Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как глобализация проявляется в политике, культуре?   




Вопрос 26.  Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

Что такое глобализация (Г.)?

    Возможность исследовать будущее опирается на прогностическую функцию науки, которую она выполняет наряду с описанием и объяснением явлений окружающего мира. Одна из важнейших функций философии - социально-критическая. Она проявляется в том, что философия участвует в обосновании социальных целей, ценностей, социальных идеалов переустройства общества, исходя из разных идеологических представлений.Философское прогнозирование рассматривает будущее как вероятностное состояние в развитии того или иного явления. Любой социальный прогноз всегда носит вероятностный характер. В целом социальный прогноз – это научное суждение о возможном наступлении в будущем определенных социальных явлений и событий, о тенденциях и закономерностях развития прогнозируемого явления.

Одна из важнейших тенденций современного мира – это процесс глобализации.

Термин Г. обозначает процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Социально-философское осмысление этого процесса предполагает выявление как объективных изменений социальной реальности, так и тех культурных форм, в которых происходит их осознание. По мысли Р. Робертса (англ. социолог) «…понятие Г. относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого».

    Истоки Г. уходят в далекое прошлое. Объективными историческими предпосылками процесса всемирной интеграции (по выражению франц. исследователей – мондиализации) выступают единая биологическая природа человека, деятельностное, преобразовательное отношение человека к природе. Это единство породило сходство доцивилизационных форм исторического развития человечества (родоплеменная организация общества, мифологический характер сознания, символический характер культуры, совершенствование орудий труда и др.). 

    Техногеннаяцивилизация сформировала ценности, которые стали своеобразной духовно-культурной «матрицей» развития Западной цивилизации (начиная с 16-17 в.в.), а также и Востока с 19-20 в.в. В ряду этих ценностей можно назвать идею человека как преобразователя природы, признание научной рациональности как основы человеческой деятельности, идеи общественного договора и естественных прав человека, правового государства и частной собственности, свободы, социального прогресса, суверенности личности, и др

    Начиная с 19 в. процессы интеграции человечества, особенно в сфере капиталистической экономики, стали очевидными и были отражены в философии.В философии марксизма: «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. …На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству», считал К. Маркс.

    В позитивистской традиции была развита установка на формирование универсальной модели научного знания, реализация которой могла стать «осью» формирования единого и бесконфликтного, управляемого общественного целого. В экзистенциалистской и социально-критической традициях вызревал протест против феноменов усреднения и массовизации, жесткой нормативной регуляции жизни человека, манипуляции человеческим сознанием и поведением со стороны общества, которые неизбежно возникают как следствия Г. социальной жизни.

 

Как проявилась глобализация в экономической сфере? 

Непосредственный толчок Г. был дан НТР, развернувшейся в сер. 20 ст. Именно начиная с этого времени многообразие исторического процесса уступило место такой объективной тенденции его, как Г. и интеграция человечества. Г. сегодня затрагивает все области общественной жизни: экономическую, политическую, социальную сферу, безопасность, культуру. Основанием общеисторического процесса Г. стала Г. в сфере экономики..

    По-видимому, впервые Г. как феномен слияния рынков отдельных видов продукции и услуг, производимых крупными транснациональными корпорациями, была осмысленно зафиксирована амер. ученым Т. Левиттом в статье, опубликованной в журнале «Гарвард бизнес ревью» в 1983 г. В кн. «Мир без границ» амер. социолог К.Омэ придал понятию расширительное значение, утверждая, что Г. – процесс разрушения национального государственного суверенитета под напором транснациональных корпораций.

Мировая экономика сегодня – это глобальные производство, обмен и потребление, осуществляемые предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке. Процесс Г. в экономике положил начало экономической реформе в Китае в 1978 г., привел к распаду социалистического лагеря, развалу СССР.

    Но при этом результаты мировой экономической интеграции оказываются противоречивыми. С положительной стороны, происходит дальнейшее углубление международного разделения труда и стимулирование роста производства не только на национальном, но и мировом уровне. Экономия на масштабах производства потенциально приводит к уменьшению издержек, снижению цен, устойчивому экономическому росту. Г. способствует внедрению экологических технологий и устранению угрозы экологической катастрофы. Г. позволяет повысить стандарты жизни, в общем, повысить всеобщее благосостояние.

