Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социология как наука, её полипарадигмальный характер.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Каков предмет философии науки? Для ответа на это вопрос следует выявить соотношение философии науки с иными дисциплинами. Науковедение и наукометрия изучают проблемы организации научной деятельности, процессов формирования и функционирования научного знания. Социология науки исследует структуру научных сообществ и анализирует науку как особый социальный институт по производству нового научного знания. Психология науки исследует проблемы научного творчества. История науки описывает процессы, касающиеся научных открытий и изобретений. Ни одна из этих дисциплин специально не изучает процесс научного исследования, рост и развитие науки. В отличие от них философия науки как раз ставит главной целью исследование процесса познания в науке. При этом в отличие от истории и социологии науки, она учитывает лишь общий характер воздействия общества, его материальных и духовных потребностей на развитие науки. Вместе с тем философия науки тесно взаимосвязана с частными научными дисциплинами, исследующими науку. Главная цель философии науки состоит в раскрытии тех методов, способов и приемов, с помощью которых достигается объективно истинное знание об окружающем нас мире. Методология науки – составная часть философии науки, которая изучает методы и способы познания. Научное знание можно изучать с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения процесса исследовательскойдеятельности; в этом случае предмет анализа – научное исследование и его методы, во-вторых, с точки зрения результата этого процесса, в этом случае предмет анализа –существующее знание и методы его обоснования. В первом случае речь идет ометодологии научного исследования, во втором случае – ометодологии анализа существующего научного знания. Становление методологии науки.Верное осмысление роли метода в науке произошло не сразу. В античную эпоху задачу исследования методов науки решали философы, поскольку в то время сама наука, за исключением математики и астрономии, развивалась в рамках философии. Древнегреческое слово «метод» обозначает путь к достижению какой-либо цели, и впервые проблемы научного метода стали изучаться именно в рамках древнегреческой философии. Античная наука не знала опытного естествознания, поэтому речь шла только о теоретических методах исследования. Ярким образцом становления таких методов является силлогистика Аристотеля как основание классической дедуктивной логика и аксиоматический метод. В эпоху Нового времени исследованием методов познания также в первую очередь занимались в основном философы. При этом наибольший вклад в исследование научной методологии внесли те из них, которые одновременно были выдающимися учеными в конкретных науках (Г. Галилей, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц). Становление экспериментального естествознания в XVII веке потребовало разработки методов и средств опытного изучения природы. Именно поэтому в центр философских систем выдающихся философов того времени Ф. Бэкона и Р. Декарта выдвигается проблема научного метода, и при этом – метода экспериментального естествознания в своих сочинениях уделили большое внимание проблеме исследования методов получения нового знания в науке. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, который освещает путнику дорогу в темноте. Он стремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. В «Новом Органоне» в качестве такого метода представлена индукция (в противоположность «Органону» Аристотеля, в котором раскрывалась суть дедуктивного метода). Аристотелевскую дедукцию Бэкон считал принципиально непригодной для развития наук о природе. В свою очередь, индукция требует от науки основываться на опытном базисе, исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента. Только на такой основе, по Бэкону, можно познать причины и законы. Так же остро ставил проблему научного метода французский философ Р.Декарт: «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что беспорядочные занятия и темные мудрствования помрачают естественный свет и ослепляют ум»[11]. Его основные философские работы посвящены проблемам метода. Это, прежде всего, «Рассуждение о методе». Работа «Правила для руководства ума» – это фактически «разложенный по полочкам» алгоритм использования научного метода в процессе исследования. Определение метода по Декарту не только раскрывает его структуру, но и показывает, вслед за Бэконом, роль метода в системе научного познания: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»[12]. В связи с этим он выдвигает три правила метода: 1) начинать с простого и очевидного; 2) из него путем дедукции получать более сложные высказывания; 3) действуя при этом так, чтобы не было упущено ни единого звена, т.е. сохраняя непрерывность цепи умозаключений.
Социология как наука, её полипарадигмальный характер.
Социология - учение об обществе, наука, кот изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Объект - общество и информация о нем, полученная другими науками.Предмет изучения - закономерности функционирования, развития общества и взаимодействие общностей разного типа Исторические предпосылки возникновения социологии: · Распад традиционных социальных связей в ряде стран Запада · Промышленная революция · Урбанизация · Великая Французская буржуазная революция Социология выполняет функции: · Объяснительная · Описательная · Прогностическая функция Объект социологии – общество – многообразные формы совместной жизнедеятельности, взаимодействий и объединений людей Предмет социологии по Веберу – социальные действия людей, которые: · наделены смыслом · ориентировано на других Предмет социологии по Дюркгейму – социальные факты (государство, система права), которые: · существуют вне человека · независимы от человека · оказывают на людей принудительное воздействие Структура: · макросоциология (анализ общества как целого и его структуры как части – экономическое и политическое устройство, религия, постиндустриализм, etc.), · микросоциология (взаимодействие людей в малой социальной группе, соображения, которыми они руководствуются). · теории среднего уровня (распределение ролей в социологическом институте), Парадигмы – совокупность основных теоретических положений и принципов, лежащих в основе теории или ряда теорий. В них входят 3 группы: · структурные (рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единой системы целого, в основном на макроуровне), · интерпретивные (основные – изучение и интерпретацией чел поведения, его мотивов в основном на макроуровне), · интегральные и объединительные (анализ социальных реалий с точки зрения единства объективного и субъективного, структуры и индивида). Огюст Конт - отец основатель социологии (середина 19-ого века) Классификации: По способам получения знания: теоретическая и эмпирическая социология Методы эмпирического исследования: Количественные и качественные методы. По уровням: Макросоциология, микросоциология, теории среднего уровня Отраслевые социологические теории: По сферам деятельности или социальным институтам |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |