Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.




    Осн. смысл:Репрезентация науки как феномена техногенной цивилизации.

    План:Основные исторические подходы к решению проблемы генезиса науки, их оценка. Предпосылки возникновения науки на различных этапах развития европейского общества. Становление математизированного экспериментального естествознания в культуре Нового времени. Основные этапы социализации науки. Основные особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

 

                   В вопросе о генезисе науки нет единства, но присутствуют несколько точек зрения о том, когда и при каких условиях она появилась:

1. Позиция представителей позитивизма (О.Конт, Г. Спенсер), согласно которой наука возникла в древних цивилизациях Египта, Китая, Месопотамии, Индии и других регионах Древнего мира. Те знания и опыт, которые уже были включены в практику этих цивилизаций были с отождествлены с научными.

2. Ряд ученых (Д. Бернал, Б. Рассел) считают, что наука возникла в античной культуре, поскольку именно там в результате величайшей интеллектуальной революции возникло и закрепилось теоретическое мышление.

3. Наиболее популярной точкой зрения является концепция о ее возникновении в 16-17 в.в. в эпоху Нового времени. Возникла  классическая механикакак особый способ изучать природу – через соединение принципов математического писания явлений и их экспериментальную проверку. В это же время возникли институты науки, научная деятельность стала профессиональным делом.

Обсуждая эти и другие подходы к генезису научного познания важно отталкиваться от единого представления о феномене науки, поэтому важно принять некую идеальную модель науки в качестве отправной точки. Базовыми признаками науки в этой модели можно считать, прежде всего

- наличие специальной группы людей, ориентированных только на целенаправленное и систематическое производство нового знания, а также наличие социальных институтов (школ, сообществ, например), которые занимались бы трансляцией такого знания, его социальной оценкой. Возникновение таких социальных групп возможно в обществах, где завершился процесс разделения физического и умственного труда, появились временные (свободное время) и иные условия систематической познавательной деятельности.

- Отход от рецептурной формы знания, жесткой включенности познания в утилитарные запросы практической деятельности человека (например, привязка математики к запросам земледелия). Наука предполагает опору на чисто познавательный интерес субъекта, а также ориентацию на теоретическое постижение сущности исследуемых явлений. Проблема истины в науке важна и она напрямую не зависит от практических заказов социума.

- Наука исключает субъективное начало деятельности и отвлекается от мифологических и других иррациональных, дорациональных представлений.

- Наука предполагает доказанное, систематизированное знание, она не может быть сведена к сумме эмпирических знаний, найденных опытным путем и предназначенных для узкого практического использования.

Отталкиваясь от этих признаков, можно ответить на вопрос о предпосылках возникновения науки в истории человеческой цивилизации и времени ее возникновения в качестве развитого феномена.

В рамках традиционных цивилизаций Древнего мира – Египте, Индии, Китае, Месопотамии и др. – начиная с 4-3 тысячелетия до нашей эры осуществляется неолитическая революция, которая привела к появлению земледелия и тех технических изобретений, технологий  и ремесел, которые необходимы были для строительства и обслуживания культовых сооружений, городов и нужд сельского хозяйства. Эти цивилизации постоянно накапливали большое количество знаний по математике, медицине, анатомии, астрономии, географии. Однако в этих знаниях отсутствовал теоретический компонент, оно транслировалось через традицию (внеинституциональные, кастово-профессиональные формы образования), были предназначены преимущественно для решения прикладных задач, не подвергались критическому пересмотру и, соответственно, не проходили процедуры доказательства, систематизации, обоснования.

В рамках античной Греции(середина 1 тысячелетия до нашей эры)складываются иные социокультурные предпосылки возникновения науки. Античная Греция – «колыбель науки». К таким предпосылкам можно отнести

- полисное устройство Античной Греции, различные формы ее демократического устройства, конкурентность, лежащую в основе социальной и политической жизни. Все это формировало идею вариативности устройства Космоса и полиса как социальной формы Космоса.

- развитие искусства спора, красноречия, диалектики, необходимые в торговых, юридических , политических делах, развивали культуру доказательства, обоснования, как логических процедур.