    С другой стороны, экономическая Г. чревата негативными последствиями как чисто экономического, так и общеисторического характера. Так, Г. сегодня оказывается наиболее выгодной новым социальным и экономическим субъектам мирового исторического процесса - транснациональным корпорациям и другим транснациональным объединениям – международным компаниям, финансовым институтам, этническим диаспорам, мафиозным группам и т.д. Несправедливое распределение благ от Г. порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровне. Г. мировой экономики связана с региональной или национальной нестабильностью из-за теснейшей связи между национальными экономиками на мировом уровне - финансовый кризис, начавшийся в 1997 г. в Таиланде, охватил всю Азию.

    Успех глобальных корпораций в значительной мере опирается на возникновение «глобального потребителя» - «гражданина мира», который направленно формируется через воздействие глобальной пропаганды и рекламы (ночь «пожирателей» рекламы ) и становится основным агентом разрушения экономического суверенитета и экономической безопасности национальных государств. Эта угроза фундируется возможностью перехода контроля за экономикой в руки иных стран или транснациональных корпораций.

 

Как глобализация проявляется в политике, культуре?   

Г. – комплексная тенденция, затрагивающая не только экономические, но и политические, культурные, информационно-коммуникационные аспекты. Мощным двигателем Г. стал процесс информатизации и медиатизации общества. Спутниковое ТВ ломает национальные границы и превращает мир в «глобальную деревню». Формирующаяся система глобальной информации через массовую культуру формирует «одномерного» человека с соответствующими материальными потребностями и интересами, унифицированными товарами (видео- и аудиокассеты, мотоциклы, компьютеры и т.д.), однотипными ценностями, образцами поведения и общения. Т. о., Г. символических обменов (с помощью масс-медиа) порождает однотипность социальных практик, потерю культурно-исторического и социального разнообразия и богатства, а, значит, порождает угрозу стагнации общества, распада культуры.   

    В областиполитики Г. предполагает резкое снижение роли национальных государств и возрастание роли международного сообщества и международных организаций в решении разных социальных проблем: развитии демократических институтов, прав человека, борьбы с терроризмом, преступностью и т.д. Однако и здесь процесс Г. чрезвычайно противоречив. Сегодня мир стал свидетелем распространения и доминирования американского «эталона демократии», который спровоцировал ряд военных конфликтов. Биполярный мир (СССР – Западный мир) становится однополярным – появляется угроза реализации исторического «сценария» создания технократического тоталитарного мира.

    Очевидные позитивные возможности в области экологии и социальной сфере – культуры, здравоохранения, образования - также не могут быть полностью реализованы. Всеобщая интеграция может стать как основой решения глобальных угроз, так и условием уничтожения цивилизации.

    Иными словами, процесс Г. , будучи объективным, усиливает нестабильность современного цивилизационного развития, порождает состояние системного хаоса, релятивизации основ общественной жизни. Будущее человечества оказывается принципиально непрогнозируемым и неуправляемым.

Реакцией на угрозы обществу со стороны мировых глобализационных процессов стало антиглобалистское движение, которое начало развиваться с сер. 90-х г.г. в различных странах западного и восточного мира. АнтиГ. оформляется сегодня как достаточно широкое общественное движение со специфическими формами протеста, разнообразными требованиями. АнтиГ. выступления опираются на различные трактовки Г.: Г. как американизации во всех сферах жизни (для стран Европы, например); Г. как несправедливое распределение богатств (для стран 3-го мира); Г. как культурная экспансия Запада (для мусульманского мира).

    В сфере теоретической мысли антиглобалистское движение возглавила философия постмодернизма. Широкая критика современной социальной практики как практики «шизоидного» капитализма, анализ процессов децентрации и детерриториализации социальных пространств, утверждение хаоса как онтологического основания бытия и устойчивого состояния современной культуры позволяют утверждать, что постмодернизм обладает высокой степенью чувствительности к противоречиям социального бытия. Однако, отвергая позитивность предыдущего исторического опыта, он не дает оснований дляформирование эффективной программы выхода из состояния мирового системного кризиса, настаивая на антиинтеллектуальных позициях, «смерти человека», «смерти философии», развала цивилизационной целостности.

        

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...