, что можно было рационально обосновать, постулаты веры можно было принимать безо всякого обоснования. Философия 20 века, продолжая классическую традицию, ставит вопрос о «демаркации», разграничении научного знания от философского, религиозного, идеологического и др. видов знания. Исследуются критерии, которые в определенной степени помогают отделить знание от других феноменов человеческого сознания

- подтверждаемость,

-  истинность,

- знание должно быть заслуживающим доверия.

Исходя из этих критериев, знание – такой результат познавательной деятельности, который обладает истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку.

В 20 веке с возникновением теории информации появилась возможность уточнить понимание знания как информации особого типа: такой, которая прошла процедуру отбора (селекции), для которой характерна упорядоченность элементов содержания, которая структурирована в соответствии с определенными критериями, которая имеет высокую социальную значимость и возможность прямого или косвенного использования в теоретической и практической деятельности.

С этой точки зрения знание предстает какформа социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования, осмысления объекта в процессе познания.

 

6. Важной проблемой в современной эпистемологии является проблема типологизации знания.

Согласно историко-генетическому критерию принято выделять вненаучное (обыденное, игровое, рецептурное) знание и научное знание. Они возникли и оформились в культуре в разные периоды.

Обыденное знание возникает из повседневного опыта человека и служит для его ориентации в окружающем мире. Оно опирается на здравый смысл, не всегда существует в форме языковых высказываний, имеет образную наглядную форму об окружающих предметах и явлениях. Оно обрывочно, фрагментарно, формируется стихийно, выражается в естественном языке. На элементарном уровне присуще высшим животным.

Научное знание формируется целенаправленно, оно объективно, системно, обосновано, истинно, оформлено с помощью искусственного языка, дает представление о глубоких взаимосвязях и делится на эмпирическое и теоретическое.М. Полани полагает, что в науке, наряду с вербальным, имеется еще и невербальное, так называемое, неявное знание, которое представлено навыками, умениями, личным опытом ученого.

На основании критерия близости к практике выделяют теоретическое, фундаментальное, практическое, техническое знание.

Можно выделять и иные типы знания, например – научное, художественное, религиозное, философское, политическое, мифологическое, - по такому критерию как форма общественного сознания и др. варианты типологии.

    Исследование различных типов знания помогает выявить социальные характеристики знания, особенности структурирования, специфику использования – в целом, каким образом знание того или иного типа функционирует в современной культуре и практике.

7. Основными тенденциями развития знания в современном социуме и культуре являются тенденция возрастания ценности знания; нарастание элемента символизма знания; ускорение темпов получения новых знаний; знание приобретает все более комплексный характер в силу усложнения тех объектов и проблем, репрезентированных в разных типах знаний.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 120.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...