Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы Т. И оценку ее воздействий на общество, человека.




Вопрос 23. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.

 

Что такое техника?

Современная цивилизация, если отвлечься от ее внутреннего многообразия, может быть определена как техногенная. Техногенное – это такое общество, в котором наука и техника становятся ведущими детерминантами его развития, которое основано на потреблении окружающей среды, создании искусственной среды обитания.

Понятие «техногенная цивилизация» характеризует сегодня не только путь развития Запада, но и общую тенденцию развития всего человечества. Часть восточных народов перешли на индустриальный и постиндустриальный путь. Многие страны пытаются в краткие сроки модернизироваться.

Техника (Т.) – исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

Феномен техники играет огромную роль в жизни современного общества. Впервые термин Т. появился в античности и означал все, что сделано руками человека: военная техника, игрушки, картины.

В определение «техники» вкладываются следующие смыслы (срезы):

1. артефакты – искусственно созданные человеком предметы;

2. инструмент – посредник между человеком и миром;

3. техносфера – нечто «противостоящее» миру природы в первую очередь; подчеркивается ее противоположность биосфере;

4. техника как мощнейший фактор развития человеческого общества и объективная предпосылка.Эволюция Т. – от ручных орудий к ремесленно-мануфактурному производству, машинной технике, автоматизированным и компьютеризированным системам - отражает процесс все более глубокого освоения природы. Он составляет содержание научно-технический прогресса (НТП). НТП имеет 2 основные формы: революционную и эволюционную.

Развитие Т. как элемента производительных сил общества включает 3 революции:

1.неолитическую (14-8 тыс. до н.э.), содержание которой – превращение мускульной силы в орудие труда через преобразование вещества;

2.промышленную 18 века – переход к крупному машинному производству засчетовладения энергией;

3.современная НТР (вторая половина 20 века, термин философа Дж. Бернала) – революция в развитии производительных сил общества, применение в производстве и потреблении научных знаний. Начало овладения информационными процессами.

Все эти смыслы можно свести к единому пониманию техники: это совокупность разнообразных искусственных сооружений (артефактов), призванных выступить в качестве посредника между человеком и окружающим миром.

Как развивается философия техники?

В 18-19 в.в. происходит скачок в развитии Т. – развивается крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. Развитие естествознания подготовило энергетическую революции: возникают паровой (1776) и электрический ( (1867) двигатели. Разнообразные последствия развития Т. обобщаются теоретиками, которые говорят о различных типах отношения к феномену Т. В конце 19-начале 20 в.в. бурно развиваются технические науки. Возникает философия Т.: Мэмфорд, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Д. Белл, Х. Ортега-и-Гассетт, А. Тоффлер, И. Масуда.

Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы Т. И оценку ее воздействий на общество, человека.

Исходным методологическим основанием философии Т. является концепция «технологического детерминизма».Этовоззрение, полагающее, что техника развивается автономно, по своим собственным закономерностям, и обусловливает изменения общества и культуры. В современной философии техники технологическому детерминизму противостоит позиция, основанная на тезисе, что исторический процесс обусловлен не только техникой, но и социально-политическими, экономическими и экологическими факторами, а сама техника в своем развитии испытывает влияние со стороны социально-экономических структур.

