Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы, подлежащие изучению, при освоении ПМ.03 МДК.03.01




 

ВВЕДЕНИЕ

История обучения глухих устной речи и использования остаточного слуха.

Четыреста лет истории развития слуха. Шесть периодов в развитии остаточного слуха. Современные возможности развития и использования остаточного слуха при обучении и воспитании глухого ребенка. Две противоречивые тенденции в современной практике обучения глухих: обращение к жестовой речи и развитие слуха.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературой по темам: «История обучения глухих устной речи». «Использование остаточного слуха», «Устная речь – средство социализации и интеграции неслышащего».

Раздел 1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.

1.1. Понятия «абилитация» и «реабилитация». Неслышащие в России.

Определение понятий «абилитация» и «реабилитация». Неблагоприятные демографические процессы: увеличение доли пожилых людей старше 60 лет, снижение рождаемости. Ухудшение здоровья населения, увеличение числа людей со сниженным слухом, в том числе детей. История социализации неслышащих в России.

 

1.2. Ранняя диагностика снижения слуха.

Ранняя диагностика снижения слуха – актуальная медицинская, педагогическая и социальная проблема. Причины врожденной глухоты и тугоухости, снижения слуха в раннем детстве. Потенциальные возможности речевого и психического развития неслышащего ребенка, последующей его интеграции в среду слышащих. Зависимость речевого и психического развития от раннего обнаружения снижения слуха, адекватного слухопротезирования, педагогической абилитации и реабилитации. Сензитивные периоды формирования речи, слуховых и речевых корковых центров.

 

1.3. Медицинские методы: консервативное медикаментозное лечение, хирургическое лечение звукопроводящей тугоухости.

Медикаментозное лечение различных поражений звукопроводящего аппарата, продувание слуховых труб, пневмо- и вибромассаж барабанных перепонок. Адекватная терапия при острой сенсоневральной тугоухости, направленная на предотвращение дегенерации и атрофии нервной ткани слухового анализатора. Поддерживающая терапия при хронической сенсоневральной тугоухости и глухоте. Хирургические методы лечения. Слухоулучшающие операции. Хирургические методы лечения гнойных средних отитов. Тимпанопластика. Отосклероз и его лечение.

 

1.4. Технические методы: слухопротезирование аналоговыми и цифровыми слуховыми аппаратами. Кохлеарная имплантация.

Возможности аналоговых и цифровых аппаратов. Типы слуховых аппаратов: заушные, внутриушные и внутриканальные слуховые аппараты, карманные аппараты. Детские слуховые аппараты. Бинауральное слухопротезирование. Кохлеарная имплантация глухих с большими потерями слуха.

 

1.5. Психолого-педагогические и социальные методы абилитации и реабилитации.

Все виды реабилитации детей с нарушенным слухом имеют цель – социализацию ребенка  с нарушенным слухом. Социализация зависит от уровня развития у ребенка понимания речи окружающих и сформированности собственной речи, в том числе в устной форме. Современные слуховые аппараты и кохлеарная имплантация дают возможность слабослышащим и глухим слышать самые тихие звуки. Реализоваться возможность слышать речь окружающих и говорить может только при раннем выявлении нарушения слуха, раннем слухопротезировании и длительной педагогической реабилитации. Слухоречевая реабилитация ранооглохших детей занимает много лет. Ребенок нуждается в сурдопедагогической поддержке весь дошкольный период, школьный период, а возможно и дольше. Его речевое развитие даже с современными слуховыми аппаратами или кохлеарным имплантом проходит с нарушением и задержкой.

 

Самостоятельная работа обучающихся 2 (очное и заочное обучение).

Изучение литературы. Знакомство с возможностями ранней диагностики снижения слуха, слухопротезирования современными слуховыми аппаратами, сурдопедагогического сопровождения детей и взрослых с кохлеарными имплантами у себя в регионе (заочное отделение). Составление краткой справки. Подготовка к контрольной работе.

 

РАЗДЕЛ 2.

ПОСЛЕДСТВИЯ СНИЖЕНИЯ СЛУХА У РЕБЕНКА.

2.1. Влияние сниженного слуха на судьбу устной речи.

