Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ




В XV в. на Руси появляются первые уставные таможенные грамоты, которые свидетельствуют о развитии правовой регламентации в таможенном деле. В этот период сбор таможенных пошлин возлагался на великокняжеских наместников и пошлинников, а также на избираемых верхушкой посада или черносошного крестьянства, целовальников, "излюбленных" голов, старост и таможенников.
В XVI-XVII вв. таможенные головы и их помощники-целовальники ("ларечные и караульные") при вступлении в должность и при принятии присяги на верность государю целовали икону. Образ "Распятие с предстоящими", представленный в экспозиции, является аналогом крестоцеловальных икон того времени.

В XVII в. таможенными сборами ведал Приказ Большого прихода, а с 1680 года - Приказ Большой казны. На местах общий контроль осуществляли воеводы и таможенные головы, таможенным оформлением товаров занимались работавшие по найму дьяки и подьячие. В их обязанности входило записывать в таможенные "приходные", "расходные", "отпускные" и "обыскные" книги данные о явке товаров и их обложении, составлять таможенные выписи и товарные ценовые росписи. Таможенные головы выбирались или назначались из гостей, купцов, торговых, посадских, служилых людей и даже из дворцовых и монастырских крестьян, не получавших жалования за службу.
В разделе истории Департамента таможенных сборов XIX - начала XX вв. представлены комплексы предметов, характеризующие многофункциональность таможенной службы: подлинные предметы складского хозяйства (весы, разновесы, измерительные приборы), образцы вооружения, документы о создании таможенной флотилии и таможенной стражи, материалы таможенной лаборатории, предметы рабочего места таможенника. Образцы форменной одежды служащих Департамента таможенных сборов дают наглядное представление о внешнем виде таможенных чиновников указанного периода. Уникальные документы о проведении I и II Всероссийских съездов профсоюза таможенных служащих 1917 - 1918 годов характеризуют таможенную службу в условиях революции.

Название Мытнинской набережной напоминает о самом старом строении квартала – Мытном дворе. В первые годы существования Петербурга на берегу Невы, рядом с пристанью, у строящейся крепости собирали мыт – пятипроцентную пошлину с привозимого в город леса, сена, продовольствия (кроме хлеба). Слово это уже тогда устаревало, мыт как процентная натуральная дань с купцов, которую взимали еще в Древней Руси, в 1654 году был заменен рублевой пошлиной, но таможни по инерции назывались мытными дворами. Уже к 1730-м годам контора мытарей переехала на другой берег Малой Невы, на Васильевский остров, ближе к порту. Но поскольку мытные дворы были еще немного и гостиными, на набережной, как указывает в своем «Описании Санкт-Петербурга» первый историк города Андрей Богданов, остались рыбные и мясные ряды, «весовой анбар», рыбные садки. Здесь же продавали кирпич, глину и песок для печей, а кроме того, был устроен «извощичий притон» («извощичье становище»). К 1732 году появились «два великие каменные Провиантские магазейна» – продуктовые склады. Их можно видеть еще и в атласе Цылова 1849 года. Об их существовании также напоминает Провиантская улица.

История таможенного дела в России и становление таможенной службы в Санкт-Петербурге неразрывно связаны с историей самого города. На протяжении почти трех веков главные органы управления таможенной службы России были сосредоточены в Петербурге. Здесь же находилась крупнейшая в России Санкт-Петербургская портовая таможня, посредством которой осуществлялся основной внешнеторговый оборот государства. И сейчас, когда идет процесс формирования современной таможенной системы, Санкт-Петербург остается ее важным звеном.

Основанный на берегах Невы 16 (27) мая 1703 г., как форпост России на Западе, Санкт-Петербург должен был одновременно стать и ее главным торговым портом на балтийском побережье.

Вполне обоснованно можно сказать, что после прихода первого иностранного торгового судна произошло первое таможенное оформление товаров и было положено начало внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга.

Именно это событие - момент прихода в петербургский порт первого иностранного торгового судна - было принято в качестве условной даты начала деятельности таможенной службы в Санкт-Петербурге. Подтверждением того, что в первые годы существования нового города в нем уже действовала таможенная служба, может явиться факт взимания в начале XVIII века внутренних таможенных пошлин - обложения торговых операций, совершавшихся на внутреннем рынке. Поэтому несомненно, что уже в год основания Петербурга появилась в Санкт-Петербурге внутренняя таможня.

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

Влияние таможенного устава 1755 г. на развитие торговли Санкт-Петербурга

Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.
Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений.
Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в Российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России. 29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. В именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 29 апреля 1757 года отмечалось, что по прошествии 26 лет после издания тарифа 1731 года «многие иностранные товары вновь привозятся, а также российские отвозятся, которых в самом тарифе и не именовано».

Номенклатура российских товаров, вывезенных из Санкт-Петербурга в 18 веке.

На первом месте в русском вывозе, как и в предшествующее время, стояли сырье и полуфабрикаты — лен, пенька и пакля, составлявшие от 20 до 40% всего экспорта. За ними шли кожа, ткани, лес, канаты, щетина, поташ, сало, пушнина.

Цели создания Таможенного управления 24 июня 1811 (состав округов)

24 июня 1811 г. было принято «Учреждение Таможенного управления по Европейской торговле» (№24684). Важнейшим его нововведением, по сравнению с предыдущей организацией таможенного дела, стало создание 11 таможенных округов, состоящих, в свою очередь, из нескольких таможен и застав: 1-й округ Архангельский, в него входили таможни Архангельская и Онежская, а также Новодвинская, Кольская и Мезенская заставы. 2). С. Петербургский с таможнями С. Петербургской, Крондштадтской, Нарвской с Магдебургской заставой и Выборгская с заставами Трандзундской и Фридрихсгамской. 3). Ревельский, состоящий из таможен Ревельской и Гапсальской, а также заставы Балтийского порта. 4). Рижский, в составе таможен Рижской, Болдеражской, Аренсбугской. 5). Либавский, с таможнями Либавской и Виндавской. 6). Палангенский, с входящими в него таможнями Палангенской, и таможен и застав, по границе от Палангена до Брест-Литовска включительно. 7). Радзивиловский, в составе Радзивиловской таможни и таможен и застав, по границе от Брест-Литовского до Исаковецкой таможни включительно. 8). Дубоссарский, из таможни Дубосарской и таможен и застав, от Исаковецкой таможни до Овидиополя включительно. 9) Одесский округ: Одесская таможня и заставы Маякская, Херсонская, Николаевская. 10). Феодосийский: из таможен Феодосийской, Евпаторийской и застав Балаклавской, Еникольской, Керченской, Бугазской. 11). Таганрогский: из таможни Таганрогской и Мариупольской заставы. При этом каждый таможенный округ, со всеми входящими в его состав таможнями и заставами, а также таможенной стражей, управлялся начальником округа .

Работа таможенных органов в 1917 году.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р. Менжинского.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 398.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...