Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.




    Осн. смысл:Специфика дисциплинарного, междисциплинарного и философского подходов к исследованию науки.

    План:Определение науки. Основание для выделения основных стратегий исследования науки. Анализ дисциплинарных и междисциплинарных стратегий. Специфика философского исследования науки. Основные проблемы философии науки.

 

 

       Наука является системообразующим элементом современной культуры, особенно в техногенном обществе. В науку вкладываются огромные финансовые, интеллектуальные, материальные ресурсы. Именно поэтому ее развитие должно быть предсказуемым и управляемым. Наука – многогранный феномен. Она представлена, прежде всего, такими элементами, как организованная научная деятельность, научное знание и научный институт.Не удивительно, что в 20 веке науку стали изучать с различных сторон. Прежде всего, с позиций таких стратегий, как

1. Дисциплинарная стратегия

2. Междисциплинарная стратегия

3. Философия науки

 

1. Дисциплинарное исследование науки осуществляется                   силами таких дисциплин, как а) история науки, б) социология науки,

 в) психология науки, г) экономика науки, д) логика научного познания.

А) История наукикак дисциплинапоявляется в конце 19-начале 20 в.в.

Конечно, уже в первых университетах (Болонском, Оксфордском) велись летописи – жизнеописания великих ученых. Но именно в 1892 году в Сорбонне открылась первая кафедра истории науки. Это означало, что возникла новая дисциплина и история науки стала учебным знанием. Предметом истории науки стала историческая развертка научных идей. Однако процесс появления новых научных идей (открытий) рассматривался как самодостаточный, поскольку связь научного мышления с практикой, социальной жизнью не была очевидной. Эта связь привлекла внимание в последней трети 20 века – стали изучаться отношения науки и социума, социокультурная детерминация развития науки. Эта проблематика актуализировалась в связи с тем, что наука стала частью таких культур, в которых отсутствовали или частично присутствовали условия, необходимые для развития науки (Северная Корея, Тайвань, Индия, Россия в 19 и 20 в.в.). Изучение развития науки в таких «отклоняющихся» условиях связана с таким направлением истории науки, как антропология науки.

Б) Социология науки оформилась в 30-е г.г. 20 в., хотя первая кафедра социологии науки открылась в Сорбонне в 1895 г. Объекты социологии – социальные группы и социальные институты. Соответственно социология науки рассматривает как процессы становления науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и социальные функции науки. Важную роль играет изучение вопросов организации совместной деятельности научных коллективов. Основатели – Д.Бернал, Р. Мертон, Т.Парсонс. Один из основателей социологии науки – Роберт Мертон. В таких работах, как «Наука, технология и общество в Англии XVII в.» (1938г) и «Наука и социальный порядок» (1937 г.), Мертон сформулировал институциональную концепцию науки. Он рассмотрел те нормы и ценности, которые, регулируя взаимодействие ученых внутри научных сообществ, выступают как социальный институт науки. Например, Мертон выделил такие универсальные нормы науки, как

«универсализм», «коллективизм», «бескорыстность» и «организованный скептицизм». Они, по Мертону, составляют этос науки. Критика «мертонианской парадигмы» социологии науки развернулась во

2-й половине 20 века в связи с релятивизацией, коммерциализацией, милитаризацией науки. Предмет современной социологии науки изучает связи науки с другими социальными институтами (например, политическими), обществом в целом. Изучает формы национальных и международных организаций в разных странах и в разных дисциплинах и т.д.

В) Психология науки исследует психологию научного творчества. Это одна из наиболее молодых стратегий изучения науки. В 2006 году была создана первая научная организация, занимающаяся вопросами психологии науки (ISPST). В 2008 году эта организация начала выпускать первый в мире рецензируемый журнал по психологии науки. Проблемное поле психологии науки:  психологические механизмы индивидуального и коллективного создания научных знаний;вопросы психологической подготовки научного персонала, диагностики его личностных качеств и формирования требуемых психологических установок;  проблематика возрастной динамики научного творчества; психологические аспекты коммуникации между учёными; вопросы, связанные с восприятием и оценкой новых идей; психологические аспекты автоматизации и компьютеризации научных исследований и др.

В отличие от социологии, экономики науки, реальное влияние психологии науки на научное творчество исследовано слабо. Тем не менее, основная задача психологии науки – алгоритмизировать научное мышление, сделать его более эффективным.

Г) Логика науки формируется вначале как часть аналитической стратегии

в философии 20 века. Исследования парадоксов теории множеств, ускоренная формализация и математизация науки показали связь оснований математики с корректным использованием языковых средств и логикой. С Г. Фреге, Б.Рассела начинается разработка логического аппарата, позволяющего анализировать язык науки. Наука в этих исследованиях предстала как сложнейшая знаково-символическая система, которая может быть изучена средствами семиотики в ее синтаксической, прагматической и семантической составляющих. Исследование соотношения языка и предмета обозначения (семантика), соотношения между символами (синтактика) дали начало современной формальной логике, математической логике. Проблематика логики науки в дальнейшем развивается в работах представителей т.н. Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик).

 

2. Междисциплинарный подход развивается в науковедении как результат интеграции отделных дисциплин – логики науки и истории науки, социологии науки и истории науки. Такой синтетический подход первоначально проявился в творчестве крупных естествоиспытателей –

Т. Гексли, Н.И. Вернадского, Н. Бора, В. Гейзенберга, М. Планка, Э. Шредингера. Все они размышляли о внутренних закономерностях развития науки, размышляли о собственном опыте в ней.

Междисциплинарный подход реализуется, например, в наукометрии, нормативном направлении изучения науки.

Наукометрия – область знания, которая занимается изучением структуры, динамики науки статистическими средствами. Сформировалась после второй мировой войны, когда резко усилился интерес к науке в целом. Становлению социометрии способствовали труды Д. Бернала, Д. Прайса, В. Налимова, Г. Доброва. Д. Прайс и его школа впервые применили методы математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного

аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат, частоте использования какого-либо языка, объемов текста, оценке степени научности и т.д. Целый ряд результатов прикладных наукометрических исследований используется в управлении наукой и построении новых информационных систем. Само слово «наукометрия» ввел в обращение русский философ и математик В.В. Налимов.

 

3. Философия наукиявляется самым общим подходом к исследованию науки. Понятие «философия науки» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле это понятие обозначает совокупность концепций о природе, функциях, особенностях науки, которые возникли в западной и отечественной философии на протяжении 19-20 в.в. В широком смысле этот термин обозначает самостоятельную философскую дисциплину, которая занимается системным изучением науки как уникального явления современной культуры и социума. Появилась эта форма философской рефлексии над наукой во второй половине 20 в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...