Первостепенная роль слухового анализатора в формировании речи ребенка. Глухота и тугоухость. Зависимость формирования речи от степени потери слуха, возраста, в котором она произошла; от того постепенно снижался слух или одномоментно. Влияние условий воспитания и обучения на судьбу устной речи глухого и слабослышащего. Формирование речи при разных степенях тугоухости и глухоты. Возможность утраты речи ребенком, оглохшим в 5-6 лет. Начальные генетически обусловленные этапы формирования речи у глухого ребенка: голосовые реакции, лепет.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (очное и заочное обучение).

Анализ аудиограмм. Связь качества устной речи у глухих и слабослышащих с величиной потери слуха и условиями обучения и воспитания.

 

2.2. Задержка психического и физического развития ребенка как следствие сниженного слуха.

Первичные и вторичные дефекты развития. Сензитивные периоды развития. Сниженный в младенчестве слух – источник нарушения эмоционального взаимодействия со взрослыми, а также задержки формирования и развития познавательных психических процессов (от ощущений и восприятий до мышления и воображения). Задержка формирования двигательной активности, координации движений в раннем детском возрасте у глухого.

 

Самостоятельная работа обучающихся 3 (очное и заочное обучение)

Изучение литературы и Интернет-ресурсов по вопросам задержки формирования речи, различных психических функций и физических умений у глухого ребенка в раннем детском возрасте. Нарушение развития самосознания глухого ребенка, задержка его социализации. Подготовка к контрольной работе и сдаче итогового экзамена.

Подготовка сообщений: «Значение устной речи для социализации неслышащих», «Задержка формирования психических функций у глухого ребенка», «Задержка физического развития неслышащих детей в раннем возрасте».

 

РАЗДЕЛ 3.

ДИАГНОСТИКА СНИЖЕНИЯ СЛУХА. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ.

3.1. Скрининговые исследования слуха. Детская аудиометрия.

Национальный проект «Здоровье», действующий в России с 2008 года. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. Оснащение родовспомогательных учреждений и центров реабилитации слуха приборами отоакустической эмиссии, системами регистрации вызванных потенциалов и импедансными аудиометрами. Система аудиологического скрининга как средство улучшения ситуации с выявлением нарушений слуха в раннем детском возрасте. Дети «группы риска».

Скрининговые исследования слуха у работников производств с повышенным уровнем шума, а также у пожилых людей.

Поведенческий скрининг – регистрация различных безусловнорефлекторных реакций на звук (мигание, вздрагивание или замирание, сосательный рефлекс, пробуждение ото сна, изменение ритма дыхания). «Гороховый метод». Акустическая импедансометрия. Акустическая рефлексометрия. Регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии. Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 (очное и заочное обучение).

Исследование слуха живой речью. Детские речевые таблицы. Детская аудиометрия. Проба Пейзера.

 

3.2. Слухопротезирование и кохлеарная имплантация в раннем возрасте.

По современным представлениям ребенок, родившийся глухим или слабослышащим, нуждается в слухопротезировании или кохлеарной имплантации с момента установления диагноза о сниженном слухе. Оптимальный срок слухопротезирования или кохлеарной имплантации – до одного года. Развитие слуха в раннем возрасте использует специфику фаз развития мышления ребенка и большую пластичность детского мозга. Созревание слуховых путей и развитие слуховой способности находится в раннем возрасте под влиянием раздражителей из окружающей среды. Оптимальное время для этого – первые два года жизни. Это период повышенной сензитивности. В это время в головном мозге развиваются предпосылки для формирования словарного состава речи, грамматической структуры; центры восприятия речи. Естественное качество звучания речи можно получить, работая над развитием слуха в 1 – 2 года. Задача раннего развития слуха (с помощью слухового аппарата или кохлеарной имплантации) – не допустить отягчающих последствий, возникающих в результате нарушенного слуха.

 

Самостоятельная работа обучающихся 4 (очное  и заочное отделение).

Изучение литературы по темам исследования слуха детей раннего возраста, скрининговых исследований слуха, ранней диагностики снижения слуха; по вопросам «материнской реабилитации» и роли семьи в воспитании и обучении слухопротезированного или имплантированного ребенка раннего возраста, а также по вопросам сурдопедагогического сопровождения этих детей. Подготовка сообщений: «Скрининговые исследования слуха», «Программа «Здоровье», «Объективные методы исследования слуха», «Формирование слуховой функции у ранооглохших», «Сензитивный период формирования слуха и речи».

