Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Альтернативные концепции истины – неклассические.




Вопрос 46. Проблема истины в философии и науке

Осн. идея: Изложить основные подходы к истине в философии. Назвать специфические характеристики истины в науке.

План: Классическая концепция истины, ее проблемы. Варианты реформирования классической модели истины. Альтернативные концепции истины. Истина в науке.

 

Классическая – корреспондентская концепция истины.

Проблема истины – одна из центральных в гносеологии.

Проблема истиныкак возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Уже в философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Причём истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей.

Т.е. согласно классической концепции истина интерпретировалась как соответствие знаний познаваемой действительности. Соответствие – корреспонденция - «корреспондентская теория истины» (ХХ в. Дж. Мур). Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это обстоятельство связано с тем, что она наиболее полно соответствовала природе и целям не только обыденного, но и специализированного научного и философского познания, а также хорошо согласовывалась со здравым смыслом и интуитивным опытом.

Центральными понятиями классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность». Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально знаковой форме. Понятие «действительность» трактовалось как не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует.

Основные принципы классической концепции исходили из допущения о существовании объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. Важнейшие из них:

а) действительность, которая является предметом познания, в своём существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания, является объективной в своем существовании;

б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

г) классическая концепция истины является логически непротиворечивой системой знания.

В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем:

а) Действительность объективный мир не сколько дан нам, сколько задан, поскольку представлена в нашем опыте через особым образом устроенный сенсорный аппарат человека, сконструирована в языке, обусловлена формами нашего опыта (европеец и японец по-разному опишут путь к цели);

 

 

б) проблему характера соответствия знания действительности.Как сравнивать идеальные знания с материальными вещами? Мы сравниваем факты с фактами(наше восприятие действительности), одни утверждения с другими. Некоторые утверждения вообще трудно сравнивать с фактами, т.к. эти утверждения относятся ко всему на свете(«энергия сохраняется», «все имеет причину»).

в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины;

Необходимо каждый раз формализовать методы установления соответствия и область применения этих методов.

 д) Плюрализм истины, связанный с различными взглядами на объект

(Минск экономический, Минск демографический, Минск культурный и т.д.)

Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в её первоначальной «наивной» форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях. Первое из них было связано с попытками усовершенствовать и развить классическую теорию истины, предложив различные версии решения её проблем: диалектико-материалистическую и семантическую версии.

 

2. Версии решения проблем классической концепции истины.

1.диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины.

Объективная истина – не зависит от индивидуальных особенностей конкретных людей, но зависит от всеобщих познавательных способностей, которые в данном случае понимаются как родовое свойство человека (воля, творчество …).

Субъективная истина – узкая субъективная точка зрения, не претендующая на всеобщность.

Относительная истина – зависит от конкретных внешних условий и внутренних факторов познавательной деятельности.

Абсолютная истина (а точнее – истина факта) – теоретически обоснована, доказана настолько, что в ее истинности не приходитсясомневаться, или представляет собой несомненный эмпирический факт (результат многократно повторенного эксперимента, исторический факт).

2.семантическая теория истиныА. Тарского. Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счёт строгого разделения языка науки на объектный язык и метаязык.

В естественном языке нельзя пользоваться семантическими и оценочными понятиями (истина, ложь, доказуемо) без противоречий («Я лгу» - парадокс лжеца). Семантическая замкнутость – свойство естественного языка, определяющее содержание в нем средств для оценки своих собственных сущностей. Предлагается использовать искусственные языки, в которых 2 уровня – объектный язык (описывающий внелингвистическую действительность) и метаязык (схема истинности, в которой точно заданы семантические описания языка). Т.е. метаязыкфактически выражает классическую концепцию истины.

Альтернативные концепции истины – неклассические.

В рамках второго направления критики классической концепции истины были обоснованы её неклассические альтернативы. К основным из них относятся:

Когерентная. Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний.

Связана с философским монизмом, т.е. представлением о мире как о едином целом, в котором мельчайшее и незначительное явление входят в это целое. Истина одна, а частные истины – элементы абсолютной истины (Гегель). Преимущественно эта концепция используется в математическом знании.

Сложность: Но можно поменять всю суждения на противоположные и все будет согласованно и непротиворечиво.

Прагматическая. В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

«Бог существует» - полезно, значит истинно. В менее метафизичных сферах – практика является критерием истины.

Сложность: Но что понимать под полезность? Ложь тоже полезна.

Конвенционалистская. В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.

Сложность: Но договорится можно вообще о чем угодно.

Экзистенциональная. Истина – предельная открытость человека миру, ложь – предельная закрытость.

Доксическая теория истины.Название теории происходит от латинского термина doxa– общественное мнение. Как сам термин, так и существо данного подхода к истине предложены французским философом Р. Бартом. В данной теории под истиной понимается знание, принимаемое большинством. Критерий истинности – общественное мнение. И хотя в науке знание не устанавливается голосованием (результатом научной деятельности должно быть объективно-истинное знание, не зависящее от разного рода субъективных, личностных установок), однако в области использования терминов науки (и в целом в сфере языка науки) и в теоретическом знании достаточно широко используется принятие знания на конвенциальных основаниях (т.е. по соглашению ученых-профессионалов).Поэтому в целом эта теория истины близка к конвенционалистской (Пуанкаре, Айдукевич).

 

 Все неклассические концепции объединяет отрицание объективной реальности как познаваемой действительности.

В современной философии проблема истины всё более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективно-личностных измерений сознания. В герменевтической традиции и аналитической философии доминируют формы лингвистического анализа истинности высказываний как конститутивных элементов языка науки.

Альтернативные концепции истины содержат в своем определении критерии истины. В то время как корреспондентская концепция истины, например в марксистском варианте, ставит вопрос о критерии истины. В качестве последнего предлагается практика.

 

Истина в науке.

Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую её от истин, полученных в формах обыденного познания. Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода:

а) соответствовать исследуемой предметной области;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...