- классическое рабовладение создавало возможность выделения групп свободных граждан, которые были избавлены от физического труда и предпочитали созерцательно-умозрительное отношение к действительности.Только так могла возникнуть интенция на познание мира, отвлеченное от утилитарных практических нужд.

Развитие культуры теоретического мышления, предполагало понятийную и рациональную интерпретацию объектов и их взаимодействий, свободную игру ума, особый язык идеализаций. Именно эти особенности познания отличают наукуот практических знаний Древних традиционных цивилизаций. Открытие теоретического мышления – величайшая заслуга Античной культуры.

Прежде всего в античной философиибыли развиты  процедуры систематического доказательства, рационального обоснования, логическая дедукция, оперирование идеализациями. Впоследствии они оказали влияние на развитие античной математики и процессы ее теоретизации. Проблемами математики занимались Демокрит, Платон, Аристотель и др. античные философы. Математика перестает быть мистико-мифологическим знанием (Пифагор) и приобретает строгую рационально-теоретическую форму. Геометрия Евклида оценивается как исторически первый образец научной теории. И медицина (Гиппократ), и история (Геродот) испытали на себе влияние принципов рационально-теоретического мышления. Однако наука в античной Греции почиталась только как форма мудрости. Предпосылки для появления теоретического естествознания появились только в эпоху Нового времени.

Последовавшая за античностью эпоха Средневековья не породила подлинно научного метода познания, соединяющего в себе абстрактно-математическую культуру мышления и эксперимент. Культура средневековья была амбивалентной. С одной стороны, в эпоху позднего Средневековья в 12-14 в. в. в различных городах Европы появились первые университеты (Болонья, Париж, Оксфорд); развивались магия и алхимия как особый опыт познания природы и оперирования веществами; развивались идеи о том, что открытие тайных сил и законов Вселенной невозможно без экспериментальных исследований. С другой стороны, в культуре Средневековья продолжались традиции Античности в признании созерцательности, умозрительности познания. Средневековое мышление было теоцентричным, духовная деятельность трактовалась как символическая реальность, восходящая не к природе, а к Богу, знание носило не количественный, а качественный характер, природный Космос был неоднородным, геоцентричным.

В эпоху Возрождения и Нового временипроисходят эпохальные события, непосредственно повлиявшие на становление классической науки:

-разрушился иерархический Космос Аристотеля и Птолемея силами таких ученых, как Н. Коперник, И. Кеплер, Ф. Бекон, Р. Декарт, Б. Спиноза. Природа стала считаться самодостаточной, управляемой естественными законами. Учение Аристотеля об иерархической Вселенной было заменено геометрической моделью мироздания на основе Евклидова пространства, в котором все точки и направления равноценны. Это дало возможность подтвердить идею об универсальности законов природы и распространить принципы количественного и причинно-следственного описания природы на земные и небесные явления.Возникла вещно-натуралистическая модель Космоса.

-познание природы перестало быть видом умозрения, оно соединилось с ремесленным искусством и ориентацией на опытное использование. Ранее теоретические знания имели высший статус свободных искусств и были занятием мудрецов, а эмпирические знания оценивались как несвободные искусства и считались ремеслом. Синтез теоретического и эмпирического компонента в познании осуществился благодаря таким феноменам средневековой культуры, как астрология, алхимия и др.

-была разработана гипотетико-дедуктивная методология познания. Г. Галилей разработал концепцию механики, которая опиралась на принципы рациональной индукции и мысленного эксперимента. Развитие гипотетико-дедуктивной методологии познания было предпосылкой соединения теории, эксперимента и математики. Этот синтез сделал возможным появление классической механики.

Таким образом, в эту эпоху появилась классическая наука и такие ее проявления, как:

- соединились математическое описание природы и ее опытно-экспериментальное изучение;

-появилась классическая механика Галилея и Ньютона как первая полноценная теория в естествознании;

- сформировалась первая научная картина мира.

    С этого момента возникла наука современного типа, которая прошла такие этапы развития, как этап классической, неклассической и постнеклассической науки.