 

РАЗДЕЛ 4.

ФОРМИРОВАНИЕ У ГЛУХИХ УСТНОЙ РЕЧИ.

4.1. Устная речь в жизни глухих и слабослышащих.

Условия полноценного включения глухого в окружающую жизнь, его контакты со слышащими. Усвоение глухим необходимого словарного запаса, грамматического строя языка, формирование навыка восприятия устной речи и собственной внятной членораздельной речи. Словесная речь, как необходимое условие формирования логического, понятийного мышления. Цели и задачи обучения устной речи.

 

4.2. Характеристика устной речи.

Устная речь как разновидность словесной речи. Фонетическая система русского языка: фонема, словесное ударение, интонация (пауза, логическое ударение, мелодический компонент интонации).

 

4.3. Артикуляционный аппарат и образование звуков речи. Речевое дыхание. Голосообразование.

Центральный и периферический отделы речевого аппарата. Классификация звуков русской речи. Дыхание, его типы. Особенности речевого дыхания. Фонация. Механизм голосообразования. Сила, высота, тембр голоса. Шепот. Фальцет.

4.4. Механизмы речи у нормальнослышащего, глухого и слабослышащего.

Механизмы речи. Система обратных связей как основа управления речевыми движениями. Особенности обратных связей у глухого, слабослышащего и позднооглохшего. Речевые и слуховые образы. Кинестетическая основа произносительных навыков глухого.

 

4.5. Сенсорная база для усвоения устной речи глухими и слабослышащими.

Сенсорная база устной речи. Сохранные анализаторы: зрительный, тактильно-вибрационный, двигательный. Роль остаточной слуховой функции в формировании произносительных навыков. Восприятие фонетических элементов речи при различных группах глухоты и степенях тугоухости. Комплексное использование сохранных анализаторов при работе над устной речью.

 

4.6. Методы обучения глухих устной речи.

Методы обучения глухих устной речи. Сокращенная система фонем, концентрический метод обучения, аналитико-синтетический метод, фонетическая ритмика.

 

4.7. Дефекты, в наибольшей степени снижающие внятность произношения глухого.

Фальцет, закрытая и открытая гнусавость, сонантное произношение звуков, призвуки в речи. Работа над просодическими элементами речи с глухими и слабослышащими.

 

4.8. Современные слуховые аппараты, индивидуальные тренажеры, аппаратура коллективного пользования, бытовые технические средства. Адаптация к слуховому аппарату.

История индивидуальных приспособлений для улучшения слуха. Современные индивидуальные слуховые аппараты. Типы слуховых аппаратов. Подбор слуховых аппаратов, правила пользования. Вживляемые слуховые аппараты при звукопроводящей и звуковоспринимающей формах тугоухости. Адаптация к индивидуальным слуховым аппаратам. Бинауральное слухопротезирование. Индивидуальные слуховые тренажеры. Аппаратура коллективного пользования. Бытовые технические средства для неслышащих.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (очное и заочное отделение).

Практическое знакомство со слуховыми аппаратами и индивидуальным слуховым тренажером. Демонстрация элементов занятия по развитию слухового восприятия со слуховым аппаратом или индивидуальным тренажером. Сравнение эффективности зрительного и слухозрительного восприятия речи.

 

4.9. Особенности реабилитационной работы с различными категориями неслышащих (ранооглохшие, слабослышащие, позднооглохшие).

Характеристика трех категорий неслышащих, их слуховых возможностей. Значение остатков слуха для разных категорий неслышащих. Ведущий анализатор при восприятии устной речи у разных категорий неслышащих. Роль речевого опыта. Формирование и использование устной речи как средства общения.

 

4.10. Подбор речевого материала для слухоречевых занятий с глухими и слабослышащими.

Задачи и основные принципы слуховой работы со взрослыми глухими и слабослышащими. Работа над звуком: формирование системы слуховых образов фонем, установление связей между слуховыми и кинестетическими образами, развитие встречной активности. Работа над словом: формирование бытовой и профессиональной лексики, установление и закрепление связей между слуховыми и кинестетическими образами слов, расширение активного словаря. Работа над фразой: формирование у глухих и слабослышащих умения воспринимать и воспроизводить слитно фразы, выделять паузы, воспринимать логическое ударение, интонацию. Работа над текстом: для слабослышащих прослушивание и воспроизведение текста; для глухих - слухозрительное восприятие текста и воспроизведение в виде ответов на вопросы или в другой доступной форме. Оборудование слухоречевого кабинета.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 (очное отделение).

Подобрать речевой материал, составить набор упражнений для слухоречевого занятия по дифференциации какой-либо пары звуков из перечня системных слуховых замен фонем русского языка:

а) для глухих

б) для слабослышащих

Провести два слухоречевых занятия (с глухими и слабослышащими).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 (заочное отделение).

Подобрать речевой материал, составить набор упражнений для занятия по дифференциации пары звуков из перечня системных слуховых замен фонем русского языка.

 

Самостоятельная работа 5 (очное и заочное отделение).

Изучение литературы по вопросам значимости устной речи в жизни глухого и слабослышащего, устной речи как средства социализации и интеграции неслышащего. Характерные особенности речи глухих, возможности и основные методы обучения глухого устной речи, возможности использования остаточного слуха. Вопросы особенностей реабилитационной работы с различными категориями неслышащих, слухопротезирования, адаптации к слуховым аппаратам, восприятия фонетических элементов речи глухими и слабослышащими с различной величиной снижения слуха. Самостоятельный подбор речевого материала для 1 – 2 слухоречевых занятий (с глухим и слабослышащим). Подготовка сообщений на темы: «Слухопротезирование, виды слуховых аппаратов», «Особенности речи глухих», «Возможности обучения глухих устной речи», «Основные методы обучения глухих устной речи», «Возможности использования остаточного слуха при обучении глухих и слабослышащих». Подготовка к контрольной работе и к итоговому экзамену.

 

РАЗДЕЛ 5.

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ. ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ.

5.1. Что такое кохлеарная имплантация (КИ).

Сущность кохлеарной имплантации. Краткая история метода. Устройство и принцип работы системы кохлеарного импланта. Перспективы развития систем кохлеарной имплантации. Бинауральная кохлеарная имплантация.

 

5.2. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. Техническое сопровождение пациентов с кохлеарной имплантацией. Меры предосторожности для пациентов с кохлеарным имплантом.

Медицинское и сурдопедагогическое обследование кандидатов на кохлеарную имплантацию. Оценка перспективности использования кохлеарного импланта. Отбор пациентов на кохлеарную имплантацию. Противопоказания для кохлеарной имплантации. Настройка процессора. Меры предосторожности, которые должен соблюдать человек с кохлеарным имплантом. Коррекция настройки речевого процессора в течение первых двух лет после имплантации. Сурдопедагогическая помощь после кохлеарной имплантации.

 

5.3. Развитие слухового восприятия как основной принцип современного воспитания и обучения глухого ребенка. Роль семьи и сурдопедагогическое сопровождение после кохлеарной имплантации.

Психофизиологические основы слухоречевой реабилитации. Слухоречевая реабилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантами. Роль семьи.

 

5.4. Работа со взрослыми после кохлеарной имплантации.

Слухоречевая реабилитация позднооглохших, её результаты. Слухоречевая реабилитация ранооглохших подростков и взрослых с ограниченным речевым опытом и недоразвитием речи.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5 (очное и заочное отделение).

Демонстрация восприятия неречевых звуков имплантированными глухими подростками, а также слухозрительного и слухового восприятия устной речи. Влияние мотивации использования устной речи на слуховое и слухозрительное восприятие устной речи.

Самостоятельная работа обучающихся 6 (очное и заочное обучение).

Изучение литературы по вопросам кохлеарной имплантации как системы медицинских, технических, психолого-педагогических мероприятий по абилитации и реабилитации глухих детей и взрослых. Знакомство с речевым материалом, используемым для слухоречевой работы с имплантированными; с психологическими и социальными проблемами семей с глухими детьми. Изучение вопросов сурдопедагогического сопровождения детей, имплантированных в раннем возрасте, взрослых ранооглохших, позднооглохших, а также вопросов эффективности кохлеарной имплантации. Составление сообщений: «Сурдопедагогическое сопровождение детей, имплантированных в раннем возрасте», «Сурдопедагогическое сопровождение взрослых ранооглохших с кохлеарнымимплантом», «Сурдопедагогическое сопровождение имплантированных позднооглохщих», «Эффективность кохлеарной имплантации», «Эффективность слухопротезирования». Написание контрольной работы, подготовка к экзамену.

 

РАЗДЕЛ 6.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ.

6.1. Механизмы зрительного восприятия устной речи глухими.

Механизм восприятия устной речи. Степень сформированности словесной речи глухого и слабослышащего как необходимое условие обучения чтению с губ. Комплексное слухозрительное восприятие устной речи слабослышащими. Воспитание новых зрительно-кинестетических связей при обучении оглохших.

 

6.2. Трудности оптического восприятия устной речи. Способы их преодоления.

Трудности оптического восприятия речи. Группы оральных образов звуков русской речи. Индивидуальные особенности артикуляции. Опорные звуки при чтении с губ.

 

6.3. Факторы успешного обучения зрительному восприятию устной речи.

Факторы успеха обучения зрительному восприятию речи. Индивидуальные особенности глухого, наличие полноценного словаря и степень владения грамматической системой языка; наличие остаточного слуха. Требования к речи сурдопедагога и сурдопереводчика.

 

6.4. Главные направления работы по обучению зрительному восприятию устной речи.

Главные направления работы по обучению зрительному восприятию речи. Зрительные упражнения. Развитие объема зрительного внимания. Выработка связи между зрительными и кинестетическими речевыми образами.

 

6.5. Виды работы по обучению зрительному восприятию.

Речевой материал. Требования к речевому материалу. Приемы его изучения. Упражнения по закреплению восприятия опорных звуков. Работа с фразой (перестановка слов, удлинение фразы). Работа с текстом. Диалоги.

Самостоятельная работа обучающихся 7 (очное и заочное обучение).

Изучение литературы, посвященной обучению неслышащих зрительному восприятию устной речи. Ведущий анализатор при слухозрительном восприятии устной речи глухими и слабослышащими. Самостоятельный подбор речевого материала для занятия по обучению чтению с губ. Подготовка и написание контрольной работы, подготовка к экзамену.

 

РАЗДЕЛ 7.

ОБУЧЕНИЕ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

7.1. Специальные учебные заведения для неслышащих.

Краткая история организации специальных учебных заведений для обучения глухих и слабослышащих. Детские сады для детей со сниженным слухом. Специализированные (коррекционные) общеобразовательные школы 1 и 2 видов.

 

7.2. Интеграционное и инклюзивное обучение неслышащих.

Различные формы интеграционного и инклюзивного обучения неслышащих, положительные и отрицательные его стороны, условия успешного обучения.

Самостоятельная работа обучающегося 8 (очное и заочное обучение).

Изучение литературы, посвященной различным формам обучения неслышащих. Знакомство с работой специальных коррекционных учебных заведений для глухих и слабослышащих, посещение учебных заведений, практикующих инклюзивное или интеграционное обучение. Подготовка сообщения «Материальная реабилитация» и роль семьи в абилитации и реабилитации неслышащих. Написание контрольной работы и подготовка к экзамену.

 

РАЗДЕЛ 8.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.

8.1. Правовые аспекты реабилитации неслышащих.

Факторы, обеспечивающие эффективность комплексной абилитации и реабилитации неслышащих: внедрение системы универсального аудиологического скрининга, своевременной и качественной диагностики нарушений слуха; раннее начало реабилитации, раннее слухопротезирование, кохлеарная имплантация; сурдопедагогическое и психологическое сопровождение; помощь семье с неслышащим ребенком. Требуется создание инфраструктуры для обеспечения реабилитации после операции кохлеарной имплантации: для медицинского сопровождения после операции, периодической коррекции речевого процессора, технической поддержки его эксплуатации и, главное, для обеспечения долговременной слухоречевой реабилитации. Необходима подготовка большого количества специалистов в области аудиологии и слухопротезирования, сурдопедагогов, более широкое внедрение интегративного и инклюзивного обучения и обеспечения этих процессов специалистами. До сих пор законодательно не определены сроки замены речевых процессоров, возможность финансирования процессов сопровождения неслышащего ребенка. Требуется качественно новый подход к организации сурдологической помощи в России.

Самостоятельная работа обучающихся 9 (очное и заочное обучение).

Изучение литературы по данному разделу, существующих нормативных актов. Подготовка к экзамену.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...