Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.




    Осн. смысл:Общая характеристика науки как социокультурного феномена.

    План:Определение науки. Характеристика основных особенностей науки, зафиксированных в ее определении. Рассмотрение науки как опережающего отражения действительности и анализ вытекающих из этого обстоятельства специфических характеристик науки. Основные подходы к структурированию науки. Основные функции науки в современном обществе.

 

1. Наука – это форма специализированной профессиональной познавательной деятельности, ориентированной на получение нового объективно-истинного, достоверного и систематизированного  знания о природе, обществе, человеке.

    Чтобы определить науку как уникальный феномен современной культуры в ее целостности, нужно выделить ее структурные компоненты, определить их функции, а также сопоставить науку с другими формами познавательной деятельности.

2. Основными элементами структуры науки как системной целостности являются:

- наука как деятельность;

- наука как знание;

- наука как социальный институт.

    Наука как деятельностьпредставляет собойактивную целенаправленную специально-организованнуюдеятельность, цель которой – получение принципиально нового объективно-истинного знания о действительности.

    Любая деятельность представляет собой субъект-объектное взаимодействие, в рамках которого субъект (носитель активности) воздействует на объект (предмет) (то, на что действуют), имея цель, ( образ желаемого результата деятельности), определив методы и средства воздействия. Результатом деятельности является определенный продукт. Объект, субъект, цель, методы, средства, продукт - это структура деятельности.

Структурные компоненты деятельности можно взять в качестве основных параметров для исследования специфики науки. Целесообразно при этом сравнить ее с обыденным познанием.

Субъект науки – исследователь, коллектив, сообщество – появляется в результате длительного профессионального обучения, которое предполагает освоение огромного массива знаний, навыков, способов коммуникации.

Субъект обыденного познания– эмпирический индивид – появляется в результате погружения в обыденный «жизненный мир», в процессе естественной социализации. Усваивает традиции, опыт поколений, характерный для его социальной среды, его культуры и его времени.

Объект (предметкакименно та сторона объекта, на которую направлено воздействие) науки – это особый мир идеализированных объектов,

которые представляют предметную плоскость определенной науки. Эта реальность еще не представлена в практической деятельности человека. Она - ее будущее.

Объекты обыденного познания включены в среду обитания человека и встречаются в повседневном опыте.

Средства познавательной деятельности, характерные для наукиразнообразны,тщательно адаптированы к исследуемым объектам. Среди них можно выделить:

-материальные средства – приборы, экспериментальные установки;

-язык науки – искусственные языки, логико-методологические стандарты, эталоны организации знания;

- математические средства, которые обеспечивают описание, объяснение и предсказание явлений соответствии с требованиями непротиворечивости, точности.

Средства обыденного познанияпредставлены естественным языком. Он возникает исторически, стихийно, понятия естественного языка полисемантичны, отражают контуры обыденной жизни и практики.

Методы науки тщательноотрефлексированы. Наука постоянно занимается разработкой новых методов исследования объектов, более точных, эффективных.

Методы познания в обыденной жизни«встроены» в практическое действие, не осознаются, не анализируются. Часто основаны на традиции.

Продукт науки –научное знание (см. Наука как знание).

Продукт обыденного познания – такие знания, которые не предполагают строгую системную организацию (могут быть набором рецептов, верований, предположений)., не претендуют на объективную истину (могут включать заблуждения, субъективные установки, традиционные компоненты).

 

Наука как знаниепредполагает выделение критериев, которые помогли бы отличить научное знание от других видов знания. Проблема критериев научности – одна из самых сложных и дискуссионных в современной философии науки.

Научное знаниеимеет ряд базовых характеристик. Это, прежде всего,

- системность, в отличие от рецептурного знания. Системная организация научного знания дает возможность исследовать теоретические модели и обеспечивает эвристику, возможность предвидения.

- доказательность и обоснованность,

- достоверность и объективная истинность научного знания. Наука нацелена непосредственно на объект, вынося за скобки все, что относится к субъективному содержанию и исследователя, и субъект-объектного взаимодействия. Конечно, в 20 веке становится понятно, что это требование науки – жесткая идеализация. Начиная с И.Канта, все более становится ясно, что научное знание предпосылочно, опосредовано языком, экспериментальными установками, стилем мышления. И тем не менее, наука сохраняет интенцию на объективность полученных данных. Прежде всего этим наука отличается от искусства, религии.

Эти характеристики обеспечивают ориентацию науки на выявление   объективно и предметно существующих, закономерных явлений и процессов.

Специфика научного знания может быть отражена и рядом других критериев: логической непротиворечивостью, опытной проверяемостью, воспроизводимостью и семантической инвариантностью, интерсубъективностью и универсальностью и др.

 

Наука как социальный институтможет быть определена каксовокупность научных организаций и учреждений, объединенных нормами научногоэтоса, профессиональной коммуникацией. Наука как социальный институт возникает в 16-17 в.в. в период становления классической науки. Научные школы, Академии, университеты, научно-исследовательские лаборатории, «незримые» колледжи и др. – организационные формы, в которых научная деятельность приобретает статус профессиональной. Научные журналы, переписка, конференции, дебаты и пр. обеспечивают разные формы коммуникации и диалог науки с обществом.

 

3. Выделение трех важнейших компонентов структуры науки – научной деятельности, научного знания и социальной организации науки – не единственный вариант структуризации науки. Наука очень сложна по своей внутренней организации.

    По такому основанию как предметная область наука дифференцируется на различные дисциплины. До 19 века вся наука была представлена только естествознанием. Дисциплинарное развитие науки продолжается на протяжении всего 19 и 20 века. Например, сегодняшняя физика представляет собой сложный комплекс физического знания. При этом процесс дифференциации сопровождается обратным – интеграционным процессом. Биохимия, физическая химия, психолингвистика и многие другие направления современной науки представляют эту тенденцию. 

    По такому критерию как близость к практической деятельности можно выделить фундаментальное теоретическое знание, прикладное теоретическое знание, техническое знание, уровень технологических разработок. Эта структура науки возникает в первые десятилетия 20 века и тесно связана с экономическими интересами общества. Современный социум заинтересован в притоке информации о потенциально перспективных направлениях социальной практики.

    В случае, когда критерием выступает специфика профессиональной научной деятельности, выделяют теоретической и эмпирическое исследование.Их противостояние, традиционно обсуждаемое в классической философии, заметно сглаживается в современной науке, поскольку она решает комплексные задачи. Например, появление синергетики связано с необходимостью моделировать процессы разной природы – автоколебательные процессы как в практике авиастроения и автокаталитических реакциях, так и в теории, например, теории волновых процессов.

 

4. В современной цивилизации наука играет огромную роль, влияя на все сферы общественной жизни, меняя качество жизни, выступая главной силой экономического и социального развития.

    Роль науки в жизни общества определяется ее функциями. Среди множества функций науки можно выделить наиболее важные:

- мировоззренческую;

- индустриально-производственную;

- социальную.

    Мировоззренческая функция науки  впервые обнаружила себя в античном обществе. Рациональное мышление и поведение были большой ценностью. Однако в наиболее полной мере эта функция раскрылась в Новое время. Впервые, начиная с открытия Н. Коперника (16 в.), религиозная картина мира была поколеблена. Мировоззренческое противостояние религии и науки в это время было драматичным. Однако начиная с 18 в., когда утверждается механистическая картина мира, наука приобретает высокий статус: научные представления об устройстве Вселенной, законах природы начинают признаваться как значимые и истинные. Религиозные воззрения, иррационально-мистическое мышление в западной культуре оказываются потесненными, но при этом не утратили заметного влияния на мировоззрение современного человека, прежде всего в смысложизненных, экзистенциальных, нравственных вопросах. В целом же мировоззрение современного человека базируется на научной картине мира. Именно наука составляет основу светского образования.

    Индустриально-производственная функция наукивпервые проявила себя в 19 веке: во второй половине 19 века начали сближаться производство и наука. В середине 20 века, в процессе развертывания научно-технической революции, наука и производство окончательно сближаются: внедрение результатов научных исследований в промышленное производство становится гарантией экономического развития, благополучия государств и регионов. Сегодня наука – важнейшая производительная сила общества. Наукоемкое производство в 20 веке (радиоэлектроника, авиапромышленность, химическая промышленность и др.)  демонстрирует приоритет науки по отношению к их содержанию и развитию.

    Функция социального управлениянапрямую связана с принципом рациональности, характерным для науки. М. Вебер отмечал процесс усиления рационализации социальной жизни по мере вхождения в нее науки. Сегодня сфера социального управления, особенно в области административных решений, выработки стратегий социального развития, экспертно-консультативной деятельности, опирается на научное знание.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...