Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Четыре всадника (из цикла «Апокалипсис») . 1498




Вопрос 10.

Искусство Нидерландов и Германии 15-16 вв. Художники Нидерландов: Ван Эйк, Босх, Питер Брейгель Старший. Германия: Дюрер, Ганс Гольбейн (Хольбейн) Младший.

Искусство Нидерландов.

Нидерланды — историческая область, занимающая часть обширной низменности на североевропейском побережье от Финского залива до пролива Ла-Манш. В настоящее время на этой территории находятся государства Нидерланды (Голландия), Бельгия и Люксембург.
Самозабвенно трудились нидерландцы с их особенным талантом «без скуки делать самые скучные вещи», как выразился французский историк Ипполит Тэн об этих людях, безраздельно преданных повседневности. Возвышенной поэзии они не знали, но тем трепетнее чтили вещи самые простые: чистое уютное жилище, теплый очаг, скромную, но вкусную еду. Нидерландец привык смотреть на мир, как на огромный дом, в котором он призван поддерживать порядок и комфорт.

Общим для искусства Возрождения в Италии и в странах Центральной Европы является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Нидерландских мастеров привлекало многообразие индивидуального облика людей и богатство природы.
Для них характерна любовь к своему краю и удивительное внимание ко всем мелочам: к родной северной природе, к особенностям быта, к деталям интерьера, костюмов, к различию материалов и фактур…

В архитектуре Нидерландов господствовала готика. Нидерландские мастера не знали равных в искусстве иллюстрирования книг – создавали для знатных людей роскошные часословы.

Итальянские мастера до конца 15 века применяли только темперу. Краска сохла довольна быстро, становясь плотным непрозрачным мазком. Порою был виден и след самого мазка.

Нидерландские художники с предельной тщательностью воспроизводят мельчайшие детали и воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой техники масляной живописи. Основой для картин маслом служили дубовые грунтованные доски. Живопись была многослойной из тонких гладких слоев. В конце работа покрывалась лаком.

Открытие масляной живописи приписывается Яну ванЭйку. С середины 15 века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии. Не случайно на нидерландских алтарях, являющихся отражением целой Вселенной, можно рассмотреть все, из чего она состоит, — каждую травинку и деревце в пейзаже, архитектурные детали соборов и городских домов, стежки вышитых орнаментов на одеяниях святых, а также массу других, самых мелких, деталей.

Искусство XV столетия — золотой век нидерландской живописи. Ярчайший ее представитель Ян Ван Эйк. Ок. 1400—1441.Величайший мастер европейской живописи:
открыл своим творчеством новую эпоху Раннего Возрождения в нидерландском искусстве.
Был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго. Одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Крупнейшим произведением Ван Эйка стал Гентский алтарь, который он исполнил вместе со своим братом. Гентский алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих. Его высота в центральной части - 3,5 м, ширина в раскрытом виде — 5 м. На внешней стороне алтаря (когда он закрыт) изображен повседневный цикл:
- в нижнем ряду изображены донаторы - горожанин ЙодокВейдт с супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, покровителей церкви и капеллы.
- выше расположена сцена Благовещения, причем фигуры Богоматери и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором вырисовывается городской пейзаж.

Праздничный цикл изображен на внутренней части алтаря. Когда алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит поистине ошеломляющее превращение:

-размеры полиптиха увеличиваются в два раза,

-картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая.

-исчезают тесные и сумрачные каморки, и мир словно распахивается: просторный ландшафт

загорается всеми красками палитры, яркими и свежими.
Живопись праздничного цикла посвящена редкой в христианском изобразительном искусстве теме торжества преображенного мира, которое должно наступить после совершения Страшного суда, когда зло будет побеждено окончательно и на земле утвердятся правда и согласие.

В верхнем ряду:

- в центральной части алтаря, изображен Бог-Отец, сидящий на престоле,

- слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель,

- далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы,

- замыкают ряд нагие фигуры Адама и Евы.
Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу.