Видное место в философии техники занимают концепции технократии, обосновывающие необходимость и неизбежность возрастания роли технической интеллигенции в обществе. Под технократией понимают: 1) технических специалистов, носителей научно-технических знаний; 2) тип государственного устройства, при котором экономическая и политическая власть находится под контролем технических специалистов.Одну из первых концепций технократизма разработал Т. Веблен(1857–1929). Он утверждал, что для технократии приоритетом являются развитие производства, науки и техники, общий рост благосостояния, тогда как для бизнесменов на первом месте стоит частный интерес. Поэтому ключевая роль в обществе должна принадлежать технократии.В середине XX века Дж. К. Гэлбрейт (1908-2006) ввел понятие техноструктуры для обозначения специалистов, организованных в иерархическую систему. Техноструктура, по Гэлбрейту, — это «носитель коллективного разума», субъект принятия масштабных социальных решений. Функции управления обществом переходят от субъекта собственности к субъекту «технической рациональности».Происходит «революции менеджеров», по выражению Дж. Бернхэйма, или «молчаливая революция», по Д. Беллу. Техническая интеллигенция становится субъектом политических решений.Согласно О. Тоффлеру (р. 1928), решающее влияние на архитектонику общества и его динамику оказывает «техносфера», которая производит и распределяет блага. По мере ее изменений меняются социо- и инфосферы, в свою очередь, влияющие на сферу властии психосферу.

В 80-е годы XX века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии. Она опирается на понятие «нового класса» высокообразованных специалистов, чей доход зависит не от размеров их собственности, а от их интеллектуально-творческого потенциала. Основной фигурой в концепции экспертократии является не обязательно технический специалист или менеджер, но эксперт, ученый.

На базе технократизма и экспертократизма сложилось направление неотехнократизма, утверждающее, что необходима не только техническая, но и гуманитарная экспертиза любых инноваций, нужна стратегия не только технической, но и «системной рациональности» (В. Бюль) и «гуманизация техники» (Дж. Уайнстейн).

В оценке роли техники имеются две противоположные установки: техницизм и антитехницизм. Техницизм — выражение некритической веры в благотворность развития техники для человечества. Антитехницизм— выражение технофобии, страха перед опасностями новых технологий, перед угрозой порабощения человека техникой. Так, по мнению Ж. Эллюля, Т. превращает средства в цель, стандартизирует поведение, превращая человека в объект «калькуляций и манипуляций». О. Шпенглер и К. Ясперс считали, что Т. – один из ведущих факторов, которые способствовали подчинению человека государственной машине. Ортега-и-Гассетт связывал появление в 20 веке усредненного «массового» челвека-потребителя с развитием Т. Современный этап антитехницизма выступает в форме «технофобии», - позиции крайней враждебности по отношению к роли техносферы в социальных отношениях. Она развивает идеи о том, что техническая реальность опирается на западный (мужской) тип активности, в нее заложено стремление переделать, подчинить природу, рационализировать жизнь; она вытесняет игровые элементы человеческой личности. Хабермас предлагает новую коммуникативную рациональность, а Маркузе – «новую чувственность» в качестве стратегий противостояния Т.

В философии Т. возникают синтетическая программа, основная идея которой – гуманизация Т.Ее основные идеи:

- Т. одновременно и средство порабощения человека, и объект творчества, она стимулирует развитие общества.Сама по себеТ – ни зло, ни благо;

- невозможно сделать Т. нерепрессивной по отношению к человеку, ибо в нее заложено отношение к миру как к объекту потребления;

- необходима регуманизация Т. должна коснуться не внешнего инструментария, а восстановления духовных потребностей человека. Гуманизация техники должна выражаться в ее ориентация на освобождение человека от всех форм социальной зависимости;

- Т. нужно рассматривать в широком контексте: экологическом, политическом. Сама по себе техника ничего не решает и ни к каким последствиям не приводит. Последствиями чревато использование ее определенными социальными структурами. Они должны быть перестроены – гуманизированы;

- В контексте этих программ возникают этические кодексы, регламентирующие творчество в области технознания и использования техники в реальной жизни общества.Формируется техноэтика, в рамках которой техническим сообществом предпринимаются способы регламентации деятельности: техника должна создаваться так, чтобы не наносить вред человеку и его природному окружению. В оценку технологической линии, например, помимо экономического параметра добавляются новые параметры, такие как политические, экологические, аксиологические. Техническая деятельность должна ориентироваться на потребности человека и общества.

В культуру приходит идея коэволюции.Она идея себя очень хорошо зарекомендовала в моделировании взаимодействия науки и техники.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...