Классическая наука (17- к. 19 – нач. 20 в.в.) «началась» с создания классической механики как исторически первой научной теории. Усилиями ученых этого времени была создана механистическая картина мира. В основе этой картины мира лежал комплекс идей, которые фундировали классическую науку на протяжении приблизительно 3-х столетий:

-устранение из процесса познания субъекта, его личности, равно как и других факторов процесса познания: влияния методов и средств познания;

- признание любых предметов науки как механических систем, которые можно рассматривать поэлементно. Принцип аддитивности, установка на неизменность основных характеристик изучаемых объектов характеризуют познание механических систем;

- признание однозначных причинно-следственных связей в качестве универсальных при отрицании онтологического характера случайности и вероятностных факторов. Универсальность причинно-следственного характера описания и объяснения объектов и их взаимодействий;

- вера в возможность достижения абсолютно полного знания об объектах и их взаимодействиях. Признание возможности иметь окончательную, абсолютную истину, не зависящую ни от каких условий. 

В к. 18 - 19 веке наука начинает влиять на производство, стимулируя развитие машинного производства. Происходит бурный рост естественнонаучных дисциплин, технических дисциплин, с середины 19 века – гуманитарных дисциплин. В 19 веке возникает дисциплинарная организация науки. Она оказывается в состоянии изучать все сферы реальности – природу, общество и проявления человеческого духа. В конце 19 века – началу 20 века эти установки были общепризнаны и ученые считали, что реальность в основном познана.

Однако великие открытия физики конца 19-начала 20 веков показали несостоятельность механистической картины мира. Силами таких ученых, как Томпсон, Резерфорд, Бор, Эйнштейн, Гейзенберг и др.  начался неклассический период развития науки (1-2 трети 20 века). Появились квантовая и релятивистская теории, концепция нестационарной Вселенной, синтетическая теория эволюции, молекулярная биология, теория биосферы, теория систем, кибернетика и пр. Развернулась глобальная научная революция.

Для неклассической науки были характерны такие представления:

- представление об объекте научного познания как о массовидном объекте с иерархическими связями элементов. Такой объект обладает характеристиками, проявляющимися только на уровне целого,он оказывается  способным к самоуправлению в результате обработки информации, поступающей из внешней среды. В центре внимания ученых оказываются статистические вероятностные связи. Случайность приобретает онтологический характер.

- формируется идея относительности к средствам наблюдения: средства познания, с помощью которых  субъект «расчленяет» целое и исследуют его элементы, должны быть учтены при описании и объяснении явлений.  Предмет знания трактуется уже не как объективная реальность, а как некий ее аспект, заданный через призму форм, средств, способов исследования

- истинное знание приобретает процессуальную характеристику, становится относительным, релятивным.

С 60-х годов 20 века разворачивается постнеклассическая стадия науки.При этом характерно, что:

- наука изучает сложные самоорганизующиеся и саморазвивающиеся объекты природного, социального, духовного порядка. Познание таких объектов предполагает их историческую реконструкцию, чтобы воссоздать их во всей целостности и системности.

- необходимо учитывать « ось развития» объекта ставит вопрос о том, кто это делает, о ценностях, целях, в общем, о субъекте.

- формируется  идея о том, что научная истина опосредвана не только характером средств научного исследования, но и ценностно-целевыми структурами, то есть социокультурным фоном развития науки.

Проблемы этого этапа необозримы. Это проблемы взаимодействия человека и биосферы, человека и техники в космическом пространстве, коэволюции, космической эволюции, перспектив использования современных технологий, медико-биологические проблемы, система искусственного интеллекта и др. 

Именно поэтому в постнеклассической науке прослеживаются разные тенденции, например, с одной стороны, специализаци знания, с другой – междисциплинарный синтез и развитие комплексности исследований.

Мощное вторжение науки в жизнь общества и человека ставит комплекс мировоззренческих вопросов о смысле, ценности, перспективах развития науки. О реальности ценности научных инноваций и цене, которую платит за них человек.

 

качестве отправной точки ля ответа на вопрос о том, как происходил генезис науки и каковы этапы ее социализации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...