- в середине луга возвышается жертвенник, на нем стоит белый Агнец, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь

- ближе к зрителю находится колодец, из которого изливается живая вода.
(другие работы: «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини»)

 










Иероним Босх (1450 - 1516)

Связь его искусства с народными традициями, фольклором. В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч. Произведения Босха наполнены многочисленными сценами и эпизодами, острожизненными и причудливо-фантастическими образами и деталями,

полны иронии и иносказания.

Творчество Босха оказало огромное влияние на развитие реалистических тенденций в нидерландской живописи XVI в.

Из ранних произведений «извлечение камня глупости», «Воз сена».

Шедевром мастера стал триптих «Сад наслаждений», замысловатая аллегория, получившая множество различных толкований. Получила работа свое название благодаря центральной части, на которой изображен грех сладострастия. Наш взор блуждает по ярко-зелёному травяному ковру среди толпы обнаженных людей. Люди летают на рыбах, на птицах, на фантастических существах. Они мечтают о земном блаженстве и объяты греховной страстью.

В этот же период были написаны триптихи «Страшный суд», «Поклонение волхвов.

К позднему периоду творчества Босха относятся триптих «Рай и ад», композиции «Бродяга», «Несение креста».

Большинство картин Босха зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие глубокий философский подтекст.

К зрелому периоду творчества художника относится большой триптих «Воз сена», высоко оцененный Филиппом II Испанским. В основе алтарной композиции вероятно, лежит старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

Нидерландское искусство XVI в. отмечено возникновением интереса к античности и деятельности мастеров итальянского Возрождения. В начале века складывается течение, основанное на подражании итальянским образцам, получившее название «романизм» (от Roma, латинского наименования Рима). Вершиной нидерландской живописи второй половины века стало творчество Питера Брейгеля Старшего. 1525/30—1569. Прозван Мужицким.
Он создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и местный фольклор.
Сыграл огромную роль в формировании крестьянского жанра и национального пейзажа В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, реалистические детали и фантастический гротеск, интерес к подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению.


Битва Масленицы и Поста . 1559. В работах Брейгеля - близость к нравоучительным представлениями средневекового народного театра. Шутовской поединок Масленицы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы.
Повсюду кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить…

Пословицы. 1559. Картина представляет собой своеобразную энциклопедию нидерландского фольклора.
Персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей… Нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши». Нидерландское «бросать деньги в воду» означает то же, что и русское «сорить деньгами», «пускать деньги на ветер». Вся картина посвящена напрасной трате денег, сил, всей жизни - здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются черту.


Вавилонская башня . 1563. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.». И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, гл. 11).
В отличие от пестрой суеты ранних работ Брейгеля, эта картина поражает зрителя своим спокойствием. Изображенная на картине башня напоминает римский амфитеатр Колизей, который художник видел в Италии, и одновременно — муравейник. На всех этажах громадного сооружения кипит неустанная работа: вращаются блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Заметно, что связь между строителями уже потеряна, вероятно, из-за начавшегося «смешения языков»: где-то строительство идет полным ходом, а где-то башня уже превратилась в руины.








Охотники на снегу .

Брейгель создает серию пейзажей «Месяцы». «Охотники на снегу» - это декабрь-январь.
Каждое время года для мастера — это, прежде всего, неповторимое состояние земли и неба.

 

Сюжет одной из последних работ «Слепые» - восходит к высказыванию Христа: «если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму», имея ввиду духовную слепоту. Брейгель в картине настолько усилил ощущение неизбежного падения, что воспринимаем её как неминуемую трагедию.

 


Искусство Германии

Самым ярким представителем искусства Германии эпохи Возрождения был Альбрехт Дюрер. 1471 – 1528.

Живописец, рисовальщик и гравер, теоретик искусства. Особенно много и плодотворно Дюрер работал в гравюре. Он в совершенстве овладел всеми основными ее видами: ксилографией, офортом, и т.п. Его живописные картины принесли Дюреру восторженное признание искушенных в живописи венецианцев. Дюрер является одним из величайших портретистов в мировом искусстве и автором первого в Европе автопортрета. (Автопортрет . 1498).

Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге. Первоначально учился ювелирному делу у отца. Затем был отдан в мастерскую живописца. После обучения Дюрер отправляется в путешествие по городам Германии — для ознакомления с творчеством других немецких мастеров.

 

Обращаясь к теме конца мира, Дюрер создает графический цикл «Апокалипсис».
Иллюстраций к последней книге Нового Завета — «Апокалипсису», или «Откровению Иоанна Богослова» содержат грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придет Царство Божие.




Четыре всадника (из цикла «Апокалипсис») . 1498

Доски для пятнадцати больших ксилографий Дюрер вырезал за несколько месяцев.
В апокалиптических образах Дюрер воплотил тревогу, с которой в Европе ожидали окончания столетия.

Вершиной графического творчества Дюрера считаются так называемые «Мастерские гравюры»:

Всадник, Смерть и дьявол . 1513. Гравюра на меди. Виртуозное исполнение.

Вооруженный путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике доспехи, в руке — копье. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешенное и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Наставительно кивая головой, Смерть показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетется дьявол со свиной мордой, увенчанной причудливым гребнем.

Вероятно гравюра навеяна книгой писателя и философа Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова». Всадник — это христианин, следующий к Небесному граду, несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.

 

Св. Иероним . 1514.

Тема этого листа посвящена уединенному покою ученого-отшельника.

Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) прославился переводом Библии на латинский язык.

Дюрер изобразил Иеронима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным, рассеянным светом, льющимся сквозь широкие окна. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьей… Используя традиционные атрибуты св. Иеронима, Дюрер обошелся с ними просто, по-домашнему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой.

 

Меланхолия . 1514.

Самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.

Еще античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым был именно меланхолический.

Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина — своеобразная муза художника — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента.


Адам и Ева. Диптих . 1507

Дюрер создал большое количество живописных произведений.

После поездки в Италию, где он познакомился с великими мастерами Беллини и Рафаэлем, художник композицию Адам и Ева. Диптих . 1507.

Она стала плодом тщательного изучения пропорций обнаженного человеческого тела и считается образцом дюреровского идеала красоты.

И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Бытие, гл. 1).

 

Последнее крупное произведение Дюрера – «Четыре апостола». Диптих . 1526.

Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка.

- Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок.

- Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинками приоткрытого занавеса.

- За ними — фигуры Петра и Марка, погруженные в черноту фона, на котором выделяются высокий лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка.

Картины сопровождают тщательно подобранные тексты из писаний, смысл которых — предостережение - остерегаться лжеучений.

В результате выступления Лютера в 1517 году началась Реформация. Но здравое учение протестантов сопровождалось возникновением крайностей и лжеучений.

 

 

Последний из крупных немецких живописцев 16 в. — Ганс Гольбейн Младший. 1497/98—1543.

Он работал, в основном, вне пределов своей родины: в Базеле (Швейцария), Милане (Италия), Лондоне (Англия).

Гольбейн много и плодотворно работал в ксилографии (в общей сложности он создал свыше 1200 печатных досок), однако в историю мировой живописи он вошел, как выдающийся портретист.

Автопортрет.

Гольбейн создает и религиозные композиции.

Мертвый Христос . 1521.

Тело Иисуса, простертое в тесном, низком, словно гроб, пространстве, написано предельно реалистично. По преданию, Хольбейн писал Христа с утопленника. Именно из-за этого беспощадного реализма картина получилась страшнее сцены Распятия.

Эту работу Гольбейна замечательно комментируют слова Ф.М. Достоевского: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!». Однако следует помнить, что базельская картина — это только часть несохранившегося алтаря. Что было изображено на других его створках, неизвестно. Возможно, натуралистический мрачный образ Христа лишь оттенял светлую сцену Его Воскресения.

Гольбейн пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...